Если вылет диска меньше чем положено: вылет стал больше, а колея уменьшилась — как так? — журнал За рулем

Если вылет диска меньше чем положено: вылет стал больше, а колея уменьшилась — как так? — журнал За рулем

Можно ли ставить диски с другим вылетом

Вылет диска — все что нужно знать
Вылет диска – на самом деле один из самых важных его геометрических параметров. Причина такой важности в том, что если диск не соответствует по диаметру, количеству болтовых отверстий или расстоянию между ними – Вы скорее всего просто не сможете установить такой диск на ступицу, а вот диск с несоответствующим штатному вылетом (если отклонение небольшое) в большинстве случаев без проблем становится на ступицу и вроде бы нормально выполняет свои функции. Насколько можно доверять вот этому «вроде бы»?
На различных автофорумах автомобилисты часто спорят на тему «насколько и в какую сторону вылет диска может отличаться от штатного», при этом часто высказываются диаметрально противоположные мнения.
Продавец-консультант в специализированном шинном магазине, скорее всего Вам скажет, что небольшое отклонение вылета от требований автопроизводителя вполне допустимо, и в том случае, если колесо в сборе нормально садится на ступицу и при вращении не цепляет за детали подвески и кузова – такой диск однозначно можно ставить на автомобиль. Продавец же колесных проставок вообще скажет Вам, что уменьшение вылета диска — это никакая не проблема, независимо от конкретных параметров. И это понятно — их цель — продать Вам диски, проставки под колесные диски и прочие товары. Ваша цель — купить то, что точно Вам подходит.

А на самом деле? Давайте разберемся во всем по порядку и не спеша.
Что такое вылет диска?
вылет диска — разные вариантыВылет диска – это расстояние между вертикальной плоскостью симметрии колеса и плоскостью приложения диска к ступице в миллиметрах. Формула вычисления вылета диска крайне проста:
ET=a-b/2, где
a – расстояние между внутренней плоскостью диска, и плоскостью приложения диска к ступице
b – общая ширина диска
Исходя из формулы вычисления, нетрудно заметить, что вылет диска может быть положительным (чаще всего), нулевым и отрицательным. Кроме того, вылет дисков фактически непосредственно влияет на ширину колесной базы, ибо от этого параметра напрямую зависит расстояние между центрами симметрии (по ширине) колес на одной оси.

Кроме того, опять таки из формулы вычисления, можно сделать вывод о том, что на вылет диска не влияют ни ширина диска (и соответственно шины), ни диаметр диска. Для определения расчетных нагрузок на подвеску важно исключительно плечо приложения силы, т.е. расстояния от центра шины (по ширине) до ступицы. Таким образом, независимо от размерности шин и дисков, расчетный вылет, требуемый автопроизводителем для одной модели автомобиля будет всегда один.
В кодировке, которая нанесена на внутреннюю поверхность диска, вылет обозначается, как ЕТхх, где хх – это фактическое значение вылета в миллиметрах. Например: ЕТ45 (положительный), ЕТ0 (нулевой), ЕТ-15 (отрицательный)

Допустимы ли отклонения вылета диска?
Для ленивых и занятых: вылет диска должен точно соответствовать требованиям производителя автомобиля и никакое отклонение в никакую сторону не может считаться допустимым. Изменяя вылет диска (даже не «незначительные» 5 мм) Вы изменяете также существенные условия работы всех узлов подвески, создавая усилия (и векторы их приложения), на которые Ваша подвеска не рассчитана. Самое простое следствие – срок службы элементов подвески сокращается, но в условиях критических нагрузок последствия могут быть гораздо печальнее, вплоть до внезапного разрушения во время движения. Хотите знать почему – читайте дальше.

Почему продавцы заявляют обратное? Ответ прост – просто потому, что вариантов вылета диска существует очень много, и конкретно под «Ваш» вылет им достаточно сложно подобрать подходящие по другим параметрам диски для Вашего авто. Т.е. пренебрежение точностью соответствия вылета существенно расширяет ассортимент дисков, которые Вам смогут предложить, что существенно повышает шансы что-либо Вам продать.
Почему для разных комплектаций автомобилей делают разные запчасти?
Для начала, нужно понимать, что, во время разработки подвески каждого отдельно взятого автомобиля конструкторы просчитывают величайшее множество параметров, в зависимости от которых определяются, в том числе, и требования к отдельным элементам подвески.
Вы никогда не сталкивались, например, с такой ситуацией, когда для двух одинаковых автомобилей (модель, марка), отличающихся только двигателем, производитель делает разные детали подвески – шаровые опоры, наконечники рулевых тяг, рычаги, а также все сайлентблоки, которые присутствуют в местах соединения этих узлов? Как думаете, почему так происходит?
Все очень просто: потому, что разные моторы имеют разный вес, соответственно, при его изменении меняется сила и (возможно) вектор приложения силы, действующая на отдельные узлы подвески. Соответственно, меняется и конструкция, которая должна обеспечивать максимальную надежность узла при сохранении управляемости и комфортности, ну и (что также немаловажно) минимальных затратах на производство.

И нужно отметить, что если раньше большинство автопроизводителей делали достаточно большой запас прочности в основных узлах автомобиля (в т.ч. касается подвески), то в последнее время наблюдается тенденция к более точным конструкторским расчетам и снижению себестоимости автомобиля именно за счет уменьшения вот этого запаса прочности. И тенденция эта, увы, существенно снижает какие-либо возможности для «гаражного» тюнинга, как подвески, так и двигателей.

Какие силы действуют на детали подвески?
вылет диска — подвеска МакферсонаЕсли разложить подвеску современного автомобиля по силам, которые действуют на отдельные ее элементы – получится многотомное издание, которое не под силу для понимания обычному автолюбителю. Поэтому для наглядности рассмотрим упрощенный вариант независимой подвески системы МакФерсона, где ступица крепится к кузову одним поперечным рычагом и стойкой с амортизатором.
Согласно Третьему закону Ньютона (сила действия равна силе противодействия), общая масса автомобиля распределена между четырьмя его колесами, при этом сила, действующая на каждое колесо, направлена от поверхности, на которой стоит (или двигается) автомобиль. Точкой приложения этой силы является при этом центр площади пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если принять, что подвеска автомобиля исправна, колеса отбалансированы и углы развала-схождения соответствуют норме, то этот центр площади пятна контакта будет находиться на оси симметрии колеса по его ширине. Туда же должна опускаться и ось стойки амортизатора, на которой находятся крепления рулевых тяг (наконечников).

Таким образом, сила, равная доле массы автомобиля, приходящейся на любое из его колес, направлена от земли и точка приложения этой силы – центр симметрии колеса по ширине. Учитывая конструкцию подвески, указанная сила создает моменты на ступичный подшипник, рычаг (растяжение) и стойку с амортизатором (сжатие).
И конструктор, который разрабатывает узлы подвески автомобиля, тщательно просчитывает все эти моменты, учитывая в разработке, в частности ступицы, рычага, стойки амортизатора, шаровой опоры, наконечников рулевых тяг и т.д. Запас прочности, безусловно закладывается, но, как правило, этот запас имеет тенденцию к уменьшению, поскольку его увеличение ведет к увеличению себестоимости подвески в целом.

Что происходит при изменении расчетного вылета диска?
На рисунке выше хорошо видно, что единственное, на что по факту влияет вылет – это расположение центральной оси диска (колеса) относительно ступицы. При увеличении вылета колесо будет «садиться» глубже на ступицу, сужая колесную базу. Уменьшение вылета, соответственно, расширяет колесную базу и «выносит» колесо наружу.
Главное, что нужно понимать автолюбителю, это то, что в обоих случаях смещение центральной оси диска неизбежно смещает рулевую ось, изменяя при этом предусмотренные конструктором параметры выворота руля (это влияет и на управляемость автомобиля в целом и на износ резины в поворотах), и изменяет сами моменты сил, действующие на подвеску, а также векторы их приложения. Все это в комплексе заставляет подвеску работать в непредусмотренном автопроизводителем режиме, а потому срок ее службы и безопасность вождения (особенно в экстремальных условиях) в таком случае – лотерея с небольшими шансами.
Таким образом, даже если колесо с непредусмотренным вылетом без проблем садится на ступицу – это еще совершенно не означает, что этот диск подходит для безопасного использования. Если вылет понравившегося Вам диска больше штатного (предусмотренного производителем автомобиля), выходом из ситуации может быть использование колесных проставок, но найти подходящие Вам проставки под диски будет не так просто.

ВСЕ ПРОДАВЦЫ ДИСКОВ ТРЕБУТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРИМЕРКИ НЕМОНТИРОВАННОГО ДИСКА НА ПЕРЕДНЮЮ ОСЬ АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ИХ СБОРКОЙ, Т.К. НЕВОЗМОЖНО НА 100 ПРОЦЕНТОВ УГАДАТЬ ГЕОМЕТРИЮ ДИСКА И ФОРМУ ТОРМОЗНЫХ СУППОРТОВ КОНКРЕТНОГО АВТОМОБИЛЯ.

ПРОВЕРЯЙТЕ ДИСКИ ПЕРЕД МОНТАЖЕМ — ЭТО СПАСЕТ ВАС ОТ ЛИШНЕЙ ТРАТЫ ВРЕМЕНИ И ПОТЕРЯНЫХ ДЕНЕГ.

Обычно размеры дисков строго регламентированы производителем. Эти данные можно, как правило, найти на табличке рядом с водительской дверью, однако если вам понравился по дизайну какой либо диск и вы не можете оценить подходит или он вам или нет, то необходимо проверить следующие параметры: ширину диска, вылет, посадочные отверстия, и диаметр центрального отверстия

Использование более широких дисков (относительно выбранной шины) грозит повышенной нагрузкой в области крепления диска к шине и может привести к самопроизвольной разбортовке колеса. Узкий диск приводит к излому шины в районе пятна контакта.

Подбор дисков по вылету.

Вылет это расстояние от центра диска до привалочной плоскости (плоскость, которой диск крепится к автомобилю). Обозначается буквами ЕТ, которые как правило выбиты на диске.

Чем больше вылет тем более колесо утапливается во внутрь. Чем меньше — тем более выходит в наружу.

Стандартный вылет задается производителем, ни в коем случае его нельзя увеличивать относительно стандартного, т.е. если у вас должны стоять диски с вылетом 46 то покупка дисков с вылетом, например, 50 приведет к тому, что колесо еще больше утопится вовнутрь и станет задевать тормозные агрегаты автомобиля. Допускается уменьшение вылета до 5-7 мм, например установка дисков с вылетом 40-42 не приведет ни к каким последствиям, однако большее уменьшение вылета чревато тем что вылезшие колеса начнут задевать за крылья автомобиля.

Итак, правильный вылет на диске это тот, который рекомендован заводом изготовителем и от него минус 5-7 мм.

Изменение диаметр диска

Отступление от диаметра, рекомендованного заводом производителем, должно быть сделано с пониманием этого вопроса. При увеличении диаметра диска обычно уменьшается профиль шины и таким образом внешний диаметр колеса остается почти неизменным. При этом появляются свои плюсы и минусы.

1) Эстетический – машина выглядит красивее.
2) Возможно уменьшится неподрессоренная масса колеса если вы выберете легкие диски и более легкие шины. (как правило это срабатывает только с кованными дисками)
3) Улучшится управляемость автомобилем, особенно в поворотах.

Минусов не больше, однако они более тяжелы для вашего кошелька

1) Радикально ухудшится комфортность.
2) Уменьшение резиновой прослойки приведет к более эффективной передаче ударов от неровностей на диск и на подвеску.
3) Вероятносность «разбить» колесо с более низким профилем увеличивается.

Итак вам решать: стоит ли переплачивать за красоту и управляемость (тем более что заменой одних колес этот вопрос не решить) и жертвовать комфортной ездой, постоянно боясь убить диски, шины и подвеску.

Диаметр расположения и количество отверстий крепления

Строго определено заводом изготовителем изменение не допускается ( обозначается PCD — Pitch Circle Diameter и количество отверстий. PCD100/4 – это 4 отверстия на диаметре 100 мм. )

В идеале центральное отверстие должно совпадать с посадочным отверстием ступицы. Невозможно установить колесный диск на автомобиль, если у него центральное отверстие меньше штатного.

Многие производители делают так называемые универсальные диски, с большим центральным отверстием и набором проставочных колец для конкретного автомобиля. Такой подход имеет место, однако стоит следить чтобы пластиковые кольца не повреждались во время монтажа, а нерадивые монтажники не теряли их. При этом всегда есть некоторая вероятность их деформации. При примерке дисков внимательно посмотрите — не остались ли на ступице старые проставочные кольца от других дисков.

Если вы переходите со стальных дисков на литые, то как правило вам понадобится дополнительный крепеж для литых дисков с конусными (как правило ) головками. Не пытайтесь прикручивать литые диски крепежом от штампованных дисков.

При грамотном подходе можно не только не испортить автомобиль, но и сделать его более походящим под индивидуальные требования. Разберём по пунктам, как можно поиграть с тем или иным параметром колеса.

— Диаметр. Как правило, на одну и ту же модель автомобиля производитель предлагает колёса разного диаметра — чем больше, тем дороже. Поэтому можно смело ставить на свою машину диски, которые соответствуют оригинальным размерам. Надо только не забывать следовать рекомендованным к этим колёсам размерам шин, чтобы автомобиль ехал так, как предусмотрено — не врал спидометр, не было задеваний колеса за арку и т.п. Возможные параметры колёс можно посмотреть на сайте производителя в разделе технических характеристик, если автомобиль всё ещё продаётся, или поискать по базам данных в интернете.

Установка колёс за пределами тех, что предусмотрел автопроизводитель, — уже искусство. Например, меньшие колёса могут не налезть на тормозной суппорт. Но это не значит, что на «шестнадцатые» тормоза не встанут 15-дюймовые диски — в отдельных моделях спицы могут быть выгнуты подходящим образом, и всё встанет, хоть и с минимальными зазорами. В случае с большим диаметром надо смотреть на расстояние от шины до крыла и деталей подвески, особенно на передней оси, с учётом того, что колёса там поворачиваются в стороны.

При установке меньших и больших, чем заводские, диаметров колёс следует пользоваться шинным калькулятором. Он позволяет подобрать резину подходящей размерности, которая оставит неизменным внешний диаметр колеса со смонтированной шиной. Также надо помнить, что большие диаметры колёс — это всегда уменьшение профиля шины и снижение её амортизирующих свойств. А значит, страдать будет и комфорт пассажиров, и детали подвески, и диск станет более уязвимым на острых колдобинах. Кроме того, более крупные диски и весят больше, что тоже отрицательно сказывается на разгонной динамике, расходе топлива и долговечности деталей подвески.

— Ширина. Она обычно связана с диаметром колеса, хоть и не жёстко. Поэтому отступать от штатных сочетаний размера и ширины смысла нет — с шагом вверх по диаметру, как правило, увеличивается и ширина колеса. А что если поставить ещё шире? Например, хочется агрессивный внешний вид автомобиля или широченные шины, чтобы «машина липла к дороге». Любой (почти) каприз за ваши деньги. Потратиться придётся на сами диски (аномально широкие колёса стоят намного дороже обычных), более широкие шины (просто дороже обычных), возможно, проставки и сопутствующий крепёж, чтобы ничего нигде не задевало и, возможно доработку крыльев и арок, тоже чтобы не задевало. А также будьте готовы к более частому ремонту подвески из-за увеличившейся нагрузки. Зато красиво.

— Вылет. Незначительные отличия по вылету (плюс-минус 5-10 мм) допустимы, если не удаётся найти диск с родным значением. Впрочем, слишком большой положительный вылет можно исправить проставками, ширина которых измеряется в миллиметрах — это значение и нужно отнимать от вылета диска, чтобы получить итоговое. То есть если заводской вылет у автомобиля +45, а диск имеет вылет +55, то проставка шириной 10 мм приведёт к итоговому вылету +45, потому что вы «посадите» его чуть шире, как будто у него ступичная часть более глубокая. А вот если вы возьмёте диск с вылетом +35, то уже ничто не поможет вам посадить его более глубоко — например, как диск с вылетом +45.

При выборе проставок надо помнить несколько вещей. Во-первых, проставка не должна быть слишком толстой для используемых шпилек/болтов — крепёж должен делать не меньше 5 оборотов, иначе его надо заменить на более длинный. Во-вторых, проставка должна соответствовать разболтовке, то есть должна быть высверлена в нужных местах, чтобы сквозь неё можно было пропустить крепёж. А в-третьих, на проставке также есть ступичная часть определённого диаметра и цилиндрическая посадочная часть под диск — в случае их несовпадения со ступицей автомобиля или ступичной частью диска следует применять проставочные кольца, о которых ниже. Ну и, конечно, необходимо использовать только качественные проставки — это вопрос безопасности.

Иногда владельцы сознательно идут на изменение вылета дисков. Например, все круто выглядящие диски с большими «полками» или «диповые» колёса с уходящими вглубь колеса спицами имеют небольшой плюсовой или даже отрицательный вылет, поэтому будут торчать наружу сильнее большинства заводских. При установке более широких дисков (для стиля или с целью использования более цепких широких шин) ограничителем ширины становится арка и элементы подвески, поэтому широкое колесо скорее встанет с меньшим вылетом, чем с заводским. Задние колёса, которым не нужно поворачиваться в арке, можно наращивать в ширину в очень больших пределах. Другое дело — что делать с кромкой крыла, но тут при значительном выносе диска на помощь приходят раскатка или расширители арок. Или даже отрицательный угол развала — чтобы спрятать верх колеса в арку.

Ещё одна причина для уменьшения значения вылета — эстетическая. На некоторых автомобилях заводские колёса слишком сильно утоплены в арки, и это выглядит некрасиво. Проставкой в 10-15 мм можно вынести колёса пошире и убрать этот визуальный недостаток без большого вреда для автомобиля. Наконец, гонщики-любители могут играть с помощью изменения вылета с шириной колеи передней и задней оси, соотношение которой влияет на характер поворачиваемости. В любом случае надо помнить, что уменьшение вылета негативно влияет на долговечность деталей подвески — будьте готовы чаще менять как минимум ступичные подшипники.

— Разболтовка. Менять её можно, но очень нежелательно. Обычно к этому прибегают на автомобилях ВАЗ, в которых до последнего поколения моделей применялась экзотическая сверловка 4×98. С помощью ухищрений вроде болтов с эксцентриком можно поставить колёса с распространённой формулой 4×100, но это не очень хорошо с точки зрения надёжности. Другой вариант, когда хочется поставить именно конкретные диски с чужой сверловкой на свою машину — это адаптеры. Они представляют собой проставки, которые притягиваются к ступице штатным крепежом, а в них закручены шпильки (или просверлены резьбовые отверстия) в соответствии со сверловкой желаемого диска. Помимо уменьшения надёжности крепления колеса этот способ неизбежно уменьшает его вылет — колесо будет сильнее торчать наружу, как раз на толщину адаптера. Однако если грамотно подбирать все параметры и использовать максимально качественные комплектующие, то такой способ установки колёс имеет право на жизнь.

— Центральное отверстие. Очевидно, что если ЦО выбранных дисков будет меньше, чем ступичная посадочная часть, то такие колёса просто не наденутся на ступицу. Но чаще всего посадочное отверстие на незаводских дисках сверлится с запасом, поэтому между ним и посадочным цилиндром на ступице образуется зазор. Много копий сломано в спорах на тему насколько это плохо и использовать ли выбирающие зазор центровочные кольца. Позиция автора материала, сформированная из практики, такова. Если вам не хочется использовать центровочные кольца и при этом отсутствует биение колёс — пожалуйста, нет проблем. Таких случаев известно немало, и они объяснимы.

Вместе с тем, центровочные кольца тоже существуют неспроста — часто только они могут помочь посадить колесо на ступицу точно по центру, чтобы диск и ступица вращались соосно. Внутренний диаметр должен точно соответствовать посадочному диаметру ступичного цилиндра, а внешний — посадочному отверстию колёсного диска. В штатных режимах центровочные кольца не несут нагрузки, поэтому изготавливаются из алюминия (может сильно прикипать к диску) или пластика. А в экстремальных ситуациях (сильный удар на неровности) они принимают на себя часть нагрузки и спасают колёсный крепёж. Центровочные кольца редких размеров можно изготовить на заказ, а при покупке в любом случае стоит взять с запасом — при смене колёс часто требуется менять и износившиеся колечки.

Выпячивание межпозвонкового диска Симптомы, причины и варианты лечения

Возможно, вы проходили медицинское обследование, которое выявило основную проблему со здоровьем. Врач объяснил, что у вас выпячивание межпозвонкового диска, но у вас могут остаться вопросы, на которые вы пока не ответили.

Это состояние может возникнуть у любого человека в любом возрасте, но чаще встречается у пожилых людей или у тех, кто занимается тяжелой физической деятельностью в течение продолжительных периодов времени. Важно понимать симптомы, причины и методы лечения грыжи диска, чтобы предотвратить ухудшение состояния.

Содержание

Что такое выпячивание диска?

Ваш позвоночник состоит из позвонков, между которыми расположены межпозвоночные диски, которые действуют как амортизатор, предотвращая повреждение спинной ткани и кости.

Они также облегчают передвижение. Диски имеют твердую оболочку и жидкостный центр. Движение или соскальзывание диска из его нормального положения приводит к выпячиванию жидкого материала наружу через самое слабое место оболочки диска. Во многих случаях диск раздувается между промежутками в позвонках. Этот процесс происходит в течение длительного периода. Чем дольше будет прогрессировать заболевание, тем хуже будут симптомы. Выпячивание дисков может относиться к протрузии диска.

Симптомы

Если протрузия межпозвоночного диска еще не достигла стадии грыжи, боль может быть незначительной или совсем отсутствовать. Выпячивание диска может вообще не вызывать боли, потому что оно не достигло определенного уровня тяжести, и это может затруднить выявление симптомов выпячивания диска до того, как состояние станет более тяжелым.

Чаще всего выпячивание дисков создает точки давления на близлежащие нервы, вызывающие различные ощущения. Признаки грыжи диска могут варьироваться от легкого покалывания и онемения до умеренной или сильной боли, в зависимости от тяжести. В большинстве случаев, когда выпячивание диска достигает этой стадии, оно находится рядом с грыжей.

  • Покалывание или боль в пальцах, кистях, предплечьях, шее или плечах.  Это может указывать на выпячивание диска в шейном отделе.
  • Боли в стопах, бедрах, нижней части позвоночника и ягодицах.
    Это наиболее распространенный симптом, который может указывать на проблему в поясничном отделе.
  • Трудности при ходьбе или ощущение нарушения при подъеме или удерживании вещей.

Эти симптомы требуют немедленного медицинского осмотра, поскольку они могут быть признаком потенциально опасного для жизни состояния.

При поражении седалищного нерва ощущения присутствуют в одной или другой ноге, но обычно не в обеих. Недержание мочевого пузыря может возникнуть из-за выпячивания диска, сдавливающего нервы, контролирующие мочевой пузырь. В этом случае немедленно обратитесь за неотложной медицинской помощью.

Боль в верхней части спины, иррадиирующая в живот или грудь, может быть симптомом выпячивания диска в средней части позвоночника. Мышечные спазмы также могут возникать при любом выпячивании диска. В то время как у некоторых пациентов симптомы могут не беспокоить в течение многих лет, у других могут возникнуть экстремальные или опасные для жизни последствия.

Причины

Вы, клиент, можете быть лучшим ресурсом для определения причины выпячивания диска. Ваш врач задаст ряд вопросов о вашем образе жизни и типе физической активности, которую вы выполняли на протяжении всей своей жизни.

Наиболее частая причина этого состояния может быть связана с естественным процессом старения и дегенерацией диска в сочетании с другими факторами риска. Диски могут стать более уязвимыми с течением времени.

Возможные причины выпячивания диска

 

  • Люди, ведущие малоподвижный образ жизни или курящие  , увеличивают вероятность протрузии диска.
  • Постоянная нагрузка на диск из-за травмы или поднятия тяжестей
     и напряжение может изнашивать их на протяжении многих лет.
  • Ослабление мышц спины  может ускорить процесс и может привести к внезапной грыже ослабленного диска.
  • Хотя грыжи дисков возникают со временем, грыжи межпозвоночных дисков могут возникать быстро при травме .
  • Плохая осанка, в том числе неправильное положение тела во время сна, сидения, стояния или физических упражнений — все это факторы риска, которые могут способствовать развитию грыжи диска.
  • Ожирение
  • Активные контактные виды спорта или занятия
     также являются факторами риска.
  • У бегунов, которые не используют обувь с ортопедической поддержкой , также может развиться грыжа диска.
  • Деятельность, вызывающая стресс и нагрузку на позвоночник  может привести к ослаблению дисков.

Диагностика

Тщательное медицинское обследование, включая рентген, а в некоторых случаях КТ или МРТ, необходимо для полной и точной диагностики состояния протрузии диска. Эти форматы тестирования показывают изменения формы и состояния диска.

Выпячивание диска и грыжа диска

Выпячивание диска

ГРЫЖА ДИСКА

Выпячивание диска не является грыжей диска. Это различие проводится Дэвидом Ф. Фардоном, доктором медицины, и Пьером С. Милеттом, доктором медицины, в их объединенных оперативных группах Североамериканского общества позвоночника. (https://www.spine.org/Portals/0/Assets/Downloads/ResearchClinicalCare/Nomenclature.pdf)

Проще говоря, выпячивание диска относится к явному генерализованному выпячиванию тканей диска за края краев позвонков, обычно менее 3 мм. Выпуклость — это термин для обозначения изображения, который может быть нормальным вариантом (обычно на уровне L5-S1). Это может быть результатом выраженной дегенерации диска или ремоделирования тела позвонка (вследствие остеопороза, травмы или соседней структурной деформации). Это также может произойти при слабости связок в ответ на нагрузку. Один интересный аспект «выпуклости» заключается в том, что это результат МРТ, который может коррелировать с кольцевым разрывом, который вызывает глубокую боль в пояснице по средней линии. Кольцевой разрыв может быть подтвержден с помощью дискограммы с последующей компьютерной томографией.

Дискуссия о грыже межпозвонкового диска гораздо более обширна и сложна, поскольку существует множество способов и мест, где грыжа межпозвоночного диска может образовываться.

Лечение грыжи межпозвонкового диска

Перед рассмотрением вопроса о лечении грыжи межпозвонкового диска или операции по удалению грыжи межпозвонкового диска есть несколько вещей, которые вы должны попытаться утаить, прежде чем рассматривать какое-либо лечение, минимально инвазивное или нет.

Пациент должен сначала изменить положение тела и поведение (положения во время сна, сидения и осанки), чтобы уменьшить любые симптомы протрузии диска или боль, вызванную пораженным диском. Устранение причинных факторов может помочь замедлить ухудшение состояния.

  • Здоровый план снижения веса и физические упражнения могут помочь пациентам с ожирением.
  • В некоторых случаях врач может порекомендовать физиотерапию для укрепления мышц спины и восстановления утраченной подвижности.

До возникновения грыжи многие нехирургические методы лечения успешно лечили грыжу межпозвонкового диска. Варианты лечения боли зависят от ее тяжести. От легкого до умеренного дискомфорта можно избавиться с помощью противовоспалительных препаратов, отпускаемых как без рецепта, так и по рецепту.

Также рекомендуется использовать грелки, пакеты со льдом, массаж и физические упражнения для уменьшения болевых симптомов. Некоторые врачи могут порекомендовать бинтование или фиксацию для поддержки пораженного участка в течение длительного времени. В экстренных случаях, когда диск вызывает опасные для жизни последствия, хирург может провести операцию, но это бывает редко.

Новые варианты лечения

Минимально инвазивные методы лечения становятся все более распространенными, и эндоскопическая хирургия позвоночника может помочь облегчить боль. Хирурги могут использовать незначительные хирургические методы, чтобы исправить проблемы с выпячиванием диска.

После процедуры пациентам могут быть рекомендованы упражнения для укрепления мышц спины. Тип процедуры, которую хирург выполняет через минимально инвазивную платформу, зависит от степени проблемы и характера проблем, которые вызывает выпячивание диска.

Заключительные мысли

Выпячивание диска — это заболевание, которое развивается в течение длительного периода времени. Хотя это чаще наблюдается у пожилых людей, это может случиться и с молодыми людьми. Симптомов мало, если они вообще есть, и раннее выявление возможно только с помощью медицинского обследования и сканирования, которые показывают изменения в форме и расположении диска. Некоторые могут испытывать ощущения, начиная от покалывания и заканчивая различными уровнями боли, а также прогрессирующим выпячиванием диска и грыжей. Раннее выявление означает, что более простые методы лечения могут предотвратить ухудшение состояния. Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь обращаться к нам , чтобы поговорить с одним из наших специалистов.

Грыжа межпозвоночного диска – симптомы, причины, профилактика и лечение

Кости (позвонки), образующие позвоночник в задней части, амортизируются дисками. Эти диски круглые, как маленькие подушечки, с жестким внешним слоем (кольцом), окружающим ядро. Расположенные между каждым из позвонков в позвоночнике, диски действуют как амортизаторы для позвоночника.

Грыжа межпозвоночного диска (также называемая грыжей, смещением или разрывом) представляет собой фрагмент ядра диска, который выталкивается из фиброзного кольца в позвоночный канал через разрыв или разрыв фиброзного кольца. Диски, которые становятся грыжами, обычно находятся на ранней стадии дегенерации. Позвоночный канал имеет ограниченное пространство, недостаточное для спинномозгового нерва и смещенного фрагмента грыжи диска.

Из-за этого смещения диск давит на спинномозговые нервы, часто вызывая боль, которая может быть сильной.

Межпозвоночная грыжа может возникнуть в любом отделе позвоночника. Грыжи дисков чаще встречаются в нижней части спины (поясничный отдел позвоночника), но также встречаются и в области шеи (шейный отдел позвоночника). Область, в которой ощущается боль, зависит от того, какая часть позвоночника поражена.

Однократное чрезмерное напряжение или травма могут вызвать грыжу межпозвоночного диска. Однако с возрастом материал диска естественным образом дегенерирует, и связки, удерживающие его на месте, начинают ослабевать. По мере прогрессирования этой дегенерации относительно небольшое напряжение или скручивающее движение могут привести к разрыву диска.

Некоторые люди могут быть более уязвимы к проблемам с дисками и, как следствие, могут страдать грыжами межпозвоночных дисков в нескольких местах вдоль позвоночника. Исследования показали, что предрасположенность к грыжам межпозвоночных дисков может существовать в семьях с несколькими затронутыми членами.

Симптомы сильно различаются в зависимости от положения грыжи диска и размера грыжи. Если грыжа межпозвоночного диска не давит на нерв, пациент может испытывать боли в пояснице или вообще не испытывать боли. Если он сдавливает нерв, возможны боль, онемение или слабость в той области тела, к которой проходит нерв. Как правило, грыже межпозвоночного диска предшествует эпизод боли в пояснице или длительная история прерывистых эпизодов боли в пояснице.

Поясничный отдел позвоночника (нижняя часть спины): ишиас/радикулопатия часто возникает в результате грыжи межпозвонкового диска в нижней части спины. Давление на один или несколько нервов, входящих в состав седалищного нерва, может вызвать боль, жжение, покалывание и онемение, которые иррадиируют от ягодицы в ногу, а иногда и в стопу. Обычно поражается одна сторона (левая или правая). Эта боль часто описывается как острая и похожая на удар током.

Это может быть более серьезным при стоянии, ходьбе или сидении. Выпрямление ноги на пораженной стороне часто может усилить боль. Наряду с болью в ногах могут возникать боли в пояснице; однако при остром ишиасе боль в ноге часто сильнее, чем в пояснице.

Шейный отдел позвоночника (шея): Шейная радикулопатия — это симптомы сдавления нерва в шее, которые могут включать тупую или острую боль в шее или между лопатками, боль, иррадиирующую вниз по руке в кисть или пальцы, или онемение или покалывание в плече или руке. Боль может усиливаться при определенных положениях или движениях шеи.

К счастью, большинство грыж межпозвоночных дисков не требуют хирургического вмешательства. Со временем симптомы ишиаса/радикулопатии улучшаются примерно через 9 лет.из 10 человек. Время до улучшения варьируется от нескольких дней до нескольких недель.

Общие рекомендации

  • Ограничить активность на 2–3 дня. Поощряется ходьба по мере переносимости вместе с противовоспалительными средствами, такими как ибупрофен, если они не противопоказаны пациенту. Постельный режим не рекомендуется.
  • Оценка первичной помощи в течение этого времени может привести к рассмотрению других нехирургических методов лечения, указанных ниже, таких как физиотерапия.
  • Рентгенографические изображения, такие как МРТ, не рекомендуются Американским колледжем радиологии, за исключением случаев, когда симптомы присутствуют в течение шести недель.
  • Также рекомендуется направление к специалисту по позвоночнику, например к нейрохирургу, если симптомы сохраняются более четырех недель. Специалист часто требует, чтобы расширенная визуализация, такая как МРТ, была завершена до назначения.
  • Срочное обследование и визуализация рекомендуются при наличии симптомов выраженной слабости в ногах/руках, потери чувствительности в генитальной/ректальной области, отсутствии контроля над мочеиспусканием или стулом, метастатическом раке в анамнезе, тяжелой недавней инфекции или лихорадке И радикулопатии или падение/травма, вызвавшая боль. Визуализацию также следует рассмотреть раньше при обнаружении прогрессирующего неврологического дефицита (например, прогрессирующей слабости) при осмотре.

Способы тестирования перечислены ниже. Наиболее распространенной визуализацией для этого состояния является МРТ. Для завершения оценки позвонка часто добавляют обычный рентген пораженной области. Обратите внимание, грыжу диска нельзя увидеть на обычном рентгене. КТ и миелограмма чаще использовались до МРТ, но в настоящее время их редко назначают в качестве начальной диагностической визуализации, если только не существуют особые обстоятельства, оправдывающие их использование. Электромиограмма используется редко.

  • Рентген: применение излучения для получения пленки или изображения части тела может показать структуру позвонков и очертания суставов. Рентгенологическое исследование позвоночника проводится для поиска других потенциальных причин боли, т. е. опухолей, инфекций, переломов и т. д.
  • Компьютерная томография (КТ или компьютерная томография): диагностическое изображение, созданное после того, как компьютер считывает рентгеновские снимки; может показать форму и размер позвоночного канала, его содержимое и структуры вокруг него.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ): диагностический тест, который создает трехмерные изображения структур тела с использованием мощных магнитов и компьютерных технологий; может показать спинной мозг, нервные корешки и окружающие области, а также увеличение, дегенерацию и опухоли.
  • Миелограмма: Рентгенограмма позвоночного канала после инъекции контрастного вещества в окружающие пространства спинномозговой жидкости; может показать давление на спинной мозг или нервы из-за грыж межпозвоночных дисков, костных наростов или опухолей.
  • Электромиограмма и исследования нервной проводимости (EMG/NCS): Эти тесты измеряют электрический импульс вдоль нервных корешков, периферических нервов и мышечной ткани. Это покажет, есть ли продолжающееся повреждение нерва, находятся ли нервы в состоянии заживления от прошлой травмы или есть ли другое место сдавления нерва. Этот тест заказывают редко.

Нехирургическое лечение

Первоначальное лечение грыжи диска обычно консервативное и нехирургическое. Врач может посоветовать пациенту поддерживать низкий уровень безболезненной активности в течение от нескольких дней до нескольких недель. Это помогает уменьшить воспаление спинного мозга. Постельный режим не рекомендуется.

Грыжу межпозвоночного диска часто лечат нестероидными противовоспалительными препаратами, если боль слабая или умеренная. Эпидуральная инъекция стероида может быть выполнена с использованием спинальной иглы под контролем рентгена, чтобы направить лекарство точно на уровень грыжи диска.

Врач может порекомендовать физиотерапию. Терапевт проведет углубленную оценку, которая в сочетании с диагнозом врача диктует лечение, специально разработанное для пациентов с межпозвоночной грыжей. Терапия может включать вытяжение таза, легкий массаж, терапию льдом и теплом, ультразвук, электрическую стимуляцию мышц и упражнения на растяжку. Обезболивающие и миорелаксанты также могут быть полезны в сочетании с физиотерапией.

Хирургия

Врач может порекомендовать хирургическое вмешательство, если консервативные методы лечения, такие как физиотерапия и лекарства, не уменьшают или полностью не прекращают боль. Врачи обсуждают хирургические варианты с пациентами, чтобы определить правильную процедуру. Как и при любой операции, во внимание принимаются возраст пациента, общее состояние здоровья и другие факторы.

Пользу операции следует тщательно сопоставить с ее риском. Хотя большой процент пациентов с межпозвоночной грыжей сообщает о значительном облегчении боли после операции, нет гарантии, что операция поможет.

Пациент может считаться кандидатом на операцию на позвоночнике, если:

  • Корешковые боли ограничивают нормальную активность или ухудшают качество жизни
  • Развиваются прогрессирующие неврологические расстройства, такие как слабость и/или онемение ног
  • Потеря нормальной функции кишечника и мочевого пузыря
  • Трудности при стоянии или ходьбе
  • Лекарства и физиотерапия неэффективны
  • Состояние здоровья пациента относительно хорошее.

Хирургия поясничного отдела позвоночника

Поясничная ламинотомия — это процедура, часто используемая для облегчения болей в ногах и ишиаса, вызванных грыжей межпозвоночного диска. Выполняется через небольшой разрез по центру спины над областью грыжи межпозвонкового диска. Во время этой процедуры часть пластинки может быть удалена. После разреза кожи мышцы перемещаются в сторону, чтобы хирург мог видеть заднюю часть позвонков. Между двумя позвонками делается небольшое отверстие для доступа к грыже диска. После удаления диска посредством дискэктомии может потребоваться стабилизация позвоночника. Спондилодез часто выполняется в сочетании с ламинотомией. В более сложных случаях может быть выполнена ламинэктомия.

При хирургии искусственного диска через брюшную полость делается разрез, пораженный диск удаляется и заменяется. Лишь небольшой процент пациентов являются кандидатами на операцию по установке искусственного диска. У пациента должна быть дегенерация диска только в одном диске, между L4 и L5 или L5 и S1 (первый крестцовый позвонок). Пациент должен пройти не менее шести месяцев лечения, такого как физиотерапия, обезболивающие или ношение спинного корсета, без каких-либо улучшений. Состояние здоровья пациента должно быть хорошим, без признаков инфекции, остеопороза или артрита. Если имеется дегенерация, поражающая более одного диска, или выраженная боль в ногах, пациенту не показана эта операция.

Хирургия шейного отдела позвоночника

На решение врача о проведении операции спереди (спереди) или сзади шеи (сзади) влияет точное расположение грыжи диска, а также опыт и предпочтения хирурга. Часть пластинки может быть удалена посредством ламинотомии с последующим удалением грыжи диска для заднего доступа. Пациенты, которые являются кандидатами на заднюю операцию, часто не нуждаются в хирургическом спондилодезе. При переднем хирургическом вмешательстве после удаления диска необходимо стабилизировать позвоночник. Это достигается с помощью цервикальной пластины, межтелового устройства и винтов (инструментарий). В избранной группе кандидатов искусственный шейный диск является альтернативой спондилодезу.

Врач дает конкретные инструкции после операции и обычно прописывает обезболивающие. Он или она поможет определить, когда пациент сможет возобновить обычную деятельность, такую ​​как возвращение к работе, вождение автомобиля и занятия спортом. Некоторым пациентам могут помочь реабилитация под наблюдением или физиотерапия после операции. Дискомфорт ожидается во время постепенного возвращения к нормальной деятельности, но боль является предупредительным сигналом о том, что пациенту, возможно, нужно замедлиться.

  1. 1. KnowYourBack.org. (2019). Грыжа поясничного диска. https://www.spine.org/KnowYourBack/Conditions/DegenerativeConditions/HerniatedLumbarDisc

AANS не поддерживает какие-либо методы лечения, процедуры, продукты или врачей, упомянутых в этих информационных бюллетенях для пациентов. Эта предоставленная информация является образовательной услугой и не предназначена для использования в качестве медицинской консультации. Любой, кто ищет конкретный нейрохирургический совет или помощь, должен проконсультироваться со своим нейрохирургом или найти его в вашем районе с помощью онлайн-инструмента AANS «Найти сертифицированного нейрохирурга».