Мишлен братья: История MICHELIN

Мишлен братья: История MICHELIN

Братья Мишлен зажигают звёзды | Журнал «Интервью: Люди и события»

Братья Мишлен зажигают звёзды

Поделиться:

Лидер мировой шинной индустрии, концерн Michelin имеет более чем вековую историю, в которой нетипично всё — от неожиданного возникновения до безоговорочного авторитета в деле, далёком от производства покрышек.

Текст: Дмитрий Пушкарев

Рекламный парадокс

Андре Мишлен в 1900 году задумал создать справочник, который мог бы пригодиться в дороге. Эдакий гид по отелям, ремонтным мастерским, платным автомобильным стоянкам, ресторанам и кафе. Постепенно функция путеводителя с картой автодорог отошла на задний план, а вот рестораны и качество их кухни стали основным содержанием. Возникла идея указывать рейтинг ресторанов, помечая звёздочками лучшие. В 1926-м наилучшим кухням присваивали почётную звезду. В 30-х добавились ещё две. Так, одна звезда означала (это актуально и сегодня), что кухня — превосходная, и есть смысл зайти по дороге. Две звезды — кухня настолько хороша, что есть смысл свернуть с пути. Три звезды означают, что кухня — выше всяких похвал, а повар — гений, и посему есть смысл предпринять отдельное путешествие в этот ресторан. Сегодня Красный Гид Мишлена — самый авторитетный источник информации о лучших ресторанах мира, а звезда Мишлена — высочайшая награда для европейского ресторатора. Даже простое упоминание ресторана в справочнике — это уже указание на высокое качество его кухни. Если же ресторан имеет одну звезду Мишлена — это очень серьёзная награда. Звёзды присуждаются каждый год, раздаются очень скупо и легко снимаются. В течение года неизвестные никому гурманы-эксперты путешествуют по заведениям, чтобы оценивать качество блюд. Под наблюдением оказываются не только претенденты на звёзды, но и те, у кого они уже есть. Дело в том, что ни один ресторан не может получить звезду навсегда. Зато может лишиться знака отличия, если кухня перестаёт соответствовать «звёздному» статусу.

В 2009 году в парижском Мишленовском гиде отмечено 26 ресторанов с тремя звёздами, 73 — с двумя звёздами и 449 — с одной звездой. Всего же в мире насчитывается 72 шеф-повара, чьи заведения могут похвастаться тремя почётными знаками. Первый гид вышел в 1900 году тиражом 35 тысяч экземпляров.

Наследство

Знай Андре и Эдуард Мишлен заранее, что они станут пионерами шинного производства, они бы немало изумились. Старший Андре был инженером, блестящим выпускником «Эколь Сентраль» — лучшего технического учебного заведения Европы. Благодаря второму образованию — архитектурному — он занимался внедрением металлических крепежей в различные конструкции. Младший же был одержим только живописью. Братья не помышляли ни о каких совместных проектах. Так бы тому и быть, если бы дедушка Аристид Барбье не оставил внукам в наследство предприятие, производящее сантехнические продукты, а также тормозные колодки, ремни и прочую мелочь. Предприятие в наследство — не так плохо, особенно, если оно прибыльно! Но фабрика в глухой провинции Клермон-Ферран была на грани краха. Тем не менее, Андре занял должность временного управляющего, спасая семейное дело.

Эдуарду тоже пришлось забыть о мольберте и кистях. 28 марта 1889 года братья встали у руля предприятия с новым названием Michelin & К.

Тише едешь — дальше будешь

Общие продажи фабрики были ничтожно малы. Лишь две позиции на удивление бойко расходились: резиновые детские мячи и тормозные колодки, которые придумал Андре. Вместо железа и чугуна на рабочих поверхностях он предложил использовать каучук. На Всемирной выставке 1889 года инновация имела резонанс: при торможении новые колодки не издавали скрежета и поэтому были запатентованы Michelin & К под названием The Silent — «Тихие». Это был первый большой успех. А в 1891 году велосипедист Шарль Террон, использовавший съёмные пневматические шины Michelin, одержал победу в марафоне Париж — Бордо — Париж. Триумф! Шампанское! Хвалебная пресса! Дальше братья придумали замечательный по простоте и гениальности пиар-ход: устроить гонку Париж — Клермон-Ферран, усыпав трассу гвоздями. Участникам предложили новинку — съёмные велосипедные шины.

Им колющие препятствия были нипочём. О чуде инженерной мысли пошла молва по всему миру. В последующие два года 10 тысяч владельцев велосипедов предпочли шины Michelin. Доходы братьев возросли многократно.

В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег, организованный французским журналистом Пьером Жиффаром. Конечно, он сильно отличался от того, что сегодня принято называть автопробегом. Максимальная скорость, которую тогда могли развивать автомобили, составляла 21 км/час, что на 4 км/час было выше скорости велосипеда. За этим средством передвижения стояло будущее шин. Вскоре фабрика в Клермон-Ферране полностью изменила ассортимент продукции, предлагая теперь надувные шины для любого средства передвижения: от автомобиля до детской коляски.

Триумф Бибендума

Оставалось придумать для продукции фирменный символ, товарный знак, чтобы бренд Michelin стал узнаваемым. Идея пришла в голову Эдуарду, когда он наблюдал за тем, как рабочий выкладывал автомобильные покрышки для рекламного стенда.

Воображение художника дорисовало стопке шин ручки, ножки и голову. Но сам образ создал не Мишлен, а художник-карикатурист Мариус Российон благодаря стечению обстоятельств. Один пивовар из Мюнхена отказался от рекламного плаката, созданного карикатуристом, где был изображен король пивоваров Гамбринус в окружении пьянчуг, потрясающих пустыми кружками. «Nunc est bibendum!» — «кричали» они. («Если пить, так сейчас!», ода эпикурейца Горация). Пузатый, весь в складках жира, Гамбринус мгновенно перевоплотился в «шинного человечка». Так на свет появился Бибендум. Культовый логотип, прославивший своих создателей и принесший им огромное состояние. Вместо кружки с пивом ему дорисовали кубок с гвоздями, которые он легко проглатывал, ни разу не «проколовшись»… Но всё же кубок, хоть даже и с гвоздями, не должен был ассоциироваться с безопасным во всех отношениях персонажем. И «шинный человечек» остался «с пустыми руками».

Впервые в истории рекламы была развернута столь массовая и агрессивная кампания такого прозаического продукта, как шины.

Бибендум каждый понедельник появлялся в газетах в самых невероятных образах: то ангела-хранителя автомобилистов в облаках, то аккордеониста, наигрывающего танцовщице, то римского императора. При этом Бибендум давал всевозможные рекомендации для монтажа надувной покрышки, «презентовал» новые модели и даже «советовал», как сдать экзамены на водительские права. «Понедельники» повторялись в течение 13 лет! К тому времени на шинах Michelin были одержаны практически все победы во всех возможных вело-, мото- и автогонках. А Бибендум «переселился» на чайные кружки и столовые приборы, шоколад и мыло, не говоря уже о его «прописке» в ремонтных мастерских и гаражах. Он был и с сигарой в зубах, и в пенсне, и в цилиндре, и вообще, про Бибендума уже можно было снимать кино. «Шинный человечек» стал первым виртуальным рекламным персонажем на рубеже XIX-XX веков.

Сегодня Бибендума знает весь мир. Ему уже перевалило за 100 лет, но он ничуть не постарел.

История бренда Michelin

Наша статья посвящена истории бренда Michelin, одного из лидеров шинной индустрии. В материале расскажем, с чего все начиналось, и чем знаменит путеводитель Мишлен. В конце истории узнаете, как и почему рестораны получают звезды от шинного бренда.

Андре Мишлен был инженером, имел отличное образование и обладал блестящим умом. Он находил оригинальные и действенные подходы к развитию их семейного дела. Завод первое время изготавливал разнообразные трубы, тормозные колодки. Андре продолжал искать новые пути для развития бизнеса.

В 1881 году произошел случай, который вдохновил братьев на разработку нового продукта.

Однажды на предприятие «Мишлен и Ко» приехал велосипедист, который повредил покрышку и хотел приобрести материалы для ее ремонта. В 1881 году велосипеды оснащали несъемными колесами, — они просто приклеивались к ободу. В результате ремонт велосипедного колеса длился 15 часов.

Этот случай натолкнул братьев Мишлен на мысль о новых велосипедных пневматических шинах, которые будут съемными. Их ремонт занял бы не больше четверти часа.

В этом же году изобретение запатентовали и уже протестировали в велосипедной гонке, причем успешно. Шарль Террон выигрывает в заезде Париж-Брест-Париж на велосипеде с новыми шинами предприятия «Мишлен и Ко».

Для владельцев завода становится очевидным, что пневматические шины будут хороши и для автомобилей. Они занялись разработкой колес для авто и позже сами испытали их в заезде. Они смогли доказать, что пневматические шины выдерживают вес авто.

Мистер Мишлен, или Бибендум, стал символом предприятия Мишлен в 1898 году. Его появлению способствовала забавная история.

На одной автовыставовк, куда пришли братья Мишлен, владелец одного из стендов в качестве оформления сложил шины разных диаметров стопками. Андре и Эдуард увидели эти сооружения, и Эдуард в шутку сказал тогда брату, что башня из шин очень напоминает человечка, стоит лишь добавить руки.



Эдуард в то время как раз искал какой-то запоминающийся образ, который стал бы символом компании. Шутка про человечка из шин стала практически судьбоносной.

Владельцы «Мишлен и Ко» обратились к Мариусу Российону, художнику-карикатуристу под псевдонимом О’Гэлоп. На первых рекламных плакатах Мистера Мишлена изображали с сигарой и пивной кружкой, наполненной гвоздями.



Всем своим видом будущий Бибендум как будто напоминал богатых дородных автовладельцев, а гвозди намекали, что шины Мишлен настолько надежные, что никакие препятствия им ни почем.

За всю историю компании Michelin Бибендум менял свой облик много раз. В результате все мы знаем его, как приветливого доброго толстячка, который машет нам рукой.

Символ компании Мишлен в XXI веке признан одним из самых узнаваемых в мире.


За историю существования Michelin ее владельцы и разработчики стремились внедрять новые решения и производить уникальные продукты в шинной индустрии. Перечислим основные из них.

Впервые появилась шина RunFlat

На предприятии Мишлен в 1934 представили новые укрепленные автошины. На них можно было безопасно передвигаться определенное расстояние после повреждения шины. Это происходит за счет того, что шины двигались по специальному слою из пеноматериала. В настоящее время шины такого типа — RunFlat — используются многими автолюбителями.

Грузовая шина повышенной прочности

Michelin разрабатывает для грузовых автомобилей шину с усиленным стальным каркасом и презентует ее в 1937 году. Грузовые шины Мишлен с новым каркасом более прочные и лучше переносят высокие температуры.




Первая радиальная шина

Революционным событием в шинной индустрии стало изобретение Michelin первой радиальной шины. Ее назвали MICHELIN X.

В каркасе диагональных шин, которые использовали до этого момента, нескольких пар слоев корда перекрещивались. Корд каркаса радиальных шин натягивался от одной боковины к другой, и пересечения нитей не было. Снаружи оболочку каркаса обтягивали прочным эластичным поясом из износостойкого корда.


Новое изобретение показало себя более топливоэффективным и надежным. Большим преимуществом «революционной» шины был увеличенный срок службы, по сравнению с колесами диагонального типа. К 1968 году шины практически полностью заняли рынок.

«Сороконожка» — устройство для испытаний грузовых шин

В 1970 году компания Michelin представила свое новое изобретение — устройство для тестирования грузовых шин «Сороконожка». Машина имела два двигателя и весила девять тонн. Вид ее был весьма необычным.


В центре этой «мобильной лаборатории» размещались приборы для измерения показателей во время испытаний. Последующие несколько лет машину активно использовали, чтобы тестировать шины для грузовиков безопасно и на высокой скорости.

Экошина

Компания Мишлен разрабатывает первую экошину и представляет ее в 1992 году. В состав резиновой смеси нового изделия был добавлен натуральный компонент — диоксид кремния. За счет его свойств шины приобретали энергоэффективность, становились более безопасными и долговечными. «Зеленые» автошины имеют низкую сопротивляемость качению и, соответственно, способствуют экономии топлива.

Летняя шина с зимним сертификатом

Michelin CrossClimate, модель шин, представленная в 2015 году, представляла собой первую всесезонную шину. Другими словами, это летняя автошина с «зимним» сертификатом, то есть с возможностью использования на снежных или обледенелых поверхностях.



Мотогонки MotoGP

В мотогонках MotoGP Мишлен участвовал в 1972-2008 годах. Компания первой начала поставлять на гонки радиальные, а позже многокомпонентные мотошины.


Michelin одержал 360 побед в течение 36 лет. В 1993-2006 год мотогонщик с шинами Мишлен становился чемпионом мира. На протяжении нескольких лет участия в заездах компания сталкивалась со многими трудностями из-за острой конкуренции с другим гигантом шинной промышленности — брендом Bridgestone. В 2009 года Мишлен ушел из мотогонок. Но в 2016 компания снова вернулась на свои позиции официального поставщика мотошин.

Гонки Формула-1

Бренд Мишлен начал участвовать в Формуле-1 в 1977 году. Компания ввела радиальные шины для применения на гоночных машинах. Мишлен стал победителем в чемпионате пилотов с Brabham и McLaren. С 1984 года компания Michelin на время покидает Формулу-1.

К участию в заездах Формулы-1 бренд вернулся в 2001 и к сезону 2005 года достиг ведущих позиций. В заездах того сезона по новым правилам требовалось предоставить множество подтверждающих документов и тестов, и здесь у Мишлен все было наготове. А вот Bridgestone потребовалось время, чтобы предъявить необходимые данные.

Позже на Гран-при США в 2005 году Мишлен постигла неудача: его командам отказали в участии в заездах, найдя несоответствия в требованиях к безопасности. Кстати, тогда компания пообещала, что компенсирует стоимость билетов всем зрителям, купившим их на Гран-при.

С устроителями гонок (FIA) у Michelin часто возникали разногласия, особенно во время событий на Гран-при США в 2005 году. После первого сезона 2006 года бренд Michelin не участвовал в соревнованиях.

В 2006 году в Гран-при Японии гонщик Фернандо Алонсо одержал заключительную победу на автошинах Michelin в Формуле-1, когда во время гонок мотор Ferrari Михаэля Шумахера вышел из строя.

Гонки на выносливость и ралли

Компания Michelin становится участником гонок на выносливость — 24 часа Ле-Мана и американской серии Ле-Мана. 41 автомобиль из 55 участников соревновался на шинах Мишлен в 2009. Начиная с 2019 года Michelin заменяет компанию Continental в качестве главного поставщика шин WeatherTech SportsCar Championship.



В чемпионате мира по ралли бренд Michelin предоставил шины командам Audi, Citroën, Ford, Lancia, Mitsubishi, Peugeot, Toyota и Volkswagen. В 2006-2007 годах бренд BFGoodrich представлял Michelin Group на гонках.

Мишлен не участвовал в чемпионатах по ралли в 2008-2010 годах — в это время главным поставщиком назначили Pirelli. 2011-2020 годы: Michelin снова занимает позицию официального поставщика на ралли.

У компания Мишлен также подписан контакт до 2023 года с чемпионатом FIA Formula E.


Бренд Michlen достиг ошеломительных успехов во многом за счет правильных маркетинговых стратегий его создателей. Одной из самых эффективных рекламных кампаний, которая актуальна и по сей день, стало создание The Michelin Guide — знаменитого путеводителя Michelin.

В конце 19 — начале 20 века во Франции только начинал набирать популярность автомобильный транспорт — всего около 3 000 машин передвигалось по улицам страны. Братья Мишлен планировали активно развивать шинное дело. Перед ними стояла задача придумать, как вдохновить людей приобретать автомобили и больше ездить.

Андре и Эдуард оригинально подошли к решению этой задачи. В 1900 году они разработали и распространили бесплатно справочник для автовладельцев. В нем были напечатаны карты местности, обозначены заправки и отмечены хорошие рестораны. Кстати, братья Мишлен первыми начали выпускать для автолюбителей карты, складывающиеся по форме «гармошки».



Через некоторое время один из братьев с досадой обнаружил в одной мастерской, что их гид подпирает верстак для устойчивости. Он понял, что информация, полученная бесплатно, не очень ценится. Братья Мишлен решили продавать свой путеводитель.

Справочник Мишлен привлекал людей хорошими ресторанами, побуждал чаще ездить на автомобиле и соответственно повышал спрос на шины — идея владельцев Мишлен сработала на отлично.

Путеводитель Michelin даже сослужил свою службу во время Второй мировой войны. Карты в путеводителе 1939 года помогали солдатам ориентироваться в оккупированной немцами Франции, так как все дорожные указатели были уничтожены.


Многие недоумевают: как связан шинный бренд Michelin и система награждения звездами ресторанов? Рассказываем далее.

Все началось как раз с того путеводителя, где были отмечены заведения с отличной кухней.

Гид распространился уже за пределы Франции, его начали печатать в других странах. Владельцы компании Michelin отмечали, что люди большое внимание уделяют разделу с ресторанами, и решили развивать кулинарную тему. Постепенно разработали свою систему оценки заведений.

Специальные тайные дегустаторы, нанятые компанией — повара в прошлом — инкогнито посещали рестораны и ставили свои оценки кухне, уровню обслуживания и обстановке. Никто не знал, как выглядят эти критики, и когда они собираются посетить ресторан. Все, что с связано с инспекторами, хранится в тайне. Проверяющим нельзя давать интервью.

Один из мишленовских тайных инспекторов, Паскаль Реми, в своей книге «За столом — инспектор» в 2004 приоткрыл завесу тайны и описал тонкости своей работы. За откровения его уволили с должности дегустатора, невзирая на 16 лет работы.

В 1926 году заработала мишленовская трехзведная система оценки: Michelin стал вручать заведениям звезды, исходя из замечаний тайного дегустатора.

Вот что означают звезды Мишлен:

Звезды у ресторана могут и снять, если оно перестало соответствовать нужному уровню. Расслабляться шеф-поварам нельзя: после присуждения отличительных мишленовских знаков, тайные критики продолжают приходить в ресторан и проверять, держит ли ресторан марку.

Бывали и печальные случаи, связанные с мишленовской звездной системой. Один из шеф-поваров Франции, услышав новость, что у его заведения собираются снять звезду, покончил жизнь самоубийством.

В настоящее время рестораны оцениваются по системе Michelin в 35 странах мира. А заведениям в Токио, например, присудили самое большое количество звезд.




И еще несколько интересных фактов о Michelin:

  • Штаб-квартира Michelin находится во Франции в г. Клермон-Ферране — в том месте, где начиналось дело братьев Мишлен.

  • «Лучший путь вперед» — цель современной компании Мишлен. Ее сотрудники и руководство уверены, что для людей очень важна мобильность. Поэтому весь их труд и разработки направлены на то, чтобы сделать мобильность более безопасной, эффективной и экологически чистой.

  • Компания Мишлен сегодня — один из лидеров шинной индустрии. 69 мишленовских заводов работают по всему миру, а в них — более 127 000 сотрудников. Одна из новейших разработок бренда — проект безвоздушных шин UPTIS для легковых автомобилей, подготовленный с компанией GM. Представить новинку планируют в 2024 году.

  • Красный гид Мишлен — один из самых солидных путеводителей по ресторанам в мире. Мишленовские звезды — высшая кулинарная награда для заведения.

  • Огромное количество автолюбителей по всему миру предпочитают стильные шины с «бархатным» дизайном за надежность, комфорт и долгий срок службы.

О нас

О нас

Как и все великие изобретения, изменившие ход истории, гид MICHELIN изначально не был культовым справочником по ресторанам, каким он считается сегодня.

На самом деле, его корни были гораздо скромнее: маленький красный путеводитель изначально был задуман просто для того, чтобы побудить больше автомобилистов выйти на дорогу.

Грандиозное видение


Все началось в Клермон-Ферране в центральной Франции в 1889 году., когда братья Андре и Эдуард Мишлен основали одноименную шинную компанию, руководствуясь грандиозным видением французской автомобильной промышленности в то время, когда в стране было менее 3000 автомобилей.


Чтобы помочь автомобилистам планировать свои поездки, тем самым увеличивая продажи автомобилей и, в свою очередь, покупки шин, братья Мишлен выпустили небольшой путеводитель, наполненный полезной информацией для путешественников, такой как карты, информация о том, как заменить шину, где чтобы заправиться бензином, и чудесно — для путешественника, ищущего передышку от дневных приключений — список мест, где можно поесть или укрыться на ночь.

В течение двух десятилетий вся эта информация поступала бесплатно. До роковой встречи, которая остается любимым анекдотом, который мы повторяем сегодня, когда Андре Мишлен пришел в шиномонтаж и увидел, как его любимые направляющие используются для подпирания верстака. Основываясь на принципе, что «человек по-настоящему уважает только то, за что он платит», в 1920 году был запущен новый гид MICHELIN, который продавался за семь франков.


Лучший путь вперед


Впервые он включал в себя список отелей Парижа, списки ресторанов по определенным категориям, а также отказ от платной рекламы в путеводителе.

Признавая растущее влияние ресторанного раздела гида, братья Мишлен также наняли команду тайных посетителей — или ресторанных инспекторов, как мы их лучше знаем сегодня — для анонимного посещения и проверки ресторанов.


В 1926 году гид начал присуждать звезды изысканным ресторанам, первоначально отмечая их только одной звездой. Пять лет спустя была введена иерархия из нуля, одной, двух и трех звезд, а в 1936 году были опубликованы критерии звездного рейтинга.

В течение оставшейся части 20-го века, благодаря своему серьезному и уникальному подходу, гиды MICHELIN стали бестселлерами, не имеющими себе равных: в настоящее время справочник оценивает более 30 000 заведений в более чем 30 территориях на трех континентах и ​​более 30 миллионов гидов MICHELIN. с тех пор продаются по всему миру.


Сегодня выдающаяся дальновидность братьев-основателей Мишлен поставила перед компанией задачу, столь же актуальную в 2018 году, как и в 1900 году, а именно: сделать вождение, туризм и поиск незабываемых впечатлений доступными для всех.

Партнерство по бронированию между The MICHELIN Guide и Resy

Поскольку мы смотрим в будущее после такого сложного момента времени, Руководство MICHELIN работает над тем, чтобы предложить практические решения для обеспечения …

Партнерство по бронированию между The MICHELIN Guide и OPENTABLE

Заказ столика в любимом или популярном ресторане – волнительный момент для гурманов. Планирование, предвкушение, большие надежды — это…

К звездам и дальше

Возможно, вы слышали об уникальной системе рейтинга ресторанов Мишлен, но насколько хорошо вы знаете, что означают желанные звезды? Вот быстро. ..

  1. Направляющая MICHELIN
  2. О нас

Гениальная история звезды Мишлен

Загрузка

Приключения и впечатления | Музей

Гениальная история звезд Мишлен

(Изображение предоставлено Alexandre ROUSSEL/Alamy)

Автор Анита Исальска, 25 октября 2018 г. двигатель французской производительности.

C

Мощеные улочки Клермон-Феррана и здания из лавового камня выглядят скорее причудливо, чем революционно. Но этот французский город навсегда изменил мир путешествий, когда в 1889 году братья Андре и Эдуард Мишлен основали здесь свою шинную компанию.

Своеобразная архитектура и впечатляющая сельская местность с геологической точки зрения делают современный Клермон-Ферран, город с населением около 145 000 человек во французском регионе Овернь-Рона-Альпы, интересным местом для изучения. Но есть еще одна интрига, скрытая среди черных как смоль шпилей и богато украшенных hôtels particuliers (таунхаусы). Самая известная пара изобретателей Клермон-Феррана не только изменила современный транспорт, но и создала бренд, который в конечном итоге принесет одни из самых высоких кулинарных наград в мире: звезды Мишлен, присуждаемые только лучшим ресторанам.

Французский город Клермон-Ферран — родина шинной компании Michelin (Источник: Анита Исальска)

Вас также может заинтересовать:
• Революция, нанесшая на карту мир
• Как Франция создала метрическую систему
• Как Америка получила свое название

Путешественники во Франции и за ее пределами обязаны братьям Мишлен огромными суммами. Выросшие в Клермон-Ферране братья намеревались спасти больной производственный бизнес своего деда, но в итоге достигли гораздо большего. Их инновации в области шин, от съемных велосипедных шин до поездов на резиновых колесах, помогли сделать личный транспорт проще и экономичнее, чем когда-либо прежде.

С запуском путеводителей и карт Michelin в начале 20-го века братьям удалось сделать слово «Michelin» притчей во языцех не только для шин (сегодня они являются вторым по величине производителем шин в мире по выручке), но и для путешествий и высокой кухни. Одним из самых умных маневров компании было выделить еду, ради которой стоит путешествовать. Освещение гидами ресторанов с выдающейся региональной кухней и хорошо укомплектованных винных погребов уговаривало водителей путешествовать дальше (и, конечно же, им нужны были прочные шины Michelin, чтобы совершать поездки). С появлением звезд Мишлен в 1926, награждение лучших ресторанов в путеводителях, долговечные автомобильные шины и погоня за исключительным boeuf bourguignon стали навечно переплетены.

«Компания Michelin предвидела направления, в которых развивался туризм в начале 20-го века, — сказал профессор Патрик Янг, специалист по истории Франции 19-го и 20-го веков из Массачусетского университета в Лоуэлле. «Что было новаторским в путеводителях Мишлен, так это включение автомобильного транспорта, их более подробная информация о маршрутах [и] их рейтинговая система для отелей и ресторанов».

Инновационные шины Michelin помогли сделать личный транспорт проще и экономичнее, чем когда-либо прежде. Несмотря на то, что это промышленный город, Клермон-Ферран имеет пасторальную обстановку: широкая равнина Лимань окружена цепью Пюи, которая была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2018 году благодаря своим впечатляющим геологическим свойствам. Эти 80 холмов и конусов — остатки вулканов, затихших более 7000 лет назад. Пюи-де-Дом высотой 1465 метров виден из Клермон-Феррана, если вы стоите на ступенях символа города, его собора Нотр-Дам с двумя шпилями.

Путешественникам не нужно уходить далеко от исторического центра Клермон-Феррана, чтобы узнать о наследии Мишлен. Всего в нескольких километрах к востоку находится L’Aventure Michelin («Приключение Мишлен»), интерактивная галерея и музей, установленные в здании начала 20-го века на крупнейшей промышленной площадке Michelin в Клермон-Ферране. На сегодняшний день 600 000 посетителей посетили этот храм бренда с момента его открытия в 2009 году.

«История Мишлен и Клермон-Ферран тесно связаны», — сказал Стефан Николя, куратор L’Aventure Michelin. «Цель L’Aventure Michelin — поделиться историей, культурой и ценностями Michelin с как можно большим количеством людей».

L’Aventure Michelin в Клермон-Ферране рассказывает историю эволюции бренда Michelin. — Велопробег Брест-Париж 1891 года. Затем они изобрели первую автомобильную шину, первую шину, способную выдерживать скорость более 100 км в час, и первый съемный обод. С 1929 года они расширились до железнодорожного транспорта: Micheline 9 с резиновыми шинами.Локомотивы 0080 впервые проехали по железнодорожным путям в 1931 году.

Братья были частью волны французских мечтателей, среди которых были инженер-виртуоз Гюстав Эйфель, модельер Коко Шанель и пионер авиации Луи Блерио, ответственный за первый пилотируемый полет между Великобританией и Континентальной Европа. В то время аграрная Франция начала склоняться к индустриальному будущему. Когда братья Мишлен открыли магазин, в стране было менее 3000 автомобилей; Сейчас во Франции более 32 миллионов человек. В музее представлен захватывающий дух ассортимент автомобилей и транспортных средств этой эпохи быстрых перемен.

«Когда мы создавали L’Aventure Michelin, нас не вдохновляла существующая концепция, — объяснил Николя. «Мы хотели, чтобы впечатления были индивидуальными и соответствовали индивидуальности Michelin». Металлические полы и гофрированная кровля в музее сохраняют индустриальный колорит, в то время как экспонаты иногда выглядят сюрреалистично: автомобили прорываются сквозь гигантские карты, а талисман компании, человек Мишлен, или Бибендум, как его называют во Франции, весело маячит над дверными проемами.

Первым прорывом братьев Мишлен стал патент на съемную пневматическую шину (Фото: Анита Исальска)

Родившемуся в 1898 году безошибочному талисману компании Michelin в этом году исполняется 120 лет. Выставка в L’Aventure Michelin, которая продлится до конца 2018 года, демонстрирует лучшую сторону одного из старейших в мире талисманов компании, собрав 120 рисунков разных десятилетий, показывающих его эволюцию от пухлого бонвивана, пыхтящего сигарой, до более стройная фигура, хотя и с мягким силуэтом. Его имя, Бибендум, происходит от латинского «Nunc est bibendum» (что означает «сейчас время пить»). Он был призван показать, как шины Michelin «поглощают» любое препятствие на своем пути. С современной точки зрения это кажется скорее предчувствием путешествия Мишлен в мир изысканной кухни.

Компания Мишлен начала выпускать путеводители в 1900 году, начав с путеводителя по Франции, который бесплатно раздавали автомобилистам. Дорожные карты последовали в течение десятилетия. Книги и карты побуждали водителей исследовать свою страну, заезжая в привлекательные рестораны и останавливаясь где-нибудь на ночь, чтобы продлить свое путешествие — ловкий ход, поощряющий более длительные поездки на автомобиле, что, в свою очередь, означало увеличение продаж шин.

К 1926 году Мишлен выпускал более полные путеводители с новым акцентом на изысканные блюда, и их использование резко возросло отчасти благодаря воспринимаемой достоверности обзоров, которые проводились анонимно тайными посетителями (процесс, который остается тщательно охраняемым для этот день). Сегодня Мишлен охватывает 34 направления в Европе, Азии и Америке, а их знаменитая рейтинговая система со звездами Мишлен вызывает ужас и торжество у рестораторов по всему миру. «Звезда Мишлен» — цель почти каждого начинающего шеф-повара.

«Несмотря на то, что Бибендум изменился за эти годы, он изначально был иконой белой французской мужественности высшего класса, — сказал профессор Янг. «Монокль, сигара и обхват Bibendum были признаками праздного буржуазного мужчины, а рейтинговая система Мишлен сделала парижские/метропольные нормы стандартом для присвоения культурной ценности во Франции и во всем мире».

Путеводители продолжают выходить из печати, и Мишлен удалось сохранить свою репутацию законодателя вкусов. Но статус Michelin как диктатора вкуса по-прежнему вызывает споры, и заголовки часто попадают в заголовки новостей о чрезвычайном давлении, связанном с получением или потерей звезды. Шеф-повар из Великобритании Эндрю Вонг сравнил получение звезды Мишлен со свадьбой; знаменитый знаменитый шеф-повар Гордон Рамзи утверждал, что плакал, когда ресторан под его именем потерял две звезды до нуля.

Сегодня Мишлен охватывает 34 направления, и почти каждый начинающий шеф-повар хочет получить «звезду Мишлен» (Фото: Alexandre ROUSSEL/Alamy) . В 1908 году братья Мишлен запустили Кубок Michelin Aviation Cup, разыграв денежный приз в размере 100 000 франков для первого пилота, который смог совершить перелет из Парижа в Клермон-Ферран менее чем за шесть часов. В наши дни волнистый пейзаж Шейн-де-Пюи можно увидеть с воздуха во время бесчисленных экскурсий на параплане, которые парят над вулканическими конусами.

Наследие Michelin продолжает вызывать яростную гордость за Clermontois , жителей Клермон-Феррана. Звезды Michelin способны создать или разрушить кулинарную карьеру, зефирный талисман компании появляется по всему миру, и ежегодно производится более 187 миллионов шин. Вся эта деятельность зародилась именно здесь, в самом сердце французской Оверни.

«Мишлен везде!» — с энтузиазмом говорит Гислен Бори, блогер из Клермон-Ферран, работающая в Департаменте туризма Овернь-Рона-Альпы. «У многих людей есть родственники, которые там работают или работали, например, бабушки и дедушки или родители, и компания по-прежнему тесно связана с регионом.

«Физиогномика города также формировалась благодаря присутствию бизнеса на протяжении многих лет», — добавил Бори. «Лично мне очень нравятся « cités Michelin », маленькие домики, свисающие с Пюи-де-Шантург, которые с начала 20-го века предлагались для использования рабочими компании». Многие такие жилые комплексы, некоторые из которых живописно расположены на пюи (холмы) Клермон-Феррана, все еще живут сегодня.

Родившемуся в 1898 году Мишленовцу (или Бибендуму, как его называют во Франции) в этом году исполняется 120 лет (Фото: Эрик Д. ricochet69)/Alamy)

В некоторых местах давняя ассоциация города с транснациональной компанией может вызвать цинизм. Но Франция — страна, которая почитает своих пионеров промышленности не меньше, чем своих художников. Изучение такого города, как Клермон-Ферран, который представляет собой мозаику промышленного дизайна и готического великолепия, позволяет легко понять, почему.

«Иногда люди высмеивают Клермон-Ферран, называя его «городом шин», — сказал Бори. «Но это гораздо больше, чем это; это уникальная история и история успеха, подобных которым мы больше не видим».

Места, которые изменили мир — это серия передач BBC Travel, посвященная тому, как место назначения оказало значительное влияние на всю планету.

Присоединяйтесь к более чем трем миллионам поклонников BBC Travel, поставив нам лайк на Facebook или подпишитесь на нас в Twitter и Instagram .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.