крути педали...

Тюнинг – "Меняем размер колеса - меняем характер автомобиля". Объем колеса


Меняем размер колеса - меняем характер автомобиля

Меняем размер колеса меняем характер автомобиля

Физика с геометрией

ДОПУСТИМ, на автомобиль установлены “маленькие” колеса, внешний диаметр которых меньше номинального. Так часто поступают владельцы джипов, штатные покрышки которых чересчур “внедорожные”, а потому слишком шумные и малоэстетичные. Например, на улицах Москвы часто можно видеть “Хаммеры” на небольших “асфальтовых” колесах.

Помимо снижения шума преимущество только одно незначительно возрастет динамика разгона. Все остальное записываем в минус. Упадет максимальная скорость, будет “подвирать” спидометр, уменьшится клиренс машины, что, впрочем, владельцев люкс-джипов волнует мало. Кроме того, если ширина покрышки при этом останется прежней, то уменьшится площадь пятна контакта колеса с дорогой. Как следствие, на сухом асфальте ухудшатся эффективность торможения и устойчивость машины. Поэтому, если вы устанавливаете колеса меньшего размера, проследите, чтобы по ширине новые покрышки превосходили штатные.

Колеса большего размера с низкопрофильными покрышками повышают стабильность, а меньшего максимальную скорость.

Противоположный случай колеса ощутимо больше рекомендованного размера. Будем считать, что владелец машины человек здравомыслящий: в арки колеса помещаются, ни за что не задевают и работе подвески не мешают. По аналогии с предыдущим вариантом понятно: разгон ухудшится, но “максималка” возрастет. Кроме того, увеличатся клиренс и площадь пятна контакта. Если пренебречь погрешностью спидометра, то такой вариант в ряде случаев будет оправдан.

Помимо диаметра можно “поиграть” с шириной колес. Расхожее мнение, что чем шире, тем лучше, в корне неверно. Стоит только ощутимо превысить допустимую ширину покрышки (а обычно это потребует и увеличения вылета колесного диска), как вырастет и нагрузка на ступичный подшипник автомобиля. Объяснить это просто: изменится точка приложения силы, у нее появится дополнительный рычаг. Ступица долго не протянет.

Итак, более широкие колеса улучшают внешний вид автомобиля, но ускоряют износ шасси. А как насчет ходовых качеств? На широких колесах автомобиль стабильнее на прямой, однако хуже “заныривает” в поворот, чем машина на узких покрышках. А вот зимой более узкое колесо явно предпочтительней. Оно оказывает большее давление на землю и способно эффективнее продавливать не слишком толстый слой воды или снега. Соответственно улучшается и сцепление со скользкой дорогой.

Скорее всего все вышеизложенные варианты уже просчитал производитель автомобиля и выбрал оптимальные размеры. Но, даже оставаясь в рамках установленных габаритов, можно значительно менять характеристики колес. Ведь при изменении высоты профиля покрышки (размер диска, разумеется, тоже поменяется) можно добиться того, что внешний диаметр колеса останется прежним.

Интуитивно понятно: стоит поставить на машину диски побольше и покрышку “пониже”, как управляемость автомобиля улучшится. Теория это подтверждает. Чем ниже профиль покрышки, тем точнее и быстрее автомобиль реагирует на поворот руля. Кроме того, низкопрофильная шина, надетая на большой легкосплавный диск, значительно облегчит вес колеса в сборе. А о влиянии “неподрессоренных масс” на характер автомобиля мы уже неоднократно писали: чем они меньше тем лучше.

Минус такого решения прежде всего заключается в том, что демпфирующая способность низкопрофильной шины невелика. Все удары от дорожных неровностей будут практически напрямую передаваться на детали подвески и кузов автомобиля. Следствие повышенный износ ходовой части и снижение комфорта.

Высокая шина, несомненно, лучше “глотает” неровности дорожного покрытия. Это хорошо, но в напряженном повороте она может “подломиться” сложиться вбок или соскочить с диска со всеми вытекающими последствиями. Стоит только в быстром повороте краешку “голого” колесного диска чиркнуть об асфальт, как автомобиль рискует опрокинуться.

Давайте посчитаем

ДОПУСТИМ, вы все же решились отойти от рекомендаций изготовителя. Как можно оценить, подойдет ли вашей машине какой-то конкретный типоразмер?

Можно, конечно, воспользоваться специальным “шинным калькулятором”. В Интернете их пруд пруди. Можно посмотреть справочную таблицу, которая скорее всего есть в магазине. Можно посчитать самостоятельно.

Рассмотрим для примера покрышку достаточно распространенного типоразмера: 195/75 R14. Ее ширина составляет 195 мм. Высота (тоже видно из маркировки) 75% от ширины. Умножаем 195 на 0,75 и получаем 146,25 мм. Считаем дальше. Диаметр (а не радиус) колесного диска равен 14 дюймам, или 355,6 мм. Складывая это значение с умноженной на два высотой покрышки, получаем внешний радиус колеса примерно 65 см. На него и надо ориентироваться при выборе полноценной замены. Аналогичное же значение можно получить, поставив на машину 17-дюймовые колесные диски, но с низкопрофильной резиной. Например, 215/50 R17 такая размерность есть на рынке.

Автор Издание Клаксон №9 2005 год

www.motorpage.ru

Почему уменьшаются колеса? | Шины и диски

Если бы конструктора попросили перечислить наиболее важные части автомобиля, одной из первых он назвал бы колесо. С появлением колеса началась история самодвижущихся экипажей и вообще экипажей. С выбора колеса начинает конструктор проект автомобиля, на колесах автомобиль стоит, на них катится по дороге и ими отталкивается от нее. Колесо работает и тогда, когда автомобиль неподвижен; в этом случае оно песет статическую нагрузку веса всего автомобиля. Поэтому мы вправе уделить этому простому механизму почетное место и, в частности, рассмотреть одно характерное явление, наблюдающееся в наши дни в развитии автомобильных колес и шин.

Современные колеса автомобиля

На первый взгляд кажется, что колесо должно быть как можно больше, — тогда оно как будто легче взбирается на неровности, перекатывается через ямки, более устойчиво (вспомните колеса велосипеда!), обеспечивает автомобилю большую скорость, так как за каждый оборот оно проходит больший путь; автомобилю на больших колесах не страшны бугры и камни.

Все это верно. Но почему же колеса автомобилей из года в год уменьшаются в размерах? Конечно, не потому, что конструкторы хотят сделать автомобиль менее быстроходным, менее устойчивым, ухудшить его проходимость по плохим дорогам.

Дело в том, что не только диаметр определяет качество автомобильного колеса.

Грузоподъемность колеса следует считать, пожалуй, самым важным его показателем. Она сказывается в любых условиях, и именно с нее начинается характеристика всякой шины, а значит— и колеса. На каждое колесо автомобиля приходится примерно от одной шестой (грузовые автомобили) до трех десятых его веса. Эта нагрузка воспринимается диском и ободом колеса и передается на точку опоры частично боковинами шины, а главным образом воздухом, содержащимся в камере шины. Чем больше воздуха в шине, тем большую нагрузку может она нести. Количество воздуха в шине можно умножить, либо увеличивая объем камеры, либо повышая давление в ней, то есть нагнетая большее количество воздуха в данный объем. Последнее, однако, нежелательно — шина становится более жесткой и не поглощает толчки от неровностей дороги. Значит, нужно увеличивать объем камеры. Это можно сделать разными способами, так как объем шины зависит и от ее наружного диаметра, и от диаметра обода, и от ширины шины. Представьте себе шину в виде кольца, «баранки» (такое геометрическое тело называется тором), и подсчитайте ее объем: он равен произведению длины средней окружности кольца на площадь его поперечного сечения. Нетрудно убедиться, что с увеличением диаметра средней окружности объем камеры возрастает незначительно, а с увеличением поперечного сечения — весьма заметно.

Для примера возьмем колесо с диаметром обода 40 сантиметров и диаметром поперечного сечения шины 10 сантиметров. Средний диаметр составит 50 сантиметров, а объем камеры — около 12,3 литра. Увеличим диаметр обода на 5 сантиметров, сохранив прежний поперечник: объем камеры составит 13,5 литра, то есть возрастет на 10 процентов, но одновременно возрастут размеры и вес колеса. А теперь попробуем получить тот же объем, не увеличивая наружного диаметра. Для этого нам потребуется уменьшить диаметр обода на 5 сантиметров, а диаметр сечения шины увеличить на 2,5 сантиметра.

Выходит, что для большой грузоподъемности вовсе не обязательно большое колесо.

Не обязательно оно и для получения высокой скорости. При заданном числе оборотов вала двигателя можно с помощью системы передач получить любое число оборотов колес, лишь бы мощность двигателя была достаточной для достижения этой скорости. Между тем число оборотов вала современных двигателей примерно вдвое больше, чем у двигателей 20-х годов, скорость же автомобилей возросла менее чем вдвое. Значит, не требуется существенного изменения передаточных чисел даже и при уменьшенном радиусе колеса.

То же относится и к устойчивости автомобиля, и к размещению мощных тормозов в маленьком колесе. Но и здесь есть выходы. Просвет между автомобилем и дорогой можно увеличить, сокращая размеры деталей осей и применяя независимую подвеску колес, что и делается на теперешних автомобилях. Проходимость малого колеса по мягкому грунту и через неровности дороги можно улучшить снижением давления в шине, стоит лишь немного увеличить ее поперечное сечение. Кстати сказать, с улучшением дорог забота о проходимости автомобиля приобретает все меньшее значение.

По устойчивости малое колесо действительно уступает большому, но центр тяжести автомобиля на маленьких колесах понижается, и необходимая устойчивость машины восстанавливается.

В малый обод трудно вписать большой тормоз, но можно создать компактную конструкцию тормоза или перенести тормоз из колеса на полуоси…

Однако оправдываются ли все эти меры? Так ли уж важно уменьшить размеры колес? Зачем это нужно?

Оказывается, что уменьшение колеса дает автомобилю большие преимущества.

В конце концов, при всей его значительности, колесо — лишь вспомогательная часть автомобиля. Оно служит для того, чтобы везти пассажиров или груз. А главное место в автомобиле принадлежит пассажирам или грузу. Им нужно предоставить больше места, а колесам, как и другим механизмам, как можно меньше.

Далее, чем меньше колесо, тем оно легче. Нет необходимости много говорить насчет важности облегчения автомобиля. Ведь вес автомобиля — это расход материалов и топлива (на передвижение тяжелой машины). Отметим лишь, что колес у автомобиля, включая запасное, — пять (а у грузового — семь, у трехосного — до двенадцати), и каждый килограмм уменьшенного веса на одном колесе — это 5—12 килограммов на автомобиле в целом.

Но облегчение колеса имеет и другое, особое, значение: чем меньше его вес и масса по сравнению с весом и массой всего автомобиля, тем слабее передаются на кузов толчки и колебания колес от неровностей дороги. Автомобиль с малыми колесами обладает хорошей плавностью хода. Отсюда и большая его безопасность, и устойчивость, и повышенная средняя скорость при движении по булыжнику, по щебеночной дороге, и сохранность, долговечность его частей.

Эти простые истины не сразу были поняты конструкторами автомобилей. Но как только они были осознаны и проверены на практике, размеры колес (особенно диаметр их обода) быстро пошли на убыль, при одновременном увеличении сечения шин и снижении давления в них. Если, например, 20 лет тому назад диаметр обода колеса легковых автомобилей составлял 16—17 дюймов, а давление в шинах — 2—3 атмосферы, то теперь распространены 13-, 12- и даже 10-дюймовые ободья, а давление в шине не превышает 1,7 атмосферы; на некоторых , автомобилях оно снижено даже до 0,8 атмосферы. На грузовиках вместо прежних 20-дюймовых ободьев нередко применяют 18-, 16- и 15-дюймовые. Так современные автомобили приобрели маленькие изящные колеса с широкими эластичными шинами.

Рассказ о колесе и шине был бы неполным, если бы не была отмечена собственно конструкция шины.

Типы протекторов шин автомобиля

Шина —пример простого устройства, в котором, казалось бы, все давно уже изобретено и продумано, но в котором каждое небольшое усовершенствование делает целую революцию, существенно меняет и улучшает характеристику автомобиля в целом.

Так было при изобретении клапана вентиля, при появлении шин «корд», при переходе на шины низкого давления, при создании современных рисунков протектора, обеспечивающих бесшумность и устойчивость автомобиля, малое сопротивление качению и хорошее сцепление шины с дорогой.

И вот на наших глазах происходит еще одна революция в устройстве шины.

Когда-то ненадежная трубка-шина была дополнена защитной броней — покрышкой — и превращена во внутреннюю деталь шины — камеру. Теперь камеру устраняют из шины, превращая покрышку в резервуар для сжатого воздуха. Шины становятся бескамерными.

Смысл этого нововведения прост и вместе с тем очень важен. Обычная современная и как будто совершенная шина имеет по крайней мере три серьезных коренных недостатка:

  • Первый — опасность прокола шины, который вызывает быстрый выход воздуха из камеры, резкое увеличение сопротивления качению колеса с поврежденной шиной и, как результат, — нарушение устойчивости автомобиля, вплоть до опрокидывания, если прокол происходит на большой скорости.
  • Второй недостаток — значительное нагревание шип не только из-за трения частиц воздуха в камере и трения покрышки о дорогу, но и из-за трения камеры о покрышку во время деформации шипы, а также вследствие плохого отвода тепла через толстый слой резины, образуемый камерой и покрышкой; нагревание шин снижает их долговечность.
  • Наконец, шина с камерой тяжела, и это, как известно, ухудшает плавность хода и устойчивость автомобиля, способствует сокращению срока службы деталей его ходовой части.

Избавиться от этих недостатков не удавалось до самого последнего времени. Попытки введения секционных камер устраняли угрозу проколов, но усложняли и утяжеляли шину. Еще более тяжелой и дорогой становится шина при заполнении ее не воздухом, а губчатой резиной или иной эластичной массой. Шины такого типа — они называются «гусматик» — применяются поэтому только на специальных автомобилях.

Решение проблемы пришло неожиданно. Было предложено попросту… удалить камеру. Для того чтобы заставить покрышку служить одновременно и камерой, достаточно обеспечить плотность, герметичность прилегания покрышки к ободу колеса и установить вентиль непосредственно в ободе. Плотность прилегания покрышки к ободу достигается точным изготовлением обода и наличием на боковине покрышки канавок, благодаря которым покрышка при накачивании как бы присасывается к ободу. Культура теперешнего производства покрышек и колес дает полную возможность создания бескамерных шин.

Ясно, что бескамерная шина легче прежней и находится в лучших условиях в отношении нагревания: ведь трение камеры о покрышку исключено, отвод тепла через металл обода облегчен.

А угроза прокола? И эта проблема в значительной мере решается при бескамерных шинах. В тонкой камере при проколе мгновенно образуется большое отверстие, через которое воздух выходит в полость покрышки, а из нее в атмосферу. В покрышке же отверстие от прокола обычно невелико (кроме случаев серьезного разрыва ее), оно зажимается толстым слоем резины, а то и закупоривается виновником прокола — гвоздем.

В некоторых конструкциях внутренняя поверхность бескамерной шипы покрыта слоем вязкой, клееподобной массы, которая при проколе заполняет отверстие.

Ремонт проколотой бескамерной шины очень прост и сводится к закупорке отверстия пробкой на клею.

Не менее важным нововведением в конструкции шины является замена прежнего хлопкового корда более прочными: вискозным, капроновым и нейлоновым.

Бескамерные шины в настоящее время установлены на миллионах автомобилей.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Что зависит от размера колес автомобиля

Поговорим о размере колеса автомобиля. В обозначении покрышки содержаться три главных числа, например 175/70 R13. 175 – это ширина в миллиметрах; 70 – отношение высоты профиля к ширине в процентах, чем больше это число, тем выше резина; буква R – это не радиус, а обозначение радиальной шины; 13 – это внутренний диаметр покрышки в дюймах. Теперь полезные советы автолюбителям о том, на что влияет размер колеса.

Размер штатных колес конструкторы рассчитывают с учетом особенностей устройства подвесоки и агрегатов автомобиля. Реальная скорость на штатных колесах немного меньше фактической. В любом спидометре специально закладывают небольшую погрешность, чтобы не гоняли. Если установить колеса меньше штатных, то реальная скорость будет еще меньше, а если больше штатных, то примерно будет соответствовать фактической.

В поворотах машина на маленьких колесах теряет устойчивость и ее сносит. Виной тому – маленькая площадь контакта покрышки с дорогой. С одной стороны большое колесо лучше. Но с другой – попробуйте на месте руль повернуть. Тяжеловато!

С увеличением колеса вырастает и пятно контакта с дорогой. На асфальте такая покрышка лучше держит дорогу, но вот в грязи автомобиль скользит как на лыжах. Веса машины не хватает, чтобы выдавить из под широких колес воду и глину.

На многих автомобилях можно поставить диски на 1-2 дюйма больше, но резину придется поставить низкопрофильную, чтобы внешний размер колеса не отличался от штатного. Таблица взаимозаменяемости колес уже давно есть во всемирной паутине.

Низкопрофильная резина хороша для ровных магистралей и высоких скоростей, но вот ухабы и разбитые дороги вы почувствуете и не только позвоночником! Низкопрофильные покрышки жестче стандартных.

Можно поставить и совсем огромные колеса, если подрезать арки и если подойдут посадочные места, но шаровые опоры и подшипники ступиц придется постоянно менять. От больших перегрузок они развалятся раньше времени плюс тяжелый руль.

Видео

А бывают колеса и вот такого размера:

Другие советы по эксплуатации:

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

autozam.ru

размеры и маркировка. Величины, единицы измерения и традиционная маркировка.

Поэтому если в статье о мы рассматривали только длину обода, то здесь для точности результатов придется прибегнуть к линейке. Впрочем, есть и альтернатива.

Как измерить длину окружности колеса

Для этого есть 2 способа:

  1. Воспользоваться приблизительной таблицей;
  2. Измерить с помощью линейки.

В первом случае, к примеру, компания Swalbe предоставляет такие цифры:

Это значит, что для 26 дюймовых колес с покрышкой шириной в 1,9 дюйма длина окружности будет составлять 2089 мм, если скорость измеряется в км/час.

Плюсы - простота; минусы - не учитывается тип протектора и давление в шинах.

Второй способ более точный. Предлагается 2 варианта.

А) Измерьте диаметр колеса вместе с покрышкой (в мм), и умножьте эту цифру на 3,14. Это стандартная формула длины окружности: l=2ПR=d*П.

Б) Сделайте отметку в точке касания колеса с поверхностью земли, совершите один оборот, и поставьте вторую отметку. После чего вы получите заветную цифру длины окружности колеса. Крайне рекомендуется делать это находясь на велосипеде, предварительно накачав колесо до вашего стандартного давления.

Последний способ наиболее точный.

Как видите, ничего сложного в измерении диаметра колеса нет. В крайнем случае, всегда можно воспользоваться таблицей, но лучше все измерить самостоятельно.

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Расшифровка маркировки шин.

195/65 R15 91 T XL

195 - это ширина шины в мм.

65 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R - означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 - диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 - индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН - 91 - 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

T - индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС - Н - до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger - для легковой машины) или «LT» (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 - внешний диаметр шины в дюймах.10.5 - ширина шины в дюймах.R - автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера - внешний диаметр, вторая - ширина, третья - внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load - усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) - грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) - Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) - резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины.

Outside и Inside ; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside - с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) - шины RunFlat - это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless - бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type - обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure ; максимально допустимое давление в шине. Max Load - максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель).

Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear ; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) - указатели индикаторов износа протектора

veloed.ru

Размеры

 

Что означают цифры 6,5 и ЕТ42 или ЕТ52,5 в размерах колес?

 

На колесе производства "К&К" приведена символика предприятия и указан типоразмер. Например, обозначение 6,5Jx15h3, расшифровывается следующим образом: первое число, здесь 6,5, обозначает ширину обода в дюймах, второе число, 15 - посадочный диаметр обода в дюймах, затем идет описание формы и количество буртиков (Н - круглая форма, С - плоская форма буртика), здесь два буртика круглой формы. На упаковочной коробке колес приводятся типоразмер и марка автомобиля или типоразмер и установочные размеры ET, PCD, DIA, количество крепежных отверстий - LZ.Международные обозначения типоразмеров колес:LZ - количество крепежных отверстийP.C.D. - диаметр центров крепежных отверстийET - off-set (вылет) расстояние от посадочной плоскости колеса до середины профиля ободаDIA - диаметр отверстия под ступицу

Почему легкосплавные колеса лучше, чем стальные?

С ростом производства алюминия и появлением обрабатывающих центров под управлением компьютеров, легкосплавные колеса получили широкое распространение и их преимущества по отношению к штатным стальным колесам ощутили обычные автомобилисты.

Отличный внешний вид. Дизайнер может творить, а производство - воплотить. Технология литья дает свободу в создании дизайна колеса.

Минимальность дисбалансов и точность установочных размеров достигается за счет точности доводки пресс-форм и мехобработки поверхностей вращения.

Легкость и прочность. Легкосплавные колеса легче традиционных стальных дисков, поскольку основу сплава составляет алюминий - легкий, "крылатый" металл. Конкретный вес колеса определяется его дизайном. Прочность колеса зависит от конструкции, качества сплава и выполнения технологических требований на каждом этапе. Механические свойства алюминиевого сплава после ковки лучше, чем сплава, применяемого при литье колес, поэтому начиная с диаметра в пятнадцать дюймов кованые колеса, как правило, легче литых.

Что дает малый вес колеса? Парой килограммов больше, парой килограммов меньше, какая разница?

Разница большая. Легкосплавное колесо легче стального на 20-50% . Что это значит для подвески, для хода автомобиля? Автомобиль будет идти мягче, более плавно. Поскольку, чем меньше вывешенная на рессорах масса (неподрессоренная масса - шина, колесо, тормозной диск, колодки и др.), тем плавней ход автомобиля, и быстрее гасятся колебания. А следовательно - больший комфорт и меньший износ подвески.

Известно, что груженый автомобиль идет плавней. Почему? Вспомним физику. Если два грузика соединить пружинкой и ударить по одному, то вскоре оба грузика будут колебаться с одинаковой частотой, определяемой массами обоих грузов и жесткостью пружины. А если один грузик легкий (колесо), другой тяжелый (кузов), то частота колебаний в большей мере определяется массой легкого груза (колеса) и жесткостью пружины. В динамике прохождения неровностей дороги снижение массы колеса на один килограмм эквивалентно увеличению подрессоренной массы на 15-20 кг. То есть комфорт возрастает, как будто в кузове равномерно распределили дополнительных 60-80 кг, а фактически масса автомобиля чуть уменьшилась, и разгонная динамика улучшилась.

Алюминий, он такой мягкий, как из него можно сделать колесо?

Ощущение мягкости идет от алюминиевой фольги (в которой можно отлично приготовить курицу или рыбу в духовке) и алюминиевых жил электрических проводов. Электрические провода и многие сорта фольги сделаны из технически чистого алюминия.

Колесо же делают не из алюминия, а из алюминиевых сплавов. А свойства применяемых сплавов такие, что литые или кованые колеса гораздо лучше воспринимают удар, чем стальные, и сохраняют форму. Если отбросить катастрофически сильные удары, то легкосплавные колеса из алюминиевых сплавов практически вечны.

Многообразие алюминиевых сплавов позволяет подобрать материал для решения весьма сложных инженерных задач. Например, методом литья под давлением из алюминиевых сплавов делают такие ответственные части двигателей внутреннего сгорания, как поршни, цельные литые блоки без стальных гильз и гальванопокрытий в камере сгорания.

Какое колесо лучше - литое или кованое?

Лучшее колесо то, которое подходит на Ваш автомобиль и нравится Вам. А ГОСТ для легкосплавных колес один.

Если Вы не можете определиться, какую технологию предпочесть, то можно выбрать колесо, где присутствуют обе технологии. Например, фирма OZ выпускает трехчастичное колесо: диск - кованый, внешний обод - катаный, внутренний обод - литой, - и все это скручено титановыми болтами.

Как отличить сборные легкосплавные колеса от "литья" (литых колес)?

Основная часть легкосплавных колес в мире - цельнолитые (одночастичные, моноблочные), изготовленные по технологии литья под давлением или литья в кокиль. В двухчастичных легкосплавных колесах диск и обод соединены стальными или титановыми болтами, равномерно распределенными по периметру обода. Головки этих болтов и придают колесу необычный, "навороченный" вид. Отметим, что диск и обод могут быть изготовлены по различным технологиям.

Многие фирмы выпускают цельнолитые колеса с короткими фальшболтами, имеющими чисто декоративный характер. Чтобы различить цельнолитое колесо с фальшболтами от сборного, следует посмотреть на колесо с обратной стороны. У цельнолитого границы перехода от обода к диску непрерывны (без шва).

Технических преимуществ сборные колеса, особенно со стальными болтами, перед цельнолитыми не имеют. Фальшболты же только увеличивают вес колеса, к тому же могут теряться, особенно на наших дорогах.

Установка легкосплавных колёс

Установка легкосплавных колёс на автомобиль мало отличается от установки стальных колёс, и её можно выполнить самостоятельно. Но есть ряд причин, по которым рекомендуется устанавливать легкосплавные колёса, особенно новые, в специализированных сервисных центрах. Перечислим их:

1.      Шиномонтаж должен выполняться на хорошем оборудовании, чтобы не повредить лакокрасочный слой.

2.    При балансировке шины на колесе с использованием грузиков на "липучке" должен выбираться соответствующий режим балансировочного станка.

3.     Шина не должна касаться кузова автомобиля при крайних положениях руля.

4.    Прежде, чем монтировать шину, следует примерить колесо на автомобиль и убедиться в возможности надежно закрепить и отцентрировать колесо. А также проверить совместимость колеса с деталями подвески, рулевого управления и тормозными элементами.

Советы по примерке и эксплуатации легкосплавных колёс

1.      Следует убедиться, что длина резьбовой части болта или шпильки достаточная для надёжного крепления колеса. Например, "родной" жигулёвский болт, которым приворачивается стальное колесо, использовать нельзя - недостаточная длина резьбовой части, отсутствие "юбки". Поэтому легкосплавные колёса для "Жигулей", как правило, комплектуются своими болтами. Число витков болта (гайки) до полной затяжки должно быть не менее 6-8 оборотов. Усилие затяжки крепежных болтов (гаек) приведено в паспорте на автомобиль, но должно составлять величину не менее 90 Нм.

2.    При установке колёса следует убедиться, что ничто не мешает плотному примыканию привалочных плоскостей ступицы и колеса. Плотному смыканию могут мешать, например: ловители, головки винтов тормозного барабана, выступающие за привалочную плоскость, колпачки от прежнего стального колеса, используемые вместе с легкосплавным.

3.     Убедиться, что колесо не касается подвески и деталей рулевого управления.

4.    Следует убедиться, что центры крепежных отверстий колеса (PCD) и ступицы строго совпадают. Отверстия крепления делают с допуском в плюс к диаметру, можно ошибиться в выборе колеса, если PCD отличается от штатного на пару миллиметров, например, 4х98 и 4х100, 5х112 и 5х114,3 Недопустимо на ступицу с PCD 5x112 устанавливать колесо с PCD 5x114,3. В этом случае из всех гаек (болтов) затянута полностью будет только одна, а остальные же отверстия "уведет" и крепеж окажется недотянутым или затянут с перекосом и, как следствие, посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет "бить", а неполностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

5.     Убедитесь, что колесо центрируется на ступице по центральному отверстию колеса. Если диаметр центрального отверстия колеса больше, чем центрирующий диаметр ступицы, подберите соответствующее центрирующее кольцо.

6.    Следует убедиться, что внутренняя часть диска не задевает тормозные элементы на передней и задней осях автомобиля. В случае, если на автомобиле используются тормоза с плавающими суппортами, то минимальный зазор между колесом и суппортом (исходя из худшего случая, когда установлены новые тормозные накладки) должен быть не менее 3 мм. В противном случае, суппорт может касаться диска после замены тормозных колодок. Размер тормозных дисков и суппорта определяется в основном мощностью двигателя и может быть различным на автомобилях одной модели, в зависимости от установленного двигателя.

7.     Следуйте правилам эксплуатации, приведенным в паспорте колеса.

Что такое х-фактор колеса?

Колесо состоит из обода и диска, в обычном стальном колесе эти две части соединены сваркой. В легкосплавном колесе диск и обод формируются одновременно литьем или ковкой.

Расстояние между привалочной плоскостью и задней стороной диска и называется . Это понятие достаточно условное. Конструкция обода регламентируется стандартами, поскольку необходимо обеспечить посадку на обод пневматической шины, конструкция же диска достаточно свободна. В то же время, она должна обеспечить совместимость с тормозными элементами, необходимую прочность колеса и привлекательный внешний вид.

Проще говоря, если х-фактор большой, то колесо на автомобиль, где суппорт сильно выступает за привалочную плоскость. Если х-фактор близок к нулю, то колесо предназначено для автомобилей, где тормозные элементы не выступают за привалочную плоскость, например, ГАЗ-24 (барабанные тормоза на передней и задней осях). У многих джипов, в том числе и у 2121, конструкция дисковых тормозов такова, что суппорт практически не выходит за привалочную плоскость, и соответственно, колеса для этих авто могут быть с небольшим х-фактором.

Еще раз подчеркнем, что х-фактор - понятие скорее жаргонное, чем инженерное. Даже у колеса с большим х-фактором диск может касаться суппорта у перехода диска в обод или у перехода диска в ступицу. Поэтому мы рекомендуем устанавливать колеса в специализированных торгово-сервисных центрах.

 

Здесь Вы можете прочитать много полезного про шины и диски:

 

http://www.shina.ru/

http://shina.allforauto.ru/

http://shinashop.ru

http://www.autoshina.ru

http://www.shina.megatrans.ru/

http://www.alfada.ru/tyres.php

http://www.iap.ru/

http://www.supertyres.ru/

http://citytyres.ru/

http://www.4-kolesa.ru/

http://www.shinaplus.ru/

http://www.tyrexpert.ru/

 

demio121.narod.ru