крути педали...

Аквапланирование автомобиля. Действия, которые помогут не потерять контроль над авто. Аквапланирование автомобиля это

БЕСПЛАТНО ответим на Ваши вопросы
По лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. Ежедневно с 9.00 до 21.00
Москва и МО +7 (499) 938-51-97
С-Петербург и ЛО +7 (812) 467-32-86
Бесплатный звонок по России 8-800-350-23-69 доб.418

Аквапланирование автомобиля, как избегать эффект аквапланирования

Аквапланирование — это очень опасное явление, возникающее при движении автомобиля по дорожному покрытию с присутствием водяного слоя (например, при проезде лужи), когда скорость автомобиля такова, что вода не успевает удаляться из-под пятна контакта шины с дорожным покрытием.

Вспомните, как в детстве вы пускали камешки по водной глади – при аквапланировании автомобиль уподобляется такому камешку, то есть он всплывает.

Даже при движении автомобиля по очень скользкому льду у шин сохраняется минимальное сцепление с поверхностью, а вот при аквапланировании такого сцепления нет вообще, соответственно автомобиль в этот момент абсолютно неуправляем и не реагирует ни на какие действия водителя. В этом и есть основная опасность аквапланирования.

Почему возникает такое явление?

Как показали исследования, перед катящимся по поверхности покрытой слоем воды колесом автомобиля, возникает водяной клин, то есть колесо буквально всплывает и машина движется как глиссер.

Конечно, не любой проезд автомобиля по луже закончится возникновением аквапланирования, ведь для этого нужны некоторые условия. Например, если даже скорость машины будет больше критической, то есть такой, при которой возможно возникновение аквапланирования, но лужа будет достаточно глубокой, то из-за сопротивления воды скорость быстро погасится и аквапланирование не возникнет.

Самые лучшие условия для возникновения аквапланирования, это высокая скорость машины и длинная лужа на асфальте, глубиной от трех до пяти сантиметров. Что касается скорости, то критической скоростью, при которой возникает это опасное явление, считается скорость более 70 км/ч., хотя на практике все зависит от многих разных факторов, таких как состояние дорожного покрытия, состояния шин, типа рисунка протектора, толщины водяного слоя, давления в шинах и т.д.

В некоторых случаях шина может «всплыть» даже при скорости 40 км/ч. Кстати, часто скорость с которой машина выезжает из лужи больше, чем скорость с которой она в лужу заехала.

Как избежать аквапланирование автомобиля

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как появление аквапланирования, нужно соблюдать некоторые правила при управлении автомобилем.

  • Во-первых, если вы недостаточно хорошо чувствуете автомобиль, ввиду малого опыта вождения, не ездите со скоростью 70 км/ч. и более.
  • Во-вторых, уменьшайте скорость заранее, перед прохождением поворотов и не въезжайте в поворот со скоростью более 90 км/ч, особенно если идет дождь.

Лужи проезжайте прямо, а лужи в повороте старайтесь объезжать или заранее сбрасывать скорость. Помните, от аквапланирования автомобиля при прохождении поворота, никаких контрмер не существует — надейтесь только на свое везение. В общем, на мокром асфальте будьте внимательны и осторожны.

1. Если вы «поймали» аквапланирование на прямом участке дороги и почувствовали, что руль стал «пустым», и «легким», не делайте никаких резких действий. Нужно плавно отпустить педаль газа (не отпускайте её резко) и снизив скорость продолжить движение.

Ни в коем случае не применяйте экстренного торможения, так как машину может закрутить. Когда скорость машины упадет, колеса вновь коснутся дорожного покрытия и управляемость автомобилем восстановится. В этот момент нужно фиксировать шины в прямолинейном направлении, крепко держа рулевое колесо, чтобы в момент касания шин дорожного покрытия автомобиль не «бросило» в сторону.

2. Особую опасность в плане возникновения аквапланирования представляет езда на шинах, с изношенным протектором. На таких шинах даже тончайшая пленка воды на асфальте может вызвать это явление. Также, широкие шины более подвержены возникновению аквапланирования, чем узкие.

Уменьшить риск возникновения аквапланирования могут специальные «дождевые» шины, имеющие направленное строение протектора (поэтому устанавливать их нужно только в соответствии с указанным на шине направлением вращения) и глубокие водоэвакуационные ламели.

Аквапланирование — видео:

Вот такие простые советы, помогут вам противостоять аквапланированию автомобиля. Удачи!

Загрузка...

avto-i-avto.ru

Аквапланирование автомобиля

Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

Аквапланирование автомобиля является одной из распространённой причиной аварий на дороге.

Как правило, это связано с проблемами в управлении автомобилем в весенне-осеннюю распутицу или дождливую погоду.

Но аквапланирование не возникает, если водитель ездит по лужам с небольшой скоростью, причина такого явления лежит в превышении скоростных режимов вождения автомобиля.

Чем выше скорость движения на мокрой дороге, тем выше вероятность возникновения аквапланирования.

Но превышение скорости, это пол беды, так как причин возникновения аквапланирования при вождении существует несколько.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По - другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Условия возникновения

Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».

В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.

По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров.

Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.

До определенного момента шина будет успешно выдавливать данный клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.

Действенность данного процесса зависит от таких факторов:

  1. Рельеф протектора;
  2. Толщина водяной пленки дороги;
  3. Скорость движения автомашины.

Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.

Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.

Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.

Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.

К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.

Аквапланирование на автомобилях с различными типами привода

У автомашины с задним приводом настоящий эффект аквапланирования сначала наблюдаемся на передней оси.

Видавший виды водитель сможет сразу почувствовать начало данного явления и своевременно отреагировать на него.

Руль станет «мягким», и перестает ощущаться реакция дороги. В данном случае, даже не повышая скорость, можно совершить ДТП, достаточно лишь встретить глубокую лужу.

У автомобиля с передним приводом аквапланирование, как правило, «завязывается» на задних колесах, поскольку передние колеса являются ведущими и «тянут» автомашину.

Водитель может даже ничего не обнаружить подозрительного, причем, при увеличении скорости тоже. При этом самое небольшое торможение или сброс газа смогут развернуть автомобиль.

Аквапланирование и узор протектора

С сожалению даже некоторые новейшие шины с «летним» узором протектора могут быть предрасположены к аквапланированию.

Дождевой узор протектора

Существует резина с специальным противо дождевым узором.

При одинаковой скорости особый «дождевой» узор протектора поможет «удержать» контакт, тогда как под обыкновенным протектором будет четко наблюдаться первоначальная стадия появления аквапланирования.

Каждому автомобилисту необходимо знать об важнейших визуальных приметах водоотталкивающих покрышек.

В узоре их протектора будет обязательно присутствовать продольная центральная, достаточно глубокая, канавка и поперечные разветвленные прорези «навылет».

Направленный узор протектора

Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.

Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами.

В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.

Дорожное покрытие

К месту сказать, если под колесами машины очень гладкий и мокрый автобан, то риск появления аквапланирования намного выше, чем на крупнозернистом асфальтобетоне, так как вода на нем должна покрыть несколько миллиметров выступающих бугорков, чтобы подготовить неблагоприятные условия для автомашины.

Следует помнить о том, что на обыкновенных дорогах эксплуатационные свойства шин, которые обладают лучшим анти аквапланирующим свойством, часто хуже, чем у резины, которая больше подвержена скольжению на мокрых дорогах.

Толщина водяной пленки и скорость движения

Относительно двух иных упомянутых факторов, которые способствуют аквапланированию автомашины - толщина водяной пленки и скорость движения, то заявлять о каких-нибудь апробированных способах контроля пока трудно.

Причина – их просто нет. Уже давно замечено, что возможность потери управления автомашиной на мокрой дороге объединена как со скоростным режимом машины, так и толщиной пленки воды.

Но на сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют научно доказанные критерии взаимной связи.

Другие факторы

Кроме колесных факторов, существует немало и других, довольно случайных ситуаций, оказывающих влияние на поведение автомашины и ее наклонность к аквапланированию.

Например, состояние амортизаторов. По результатам многочисленных тестов, было доказано, что работоспособный, но изношенный на 50 – 60 % амортизатор, значительно ухудшает ситуацию.

А имеется еще механизм руля, подвеска, параметры развала – схождения и распределительная нагрузка по осям.

Не забывайте, что аквапланирование намного легче предотвращать, чем прекращать.

Оно даже опаснее, чем скольжение по льду, поэтому не экономьте на шинах, и не пытайтесь обгонять все, что движется.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ:

ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:

autotopik.ru

Аквапланирование автомобиля на дороге - что это за эффект и как с ним бороться?

Правилам безопасного вождения не всегда обучают в автошколе. А ведь от этого фактора может зависеть не только поведение водителя на дороге, но его здоровье и жизнь. Сегодня, среди множества опасных дорожных ситуаций, вы узнаете об эффекте аквапланирования. В лучшем случае, данный эффект может оставить после себя негативные эмоции, а в худшем – стать причиной страшного ДТП. Итак, аквапланирование – что это такое и как с ним бороться? Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Что такое эффект аквапланирования?

Аквапланированием принято называть частичную или даже полную потерю сцепления колес с дорожным покрытием с временной потерей контроля над автомобилем.

Как понятно из названия, данный причиной такого поведения автомобиля считается вода, которая покрывает дорожное покрытие и образует определенный слой.

Чаще всего, данное явление возникает при движении на большой скорости по мокрой дороге. Если на асфальте после дождя или во время него образовались лужи достаточной глубины, то при достижении критической скорости, между асфальтом и шиной автомобиля образуется водяная пленка, которая не успела выйти из пятна контакта колеса с дорогой. В результате этого эффекта, контроль над автомобилем теряется, и он становится практически неуправляемым.

Если рассмотреть особенность строения современных шин, то можно заметить, что рисунок протектора подбирается таким образом, чтобы его канавы удаляли частицы воды из пятна контакта. Чем выше скорость автомобиля, тем ниже скорость удаления воды из рисунка протектора. Существует отметка скорости, которая называется критической, когда рисунок попросту не успевает вывести всю воду из пятна контакта и водяной клин образуется между шиной и асфальтом.

Причин у данного явления относительно немного, тем не менее, есть факторы, которые оказывают достаточно сильное влияние на вероятность возникновение аквапланирования.

  • Слишком большая скорость при преодолении водной преграды. Под водной преградой принято подразумевать любые лужи, образовавшиеся на дорожном покрытии. Как вы уже узнали, данная скорость называется критической.
  • Неровное дорожное покрытие. Как известно, образование луж свидетельствует о наличии неровностей на асфальтовом покрытии. Данный недостаток современных дорог становится второй причиной возникновения аквапланирования.
  • Недостаточная остаточная глубина протектора. Для удаления воды из канавок рисунка, необходим правильный рисунок, и достаточно большая глубина протектора. Чем выше этот параметр, тем меньше риск возникновения аквапланирования.
  • Неправильная настройка подвески автомобиля. Скорее всего, комментарии тут излишние, так как подвеска играет решающую роль в управляемости автомобиля.
  • Пониженное давление в шинах. Данный фактор тоже дает о себе знать.

Видео подборка про аквапланирование

Как вы успели заметить, эффект аквапланирования не возникает сам по себе, а значит, основная причина данной проблемы – человеческий фактор. Самое время разобраться, как нужно управлять автомобилем, чтобы не столкнуться с данным явлением и что нужно предпринять, если вы все же потеряли контроль над машиной.

Как бороться с аквапланированием на дороге?

Так как в данной ситуации все зависит от водителя, то это значит, что данной проблемы можно и вовсе избежать, если придерживаться ряда простых правил.

Пожалуй, самое первое, что необходимо сделать, чтобы не допустить данной ситуации – это снизить скорость автомобиля перед преодолением небольших водных преград в виде луж. Опытным путем, многими экспертами было установлено, что появление аквапланирования можно наблюдать на скорости от 70 до  100 километров в час. Тем не менее, это не значит, что еще меньшая скорость движения убережет вас от беды.

Совсем не обязательно хорошо знать геометрию дорог своего города и судить о глубине лужи, потому как потерять управление можно и при преодолении на автомобиле неглубоких рек. В этом случае, передние колеса ударяются о водную пленку с такой силой, что руль может запросто выскользнуть из рук водителя, что может привести ко многим неприятностям. Поэтому руль необходимо держать в любом из двух положений: 10 и 2 или 9 и 3.

Другое правило, касаемо руля, гласит, что нельзя резко поворачивать руль в сторону заноса в попытке выровнять движение автомобиля. Дело в том, что изменение положения колеса приведет к внезапному изменению направления. Руль нужно вращать на небольшой угол и сразу же возвращать в исходное положение.  

Шины должны быть качественными и с минимальным износом. Рисунок протектора должен иметь специальные канавы, которые выталкивают воду из пятна контакта при движении на скорости. Опасной считается езда на шинах, износ которых достиг такой отметки, что рисунок протектора почти неразличим.

Сразу забудьте о резком торможении – это главная ошибка всех начинающих водителей. Эффект аквапланирования подобен управлению автомобилем на скользкой дороге, а это значит, что любое резкое торможение приводит к заносу автомобиля, что только усугубит ситуацию. Тормозить нужно исключительно двигателем. Для этого нужно убрать ногу с газа и корректировать направление автомобиля рулем. Постепенно нажимать на тормоз нужно только в тот момент, когда колеса полностью окажутся на дорожном покрытии. Помните, что новый диск сцепления стоит намного дешевле человеческой жизни.

Правильно настройте подвеску автомобиля. Если сделать это вы не в состоянии, отгоните автомобиль на соответствующий автомобильный сервис. Избегайте дешевых и некачественных услуг сотрудников СТО. Так вы сэкономите на повторной регулировке подвески и забудете о проблемах с положением колес на дорожном покрытии.

На деле же, все эти правила можно и не запоминать. Достаточно в таких погодных условиях держать соответствующий скоростной режим, и поддерживать автомобиль в исправном состоянии. 

vipwash.ru

Аквапланирование автомобиля — Что такое эффект аквапланирования и как его избежать

Водители наверняка слышали об аквапланировании, однако не многие придают значение этому чрезвычайно опасному явлению. Между тем, процент дорожных происшествий, произошедших по вине данного фактора чрезвычайно велик. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения аквапланирования, его проявлениях, а также способах предотвращения.

Что такое аквапланирование?

Аквапланирование представляет собой потерю управления автомобилем из-за скольжения его колес по тонкой водной пленке, образующейся между дорожным покрытием и пятном соприкосновения шины. Не стоит думать, что данное явление может возникнуть только в условиях дождливой погоды. Вовсе нет. Главный провоцирующий фактор – это наличие воды на дороге. Не стоит надеяться на качество установленных покрышек. Да, они способны до определенного момента противодействовать аквапланированию, но при критических факторах даже они не спасут вас от неуправляемых «заплывов».

Каковы основные причины возникновения эффекта аквапланирования?

Существует несколько причин, которые прямым образом влияют на возникновение процесса аквапланирования автомобиля.

  1. Высокая скорость движения. При преодолении луж, расположенных на дороге, важно, чтобы вода, попавшая под колесо, была полностью выведена через специальные каналы протектора покрышки. Если автомобиль проезжает слишком быстро, отведение в полном объеме произойти не успевает, вследствие чего под колесом сохраняется прослойка воды, по которой автомашина начинает скользить, словно по льду.
  2. Сильная изношенность резины. Данная причина также затрагивает водоотводные каналы шин. Со временем колеса истираются, чем значительно уменьшают ширину этих борозд. Вода из-под колеса отводится не настолько качественно, как требуется, из-за чего риск возникновения аквапланирования многократно увеличивается.
  3. Недостаточно накаченные шины. Для правильного функционирования колеса должны иметь правильный уровень давления. Не докаченное колесо ухудшает общую устойчивость автомобиля, которая важна для противодействия аквапланированию. Если устойчивости нет, то при движении по воде машина моментально потеряет заданную водителем траекторию.
  4. Некачественное дорожное покрытие. Да-да, сама дорога может стать причиной аквапланирования даже тогда, когда другие причины устранены или максимально минимизированы. Это происходит при попадании колес автомобиля в ямы, при преодолении неровностей, во время проезда по выбоинам и т.п.

Каким образом происходит проявление аквапланирования?

Различные типы автомобилей испытывают проявления аквапланирования совершенно по-разному. Это зависит о того, какой системой привода обладает авто – передней или задней.

Заднеприводные машины срываются в неуправляемый занос из-за аквапланирования всегда с передней оси. В дальнейшем этот процесс передается и на заднюю ось. Ощутить возникновение данного явления можно по «легкому» рулю, который не получает никакой ответной реакции на любое вращение. Авто быстро теряет управляемость, значительно поднимая шансы тяжелейшего ДТП.

У автомашин, имеющих передний привод, аквапланирование начинается, наоборот, с задней оси, переходя вперед. Многие водители делают фатальную ошибку – пытаются затормозить, а это моментально оборачивается заносом и самопроизвольным скольжением автомобиля. Правильный алгоритм действий в подобной ситуации заключается в необходимости небольшого плавного ускорения.

Как предотвратить появление аквапланирования и что делать, если оно произошло?

Главное условие предупреждения аквапланирования – соблюдение разумного скоростного режима. Если увидели, что на плоскости дорожного полотна имеется вода, сразу притормозите. В дождливую погоду спешить тем более не стоит.

В случае, когда аквапланирования избежать не удалось, ни в коем случае не поддавайтесь панике. Не надо бездумно жать на все педали и крутить рулем в разные стороны. Притормаживать необходимо плавно, стараясь выполнить замедление автомобиля с помощью двигателя. Запомните, любые резкие движения только усугубят ваше положение.

Подведем итоги

В конце статьи скажем, что аквапланирование – явление весьма распространенное и чрезвычайно опасное. Однако следует помнить, что все находится в руках водителя. Если человек имеет адекватный подход к управлению автомобилем, он просто не допустит никаких критических ситуаций. Будьте осторожны, и дорога не преподнесет вам никаких неприятных сюрпризов.

servicing-auto.ru

Что такое аквапланирование автомобиля?

Читая описание характеристик какой-либо шины в рекламных буклетах часто можно встретить упоминание такого свойства как сопротивление аквапланированию. Но что такое это самое аквапланирование и почему ему нужно сопротивляться? Давайте разберемся.

Аквапланирование автомобиля

Аквапланирование — это момент полной или частичной потери контакта шины с дорогой в следствии возникновения между ними водной прослойки. Говоря простым языком, при возникновении аквапланирования колеса Вашего автомобиля уже не катятся по асфальту а скользят по водной поверхности как водные лыжи. Выглядит это примерно так:

Но в отличии от катания на водных лыжах аквапланирование это совсем не весело. В этот момент автомобиль становится практически полностью неуправляемым, именно поэтому производители шин уделяют большое внимание такому свойству как сопротивление аквапланированию. Ведь от этого напрямую зависит безопасность движения по мокрой дороге.

Для того чтобы максимально снизить вероятность неожиданной встречи с этим явлением на дороге необходимо знать что же приводит к возникновению аквапланирования.

И так, на вероятность аквапланирования влияют: толщина слоя воды, скорость движения, тип и состояние шин. Притом все эти факторы тесно взаимосвязаны. Чем толще водный слой на дороге, чем выше скорость движения и чем меньше глубина протектора Ваших шин, тем выше шанс возникновения аквапланирования. Теперь более детально.

Толщина водного слоя.

Это основополагающий фактор возникновения аквапланирования. Если на дороге есть хотя бы малейший слой воды, то это означает что риск «всплытия» шины присутствует.

Как правило при испытаниях шин используется восьмимиллиметровый ( может колебаться в пределах 7-9 мм в зависимости от типа шин) слой воды. Насколько бы маленькой не казалась эта цифра этого более чем достаточно. На практике вам может хватить и 2-3 мм для того чтобы потерять контроль над автомобилем.

Скорость движения.

Чем быстрее вы едете, тем сложнее шине отводить воду из пятна контакта. И если на скорости 10 км/ч вы спокойно проедете даже по очень глубокой луже, то с набором скорости вероятность возникновения аквапланирования неумолимо растет. Притом чем толще водный слой на поверхности дороги, тем меньшая скорость требуется для того чтобы шина «поплыла».

Глубина протектора шины.

На скорость отвода воды, а соответственно и на риск возникновения аквапланирования, напрямую влияет состояние Ваших шин. Изношенный протектор намного хуже справляется со своими функциями чем протектор новой шины. Поэтому стоить регулярно измерять глубину протектора Ваших шин и своевременно менять изношенные покрышки на новые.

Тип рисунка протектора шины.

Помимо глубины протектора на эффективность шины на мокрой дороге влияет также и сам рисунок протектора. Некоторые шины предназначены специально для езды в дождь. Такие дождевые шины чаще всего (но не всегда) имеют направленный рисунок протектора и маркируются специальными значками на боковине(изображение тучки или зонтика).

На протекторе таких шин также может присутствовать индикатор износа, показывающий до какой остаточной глубины эта шина будет эффективно бороться с аквапланированием.

И так, исходя из всего вышесказанного, каких же правил следует придерживаться чтобы избежать столь неприятного(и опасного!) явления как аквапланирование?

Во первых, следите за «здоровьем» ваших шин, регулярно измеряйте глубину протектора и проверяйте шины на наличие повреждений. Не используйте изношенные шины! Если для вас является проблематичным делать это самостоятельно, вы можете воспользоваться «Программой проверки шин для безопасности вождения» в сети шинных центров Pole Position совершенно бесплатно.

Во вторых, соблюдайте скоростной режим! Попав в сильный ливень придерживайтесь средних скоростей (60-70 км/ч), а то и ниже!

Помните, что пренебрегая вышеуказанными рекомендациями, вы подвергаете опасности не только себя, но и Ваших пассажиров и других участников дорожного движения.

По материалам: avto-opel.com

 Загрузка ...

Поделиться "Что такое аквапланирование автомобиля?"

Что такое аквапланирование автомобиля?

5 (100%) проголосовало 1

avto-opel.com

Что такое аквапланирование, когда оно возникаети что делать, если оно возникло

Слово "аквапланирование" слышал, наверное, каждый автомобилист. А вот что это такое, как его избежать и что делать, если оно все-таки наступило, знает далеко не каждый. 

Итак, аквапланирование – это полная или частичная потеря сцепления шины из-за наличия водяного клина между шиной и поверхностью дороги. Другими словами, колесо не может "продавить" слой воды и буквально "всплывает". Аквапланирование может возникнуть на любой мокрой дороге – во время или после дождя. Основная опасность аквапланирования в том, что автомобиль при этом становится практически неуправляемым.

Основные факторы, влияющие на вепроятность возникновения аквапланирования, – это масса автомобиля, толщина водяного слоя на дороге и скорость автомобиля. Если на первые два фактора вы повлиять не сможете, то третий полностью зависит от вас. Одно из главных правил безопасной езды в дождь и сразу после дождя – соблюдать скоростной режим и не превышать скорость. Теоретические исследования показывают, что аквапланирование появляется с 70-100 км/ч, однако на практике этот эффект может возникнуть и раньше. Именно поэтому на мокрой дороге стоит быть особенно внимательным!

Как избежать аквапланирования?

При приближении к луже следует заранее сбавить скорость, взяться обеими руками за руль и поставить передние колеса ровно. Если входить в лужу с вывернутыми передними колесами, машину может просто закрутить. Если лужа находится на повороте, вы можете во время проезда лужи корректировать ее траекторию, при этом главное – не делать резких движений рулем. 

Что делать, если эффект аквапланирования все-таки возник?

Первое и главное правило – не делать резких движений. Никаких резких ударов по тормозам или поворотов руля – автомобиль и так практически неуправляем, а ваши внезапные действия только усугубят ситуацию. 

Помните, что поведение при заносе на снегу отличается от поведения при аквапланировании: если автомобиль "поплыл", газ нужно бросать ВСЕГДА, независимо от типа привода. 

При аквапланировании тормозить лучше двигателем, а не рабочим тормозом. 

Дождевые шины – панацея от аквапланирования?

В последнее время набирают популярность так называемые дождевые шины, которые уменьшают риск возникновения аквапланирования и идеально подходят для езды по мокрым дорогам. Все эти шины имеют направленный рисунок протектора, за счет чего вода лучше отводится из пятна контакта шины с дорогой. 

Однако стоит помнить, что даже самые дорогие дождевые шины не гарантируют 100% защиты от аквапланирования. Как показывают исследования, эффект аквапланирования на дождевых шинах все-таки может наступить, правда, на чуть более высокой скорости, чем у обычных покрышек. Кроме того, минусами направленного протектора на дождевых шинах будут повышенная шумность, а также более ранний износ. 

blamper.ru

Аквапланирование автомобиля. Действия, которые помогут не потерять контроль над авто

После зимы отдельные участки дороги покрываются волнами, происходит это из-за того, что промерзший асфальт пучит после первых оттепелей. Как правило, в появившихся ложбинках собирается вода, которая скрывает неровности дороги, поэтому заезд в них всегда неприятен и опасен. Если въехать на затопленный участок дороги на высокой скорости, то колеса потеряют сцепление с дорогой и авто начнет плыть. Этот эффект сравним со скачущим плоским камешком запущенным над водой. Но в отличие от камешка резиновая покрышка сначала разбрасывает брызги, а затем глиссирует и всплывает, это и есть аквапланирование.

Аквапланирование – появление воды в пятне контакта шины с поверхностью дороги, то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. Возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает удалять воду из пятна контакта. Стоит отметить, что даже небольшое количество воды способно ухудшить сцепление колёс с дорожным покрытием, причём, самое опасное, когда это происходит не со всеми четырьмя колёсами, а только с одним или двумя. Из-за разности сцепных свойств автомобиль может уйти в занос.

Очень часто лужи появляются рядом с поворотами или на изгибах дорог, именно от них и исходит самая большая опасность, но не стоит думать, что на прямой рисков уйти в занос меньше. В среднем легковой автомобиль имеет полторы тонны веса, такое авто может начать глиссировать при попадании в лужу на скорости до 65 км/ч – длится это всего пару секунд. Если влететь в лужу, глубина которой составляет более 4 см, да еще на большей скорости, то автомобиль будет скользить намного дольше – примерно секунды 3-5. И за это время только от действий водителя зависит, останутся ли он, его пассажиры и авто целыми.

Аквапланирование и его последствия

Чаще всего все аквапланирование происходит по следующему сценарию:

При попадании автомобиля на участок дороги с плотным водяным слоем, аэродинамика подымает кузов автомобиля, что приводит к уменьшению давления шин на покрытие. Из-за этого слой воды, который находится между протектором и асфальтом не вытесняется (вода не успевает выводиться из пятна контакта) и это приводит к ухудшению сцепления колес с дорожным покрытием. В результате происходит полная или частичная потеря сцепления с дорогой и транспортное средство становится практически неуправляемым.

При наезде на водную гладь одним колесом, машину, как правило, немного разворачивает в сторону, во время этого водители стараются мгновенно скорректировать траекторию движения авто рулем. Повернув колеса на небольшой угол, вряд ли удастся вернуть контроль над управлением. При въезде в лужу всеми колесами автомобиль теряет связь с дорогой, начинает плыть и не реагирует на нажатие педали тормоза. Если водитель еще не опытен он пугается и начинает больше крутить руль, но от этого нет никакого эффекта. Боясь вылететь на обочину, водитель выкручивает руль до упора, но это не помогает установить контроль над автомобилем.

Проплыв по водной глади несколько метров машина замедляться и в считанные секунды продавливает водяную пленку. Так как колеса уже вывернуты вбок, автомобиль резко начнет двигаться в ту сторону, которую повернут руль. Как правило, водители не успевают среагировать на неожиданный маневр, теряют контроль над авто и приходят в себя уже на обочине. И хорошо, если на ней нет людей, столбов и деревьев.

Аквапланирование авто

У Вас скорей всего уже возник вопрос, так как же нужно поступать при аквапланировании автомобиля?

При подъезде к луже (неважно большой или маленькой) обязательно сбрасывайте скорость, если не хотите ловить автомобиль по дороге, так как на небольшой скорости вероятность аквапланирования минимальна. Если же своевременно сбросить скорость не удалось нужно придерживаться следующих правил:

  • Во-первых, при входе в воду, нужно удерживая педаль тормоза, но, как только кромка скрылась из поля зрения, нужно быстро, но плавно, ее отпустить.
  • Во-вторых, за ранее включайте щетки стеклоочистителей на максимальной скорости.
  • В-третьих, на высокой скорости старайтесь проезжать лужи с прямыми передними колесами, без поворота. Руки на руле должны находиться в правильном положении (без десяти два или без пятнадцати три) полностью обхватив руль, при этом локти должны быть разведены в стороны.

Ни в коем случае нельзя поддаваться панике и полностью выворачивать руль. Если авто начало нести в сторону при наезде в лужу, самое главное сохранять спокойствие. Когда из-под машины начинают разлетаться брызги, в первую очередь нужно отпустить педали и держать руль прямо. Лишь после того когда колеса продавят водную пленку (завершение аквапланирования) можно начинать корректировать траекторию автомобиля рулем. Колеса обязательно станут на твердую поверхность, если не на дороге, так на обочине и у вас будет всего несколько секунд чтобы провести коррекцию траектории. Главное все делать быстро и четко.

Также следует действовать и при наезде в лужу только одной стороной автомобиля. К примеру, лужа находится справа, а середина дороги сравнительно чиста. Если только правая сторона попадает лужу, то возникает момент силы, которая будет тянуть автомобиль в сторону обочины. Рулить в этой обстановке можно, так как левая сторона остается на асфальте. Но делать это необходимо без резких движений, чтобы машину не начало крутить.

После того, как удастся выровнять автомобиль рулем, можно начинать плавно притормаживать, не допуская блокировки колес. Важно: нельзя применять экстренное торможение (длительное нажатие на педаль тормоза). Если авто не оснащено системой ABS (предотвращает блокировку колёс и потерю управляемости транспортного средства), то при резком и сильном нажатии на педаль тормоза плавающее колесо мгновенно застопорится в воде и машина схватится за асфальт только одним боком. Это может привести к тому, что автомобиль развернет в противоположную от лужи сторону. Тормозить нужно прерывисто, нажимая на педаль слабыми ударами – только такая последовательности позволяет сохранить управляемость авто.

Три вещи, которые нельзя делать на мокрой дороге:
  1. Перед входом в воду автомобиля нельзя резко отпускает педаль «тормоза», так как это приводит к тому, что «нос» машины подымается и масса воды начинает подливать под днище.
  2. Двигаться по лужам на высокой скорости – критической может стать даже скорость 50-60 км/час.
  3. Проезжать лужу с вывернутыми колесами – может вызвать неконтролируемый занос.
Итог:

Подводя итог можно сделать вывод, что на мокрой дороге с лужами нельзя передвигаться на высокой скорости, поддаваться панике, совершать резких движений рулем и применять экстренное торможение. Следует всегда выдерживать паузу и начинать рулить и тормозить только после проезда затопленного участка. То есть необходимо пережидать аквапланирование, а еще лучше стараться заранее выбирать безопасную скорость для преодоления затопленных участков дороги.

 

 

С уважением, редакция АвтоАвеню

Оцените пожалуйста статью
Загрузка...

Вам также может понравиться

www.avtoavenu.ru