крути педали...

г.Запорожье ул.АРТЕМА 77. Что такое zr на шинах


Все, что надо знать о шинах и этикетках на них — журнал За рулем

Не так давно, выбирая шины, автолюбители могли заметить, что наряду с обычными этикетками на некоторых покрышках появился дополнительный ярлычок с новыми пиктограммами и обозначениями. Говорим о современной резине, как ее подобрать автомобилисту и верить ли мифу о «специально подготовленных» шинах для тестов.

Если верить сэру Артуру Конан Дойлю, его Шерлок Холмс был способен отличить отпечаток покрышки Dunlop от сорока двух других подобных изделий. Результат весьма впечатляющий. Впрочем, такие экспертные познания были бы уникальны и в наши дни, ведь многие из современных автовладельцев свято верят, что автомобильные шины — что-то однородное и получаемое в процессе литья, а буква «R» в маркировке обозначает радиус. Что же означают все эти надписи на боковине шины и для чего на некоторых из них стали появляться цветные ярлычки с непонятными пиктограммами, им и невдомек. Поговорить об этом мы отправились в представительство компании, названной в честь человека, без которого не было бы возможно создание современного колеса — Чарльза Гудьира. Наш собеседник — Кирилл Барановский, технический специалист Goodyear Russia LLC.

В прошлом году исполнилось 115 лет, как компания Goodyear делает шины, но не будет преувеличением сказать, что даже спустя столько лет большинству обывателей шина по-прежнему представляется чем-то однородным, круглым и черным. На самом же деле шина гораздо сложнее. И прежде чем говорить о маркировке, обозначениях и подборе шин с новыми этикетками, хотелось бы вкратце пройтись по тому, что же такое шина, как она делается и какие свойства присущи этому весьма непростому изделию.

Как и из чего это сделано?

Механически шина — это эластичная оболочка, которая способна удерживать воздух под давлением, структурно — высокотехнологичная композитная конструкция, а химически — набор материалов, состоящих из длинных цепочек макромолекул. Причем даже в наши дни производство шин сохранило некоторые архаичные операции. Например, тот же процесс получения натурального каучука не изменился со времен конкистадоров: сок по-прежнему собирают через надрезы в коре дерева гевеи. Натуральный и искусственный каучук поступает на производство, где происходит смешение с другими компонентами — сажей, серой, кремниевыми соединениями.

Hevea-tree

Получение каучука из гевеи (фото:Rancourt&Co)

Получение каучука из гевеи (фото:Rancourt&Co)

Получение каучука из гевеи. Фото: Rancourt&Co 

На участке резиносмешения все компоненты загружаются в миксер и измельчаются. Но просто связать каучук, поступающий в виде малоэластичных брикетов, мелкодисперсионную сажу, серу и силику в гомогенную смесь, из которой изготавливают протектор, трудно. Для этого добавляются масла и различные химикаты. На выходе получается масса, которая продавливается между валами. Результат — полотно сырой резины.

Из вышеперечисленных наполнителей крайне важным компонентом является силика. Это осажденная кремниевая кислота, которая поступает на шинное производство в виде порошкообразного вещества грязно-белого цвета. Силика была открыта еще в конце 1950-х, но не использовалась по причине дороговизны. Другим ограничением была необходимость использовать в процессе резиносмешения специальное и очень недешевое оборудование.

Появление мощных и быстрых автомобилей, а также мода на экологию сделали применение силики необходимостью — ее введение в состав смеси резко повышает характеристики энергоэффективности (сопротивление качению) и сцепления протектора на мокрой дороге. Кроме того, в зимних шинах она повышает эластичность при низких температурах. Благодаря использованию силики сопротивление качению в современных шинах за последние 10 лет улучшилось на 25%, что вылилось в снижение расхода топлива до 5%.

Помимо совершенствования рецептур и геометрии протектора эволюция в шинном производстве идет в области совершенствования процесса сборки шины и выражается в увеличении автоматизации. Но полностью автоматические линии пока еще очень дороги.

Схема производства шин

Схема производства шин

Схема производства шин

Схема производства шин

Впрочем, даже самые дорогие и современные линии не способны компенсировать отсутствие знаний, традиций и опыта разработки такого с виду простого, но на деле очень сложного продукта, как шина. Это хорошо видно на примере китайских брендов, предприятия которых, как правило, оснащены самым передовым и лучшим оборудованием. Но невозможно, взяв готовую шину и разрезав ее, получить необходимые знания для создания сопоставимого по качеству продукта. «Что?» и «как?» для каждого производителя вещи очень специфические, и китайцы пока прогрессируют только в направлении как делать шины, а вот знание того, что это такое, им пока не дается — нет наработок и специалистов с необходимым опытом, а просто скопировать невозможно.

Но вернемся к изготовлению нашей шины. В процессе сборки объединяются ее основные элементы. Их пять: каркас с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми прослойками; боковина — наружная резиновая деталь шины, предохраняющая от боковых наружных повреждений; борт — жесткая часть шины, обеспечивающая ее крепление 
на ободе колеса. Это очень важная часть современной бескамерной шины, которая отв

www.zr.ru

Как разобраться в маркировке автомобильных шин. Расшифровка символов на покрышках

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В МАРКИРОВКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН. РАСШИФРОВКА СИМВОЛОВ НА ПОКРЫШКАХ

Добрый день, сегодня мы узнаем, как правильно расшифровывать маркировку на автомобильных шинах, какие символы на покрышках играют ключевую роль и почему у разных производителей, параметры колес могут отличаться. Кроме того, расскажем про то, в каком месте на покрышке найти производителя, тип, размер шины, индекс скорости, показатель сцепления с дорожным полотном и разберем, для чего нужно знать эти параметры, а также, что они обозначают. В заключении мы поговорим о том, на какие символы автошины, в первую очередь необходимо обращать внимание перед покупкой, а также, что такое дополнительные маркировочные показатели, которые идут на большинстве современных покрышках и почему их важно знать, чтобы не приобрести не качественное колесо.

Один из самых распространенных вопросов большинства автовладельцев: "Что означают символы на шине?", волнует водителей уже довольно давно. Стоит понимать, что при покупке шин очень важно обращать внимание на маркировку, а также уметь ее читать, потому что от этого будет зависеть самое главное - управляемость, длина тормозного пути и максимальная скорость автомобиля. Вот поэтому стоит четко для себя уяснить, что есть первостепенные и второстепенные параметры, которые отображаются на каждом новом колесе с лицевой стороны. Вот от них то и зависит поведение шины на дороге. 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ БОКОВОМ ПОРЕЗЕ ШИНЫ  

  

Чтобы знать, какие шины нам покупать для автомобиля, мы должны понимать хотя бы первостепенные показатели, такие как ширина и высота профиля, диаметр обода, индекс нагрузки, тип, а также скоростной индекс. Данные нюансы мы и разберем в нашем рассказе, чтобы обезопасить многих водителей не только от попадания в аварию, но и от необходимости уплаты штрафа, за не верно установленные шины на автомобиле в зимнее время года. Отметим, что самое главное при подборе колес для машины - это правильно применять на практике свои знания по расшифровке основных и дополнительных символов нанесенных на покрышки. 

Справочно заметим, что средний срок службы покрышки составляет в среднем от 5 до 8 лет, в зависимости от того или иного производителя. Определенное количество изготовителей определяют срок эксплуатации шин в 10-12 лет, но как правило, в реальности замена покрышкам требуется уже после 4-5 лет эксплуатации, а то и раньше, потому что большинство водителей не правильно подбирают шины, исходя из нанесенной на них маркировки. В том случае, когда шины грамотно подобраны под то или иное транспортное средство, то они действительно способны отходить более 5-7 лет. Кроме того, на срок службы колес сильное влияние оказывает шинный состав, из которого произведены покрышки, а также, если автомобиль эксплуатируется не постоянно и по хорошему дорожному полотну, при этом водитель внимательно следит за состоянием колес. 

Перед тем, как переходить к расшифровке символов на выбираемой или уже купленной покрышке, необходимо наглядно представлять маркировку на шине, которая, как правило, располагается на лицевой стороне колеса. Ниже на изображении продемонстрировано расположение основных и дополнительных маркировочных символов на современной типовой покрышке, которые детально будут нами рассмотрены ниже в материале.

- Модель шины: у каждого производителя имеется свое наименование покрышек, которые должны сообщать покупателю об их особенностях. Например, давайте рассмотрим шины Бриджстоун, модели "Близзак" и "Айс Крузер" - это означает, то что они относятся к зимним шинам, причем 2-ая модель к премиальному сегменту. К примеру модель MY-03 означает, что это летняя шина и она имеет выраженную спортивную направленность.
- Обозначение максимальной нагрузки: как правило, пишется более мелким шрифтом, чем наименование производителя и имеет обозначение - MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее указывают нагрузку в килограммах и английских фунтах (MAX LOAD 500 kg (1102lbs), 1lbs=0,4536 кг). Справочно заметим, что некоторые водители умножают MAX LOAD на 4 колеса (то есть на общее количество колес автомобиля), чтобы получить максимальную массу транспортного средства, которому подходят шины с такой нагрузкой. Однако это в корне не верно.Почему так нельзя считать? Потому что, полученная таким образом масса оказывается намного завышенной. Шины не должны работать под предельной весовой нагрузкой. Поэтому от максимальной массы нужно отнять примерно 20-25 процентов, в том случае, если автомобиль легковой. Если внедорожник, то отнимать нужно порядка 30-35 процентов. 

Кроме того, даже если мы вычтем необходимые проценты, то не факт, что данная масса будет допустимой, так как показатель MAX LOAD является предельной нагрузкой для шины вообще, без привязки к особенностям конструкции того или иного автомобиля. А такая привязка крайне обязательна.

- Индексы износостойкости, сцепления и температуры: обозначаются в соответствии с нормативными документами об информировании потребителей согласно уровню качества. На шинах данные показатели обозначаются, как TREAD WEAR INDEX - индекс износостойкости, TRACTION INDEX - индекс сцепных свойств и TEMPERATURE INDEX - температурный индекс.- Максимально допустимое давление воздуха в шине: указывается в килопаскалях (KPa) и фунтах на квадратный дюйм (PSi). К примеру 2 атмосферы или 33 PSi, заметим, что 1 PSi = 0,0069 МПа для шины в не прогретом состоянии. Если на шине указано максимальное давление в 2,2 атмосферы, то накачивать выше этого давления не рекомендуется. - Наименование производителя: как правило, указывается название изготовителя или разработчика покрышки в виде прописных латинских букв на лицевой стороне колеса.
- Условное обозначение "DOT": указывает на соответствие требованиям нормативных документов, касающихся легковых и грузовых шин.

- Латинские буквы M+S: в переводе с английского означают Mud + Snow, то есть "грязь + снег" и указывают на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или может использоваться при наличии грязи и снега.

Если на шине идет обозначение WINTER, то есть зима, то это сугубо зимние шины, AQUATRED или AQUA CONTACT, то это дождевые шины, если AS или All Seasons, то это всесезонные, а если AW или Any Weather, то под любую погоду - пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком покрытии. Заметим, что многие производители вместо этих надписей рисуют на боковинах шин специальные рельефные пиктограммы - солнце, снежинку или дождь, которые наглядно отображают все сезоны.

- Обозначение размера шины: относится к основным показателям, которые нужно в первую очередь учитывать при подборе покрышек. Примером такого обозначения может служить надпись 205/55 R16, которая информирует водителя о ширине профиля в 205 миллиметров и об отношении высоты профиля к его ширине в 55 процентов. Справочно заметим, что ширина профиля шины - всегда отображается в миллиметрах и является расстоянием между наружными боковинами накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов. 
Высота профиля представляет процентную величину высоты шины от ее ширины. Справочно заметим, если процентное содержание высоты шины менее 50 процентов, то она считается низкопрофильной. - Обозначение в виде латинской буквы "R": означает, то что шина радиальная или "RADIAL". Данный параметр относится к конструкции шины, а также к монтажному диаметру обода. Диаметр же обода измеряется всегда в дюймах и миллиметрах. При переводе принято считать 1 дюйм равный 25,4 миллиметрам. То есть в том случае, если на шине идет маркировка типа R15, то это означает не 15-ый радиус, а радиальную конструкцию шины с ее диаметром в 15 дюймов.
- Индекс грузоподъемности: сообщает нам о предельной нагрузке на ту или иную покрышку, те есть это максимальный вес, который способна выдержать шина. Проставленное на шине двузначное число математически никак не привязано к конкретным килограммам - это просто условный индекс.- Индекс скорости: указывает водителю на максимально расчетную скорость покрышки. Ниже в таблицах наглядно показано, как указывается эквивалентная максимальная скорость выражаемая в километрах в час на лицевой стороне шины.
Индекс

P

Q

R

S

T

U

Скорость, км/ч

150

160

170

180

190

200

Индекс

H

V

VR

W

Y

ZR

Скорость, км/ч

210

240

более 210

270

300

более 240

Скоростной индекс, присваиваемая шине по результатам специальных испытаний. Такой показатель характеризует максимальную скорость, которую способна выдержать та или иная модель покрышки. То есть скорость, при малейшем превышении которой никто не может гарантировать, что колесо не начнет разваливаться. Как правило, для эксплуатации устанавливается оптимальный режим, то есть машина должна передвигаться со скоростью примерно на 15 процентов меньшей, чем та, которая допускается производителем шины.

- Обозначения говорящие о конструкции покрышки: отображают особенности состава с структурой шины и фиксируются на лицевой стороне соответствующими надписями о количестве слоев брекера, каркаса, а также о материале корда. Примерами таких надписей могут служить символы TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD + 2 STEEL CORD + 1 NYLON CORD означают, что брекер шины состоит из 2 слоев полиэстера + 2 слоев металлокорда + 1 слоя нейлонового корда. Ниже на изображении наглядно приведен пример данного обозначения.

- Обозначение TWI: относится к символам, которые играют роль второстепенных показателей и несут в себе дополнительные сведения касающиеся той или иной информации о покрышке. Данный параметр является указателем места нахождения индикатора износа покрышки. 

Такой индикатор находится на дне ближайшей к метке канавки протектора. Как правило, индикатор износа обозначается в виде стрелки. Таким образом, этот индикатор показывает предельно допустимую степень износа покрышки.

- Дата изготовления шины: относится к символам, которые играют роль второстепенных показателей и несут в себе дополнительные сведения касающиеся той или иной информации о покрышке. Обозначается 4-мя цифрами в овале на боковине, причем 2 начальные обозначают неделю изготовления, а остальные указывают на год производства. Например маркировка 5216 означает, что шины выпущены на 52-ой неделе, то есть в декабре 2016 года. Ниже наглядно показан пример данной маркировки.- Обозначение бескамерая шина (TUBELESS): относится к символам, которые играют роль второстепенных показателей и несут в себе дополнительные сведения касающиеся той или иной информации о покрышке. Обозначение говорит о том, что шину нужно использовать без камеры. Таким образом, такая покрышка не оснащается специальной камерой, которую нужно было бы отдельно надувать.

- Обозначение PR (норма слойности): относится к символам, которые играют роль второстепенных показателей и несут в себе дополнительные сведения касающиеся той или иной информации о покрышке. Для легковых автомобилей применяются покрышки с нормой слойности в 4PR или 6PR. При маркировке 6PR, покрышки еще имеют дополнительную надпись Reinforced, что в переводе означает усиленная. Шины с маркировкой в 8PR применяются для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому после обозначения посадочного диаметра, к примеру 205 R16 C, к маркировке еще добавляется дополнительная латинская буква "С", что означает "Commercial".

Видео обзор: "Как разобраться в маркировке автомобильных шин. Расшифровка символов на покрышках"

В заключении отметим, что эксплуатация автомобиля с правильно подобранной маркировкой покрышек, обеспечит надежное управление и торможение транспортным средством, а также принесет шинам более продолжительный срок службы. Кроме того, благодаря умению читать символы на шинах, мы всегда сможем правильно выбрать поддержанные и новые покрышки, которые позволят нам уверенно чувствовать себя, как на заснеженной, так и на мокрой трассе. 

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

bazliter.ru

Маркировка шин

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! Мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Сначала мы рекомендуем посмотреть руководство по эксплуатации для вашего авто. Там указана маркировка шин, рекомендуемых заводом изготовителем автомобиля. Обычно в руководстве указано несколько маркировок шин, в зависимости от того:

      • Какие диски стоят на вашем автомобиле: железные или из алюминиевого сплава (диски из алюминиевых сплавов обычно имеют больший радиус и ширину)
      • Для какого сезона используется данная маркировка шины — для зимы или для лета. 

             • Какой двигатель и какой мощности установлен на вашем автомобиле

А так же вы можете воспользоваться ссылкой: «побор шин по марке автомобиля», в ней по марке и году выпуска вашего авто вы можете узнать маркировки шин, рекомендуемые для вашего автомобиля заводом-изготовителем. Обычно в инструкции указывается несколько типоразмеров автошин. 

Или подойти к своей машине и прочитите надпись на боковине шины (резине).

Таким образом на шине указывается типоразмер

Называется она типоразмер и выглядит, для примера, вот так:

 225/55 ZR17 101 W XL

 225 — это ширина шины в мм. 

55 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 55%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль». 

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 225/55 R17 захотите поставить автошины с размером 235/55 R17, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо. 

R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так). Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже. 

17 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распостраненная ошибка). Это \\\"посадочный\\\" диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска. Подробннее про маркировку дисков можно прочитать в статье маркировка дисков. 

W — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — W — до 270 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

ZR - шины сконструированы для скоростей превышающих 240 км/ч.

XL - (Extra Load) - усиленная шина

Таблица индексов скорости:
Индекс скорости J K L M N P Q R S T U H V VR W Y ZR
Мах. Скорость (км/ч) 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 240 >210 270 300 >240

101 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 101 — 825 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать. 

Таблица индексов нагрузки шины:

Индекс нагрузки 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69
Мах. Нагрузка (в кг.) 250 257 265 272 280 290 300 307 315 325

 

Индекс нагрузки 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79
Мах. Нагрузка (в кг.) 335 345 355 365 375 387 400 412 426 437

 

Индекс нагрузки 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89
Мах. Нагрузка (в кг.) 450 462 475 487 500 515 530 545 560 580

 

Индекс нагрузки 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
Мах. Нагрузка (в кг.) 600 615 630 650 670 690 710 730 750 775

 

Индекс нагрузки 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109
Мах. Нагрузка (в кг.) 800 825 850 875 900 925 950 975 1000 1030

 

Индекс нагрузки 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119
Мах. Нагрузка (в кг.) 1060 1090 1120 1150 1180 1215 1250 1285 1320 1360

 

Индекс нагрузки 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129
Мах. Нагрузка (в кг.) 1400 1450 1500 1550 1600 1650 1700 1750 1800 1850

 

Американские обозначения: типоразмер (расшифровка).

 Существуют две различные маркировки американских шин. 

Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. 

И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской. 

Например: 31х10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15) 

31 — внешний диаметр шины в дюймах.10.5 — ширина шины в дюймах.R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера - внешний диаметр, вторая - ширина, третья - внутренний диаметр.Цветные метки используемые для маркировки шины:

 

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

 

Красная маркировка (красная точка на шине) - означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности - абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем. 

Маркировка - белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе. 

 

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее "опознавать" шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

 XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

M+S или маркировка покрышки M&S  (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значек M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины. 

All Season или AS — Всесезонные шины.Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях.Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside — ассиметричные шины. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д. 

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой.Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа. Подробнее о давлении в колесах автомобиля читайте в статье о важности контроля и регулировки давления.

.Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции.Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) - указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Как узнать дату изготовления шины:

Дата изготовления шины написана в виде четырёх цифр в овале (например 5306) — первые две цифры неделя изготовления, следующие две — год изготовления (в нашем примере декабрь 2006 г).

3-х значный код даты у шины означает, что она была выпущена до 2000 года.Старая маркировка похожа на новую, т.е. первые две цифры тоже неделя изготовления, но последняя цифра означает не полностью год, а только последнюю цифру года. 

Например, код: 108. Это значит, что автошина выпущена: 10-ая неделя 88 или 98 года.Чтобы понять 80-ые года или 90-ые, нужно внимательно посмотреть, есть ли после этих цифр пробел (промежуток или треугольный штамп) на боковине или нет.Если нет: *108*, то это 88 год, если же есть: *108 * или *108(значок - треугольник)*, то эта покрышка 98-ого года выпуска.

Такие сложности обусловлены тем, что раньше производители покрышек не думали, что шиной будут пользоваться больше 10 лет. Но после 2000 года производители автошин пришли к более удобной 4-х значной маркировке даты производства на колесе.

shinomontazh.zp.ua

Тонкости шинной МАРКИРОВКИ | Аркан-блог

Значки, цифры и цветные метки на шинах несут в себе много полезной информации. Как расшифровать тайнопись и правильно подобрать шины?

Особое внимание передним колесам с учетом их максимально возможного поворота влево-вправо в сочетании с предельными  ходами подвески — шина  не должна касаться кузова или элементов шасси. Кроме того,  любое изменение диаметра  скажется на точности показаний спидометра.

Значки, цифры и цветные метки на шинах несут в себе много полезной информации. Как расшифровать тайнопись и правильно подобрать шины?Первое, на что следует обратить внимание при выборе шин – их размер. Он зашифрован в характерном наборе цифр, нанесенном  крупным шрифтом – например, 185/65 R14.Число 185 означает ширину профиля шины в мм. Второе, после косой дроби, 65 – серию покрышки, то есть  высоту профиля в процентах от его ширины. Здесь она составляет 185 х 0,65 =  120,25 миллиметра.R обозначает  радиальную конструкцию шины, а число 14  — посадочный диаметр  шины в дюймах.Переведя его в миллиметры (14 х 25,4 = 355,6) и прибавив две высоты  профиля, получим наружный диаметр шины (355,6+120,25х2=596,1мм). Уменьшение его от рекомендованного заводом приведет к снижению дорожного просвета, а увеличение ограничено размерами колесных арок. Особое внимание передним колесам с учетом их максимально возможного поворота влево-вправо в сочетании с предельными  ходами подвески — шина  не должна касаться кузова или элементов шасси. Кроме того,  любое изменение диаметра  скажется на точности показаний спидометра.Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах,  то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса — шине  приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина  будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять  траекторию. Зато низкопрофильная шина — жесткая и не терпит плохих дорог.В маркировке после размерности есть  еще пара индексов, на которые автомобилисты редко обращают внимание.  Например, после 185/65 R14 нанесены  индексы  82Т или 82Н. В них зашифрованы  грузоподъемность и предельно допустимая скорость. По специальным таблицам их можно перевести в более понятные нам кг и км/ч.Допустим, максимальная скорость вашей машины 185 км/ч.Увеличиваем ее на 15% (запас  при движении на затяжном спуске или сильном попутном ветре). 185 х 1,15 = 209,3. Полученное число по таблице № 1 находится между значениями 190 и 210, потому округляем его в большую сторону и получаем индекс «Н».Зимние шины допустимо применять с меньшими индексами – для них наиболее распространены  «Q» (160 км/ч) и «T» (190 км/ч), однако в любом  случае нельзя превышать их скоростной лимит.Теперь о грузоподъемности. 82, например, говорит о том, что шина способна нести нагрузку не более, чем 475 кг. Минимум для вашего автомобиля  — половина  максимальной нагрузки на ось. Ближайшее из  таблицы 2  значение округляем и прибавляем  запас в 15- 20%. Для  скоростей более 210 км/ч, придется использовать дополнительную таблицу № 3 для пересчета допустимой нагрузки.Отдельная категория шин — «M+S» (грязь и снег). Такие шины  обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают  и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице  4.Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице 6.

Для гурмановТакие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно  обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;GU – код завода-изготовителя;N4 – код размера:FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.Шины  разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница,  как правило, мизерная.Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования.  Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице № 5.Шины без подобной маркировки  — среднестатистические, и идут в продажу  либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.Если вы подбираете одну шину  на BMW или Porsche, лучше  уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть  уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой».  Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

О грыжестойкостиУвеличение индексов скорости и грузоподъемности  не означает, что шина будет меньше бояться пробоев   и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно  прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря  усиливающей  прокладке между брекером и каркасом. Такие  шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие  и  шумные.Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они  действительно  более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие  по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для  российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности.  Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают   подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости»  – увеличение давления выше рекомендованного  на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

Одинаковы с лицаРазумеется, шины более высокой грузоподъемности и допустимой скорости стоят дороже. А как разнятся характеристики шин, отличающихся только индексами?   Сравним между собой модели  205/55R16 Nokian Hakka H, Hakka V и Hakka W. А также Goodyear Excellence с индексами H и V по нашей стандартной программе для летних шин. Вот что из этого вышло.Высокоскоростные шины не показали  очевидных преимуществ перед более медлительными родственниками в тормозных свойствах. Они незначительно лучше в сопротивлении качению (читай – расходах топлива). Ощутимо улучшают курсовую устойчивость на высоких скоростях, но при этом ухудшают комфорт. Что касается управляемости и скорости выполнения экстремальных маневров, то здесь  шины как элемент тюнинга, требуют индивидуального подбора к каждому конкретному автомобилю, к особенностям его поведения.

Тату на плечах

1. В последнее время  боковины  шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе  шин.

2. «Зеленые» шины  отличаются уменьшенным расходом  топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.такой значок применяет Michelin. А Nokian и Pirelli – рельефные листочки

3. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.

Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

. Таблица № 1 Индексы максимально допустимой скорости
Индекс скорости Скорость, км/ч

P

150

Q

160

R

170

S

180

T

190

H

210

V

240

W

270

Y

300

VR* Свыше 210
ZR** Свыше 240
Примечание: * — Этот индекс использовался для обозначения спортивных шин ранее. Ныне индекс VR не используется. ** — В настоящее время сочетание ZR используется как элемент дополнительной информации, подчеркивая высокоскоростные характеристики шины. Реальные скоростные возможности шины определяют индексы, стоящие на последней позиции, например: 205/55 R16 91W, 205/55 ZR16 91W, 205/55 R16 91Y или 205/55 ZR16 91Y. Для шин, имеющих обозначение типа 205/55 ZR16 (без указания скоростного индекса после цифры, обозначающей диаметр шины в дюймах) допустимо движение со скоростями выше 300 км/ч. Предельную скорость следует уточнять у производителя шин или автомобиля, на котором данные шины были установлены на первичной комплектации. . . . Таблица №2 Индексы максимально допустимой нагрузки
Индекс нагрузки Вес, допустимый на одно колесо, кг Индекс нагрузки Вес, допустимый на одно колесо, кг
80 450 93 650
81 462 94 670
82 475 95 690
83 487 96 710
84 500 97 730
85 515 98 750
86 530 99 775
87 545 100 800
88 560 101 825
89 580 102 850
90 600 103 875
91 615 104 900
92 630 105 925
Примечание: Индекс максимально допустимой нагрузки действует в чистом виде только до скорости 210 км/ч. При более высоких скоростях индекс максимально допустимой нагрузки следует уменьшать согласно процентам, приведенным в таблице № 3. . . . Таблица № 3 Снижение максимально допустимой нагрузки при движении со скоростями выше 210 км/ч.
Скорость автомобиля, км/ч Для шин с индексом скорости Н Для шин с индексом скорости V Для шин с индексом скорости W Для шин с индексом скорости Y Для шин с индексом скорости ZR без указания скоростного индекса после цифры, обозначающей диаметр шины в дюймах

210

100 % 100 % 100 % 100 % 100 %
220* 97 % 100 % 100 % 100 %
230* 94 % 100 % 100 % 100 %
240* 91 % 100 % 100 % 100 %
250* 95 % 100 % 100 %
260* 90 % 100 % 100 %
270* 85 % 100 % 100 %
280* 95 % 100 %
290* 90 % 100 %
300* 85 % 100 %
Свыше 300 85 %
Примечание: * — для промежуточной скорости между данной и предыдущей величиной значение дополнительного коэффициента допустимо пересчитывать по линейной зависимости. . . . Таблица № 4 Обозначения шин категории Run-Flat
Производитель шин маркировка Производитель шин маркировка

Bridgestone

RFT (Run-Flat Tyre)

Michelin

ZP (Zero Pressure)

Continental

SSR (Self Supporting Run-Flat)

Pirelli

EUFORI@ или RF

Goodyear

EMT (Extended Mobility Technology) илиRunOnFlat

Nokian

Run FlatилиRF

Kumho

RF

Yokohama

RF

. . . Таблица № 5 Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию. Ставятся по требованию автопроизводителей.
Дополнительная маркировка автопроизводитель

*

BMW

A

Renault Espace 4

B

Audi, Bentley

C1

Chrysler Viper GTS (1999-2000)

G1

Автомобили комплектации G1

J

Jaguar

K1

Ferrari

M0

Mercedes

M3

BMW M3

N0, N1, N2, N3

Porsche

R01

Audiquattro

Примечание: Michelin рекомендует: 1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки. 2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя. . . . Таблица № 6
маркировка Что означает примечание
All seasonилиTous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extraload) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R илиRadial Радиальная конструкция шины

Reinforced

Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Insideили

Side facing inwards

Внутренняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
Outside или

Side facing outwards

Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
SteelилиSteel belted Металлокордный брекер
Tubelessили TL

Бескамерная

Tube type или TT С камерой
TWI(Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximumload … Максимально допустимая нагрузка на шину по стандарту США Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам

ECE

Европейская комиссия по экономике

DOT

Министерство транспорта США

FMVSS

Федеральный стандарт безопасности транспортных средств  

 

Материал подготовил Сергей МИШИН Более подробно о шинах можно прочесть здесь:   http://wiki.zr.ru/index.php/Шина

arkan.people.zr.ru