Класс аквапланирования а: Класс аквапланирования а

Класс аквапланирования а: Класс аквапланирования а

Что такое аквапланирование?

Что такое аквапланирование автошин?

Начнем с того, что аквапланирование и гидропланирование автомобильных шин — термины, обозначающие один и тот же процесс. Если опытному водителю задать вопрос: «Возникают ли у Вас проблемы с управлением автомобилем на весенних дорогах?», то в ответ услышите буквально следующее: «Проблемы ожидают только тех автолюбителей, кто обширные лужи не объезжает, а без церемоний их пролетает». Согласно отчетам ГАИ, все больше и больше дорожных происшествий случаются из-за того, что водитель не справился с управлением. Вероятность, что автомобиль на влажной дороге всплывет, напрямую зависит от его скорости — чем выше скорость, тем выше вероятность аквапланирования. Скорость — это не единственный фактор, влияющий на данный процесс.

Аквапланирование автошин

К примеру, если силу контакта авторезины с нормальным сухим асфальтом взять за единицу (1), то качество сцепления этих же шин с влажным асфальтом будет не больше, чем половина от его прежнего значения (0,5), а если дорога будет покрыта льдом, то ещё меньше (0,25). Термин аквапланирование обозначает — момент, когда сцепление покрышек с дорогой отсутствует вообще, а колеса автомобиля свободно скользят по чрезмерно влажному участку дорожного покрытия. В подобных случаях водитель лишен возможности полноценного управления транспортным средством.

Когда именно возникает столь опасный эффект? Представьте себе ситуацию, будто идет сильный дождь, в результате чего на дороге образовались огромные лужи (и/или возник водно-болотный слой). Если автомобиль будет двигаться по такому дорожному покрытию, то каждая его шина будет работать над водоотводом из области сцепления, тем самым создавая перед собой настоящий водяной вал, высота которого от 1 до 3 сантиметров. Специальные тесты показали, что сила давления в подобном вале доходит до 2 бар. Если учесть, что средняя ширина протектора легковой авторезины не больше 15 сантиметров, то сила, с которой колесо автомобиля прижимает водяной вал к дороге, достигнет отметки в 30-40 килограмм.

Резина успешно выполняет свою водоотводную функцию и обеспечивает тем самым область сцепления с дорогой до определенного момента. Эффективность данного процесса тесно взаимосвязана со следующими факторами:

— рисунком протектора;

— скоростью движения;

— толщиной водяного слоя на дороге.

Лысые автопокрышки не способны вовремя очистить область контакта с дорогой от воды. Причиной тому — слишком маленькая глубина канавок их протектора. Шины, степень износа которых чуть выше среднего, не справятся с толщиной водяной пленки всего в 1 миллиметр (при скорости движения 100 км/ч). Миниатюрная водяная волна со временем превратится в серьезный водяной клин, благодаря которому сцепление автошин с дорогой пропадет, и автомобиль начнет скользить. Остановить аквапланирование моментально не под силу и экстренному торможению (в подобных ситуациях торможение сопровождается частичной потерей контроля над автомобилем).

Аквапланирование переднеприводных и заднеприводных автомобилей.

У автомобилей с задним типом привода гидропланирование появляется сначала на передней оси. Если за рулем опытный водитель, то ему под силу ощутить момент начала аквапланирования, главным признаком которого является внезапная, но частичная потеря контроля над транспортным средством. Сбавить скорость — это не выход из подобной ситуации, ведь для непоправимых последствий достаточно лишь столкнуться с лужей, которая чуть глубже обычной.

У автомобилей с передним типом привода гидропланирование появляется сначала на задней оси. В таких случаях момент начала аквапланирования имеет все шансы остаться без должного внимания водителя, поскольку он глушится передними (ведущими) колесами автомобиля. Но стоит сбавить скорость или слегка притормозить — и эффект проявит себя, развернув автомобиль.

К аквапланированию склонны и новенькие покрышки с надлежащим рисунком протектора. При равномерном движении специальный рисунок «антидождь» способствует улучшенному сцеплению авторезины с поверхностью дороги. Обычный протектор в подобных ситуациях не справляется со своими прямыми обязанностями, в результате чего возникает эффект аквапланирования. Следовательно, каждый автолюбитель должен разбираться в шинах с улучшенным водоотводом. Рисунок протектора таких автошин с необходимостью обладает глубокой канавкой, проходящей вдоль и по центру резины, а также многопрофильными поперечными прорезами. Наиболее эффективен специальный рисунок протектора в форме елки, где ветки выполняют функцию водоотводов. При сцеплении резины с поверхностью дороги вода вытесняется назад и в стороны от покрышки. Главную роль в этом процессе играют ветки-водоотводы. Очень важно правильно установить авторезину с направленным рисунком протектора на колесный диск. Если в процессе монтажа шины на диск рисунок протектора перевернулся, то вода будет не отводиться, а закачиваться от боковин к центру области контакта автопокрышки с дорогой. Ничего хорошего в этом нет.

Если под колесами автомобиля «отшлифованный» мокрый автобан — опасность возникновения гидропланирования гораздо выше, чем на крупнозернистом асфальтобетонном шоссе: эффект аквапланирования появится тогда, когда слой воды надежно зальет все выступающие неровности дорожного покрытия. Как правило, на нормальной дороге эксплуатационные параметры авторезины с улучшенным водоотводом отличаются от стандартных характеристик, и не в лучшую сторону. Они обладают более высоким темпом износа, более продолжительным тормозным путем и увеличенным расходом топлива.

Двумя важнейшими факторами, оказывающими непосредственное влияние на возникновение эффекта аквапланирования, являются скорость движения автомобиля и толщина водяного слоя на поверхности дороги. К сожалению, пока никаких действующих методик контроля данных факторов не разработано, но исследователи убеждены, что именно от скоростного режима движения и толщины водяного слоя зависит вероятность потери управления автомобилем на чрезмерно влажной дороге. Существует ли какая-то научная теория, объясняющая все тонкости взаимосвязи этих двух факторов? К сожалению, нет, но специалисты научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института работают над данным вопросом.

Кроме вышеупомянутых факторов, существует множество случайных обстоятельств, оказывающих влияние на вероятность возникновения эффекта аквапланирования. Среди них — состояние подвески, амортизаторов, рулевого механизма; характеристики развала и схождения; правильность распределения нагрузки по осям автомобиля. Эксперименты показали, что наполовину изношенный амортизатор, и тот способствует аквапланированию. Запомните раз и навсегда, что эффект гидропланирования в сто раз легче предотвратить, чем остановить. Он куда опаснее, чем обычное скольжение по льду. Следовательно, не стоит чрезмерно экономить на автомобильной резине, не стоит подражать агрессивному типу вождения, а огромные лужи на дорогах необходимо объезжать, а не пролетать!

Аквапланирование и скольжение.

На сухом асфальтобетонном покрытии качество контакта автошин с дорогой зависит от уровня взаимодействия специальных элементов протектора с малосущественными неровностями поверхности дороги. Качество сцепления резины с мокрым асфальтом обусловлено толщиной водяного слоя с элементами грязи и/или пыли. Вполне очевидно, что на влажном покрытии контакт авторезины с дорогой значительно ухудшается: водяной слой служит посредником, неблагоприятно влияющим на силу трения между колесами автомобиля и поверхностью дороги, тем самым ослабляя их взаимодействие.

Если на сухой дороге область контакта автопокрышки с поверхностью взять за величину (А), то на влажном покрытии эта же величина уменьшится на определенную величину (В), по причине возникновения водяного вала, образовавшегося из воды, которая отводится в процессе движения. Количество отведенной воды зависит от скоростного режима автомобиля — чем выше скорость, тем больше воды будет под колесами. А чем больше толщина водяной пленки, тем хуже контакт шин с поверхностью дороги. В тот момент, когда скорость автомобиля превысит допустимый предел, а между покрышками и дорогой будет сплошная водяная пленка — автомобиль полностью лишится контакта с дорожным покрытием и станет неуправляемым — возникнет эффект аквапланирования.

Большинство водителей не различают эффект гидропланирования и скольжения. Скольжение не зависит от скоростного режима, оно возможно из-за наличия водяного слоя и последующего ухудшения качества сцепления резины с дорогой. Эффект скольжения, обычно, возникает как результат экстренного торможения или резкого поворота, так что он вполне поддается контролю. При аквапланировании попытки водителя как-то повлиять на линию, по которой передвигается транспортное средство, бесполезны до тех пор, пока несущая способность водяного вала не станет минимальной. Скорость автомобиля должна постепенно снижаться. Если на влажном покрытии автомобиль «поплыл», то не спешите маневрировать или тормозить. Когда эффект аквапланирования закончится, зажатые тормоза станут причиной заноса, а развернутые колеса спровоцируют бросок автомобиля в сторону. Скольжение, как правило, приходит с дождем, капли которого перемешиваются с элементами дорожной пыли, частицами грязи, различными остатками специальных автомобильных жидкостей (бензин, тормозная жидкость, масло и т.д.). Но если дождь усилится, то он превосходно очистит поверхность дороги бурными потоками воды, благодаря чему качество контакта авторезины с дорогой значительно улучшится. Эффект аквапланирования не зависит от стадии дождя. Он возможен при въезде в огромную лужу на высокой скорости.

Что скрывается за словами «аквапланирование» и «слэшпленинг»?

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Что означают понятия «аквапланирование» и «слэшпленинг»?
  • Как узнать рейтинг шин в торможении на мокрой дороге?
  • Дождевые шины и целесообразность их приобретения
  • Как уменьшить риск возникновения эффекта аквапланирования?

Аквапланирование и слэшпленинг: схожести и различия понятий

Аквапланирование и слэшпленинг — это проблемы, при которых автомобиль теряет свою управляемость во время вождения на мокрой или скользкой дороге. Между шинами и дорожным полотном появляется водяной клин, благодаря которому автомобиль начинает скользить или «всплывать». Если скольжение происходит на водяной пленке – то это эффект аквапланирования, если на снежной шуге, каше – слэшпленинг.

Причины возникновения аквапланирования и слэшпленинга:

  • Пятно контакта не успевает очищаться
  • Сцепление теряется
  • Автомобиль заносит

Аквапланированию способствуют следующие факторы:

  • Движение на высокой скорости
  • Идеально ровное и гладкое дорожное полотно
  • Протектор имеет недостаточную глубину

Что можно узнать про аквапланирование в маркировке шин?

Выбирая шины, обязательно обращайте внимание на маркировку. Один из показателей европейской маркировки – это рейтинг шины в торможении на мокрой дороге. Оцениваются шины по шкале, где самый высокий показатель обозначен буквой «А», а самый меньший – буквой «F».

Обратите внимание, что из 7 указанных в шкале букв для легковых шин буквы «D» и «G» не используются.

Как определить длину торможения из маркировки?

Чем выше скорость автомобиля, тем длиннее его тормозной путь в случае экстренного торможения. Поэтому очень важно, чтобы шины могли оперативно выводить влагу из рабочего пятна.

Определить примерную длину тормозного пути можно по рейтинговой шкале, указанной в маркировке. Торможение летних шин в рамках текста начинается на скорости 80 км/ч. Разница между шинами класса «А» и класса «F» примерно 18 метров. Наглядно длина тормозного пути у шин различных классов представлено на картинке ниже.

Наилучшим образом с эффектом аквапланирования способны справится дождевые шины.

Дождевые шины – лучшее решение для аквапланирования

Идея возникновения

Снизить риск аквапланирования способны дождевые шины. Идея создания шин, способных справляться с эффектом акваплангирования, появилась примерно в 70-х годах. Это было связано с возникновением самого понятия «авкапланирование», появлением мощных, скоростных автомобилей и более ровного и гладкого дорожного покрытия.

В массовую продажу такой класс шин поступает лишь в начале 90-х годов. Первым шинным производителем стала компания Goodyear.

ОТЛИЧИЕ
ДОЖДЕВЫХ ШИН ОТ ОБЫЧНЫХ

Отличаются дождевые шины от других покрышек характерным элементом – глубоким гидроэвакуационным каналом, как бы разделяющим шину на две части.
Также от центрального окружного канала к краям отходят косые поперечные канавки, создающие стрелообразный направленный профиль протектора. Такой дизайн позволяет оперативно освободить пятно контакта от большого количества воды.

МИНУСЫ
ДОЖДЕВЫХ ШИН

Стоит помнить, что при эффективном сопротивлении аквапланированию дождевые шины будут уступать обычным летним моделям в других показателях (комфорт, плавность хода, шумообразование).


Цена на дождевые шины несколько выше и используются в основном на спортивных авто.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
ПРИОБРЕТЕНИЯ ДОЖДЕВЫХ ШИН

В зависимости от погодных условий решается вопрос целесообразности приобретения именно этого вида летних шин.
Если период сильных дождей в Вашем регионе короткий, то лучше остановить свой выбор на шинах с так называемыми «дождевыми» элементами. Такие автошины представлены у всех производителей.


Как уменьшить риск аквапланирования и слэшпленинга

Свести риск возникновения эффекта аквапланирования к минимуму можно заранее. Для этого нужно:

  • Приобрести дождевые шины или имеющие эффективную дренажную систему
  • Объезжать большие лужи, под которыми могут скрываться ямы
  • Соблюдать рекомендованный скоростной режим
  • Следить за остаточной глубиной протектора

Выбирай правильные шины с разветвленной дренажной системой

Выбирая летние шины, обращайте внимание на наличие водоотводящих каналов. От их глубины и площади зависит скорость выведения воды из пятна контакта. Выводить снежную кашу и шугу из-под колес зимних шин помогают ламели протектора.

Используй рекомендованный скоростной режим

Увидеть «на глазок», где под слоем воды скрывается яма, удается далеко не всем водителям. Необходимо помнить, что справиться с управлением автомобиля в сильный ливень на большой скорости очень сложно. Согласно многочисленным шинным тестам, риск возникновения эффекта аквапланирования и слэшпленинга начинает возникать на скорости от 50 км/ч. У новых шин он наступает на скорости 80 км/ч.


Следи за остаточной глубиной протектора

Глубина протектора у новых шин может быть разной, в зависимости от модели. В ходе эксплуатации протектор изнашивается, стирается, и глубина становится меньше. Соответственно, пятно контакта и хуже сцепление.

При неравномерном износе замер нужно осуществлять на участке протектора, где глубина меньше. При глубине протектора ниже 4 мм скольжение увеличивается, длина тормозного пути становится также больше. Согласно правилам эксплуатации, использовать шины с глубиной протектора меньше 1,6 мм нельзя. Это небезопасно.

Как узнать глубину протектора шин?

На многих моделях используется индикатор износа, который наглядно показывает остаточную глубину протектора. Также можно воспользоваться тестером износа протектора шины, называемого глубиномером. Существуют различные механические и цифровые модели.

Регулярная проверка состояния шин поможет вовремя узнать о необходимости смены покрышек.

Текущие классы внутренних гидросамолетов

Текущие классы внутренних гидросамолетов
Внутри Гидросамолет класса
Текущий
1975 – настоящее время
письмо эволюция класса текущий класс
Т 72си — 1 литр бульона 1,5 Литр Сток
Д 850 куб. см — 1 литр модифицированный 1,5 Литр Модифицированный
С 145 — 2000cc — 2300cc 2,5 Литр Сток
А 2,5 Литр — 2,5 литра Модифицированный 2,5 Литр Модифицированный
Н 225ci — 4 литра вымершие
Е 280си — 5-литровый запас 5 Литр Сток
Ф 5 Модифицированный литр — Модифицированный 6 литров Национальный Модифицированный
Дж 7 литров Раздел II — 7 литров Гранд Национальная Гидро
Н 7 литров Раздел I вымершие
UL 7 литров — ГНХ Без ограничений Фары
ГП 7 литров Раздел I и II — 500 ci Гранд Приз
У Без ограничений Без ограничений
Это эволюция класса на этой диаграмме охватывает период с 1975 года по настоящее время.

канадский классы 3 Liter и 360 вымерли где-то до 1992 года.




Т — класс
1,5 л сток
Корпуса должны быть минимум 13 футов 6 дюймов в длину и должен весить не менее 750 фунтов. У них есть правила для двигателей. которые более стоковые и они должны работать строго на бензине. Класс работает в основном на восточном побережье.




У — класс
1,5 литра Модифицированный
Корпуса для этого имеют те же правила, что и 1,5-литровый Stock. И 2 цикла и 4 цикла моторы разрешены. Правила двигателя различаются в зависимости от того, какой двигатель используется. Запрещено использование воздуходувок, нагнетателей или форсажей. Этот класс в основном расположен в районе Великих озер, на восточном побережье и на северо-западе.




S — класс
2,5 литра сток
Корпуса должны быть длиной не менее 13 футов и весом не менее 975 фунтов. Двигатели одобрены Это Ford Pinto 2000cc и 2300cc. Моторы не допускаются кроме указанных в правилах. Этот класс продвигается для целью создания недорогого двигателя серийного класса для гонок.




А — класс
2,5 литра Модифицированный
Корпус должен быть не менее 16 футов в длину. Вес лодки должен быть не менее 1225 фунтов. если вы используют 155,5 кубических дюймов — Ford, Chevy, Pontiac, Datsun, BMW или Alfa Моторы Ромео. Лодка должна весить мин. 1325 фунтов, если вы используете Двигатель Gaerte, Esslinger или Fontana объемом 166 кубических дюймов. Двигатели с двойным верхние камеры запрещены. Топливом является только спирт или авиационный газ. Нет должна использоваться форма механического нагнетателя или другое вспомогательное устройство. повысить компрессию объемного КПД цилиндров. Этот класс работает в основном в восточной половине и северо-западной части Соединенных Штатов Состояния.




Е — класс
Класс 5 литров
Корпус должен быть минимум длиной 16 футов и весом не менее 1450 фунтов. Двигатель стоковый GM 305. кубический дюйм V-8, с двухкамерным карбюратором. Без шлифовки, полировки или допускается пескоструйная обработка внутренних частей. Части должны использоваться как предоставленные от Дженерал Моторс. Изменения не допускаются, за исключением случаев, указанных в п. правила. Это, вероятно, самый конкурентоспособный класс среди стационарных гидросамолетов. гонки.




НМ — учебный класс
Национальный модифицированный класс
Корпуса должны быть минимум длиной 19 футов и весом не менее 1600 фунтов. Двигатели модифицированы и может работать двигатель объемом не более 308 кубических дюймов на спирте и топливе инжекторный или мотор на 368 куб. дюймов на бензине и один 4-х цилиндровый карбюраторный. Турбокомпрессоры и нагнетатели запрещены. Из-за их высокой скорости, этот класс имеет особые требования к водителям, помимо тех, которые указаны в общие правила гонок.




ГНХ — учебный класс
Гранд Нэшнл Гидро
Корпус должен быть минимум длиной 20 футов с минимальным весом 2000 фунтов. Двигатели должны быть чугунными. блоки с максимальным объемом 468 кубических дюймов. Он должен быть без наддува используя любой американский карбюратор 600 CFM с отверстием дроссельной заслонки, как следует — первичный 1-9/16″ макс., вторичный 1-9/ 16 «макс. Топливо — гоночный газ только по спецификациям APBA. Этот класс также имеет особые требования к водителям. и они также должны быть одобрены по крайней мере четырьмя другими водителями этого учебный класс.




УЛ- учебный класс
Неограниченное количество огней




ГП — учебный класс
Гидросамолеты Гран-при
Корпуса должны быть мин. длиной 21 фут с макс. длиной 26 футов и шириной 12,5 футов. Двигатели должны быть автоматическими или морской, чугун или алюминий, 4 такта, 2 клапана на цилиндр, внутренний двигатель внутреннего сгорания с максимальным объемом 511 кубических дюймов. Одна скорость коробка передач разрешена, а многоступенчатая коробка передач — нет. Наддув и замена двигателей между заездами разрешена. Есть специальные драйвера необходима лицензия, и вы должны быть лицензированным аквалангистом с сертификатом карточка для работы в этом классе. Есть много других специальных правил, которые применяются к этому классу. Гран-при проходит в основном в районе Великих озер. США и юго-восточная часть Канады.




У — класс
Без ограничений
Корпус должен иметь мин. длина 28 футов и макс. длина 32′. Они должны быть не менее 12 футов в ширину и не шире 14,5 футов. Двигатели могут быть любого типа с наддувом. или двигатель без наддува или двигатели или 1 ГТД. Турбинные двигатели разрешенные перечислены в техническом руководстве Unlimited. Движение лодка должна совершаться по воде и/или против воды с помощью гребного винта или винта. Правила вождения очень строгие, и каждый водитель проходит медосмотр. день соревнований.

Все действующие гонщики должны быть:

  • ремень безопасности.
  • отдельная подача воздуха — закрытая только капсула.
  • медицинских осмотров каждый год.
  • Без закругления или на все лицо шлемы разрешены.
  • Многие специальные правила требуют что определенные металлы с определенными сплавами являются единственными, которые можно использовать на бортах. Они должны иметь определенную прочность на сдвиг, пределы выносливости, и точки текучести.


© 2001 Фил Кунц


Винтаж Плоскодонный класс — Часть I
Дом


Внутренний | Американская ассоциация моторных лодок

Бортовое меню

Когда вы слышите рев автомобильных двигателей и мельком видите гигантских петушиных хвостов, весьма вероятно, что бортовые моторы находятся на воде. Как самая большая категория в APBA, классы гонок на борту включают в себя как малолитражки, так и гидросамолеты, которые быстрые, веселые и ГРОМКИЕ. Классы варьируются от диких скоростных скифов на Джерси (70 миль в час) до гидропланов Гран-при мощностью 1500 лошадиных сил с наддувом (170 миль в час). Минимальный возраст для участия в гонках в этой захватывающей категории колеблется от 14 до 21 года.

Гонки на борту требуют непревзойденного уровня командной работы и профессионализма, а также семейной атмосферы с пожизненными связями между владельцами, водителями и членами экипажа; и это именно то, что касается гонок на моторных лодках.

Классы гонок на борту состоят из классов малолитражки и гидроплана. Вы можете определить класс лодки по букве (буквам) рядом с номером лодки. Все водители на борту должны носить гоночный шлем и спасательный жилет, а также другое защитное снаряжение, такое как огнестойкий номекс и устойчивый к порезам кевлар. Водители, которые участвуют в гонках на борту с закрытой кабиной (капсулой), должны проходить обучение и сертификацию капсулы APBA каждые два года. Никто не планирует переворачиваться, но время от времени это случается… и когда это происходит, тренировки окупаются.

Внутренние малолитражки, или малолитражки с плоским дном, бывают как с открытой кабиной, так и с капсулой. Плоскодонные лодки известны своей длинной наклонной формой, которая позволяет лодке рассекать воду при движении со скоростью более 100 миль в час. Есть друг? Некоторые малолитражки ездят с двумя гонщиками на борту — водителем и механиком.

Гидросамолеты скользят над водой на воздушной подушке, только гребной винт и спонсоны с каждой стороны касаются воды, а воздух устремляется под корпус, давая лодке «подъемную силу», необходимую для скользящего движения по воде. Эти плохие парни быстры, некоторые классы летают со скоростью более 150 миль в час. Классы внутренних гидропланов варьируются от 1 литра (T-Boats) до 1500-сильного наддувного Chevrolet V8 Grand Prix (GP). Все внутренние гидросистемы оснащены капсульным защитным кожухом, а также гоночными поясными и плечевыми ремнями безопасности. Органы управления как в автомобиле — руль, педаль акселератора, зеркала заднего вида — но без тормозов!

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ петушиных хвостов! Если перед вами находится стационарная гидросистема, велика вероятность того, что вас вот-вот взорвет стена воды от гигантского петуха лодки впереди вас. Гонка в повороте благоприятствует лидеру, а тем, кто позади, приходится иметь дело с выпадением хвоста петуха!

Актуальные новости

Последние новости
  • Внутренние турнирные таблицы 2022 года
  • Бортовой — Предложения по изменению технических правил 2022 г.
  • Inboard — Предложения по изменению общих правил 2022 г.
  • Бортовой — Предложения по изменению правил безопасности на 2022 год
  • Положение о соревнованиях внутреннего чемпионата