крути педали...

Велопокрышки от Schwalbe: обзор модельного ряда. Покрышка шина


обзор популярных моделей велосипедных покрышек

Производитель Schwalbe выпускает действительно качественные покрышки для велосипеда. Вы ведь уже знаете, как определить по-настоящему хорошие велопокрышки. Конечно же, у названной фирмы имеется много конкурентов. На сегодняшний день занимает лидирующие позиции большая четверка производителей велосипедных покрышек:

  • Schwalbe — производитель из Германии, лидер по разработке и внедрению новейших технологий.
  • Continental — сильный конкурент для Швальбе, из той же Германии.
  • Maxxis — автогигант по производству шин из Тайваня.
  • Michelin — большой концерн, лидирующий в шинной индустрии, со штаб-квартирой во Франции.

Какие велопокрышки лучшие?

Всё зависит от качества резины. Для производства велопокрышек чистая резина используется крайне редко, поскольку она очень быстро истирается об асфальт. Обычно велосипедные шины делаются из композитного материала, который называют компаундом. Компаунд имеет худшее сцепление с твёрдой дорогой, чем чистая резина, но значительно долговечнее её.

Резина, в самом простом объяснении, изготавливается путём добавления в натуральный, или искусственный, каучук наполнителя с необходимым укреплением полученного соединения серой методом вулканизации. Натуральная резина из природного материала — натурального каучука — прослужит дольше синтетической, так как она более устойчива к истиранию. И ещё, чем большее количество наполнителя использовано при производстве, тем худшее качество будет иметь готовая велорезина. В качестве наполнителя чаще всего используют кремний.

Велопокрышки Schwalbe изготавливают из натурального компаунда, они изнашиваются меньше в сравнении с шинами из резины за ту же цену.

Отличить хорошую велосипедную покрышку от плохой можно очень быстро:

  1. Осмотреть, держа в руках. Борта шины должны быть без складок, а бортировочный трос — без перегибов.
  2. Достаточно протереть с сильным нажатием пальцем по поверхности. Самого плохого качества резина будет пачкать руки.
  3. Испытать на разрыв парочку усиков, которые остаются после отливки. У низкокачественной шины они быстро отрываются, растягиваясь лишь немного.

Слики Schwalbe

Слик — шина, не имеющая протектора, у неё есть лишь неглубокие водоотводные канавки. Слики идеально подходят для гонок по твердому покрытию треков или асфальтированным дорогам. Основное их преимущество — повышенное сцепление с сухой дорогой. А полное отсутствие вибрации при вращении колеса поможет развить максимальную скорость на велосипеде.

Шоссейный слик Schwalbe Speed Cruiser

Обув велосипед в шины Schwalbe Speed Cruiser, можно с уверенностью гонять даже по мокрому асфальту, поскольку эта резина необычно мягкая. Нужно только аккуратнее тормозить на них, иначе они за месяц протрутся до дыр. Этот слик доступен в самых востребованных размерах: 26x1.50 (40x559) 28x1.20 (700x30C, 30-622).

Полуслики Schwalbe

Полуслик — шина, имеющая на беговой дорожке лишь водоотводные канавки или мелкие зацепы, а по краям снабжённая большими грунтозацепами. Подобные покрышки одинаково подходят как для поездок по городу, так и для вылазок на природу в стиле кросс-кантри.

Например, популярный полуслик Schwalbe Hurricane даёт тихий и, главное, скорый ход по асфальту, а при выезде на песок или щебень обеспечит надежное сцепление своими боковыми грунтозацепами.

Полуслик Schwalbe Hurricane имеющий размер в 26x2.00 дюйма

В семействе полусликов Швальбе имеется, кроме того, фолдинговая покрышка Schwalbe Sammy Slick Folding, которую можно поставить на обод без камеры. Её тоже можно использовать во время прогулок как по городу, так и по полям, лесам.

Любой полуслик пригодится в велопутешествиях на маунтинг байке.

Фолдинговый полуслик Schwalbe Sammy Slick Folding, имеющий размер в 26×2.1 дюйма

Городские шины

Если сравнить рисунки протекторов разных шин, то можно легко убедиться в том, что имеется два типа протекторов:

  • позитивный — суммарная площадь грунтозацепов соответствует общей площади канавок или больше ее;
  • негативный — суммарная площадь грунтозацепов меньше общей площади канавок, а сами выступающие элементы высокие.

Городские покрышки, которые нужны преимущественно для передвижения по асфальтовому покрытию, должны иметь позитивный протектор. Такой протектор формирует ровную беговую дорожку для лучшего наката.

Цветные городские велопокрышки Schwalbe Big Apple

Шины Schwalbe Big Apple предназначены для неспешной езды по городу. Благодаря специальному профилю Baloonbike, на этих покрышках можно переезжать брусчатку, трамвайные пути, ямы на дороге более мягко. Эти шины имеют плотный кевларовый корд, который защищает от проколов. Дополнительную безопасность для велосипедиста ночью обеспечивают светоотражающие полосы с обеих сторон покрышки. Продаются обычно в комплекте из двух штук, в четырех возможных цветах.

Самыми надежными в плане проколов являются покрышки Schwalbe Marathon Plus Tour. Неудивительно, что на этих шинах катается много кругосветных путешественников. Защиту от проколов им обеспечивает толстый слой вспененной резины под плотным протектором.

Надёжные шины Schwalbe Marathon Plus Tour с антипрокольным слоем

Сам протектор имеет повышенную износостойкость, что очень важно для дальних путешествий. Накат у этих велопокрышек прекрасный, в этом можно убедиться, оценив рисунок протектора. Но всё же они тяжеловаты как для городских шин. Их вес равняется 580 граммам. Их стоимость тоже не низкая — 58 долларов.

Безжалостный тест покрышек Schwalbe Marathon Plus Tour на защиту от проколов

Грязевые шины

Грязевые шины, на которых планируется ездить по грязи, щебню, песку или снегу, должны иметь негативный протектор. Их высокие грунтозацепы не забиваются грязью, они легко прорезают мягкий слой до твёрдой основы. Но такие покрышки непригодны для дальних путешествий по шоссе. Мало того, что их острые грунтозацепы будут усиленно стираться об асфальт, так еще они снижают свободный накат.

Знаменитая шина Schwalbe Racing Ralph является грязевой покрышкой. Хотя её можно назвать и универсальной. Для катания по лесу она имеет характерный для горных велосипедов рисунок протектора, а для прогулок по городу её грунтозацепы создают хорошую беговую дорожку по середине. Производится в соответствии с размерами всех типов велосипедов: 26x2.10, 26x2.25, 27.5x2.10, 27.5x2.25, 29x2.10 и 29x2.25. Имеет в среднем вес 570 грамм. Цена — 70 доллара. У неё есть более дорогая модификация с маркировкой Evolution, которая стоит 84 доллара. Эволюционировавшая покрышка легче на 100 грамм, поскольку она фолдинговая.

Универсальная покрышка Schwalbe Racing Ralph

Шина Schwalbe Rocket Ron является более специализированной модификацией модели Racing Ralph. У неё более негативный протектор с особо острыми грунтозацепами, поэтому по асфальту на ней с комфортом не покатаешься. Зато как она ведет себя в лесу! Можно уверенно гнать, будто на болиде «Формула 1».

Настоящая грязевая шина Schwalbe Rocket Ron

Зимние шиповки Schwalbe

Чтобы кататься на велосипеде по снегу, нужно иметь резину, как минимум, с большими грунтозацепами. Иначе вам тяжело будет кататься по заснеженным городским улицам и лесным дорожкам. Если в городе плохо расчищают улицы зимой, на дорогах гололёд, или вы решили полихачить на замерзшем озере, тогда вам уже нужны шипованные покрышки. Без них не обойтись.

Зимние шиповки могут быть двухрядными или многорядными, то есть снабжаться шипами в два ряда или более. Двухрядные шины подойдут для катания по льду. Но поворачивать и тормозить на них нужно медленнее, чем, например, на шипованных в четыре ряда. А перед выездом на ледяную гладь лучше всегда остановиться и спустить немного давление в камерах.

Из теории ещё нужно знать, что двухрядки могут быть зашипованы по-разному:

  • с установленными близко к центру рядами шипов;
  • с расставленными по бокам рядами шипов.
Двухрядная шиповка Schwalbe Winter с близкорасположенными к центру рядами шипов

Двухрядная шипованная покрышка Schwalbe Winter предназначена для езды по городу. Близко находящиеся к осевой линии шипы идеально подходят для передвижения по укатанному снегу или льду. Вот только на этой шиповке по чистому асфальту лучше не ездить, есть риск при торможении вырвать шипы вместе со стаканами. Выпускается эта велошиповка в четырех размерах: 26×1.75, 700×30C, 700×35C, 700×40C. В соответствии с определённым размером она снабжается от 100 до 120 шипами. Вес у неё меньше 1 кг. Цена равняется 59 долларам.

Шиповка двухрядная Schwalbe Snow Stud с расставленными по бокам шипами

Покрышка Schwalbe Snow Stud пригодится для быстрой езды зимой по чистому асфальту, так как находящиеся по бокам шипы не будут мешать гнать по твердому покрытию. Боковые шипы подключатся в работу при прохождении поворотов и при торможении. Чтобы расставленные далеко ряды шипов смогли вгрызться в поверхность льда, придется снизить давление в этих покрышках. Выпускается только на один диаметр колес — 26×1.90 дюйма, с 102 шипами. Вес её равен 980 грамм. Цена около 78 долларов.

Двухрядные велосипедные шиповки дешевле многорядных. Они всегда будут на несколько граммов меньше весить, ведь в них воткнуто меньше железа в виде шипов. Любой сэкономленный грамм важен для велогонщиков. Самое главное в велоспорте, чтобы каждая деталь имела наименьший вес. Но после замены летней резины на велопокрышки с шипами увеличивается общий вес велосипеда, и нет вариантов, которые помогут избежать этого.

Культовая четырехрядная шиповка Schwalbe Ice Spiker

Шиповка Schwalbe Ice Spiker является неофициальным лидером среди других зимних покрышек для велосипеда. На этой Швальбе можно кататься по голому льду намного более уверенно, чем на зашипованных в два ряда аналогах. На ней можно резко тормозить и выполнять крутые виражи.Выпускается Ice Spiker в одном возможном варианте — 26×2.10 дюйма, с установленными в ней 304 шипами. Имеет вес 1 кг. Цена в среднем 118 долларов.

Шипованная в четыре ряда городская шина Schwalbe Marathon Winter

Шина Schwalbe Marathon Winter, как следует из её названия, идеально подходит для зимних гонок. Она универсальна для езды по полям, лесам и по городу, так как имеет полноценную беговую дорожку из грунтозацепов посередине. Доступна во множестве размеров: 20×1.60, 24×1.75, 26×1.75, 26×2.00, 700×35C, 700×40C, 28×2.00. И в зависимости от конкретного размера будет весить от 900 до 1300 грамм. Цена — 87 долларов.

Фолдинговые бескамерные шины Schwalbe

Для экономии места при перевозке и облегчения веса некоторые велосипедные покрышки делаются складывающимися. Внутри них обычно жесткий бортировочный трос заменяется растягивающейся веревкой, сплетенной из кевларовых нитей. Технология изготовления фолдинговых покрышек подразумевает также укрепление их бортов, поэтому складывающиеся шины можно устанавливать на специальные обода без камеры. А без камер велосипед станет на несколько сотен грамм легче. Но главное преимущество бескамерных шин в том, что их можно отремонтировать, не снимая колеса с велосипеда.

Фолдинговая покрышка Schwalbe Ice Spiker Pro, зашипованная в пять рядов

Велопокрышки Schwalbe Ice Spiker Professional очень мало весят, если учесть их размеры и количество вставленных шипов. А выпускаются они в трёх вариантах: 26×2.10 с 361 шипом, 26×2.35 с 361 шипом, 29×2.10 с 402 шипами. Каждая модель, в зависимости от выбранного размера, будет весить всего лишь 695, 850 или 890 грамм. Их можно установить без камеры на особые обода с высокими, проточенными бортами. Для дополнительной герметизации используется анаэробный клей, высыхающий без доступа кислорода. Стоят эти покрышки дороже остальных — около 168 долларов.

Полноценный тест шиповок Schwalbe Ice Spiker Pro

Если дорогие велопокрышки марки Schwalbe вам не по карману или просто среди них нет именно тех, которые подойдут для вашего велосипеда, то всегда можно ознакомиться и с другими основными производителями велорезины. На сегодняшний день можно купить отличные велошины у других, дорожащих своей репутацией, производителей, а именно:

  • Suomityres (бывшая Nokian) — известная в России фирма из Финляндии (в середине 90-х многие байкеры начинали кататься именно на зимних шиповках Nokian).
  • Cheng Shin Rubber — авторитетная китайская компания, выпускающая отличные шины с маркировкой CST.
  • Kenda — знакомая многим велосипедистам ответственная фирма из Тайваня.
  • Innova — ещё одна заслуживающая доверия фирма из Тайваня.

загрузка...

velofans.ru

Резина, шины, покрышки мотоциклов | Байкадемия

Разберемся с конструкцией покрышки и с тем, из чего складывается пресловутый «держак» – величина сцепления шины с асфальтом. Начнем с протектора. Думаете, он сделан из обычной резины? В этом случае он износился бы раньше, чем презерватив из мармелада. И к тому же не смог бы выдержать даже малой части нагрузок. Протектор современных шин делают на синтетической основе (состоящей из 20-60 ингредиентов) с добавлением сажи, а затем «пекут» при высокой температуре в вулканизаторе. Изменяя пропорции ингредиентов, можно влиять на твердость резины, «сухой» и «мокрый» коэффициенты трения и температурную характеристику.

Центральная часть шины выполнена из твердой резины, края – из более мягкой

Величина сцепления резины с асфальтом напрямую зависит от твердости протектора (мягче протектор – лучше «держак»). Происходит это потому, что прижатая к асфальту резина пытается повторить его рельеф. Чем мягче резина, тем лучше у нее это получается. Но и скорость износа при этом возрастает, ведь мягкую резину легче «пилить» и «шкурить». В гоночной практике это противоречие известно давно. Если пилоты выбирали мягкую резину, то в начале гонки получали в распоряжение большой «держак». Но к концу (а иногда и к середине) дистанции резина умирала, и пилоту приходилось снижать темп. И, наоборот, при выборе твердой резины величина сцепления с асфальтом была меньше, но относительно надежно и стабильно сохранялась до конца заезда.

Логичный выход из этого противоречия в MotoGP нашли давно. Шинные специалисты прекрасно знали, что при езде в вертикальном положении величина сцепления покрышки с асфальтом не столь критична – «держака» и так хватало. А вот в наклонном положении этот фактор становится архиважным. Решение оказалось гениально простым: сделать центральную часть резины твердой, а края – мягкими. Так родилась многокомпаундная гоночная резина. В дальнейшем идею усовершенствовали – увеличили количество градаций твердости и их комбинаций. В настоящее время гонщикам доступны по крайней мере три различных компаунда для центральной части шины и столько же – для боковых секторов, причем для каждого края твердость резины можно выбирать индивидуально. Это особенно полезно для гонок по асимметричным трекам (т.е. на трассах с преобладанием левых или правых поворотов). В итоге пилотов буквально избаловали возможностью выбирать, какая комбинация резины будет на шине.

Еще одна особенность мягкой резины по сравнению с жесткой – при езде она вырабатывает больше тепла. Происходит это из-за того, что протектор из мягкой резины больше деформируется. Понять этот эффект проще, если вспомнить, как в детстве мы ломали проволоку. Чтобы не бежать за пассатижами в сарай, нужно было всего лишь какое-то время активно перегибать проволоку в одном и том же месте. На этом участке она нагревалась и, в конце концов, ломалась. Точно такой же процесс происходит и в деформирующейся резине. А с ростом температуры протектор становится еще мягче.

Почти сухой асфальт приводит к усиленному износу дождевой резины

У каждой шины есть важная характеристика – оптимальная рабочая температура. Она в основном определяется составом протектора и конструкцией каркаса. Если эта температура не достигается, то протектор в нужной степени не размягчится, а значит, покрышка не сможет обеспечить необходимую величину сцепления с асфальтом. Именно поэтому в дорожную резину (и еще больше – в дождевую) добавляют силикон. Он призван обеспечить минимальную величину сцепления с асфальтом даже при холодной резине, в дождь и плохую погоду.

В результате перегрева на сухом асфальте дождевая резина деламинируется и разрушается

Выше оптимальной температуры находится еще один важный предел: температура разрушения протектора. Дело в том, что если резина перегреется (т.е. достигнет температуры вулканизации) и будет эксплуатироваться в таком режиме достаточно долго, то она может «развулканизироваться». Происходит это в два этапа. Сначала резина теряет упругость, а величина сцепления с асфальтом резко уменьшается. Это – следствие гибели резины на молекулярном уровне. Далее следует гибель физическая – резина деламинируется и буквально разваливается на куски.

Для всех гонок готовят как слики, так и все варианты дождевой резины

Чтобы рабочая температура была как можно ближе к оптимальной, каждую покрышку «затачивают» под определенные узкие сферы применения. Возьмем гоночную резину. Она должна обеспечивать максимально возможную величину сцепления с дорогой при постоянных высоких температурах, вызываемых экстремальными гоночными нагрузками. А чтобы она не перегрелась, теплообразование из-за внутреннего трения в ней должно быть меньше, чем в дорожной. В добавок к этому гоночная резина должна более эффективно рассеивать это самое тепло. Из-за перечисленных особенностей для прогрева гоночной резины требуется больше времени, чем для дорожной.

Что же произойдет, если установить гоночные покрышки на дорожный мотоцикл и ездить в обычных дорожных условиях? Даже если жареный петух клюнет в зад 33 раза, и вы будете стараться выжать из байка все до последнего, прогреть резину до оптимальной температуры, скорее всего, не удастся. Придется останавливаться перед светофорами, тормозить из-за пробок, делать скидку на колдобины, плохой асфальт и идиотов. Непрогретый протектор из-за холодного проскальзывания будет терять резину буквально клочьями. Спустя какое-то время такого издевательства покрышка будет выглядеть окончательно изнасилованной, хотя, на самом деле, она просто замучена неправильным использованием. Не менее вредны для гоночной резины длительные максимальные режимы. Если поставить гоночную покрышку на Хаябусу и пару часов валить под триста, то для резины эффект тоже окажется разрушительным. Но на этот раз резина умрет из-за перегрева.

Электрогрелки одеваются на все колеса включая запасные

Еще одно важное отличие гоночной резины от дорожной – количество тепловых циклов, которые она может пережить. Каждый раз, когда резина нагревается, она повторно вулканизируется и из-за этого становится чуть жестче. Происходит это потому, что специальные масла, входящие в состав протектора для поддержания его свойств, улетучиваются. Характерный признак дефицита этих масел – когда поверхность протектора после жестких нагрузок приобретает фиолетовый отлив. На дорожных шинах такой эффект проявляется редко, а вот на гоночных – чаще. Причина такой разницы в том, что чисто гоночная резина рассчитана всего на один тепловой цикл. Что касается гоночной резины, омологированной для дорожного использования (1), то она выдерживает большее количество циклов, но все равно во много раз критичнее к их количеству, чем дорожные покрышки. Именно поэтому электронагреватели резины используются не только чтобы греть протектор до рабочей температуры перед гонкой, но и минимизировать количество тепловых циклов, не давая резине остывать между сессиями.

На влажном высыхающем асфальте иногда используют резаные слики

Кроме температурных характеристик на величину сцепления с дорогой влияет рисунок. Со сликами все просто. Раз нет рисунка, то площадь пятна контакта получится максимальной. Значит, доступная величина сцепления с дорогой – тоже. Более того, рисунок разрывает длинные цепи сложнейших органических молекул, из которых состоит резина. Поэтому слик при всех одинаковых условиях окажется долговечнее покрышки с рисунком, изготовленной из той же резины.

Механик Michelin работает с задним колесом

Некоторые виды гоночной резины и вся дорожно-спортивная резина выпускается с рисунком. В первом случае это делается исключительно для удовлетворения омологационных требований (2). Так что Pirelli Supercorsa Pro и Metzeler Racetec – это «почти слики», а рисунок на них вовсе не означает, что можно гоняться в дождь. Именно поэтому «узор» на этих покрышках скорее символичный, а ближе к краям протектора он и вовсе отсутствует. Что же касается дорожно-спортивной резины, то здесь рисунок выполняет свою основную работу – отводит воду из пятна контакта. Для этой же цели наносят рисунок и на слики. Резаные слики применяют в тех случаях, когда на треке почти нет стоячей воды, а погодные условия могут и вовсе высушить асфальт.

Колесные диски транспортируются в мастерские шинников на тележках

Если же хляби небесные затыкаться не намерены, то гонщики выбирают между промежуточной дождевой и чисто дождевой резиной. И та и другая очень мягкие, что помогает им прогреваться даже под ледяным дождем, а вторая отличается от первой повышенным содержанием силикона и очень частым рисунком. Такой рисунок позволяет эффективно избавляться от воды в пятне контакта, а силикон помогает «держать» по мокрому. Однако эти преимущества становятся «минусами» если трасса быстро высохнет. При работе «всухую» малая площадь пятна контакта вкупе с мягкой резиной быстро приводят к перегреву. Силикон и масла, входящие в состав резины, начинают активно выделяться, в результате чего резина становится «жирной» и начинает проскальзывать еще активнее. А это, в свою очередь, опять приводит к повышению температуры. Такой замкнутый круг чаще всего заканчивается деламинацией покрышки.

Разобравшись с протектором, коротко коснемся каркаса и профиля. Оба эти элемента влияют на форму и величину пятна контакта как в вертикальном, так и наклонном положении мотоцикла. Каркас отвечает за геометрию покрышки и кроме всего прочего призван обеспечивать постоянство радиуса шины даже на высоких скоростях, когда центробежная сила стремится его увеличить. Из-за огромных нагрузок и ровной поверхности треков каркас гоночных покрышек делают более жестким, чем дорожных.

Шиномонтажная мастерская Dunlop

Профиль резины напрямую отвечает за управляемость мотоцикла. Для обеспечения острой управляемости гоночная резина обычно имеет заостренную форму, в то время как дорожная выпускается более стабильной – округлой формы. Острая форма гоночных покрышек дает еще одно преимущество – большую площадь пятна контакта при прохождении поворотов. Но за это приходится платить меньшей стабильностью на прямых. Когда-то у гонщиков был огромный выбор профилей покрышек (примерно столько же, сколько и комбинаций компаундов протектора). Но теперь подход к выбору профиля шин изменился. Гонщикам дают всего один вариант профиля. Встает законный вопрос: почему на этом фронте рейсеров обделили? Оказывается, из-за обилия выбора они не успевали привыкать к характеру резины. Так что большой выбор иногда не помогает, а мешает.

Все возможные комбинации шин должны быть готовы перед началом гонки

Отдельно остановимся на таком параметре профиля покрышек, как высота боковых стенок. Чем она меньше, тем острее («треугольнее») профиль, а значит, острее управляемость. Но одновременно с уменьшением высоты стенок ухудшается способность шины поглощать неровности дороги. И если качественная гоночная подвеска на гладком треке способна скомпенсировать этот недостаток, то стоковые вилки и амортизаторы на дороге средней паршивости могут и не справиться. Именно поэтому на дорожных мотоциклах часто устанавливают резину (особенно переднюю) с более высокими боковыми стенками (например, 120/70, а не 120/60).

Чтобы не было путаницы, давление для каждого типа шин фиксируют в памятках

На динамический профиль сильно влияет давление воздуха. Перекачанная шина дает ощущение «дубовости», нестабильности и плохо держит дорогу, а недокачанная – невнятной управляемости и опять же, нестабильности. Чтобы резина могла эффективно работать и дожить до конца гонки, давление в ней устанавливают с высочайшей точностью. По клубным и любительским гонкам известно, что кроме точности важно уменьшить давление в шине на две-три десятые атмосферы по сравнению с рекомендуемым для обычных дорог. Первая причина ясна: резина в гонке греется сильнее, чем на дорогах. Из-за этого и давление в горячей шине будет, в конце концов, выше. Но есть и вторая, менее очевидная причина: уменьшенное начальное давление делает покрышку мягче и позволяет резине быстрее прогреться (помните, как грелась проволока при деформации?). Последний нюанс – многие гонщики предпочитают качать в колеса не воздух, а азот. Это решение позволяет в ходе гонки поддерживать давление в шине более стабильным.

Отдельной статьей в иерархии гоночной резины стоят квалификационные покрышки. От гоночных сликов они ушли также далеко, как слики – от обычной дорожной резины. Квалификационная резина очень быстро греется и обеспечивает максимальный «держак» уже во втором-третьем повороте. При этом никому нет дела до ее выносливости – двух-трех кругов жизни более чем достаточно. Каркас квалификационной покрышки делают очень мягким, чтобы обеспечить большую площадь пятна контакта в поворотах. Протектор на рабочей температуре также оказывается самым мягким.

Шины для каждого этапа MotoGP привозят в огромных грузовиках

Что же происходит с резиной во время гонки? Различают три фазы жизни гоночной покрышки. Первая – выход на рабочие характеристики. Ее еще называют обкаткой резины. Вторая – основная фаза, когда резина находится на максимуме сцепных свойств. Третья фаза – конец жизни резины, когда она начинает «разваливаться» сначала на химическом, а затем и на физическом уровне. Основная задача – сделать вторую фазу как можно дольше.

Колеса для чемпионата MotoGP чаще всего балансируют вручную

Резина состоит из сложных длинных молекул, между которыми образуются связи. Во время гонки под воздействием перепадов температур и жестких механических нагрузок эти связи рвутся, а затем опять восстанавливаются. Но из-за того, что связи рвутся многократно, в какой-то момент времени они теряют способность восстанавливаться. Начинается деградация резины на молекулярном уровне. Когда таких разорванных связей образуется много, резина разваливается физически. Что интересно, эти процессы никак не связаны с внешним видом шины. Иногда она выглядит паршиво, а гонщики говорят, что она все еще работает. И наоборот. В ходе гонки резина теряет до одного килограмма веса. Заметьте, неподрессоренного! Представляете, как сильно влияет этот процесс на управляемость мотоцикла!

Электроника автоматически поддерживает температуру шин на нужном уровне

Отработавшая в гонке резина возвращается обратно на завод для анализа. Количество данных, которое можно извлечь из убитой резины, потрясающее. Именно поэтому в гоночном мире с завидной периодичностью разгораются скандалы о кражах изношенных покрышек. Если такая покрышка попадет на лабораторный стол конкурентов, для основного производителя это может вылиться в огромные убытки. Поэтому на всех чемпионатах мирового уровня даже убитые покрышки подлежат строжайшему учету. Ну а после основательного исследования гоночные шины уничтожают – сжигают или закатывают в асфальт.

Автор Антон Барсуков, фото автора.

(1) Типичные примеры – Pirelli Dragon Supercorsa, Metzeler Racetec, Bridgestone BT-002 и Michelin Power Race.(2) Регламенты некоторых чемпионатов требуют от гонщиков использовать резину, допущенную к эксплуатации на дорогах общего пользования.

bikedemia.ru

Как делают шины для автомобилей?

Говоря об автомобильной резине, мы редко задумывается из чего и как делают этот товар. А между тем всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Технология производства покрышек включает множество этапов и нюансов. Начальной стадией создания автомобильных шин является разработка их профиля и рисунка протектора посредством специализированных компьютерных программ объёмного моделирования. Далее компьютер просчитывает и анализирует эффективность шины в различных ситуациях и условиях эксплуатации, после чего устраняются недостатки, пробные образцы нарезаются на специальных станках вручную и тестируются в реальных условиях.

В результате испытаний происходит сбор информации для сравнения с показателями лидеров рынка того же класса, после чего осуществляется финальная доводка, предшествующая запуску на конвейер и массовому производству.

Изготовление резиновой смеси

Материал, из которого изготовлена покрышка, имеет первостепенное значение. Следует понимать, что шины различных производителей существенно отличаются в первую очередь свойствами резины, состав которой зачастую является коммерческой тайной. Столь серьёзный подход объясняется тем, что резиновая смесь определяет технические характеристики шин, включая:

  • Уровень сцепления с дорогой.
  • Долговечность и надежность.
  • Сезонность и износостойкость.

Состав резины современных автопокрышек включает множество материалов и компонентов: всевозможных присадок и химических соединений, которые и определяют свойства и поведение шин. Подбором и комбинацией этих элементов занимаются целые лаборатории в каждой компании, ведь именно химические добавки и их дозировка позволяют изделию превзойти конкурентов. Базой же для всех служит обычная резина, состав которой ни для кого не является секретом. Она состоит из:

  1. Каучука, который бывает изопреновым (натуральным) и синтетическим, и является основой резиновой смеси (от 40 до 50 процентов состава).
  2. Технического углерода (промышленная сажа), благодаря молекулярным соединениям которого шина имеет не только чёрный цвет, но и становится прочной и устойчивой к износу и температурам (от 25 до 30 процентов состава).
  3. Кремниевой кислоты, повышающей показатели сцепления покрышки с влажным покрытием, и применяемой в основном иностранными шинниками (примерно 10 процентов состава).
  4. Смол и масел, выступающих вспомогательными составляющими для обеспечения мягкости и эластичности изделия (около 10-15 процентов состава).
  5. Вулканизирующих агентов, роль которых чаще всего отводится соединениям серы и специальным активаторам.

Отметим, что российский каучук признан лучшим во всём мире, а потому востребован и применяется большинством ведущих мировых компаний-производителей. А поскольку синтетический каучук уступает натуральному по всем показателям, то в этой области РФ останется лидером ещё очень долго.

Производство компонентов

Технологический процесс создания шины, кроме прочего, включает в себя несколько параллельных этапов изготовления её компонентов, среди которых:

  • Прорезиненная лента – это первичная заготовка для изготовления протектора, разрезаемая в зависимости от требуемого размера.
  • Брекер и каркас – элементы, несущие ответственность за устойчивость к порезам, прорывам и прочим повреждениям. Также брекер и каркас отвечают за жёсткость всей конструкции покрышки.
  • Борт шины — является наиболее жёсткой её частью, и обеспечивает герметичность при монтаже на обод колеса.

В качестве материала для каркаса и брекера современных шин служит либо металлокорд, либо стекловолокно. Последнее применяется при изготовлении покрышек класса «премиум», в то время как металлокорд незаменим в моделях, предназначенных для оснащения грузового автотранспорта.

Сборка и вулканизация

Заключительным этапом производства автопокрышки является сборка. Данная технологическая процедура выполняется методом наложения слоев каркаса, боковин, борта и протекторной части, и осуществляется на специальном сборочном барабане. После компоновки и придания нужной формы все составляющие элементы соединяются в монолитную конструкцию посредством процедуры вулканизации. Далее изделие проходит необходимые проверки, маркируется и отправляется на рынки по всему миру.

Видео по теме:

wheel-info.ru

Шины. Типы шин | Шины

Шина автомобиля воспринимает вертикальную нагрузку от веса автомобиля и все усилия, возникающие в пятне контакта шины с дорогой при ускорении, торможении и повороте автомобиля, смягчая силовые воздействия на автомобиль.

На легковых автомобилях применяются пневматические камерные и бескамерные шины, при этом последние имеют преимущественное использование. Внутреннее покрытие бескамерной шины изготавливается из слоя воздухонепроницаемой резины толщиной 2…3 мм, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль бескамерной шины образует герметичное соединение при установке его в отверстие обода колеса. При проколе бескамерной шины небольшим предметом, растягивается воздухонепроницаемый внутренний слой резины шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, поэтому бескамерные шины более безопасны.

В случае прокола шины, не позволяющего продолжить движение в комплекте автомобиля должно находится обычное колесо, или колесо уменьшенного объема «докатка».

В течение многих лет ведущие производители шин делали попытки создания шин, которые не боятся проколов. Некоторые производители (Goodyear, Michelin) выпускали бескамерные шины с несколькими герметизирующими слоями, которые очень медленно выпускали воздух в случае небольших повреждений. Другие (Dunlop, Continental) устанавливали внутри шин специальные капсулы, которые при смятии шины в результате выхода воздуха разрушались и выделяли герметизирующий состав и газ, который накачивал шину.

Безопасная шина «PAX»

Существуют и другие варианты безопасных конструкций шин и устройств для быстрого ремонта поврежденных шин. Компания Michelin разработала безопасную шину «PAX».

В конструкцию колеса входят:

Опорное кольцо закреплено в середине обода посредством элементов с геометрическим замыканием. Это кольцо изготовляется из прочного синтетического материала, которому придается сотовая структура. Борта шины не зажимаются закраинами обода, а устанавливаются в посадочные канавки на нем.

Рис. Конструкция колеса аварийной системы PAX:1 – опорное кольцо; 2 – шина; 3 – глицериновый гель; 4 – обод колеса.

Геометрия и конструкция шины PAX существенно отличаются от традиционных, в особенности в области ее боковин и бортов. На внутреннюю поверхность беговой части шины нанесен глицериновый гель. Этот гель должен снижать трение покрышки об опорное кольцо при движении на спущенной шине.

Принцип действия шины заключается в следующем. При полной или частичной потере воздуха покрышка опирается об опорное кольцо. При этом шина удерживается на ободе благодаря особой форме посадочных канавок. Наиболее опасным является движение автомобиля на поворотах, при котором на боковины шины действуют растягивающие усилия. Сила растяжения Fz вызывает поворот борта шины вокруг его сердечника. В результате создается сила Fw, действующая во внешней зоне борта и прижимающая его к посадочной канавке.

Система PAX позволяет продолжать движение полностью загруженного автомобиля на спущенных шинах со скоростями до 88 км/ч и на расстояние до 200 км. Несмотря на применение смазочного геля, трение покрышки об опорное кольцо вызывает повышение температуры и соответствующую интенсификацию износа в соприкасающихся зонах. При движении на спущенных шинах сохраняется достаточно высокая комфортабельность. Потеря давления в шинах не всегда ощущается сразу. По этой причине автомобиль с шинами PAX всегда оснащают системой контроля давления в них. Предупреждение об аварийном состоянии шин выводится на центральный дисплей комбинации приборов.

Рис. Силы, действующие в посадочных канавках обода

Рис. Колесо с шиной «PAX»:1 – шина; 2 – плоское металлическое кольцо; 3 – обод:а – форма шины при полном давлении; б – форма шины при проколе

Шины повышенной мобильности

Компании Goodyear и Bridgestone выпускает шины повышенной мобильности. Эти шины внешне мало отличаются от обычных шин и могут устанавливаться на стандартный обод. При проколе воздух из шины выходит, но она поддерживается в рабочем состоянии за счет особой конструкции. В боковине шины имеют специальные вставки из синтетического материала и в них применяются новые сорта теплостойких резиновых смесей, что не позволяет шине складываться и разрушаться от нагрева. На спущенных шинах этого типа автомобиль может проехать до 250 км со скоростью до 80 км/ч.

Рис. Состояние шины при проколе:А – стандартная шина; Б – шина с несущими бортами; А1 – форма стандартной шины при полном давлении; А2 – форма стандартной шины при потере давления; Б1 – форма шины повышенной мобильности при полном давлении; Б2 – форма шины повышенной мобильности при потере давления; 1 – усиленная боковина

Водитель автомобиля, оборудованного безопасными шинами, может не заметить прокола, поэтому совместно с такими шинами должны устанавливаться системы контроля давления воздуха в шинах.

Шины с универсальными покрышками

Корейская фирма «Кумхо» предлагает конструкцию шин с универсальными покрышками, которые устраняют извечное противоречие между требованиями к проходимости и шоссейным качествам. Такие покрышки могут трансформироваться: когда дорожное покрытие представляет собой бездорожье, из резинового протектора выходят стальные пластины-грунтозацепы, на хорошей дороге они прячутся. Изменение глубины протектора происходит благодаря скрытым в его толще полостям, в которые закачивается воздух. Раздуваясь, протектор приподнимается над грунтозацепами, которые остаются на месте, поскольку жестко укреплены на внутренней стальной оболочке. По бездорожью автомобиль движется при небольшом давлении и грунтозацепах. Боковины шины заполнены не воздухом, а пенополиуретаном, что и придает им эластичность.

Рис. Конструкция универсальной шины:1 – колесный диск; 2 – оболочка полости для закачки воздуха; 3 – металлокорд; 4 – грунтозацеп; 5 – полость для закачки воздуха; 6 – стальная основа; 7 – пенополиуретан

ustroistvo-avtomobilya.ru