Зимняя резина: шипы или липучка. Зимняя резина липучка тесты
Шипы или липучки - эксперты За Рулем выбирают шины на зиму
Эксперты по шинам За рулем Дмитрий Тестов и Сергей Мишин отвечают на извечный зимний вопрос: «шипы или «не шипы и расставляют всё по полочкам.
Про шипы
«Шиповки, в целом, отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, почти не зависящим от температуры окружающей среды. В качестве расплаты за уверенность нужно мириться с недостатками - с несколько бóльшим, чем у фрикционных шин, тормозным путем на асфальте и повышенным шумом. Кроме того, новые шипованные шины требуют обкатки - около тысячи километров на невысокой скорости и без проскальзываний в продольном и поперечном направлениях.
А еще шипованные шины вредны для любой дороги - от них достается не только асфальту, но даже булыжным мостовым. Именно шипы нещадно выгрызают в асфальте продольные колеи.
В большинстве стран Европы шипы запрещены. А там, где еще разрешены (в том числе и в России), жестко регламентированы их размер, масса и количество на погонный метр шины (по протектору), а также их давление на дорогу.
Чем цепляются за лед фрикционки?
Нешипованные шины, именуемые в народе «липучками, специалисты называют фрикционными (англ. friction - трение). Шина цепляется за лед кромками, которые образуются благодаря множественным локальным разрезам в протекторе - ламелям. Фрикционки тише, менее вибронагружены и способны на снегу и льду составить конкуренцию шипованным шинам, а в мороз сильнее 25 градусов работают даже лучше. Но из-за предвзятого отношения автовладельцев (дескать, не может резина цепляться за лед так же, как железо) они слишком медленно отвоевывают себе место под зимним солнцем.
Единственный минус фрикционных шин: при температуре воздуха около нуля «держак на льду снижается.
Обкатка фрикционных шин в корне отличается от обкатки шипованных: ездить нужно, наоборот, активно, стараясь больше шевелить и раскрывать протектор. Цель - удалить смазку, которая осталась в глубине ламелей от кокиля (она предохраняет 3D-ламели от разрушения при снятии пресс-форм с «испеченной шины). Второй немаловажный момент интенсивной обкатки - стирание тонкого верхнего слоя спекшейся резины протектора, имеющего более низкий коэффициент сцепления.
ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ
Какая шина лучше по ездовым свойствам - с асимметричным протектором или с направленным? Однозначно сказать трудно. Но с точки зрения эксплуатации у асимметричных есть неоспоримое преимущество: они имеют внешнюю и внутреннюю стороны, что позволяет использовать универсальную запаску - как для правой стороны, так и для левой. И при необходимости можно менять колёса местами без перебортовки. Единственная компания, выпускающая шипованные и нешипованные шины с асимметричным протектором, - Continental. На примере продукции этого производителя покажем, чем отличаются друг от друга зимние шины Continental разных типов.
Для разных рынков
Производители делят фрикционки на две подгруппы. Первая - мягкие шины скандинавского направления, которые больше ориентированы на снег и лед (в основном именно такие присутствуют на нашем рынке). У них более мягкий протектор (55 единиц по Шору и ниже), а большое число ламелей делает их «рыхлыми на асфальте. Чтобы компенсировать этот недостаток, разрезы-ламели в последнее время делают объемными. При низком коэффициенте сцепления они раскрываются, образуя дополнительные кромки, цепляющиеся за лед и снег. На асфальте же под действием значительных поперечных сил ламели собираются в монолитные шашки, улучшая реакции шин.
Вторая группа - шины для теплой и влажной среднеевропейской зимы, имеющие более развитые водоотводящие канавки в протекторе, выполненном из более жесткой резиновой смеси. Они делятся на две подгруппы: жесткие (твердость протектора около 65 единиц по Шору) и мягкие (55–60 единиц). И те и другие, пусть и в разной степени, ориентированы больше на асфальт и влажный снег, чем на лед, а потому не столь популярны у нас. Шины второй группы подойдут лишь тем, кто передвигается исключительно внутри мегаполиса, где улицы тщательно очищают ото льда и снега.
«Шиповки отличаются от фрикционок более стабильным сцеплением на льду, но немного уступают в торможении на асфальте.
Каждому – свое!
Для автомобилей, не оборудованных АБС, мы рекомендуем шипованные шины. Фрикционные при торможении на заблокированных колесах резко теряют сцепление. Кроме того, «шипы рекомендуем начинающим водителям и тем, для кого автомобиль - просто средство передвижения.
Если вы за рулем не один год и получаете удовольствие от управления им, попробуйте мягкие фрикционные шины. Будете приятно удивлены и комфортом, и их способностью цепляться за ледовое покрытие. Только поаккуратнее на льду при околонулевой температуре!
На «европейских фрикционках ездить по Москве или Питеру - одно удовольствие. По реакциям такие шины мало чем отличаются от летних.
Однако за пределы мегаполисов лучше не высовываться: в гололед на этих покрышках тревожно.
Источник: За Рулем
Зимняя резина: шипы или липучка
Похоже, что в Российской Федерации в ближайшее время использование летних шин зимой будет запрещено законодательно. И связано это не только с заботой законодателей о безопасности дорожного движения, но и с требованиями технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза, в который собственно и входит Россия.
Как бы там ни было, о своей безопасности и безопасности пассажиров мы должны позаботиться сами, поэтому, как только среднесуточная температура окружающего воздуха опустится до +3 °C - +5 °C, в срочном порядке нужно ставить вопрос о замене летней резины на зимнюю. Решений у этого вопроса два, точнее одно из двух: либо шипованные шины, либо фрикционные, не шипованные, которые в простонародии еще называют «липучка.
Современная зимняя резина – это не просто шины, как может показаться на первый взгляд. Это сложное технологическое устройство, состоящее из множества компонентов, каждый из которых выполняет возложенные на него специфические функции. Чтобы разобраться, какой вид шин устанавливать на автомобиль в зимнее время года, нужно выяснить, как ведет себя резина с шипами и липучка в тех или иных погодных условиях, при разном состоянии дорожного покрытия, а также определить положительные и отрицательные свойства этих шин.
Чисто теоретически, шипы предназначены для заснеженной дороги, гололеда, а на сухом или мокром асфальте они бесполезны. Липучка же наоборот – проявляет себя с положительной стороны на чистой зимней дороге, а на льду и в рыхлом снегу оказывается малоэффективной. Так ли это? Ответить на этот вопрос могут только сравнительные тесты этих двух видов зимних шин по различным показателям. Сразу стоит сделать оговорку: речь идет о исключительно о современной зимней резине.
Итак, самой важной характеристикой любых шин с точки зрения безопасности является показатель тормозного пути. Проведенные прошлой зимой тесты (испытания проводились на автомобиле Audi A3 для шин размерности 205/55 R16 с использованием ABS) выявили, что тормозной путь на льду (25-5 км/ч) при температуре -14 °C у лучшей в этой дисциплине липучки Pirelli Winter Icecontrol составляет 12,6 м, в то время как первая среди шипованных шин Continental ContilceContact показала результат 10,4 м. Даже отечественная шиповка Кама Euro-519 не уступила японской фрикционной Yokohama iceGuard 50, тормозной путь у обоих комплектов составил 13,5 м.
Снег, - 7 °C, тест тормозного пути (50-5 км/ч). Здесь шипованная и не шипованная резина показывает примерно одинаковые результаты. Так, знакомые нам по предыдущим испытаниям Кама Euro-519 и Yokohama iceGuard 50 вновь идут «нога в ногу с показателем 26,8 м. Лучший результат у липучки Pirelli Winter Icecontrol – 25,3 м, лидер среди шипованных шин – Dunlop Ice Touch, 25,9 м. На сухом (+ 9 °C) и мокром (+ 7 °C) асфальте тормозной путь со скорости 80 км/ч оказался короче у фрикционных шин, хотя и незначительно. Липучка Nokian Hakkapeliitta R2 в обоих тестах показала лучший результат, 30,2 и 33,1 м соответственно. Шипованная Dunlop Ice Touch тормозила 33,5 м по сухой трассе, а Gislaved Nord Frost 100 стала первой среди шипов на мокром покрытии с результатом 35,3 м.
А как обстоят дела с надежностью управления? Для оценки этого показателя при испытаниях использовался круг и извилистая трасса. На льду при температуре -17 °C и на снегу при температуре -8 °C наилучшую управляемость показали шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8, показав на участках рекордное время. Липучки в этих тестах здорово уступают. Одна из лучших по надежности управления на снегу и льду среди фрикционных шин Pirelli Winter Icecontrol показала результат намного худший, чем даже аутсайдер шипованной резины в этой дисциплине – шины Goodyear UltraGrip Ice Arctic.
Также шипованная резина превосходит липучку по времени разгона по обледенелому дорожному покрытию. Так, по льду шипованная Continental ContilceContact разгоняется до 25 км/ч за 4 секунды, а не шипованная Nokian Hakkapeliitta R2 за 6,3 секунд. А вот по снегу фрикционная резина Yokohama iceGuard 50 отметку в 50 км/ч преодолела за 7,7 секунд, выиграв в этом тесте у шипованных шин Nokian Hakkapeliitta 8 целую секунду.
Акустический комфорт. Здесь липучки однозначно лидируют. Выезжая на шипах на асфальт, мы слышим характерный шорох, зачастую очень громкий и раздражающий. Пока что производители шин не научились бороться с таким недоразумением, а может, не придают этому большого значения.
Обязательно нужно отметить, что тесты проводились при температурах до -20 °C. При сильных морозах, шипы не справляются с очень твердым льдом, сильнее утапливаются в тело шины и перестают эффективно работать. Да и резина шиповки «дубеет значительно раньше, чем у липучки, не обеспечивая при очень низкой температуре надежного сцепления со скользким покрытием.
С другой стороны, вопреки расхожему мнению о ненадежности шипованных шин по сравнению с не шипованными на чистом асфальте, можно уверенно сказать, что в последние годы многое в этом плане изменилось. Строение современных шин таково, что под шипами находится слой мягкой резины. При контакте с твердой поверхностью шипы «прячутся, увеличивая площадь контакта дорожного покрытия и самой шины. А более твердая по сравнению с липучкой резина обеспечивает сцепление с сухой дорогой зачастую не хуже, нежели не шипованные шины.
Подытожим? Выбор между шипами и липучкой напрямую зависит от того, в какой местности и при каких погодных условиях будет эксплуатироваться автомобиль зимой. Если это районы Крайнего Севера с предельно низкими температурами – шипованные шины будут малоэффективны, здесь лучше использовать фрикционные. А вот в Европейской части России, где столбик термометра довольно редко опускается ниже -20 °C, колебания температуры приводят к гололедице и снежно-водной каше, шипы придутся как раз кстати. В населенных пунктах, где коммунальные службы справляются со своей работой, дорожное покрытие регулярно очищается от последствий зимних осадков, липучка предпочтительнее. За городом же, как правило, трассы чистятся плохо и нерегулярно, так что шипованные шины для междугородней езды безопаснее и надежнее.
www.4tochki.ru
Липучка или шипованная резина. Что лучше?
Задавшись вопросом о выборе типа зимней резины посмотрел кучу видеороликов и статей на тему и понял, что большинство материалов — откровенная чушь, не дающая ответа на вопрос. В основном советуют шипы для экстремальных климатических зон, а липучку для города. С лютым Севером понятно, да и то, в Норильске лучше пользоваться цепью на колесах. А вот с городом типа Москвы непонятно. Там постоянно меняется погода. И даже один день в году с сильным гололедом может быть основанием использования шипов весь сезон. Теперь на страницах «Аффтомобиля попробую сам разобраться с «шипами и «липучкой.
Есть такое мнение: «лучше шипами по асфальту, чем нешипами по льду. Шипы могут отработать за зиму всего один раз, и он будет того стоить. Попробуем выяснить, насколько это мнение соответствует действительности.
У самого стоит шипованная резина фирмы Good Year (за 3 года вылетело примерно 50% шипов). У брата стоит Bridgestone Ice Cruiser (шипы на месте). На голом льду даже с шипами присутствует боковое смещение в случае склона. Так что шипы не панацея, они лишь немного улучшают торможение и позволяют лучше забраться в горочку по льду.
Внесем ясность в определене типов шин:
Ошипованная шина
Ошипованная шина — зимняя шина оснащённая специальными шипами противоскольжения, обеспечивающими лучшее сцепление с дорогой и более эффективное торможение в условиях гололёда и обледенелого снега ( эффект увеличения коэффициента сцепления происходит посредством врезания шипа и защемлением ламелями дорожного покрытия ). Первые ошипованные шины для езды по снегу были созданы в 1933 году компанией Michelin. В среднем одна ошипованная шина содержит от 80 до 150 шипов. Использование ошипованных шин запрещено в большинстве европейских стран, в основном, по причине негативного влияния шипов на состояние дорожного покрытия. Данный тип шин широко используется в России и скандинавских странах, где зимы более суровые и продолжительные. Ошипованные шины обеспечивают более эффективное сцепление на льду, но в тоже время являются более шумными и склонными к быстрому изнашиванию при езде по асфальтовому покрытию.
Специфика эксплуатации
Ошиповываться шины должны в специализированных мастерских, владеющие соответствующим технологией и оборудованием.Подрыв или подсмол гнезда шипа недопустим.Над беговой дорожкой должен выступать только твердосплавный сердечник шипа ( 1,5-2,2 мм ).Шины после ошиповки выдерживают при комнатной температуре не менее 2-х недель ( для правильного, первоначального формирования гнезда шипа ).При пробеге первых 200—500 км происходит обкатка шины ( вторичное формирования гнезда шипа, его залегание по направлению движения и заточка ламелей ).Не рекомендуется: резко ускоряться, резко тормозить или резко менять траекторию движения, как во время обкатки шин, так и в процессе дальнейшей эксплуатации.При последующих установках этого комплекта, рекомендуется строго соблюдать первоначальное направление вращения шин.
Ламелизированная шина
Ламелизированная шина ( в простонародье — «липучка ) — зимняя шина схожая по своим качествам и внешнему виду с ошипованной шиной, от которой отличается полным отсутствием шипов противоскольжения и большей ламелизацией протекторных блоков ( эффект увеличения коэффициента сцепления происходит посредством защемления ламелями дорожного покрытия ). Наносит минимальный вред дорожному покрытию. Имеет улучшенное сцепление на сухом асфальтовом покрытии, однако, весьма проигрывает на гололёде и укатанном снеге ошипованной шине.
Специфика эксплуатации
При пробеге первых 200—500 км происходит обкатка шины ( заточка ламелей по направлению движения ).Не рекомендуется: резко ускоряться, резко тормозить или резко менять траекторию движения, как во время обкатки шин, так и во время дальнейшей эксплуатации.При последующих установках этого комплекта, рекомендуется строго соблюдать первоначальное направление вращения шин.
Теперь, поняв, чем отличаются шипы от липучек, изучим результаты тестов. Тесты шин должны проходить в разных условиях и дорожных покрытиях. Разная температура, асфальт, слякоть, гололед.
Тест газеты «Авторевю
1. Замеры тормозного пути и времени разгона на гладком льду в очередной раз подтвердили преимущества шипованных шин над фрикционными. Каждый год появляются новые рисунки протектора, «липучие резиновые смеси, и все же на льду шипы вне конкуренции: даже самые посредственные шипованные шины здесь предпочтительнее лучших нешипованных.
2. А на снегу шипы уже оказывают минимальное влияние. Тут главное — рисунок протектора и состав резиновой смеси.
3. Следующий вид испытаний — оценка влияния шин на управляемость. Здесь наблюдается такая тенденция: ведущие шинные компании уже специально адаптируют шины к работе электронных систем стабилизации. Но, во-первых, это пока относится не ко всем моделям, а во-вторых, далеко не все автомобили оборудованы подобными системами. Поэтому заезды на время по ледяной и заснеженной трассам выполнялись как с включенной, так и с выключенной системой стабилизации. А полученные данные усреднялись. Любопытно, что если в ходе «свободных заездов результаты некоторых моделей заметно отличались, то с включенной ESP отличие сходило на нет. Отсюда вывод: зимние шины для автомобилей, лишенных систем стабилизации, нужно подбирать более тщательно.
4. Сложнее всего на скользкой дороге было справиться с автомобилем, обутым в шины Yokohama Ice Guard IG20 и Kingstar W411. А больше других на извилистых трассах экспертам понравились шины Nokian, Continental, Gislaved — причем как с шипами, так и без.
5. Слашпленинг. Это явление сродни аквапланированию — с тем отличием, что на дороге не вода, а снежно-водяная каша. Испытания проводятся так. Ранней весной на ровной асфальтовой площадке при помощи специального прицепа выравнивается слой мокрого снега толщиной четыре сантиметра. Задача испытателя — постепенно наращивать скорость до того момента, когда ведущие колеса не начнут пробуксовывать: это значит, что протектор перестает справляться с отводом снежно-водяной каши из пятна контакта.
Лучше других в этом виде испытаний выступили шины Goodyear Ultra Grip Extreme и Hankook i*Pike. А самыми беспомощными на снежно-водяной каше оказались шины Barum Norpolaris и китайские покрышки Kingstar W411.
6. Какие шины лучше работают на асфальте — шипованные или нет? Замеры тормозного пути делались на мокром асфальте, а «переставка (имитация объезда внезапно возникшего препятствия) — на сухом.
Если речь идет о «мягких нешипованных шинах, которые и представлены в нашем тесте, то однозначный ответ — шипованные. Дело в том, что протектор таких шин жестче и потому четче держит продольные нагрузки при торможении и боковые — при повороте.
В нашем тесте лучше других с торможением на мокром асфальте справились шипованные шины Barum Norpolaris и Vredestein Icetrac, а в аутсайдерах оказались нешипованные шины Vredestein Nord-Trac и Toyo Garit G4.
Также рекомендую посмотреть:
— Наглядный рейтинг За Рулем 2011 http://www.zr.ru/a/357643/
— Рейтинг За Рулем 2010 http://www.zr.ru/a/259048/
— Полная версия теста Авторевю http://www.autoreview.ru/archive/2007/19/winter_tyres/
Технический эксперт дает совет по выбору типа зимней резины:
Показательное соревнование двух машин, которые перетягивают канат на льду. Одна с шипами, другая без:
Специалисты отвечают на множество вопросов телезрителей по зимним шинам.
ВНИМАНИЕ!Любая, даже самая безопасная резина, не убережёт Вас от ДТП, если Вы сами ведёте автомобиль не безопасно!
Также читайте:
afftomobil.ru