крути педали...

Все о авто. Какие шины можно поставить на ниву


ВАЗ: Можно ли на «Ниву» установить другие колеса

Какие преимущества и недостатки имеет установка широкой резины на ВАЗ-21213 «Нива»? Улучшаются ли при этом ходовые качества и ухудшается ли проходимость?

Плохотнюк А., Одесская обл.

Изначально на ВАЗ-2121 устанавливались шины размерностью 175/80 R16, имеющие внедорожный рисунок протектора с крупными грунтозацепами. Такие высокопрофильные шины, посаженные на 16-дюймовые диски, обеспечили тольяттинскому внедорожнику большой дорожный просвет – 22 мм при полной загрузке. Это соотношение оказалось настолько удачным для бездорожья, что «Нива» благодаря своей проходимости очень быстро завоевала популярность у жителей сельской местности, а также у охотников и рыбаков. Но на асфальтобетонных дорожных покрытиях «поведение» «Нивы» с такими колесами не впечатляет по многим показателям. В первую очередь, очень быстро надоедает шум, источником которого является внедорожный протектор. Во-вторых, в случае резких маневров в экстремальных ситуациях из-за деформации высокой боковины шины машина плохо слушается руля. В-третьих, выглядит машина со стандартными узкими и высокими шинами не очень эстетично.

Многие владельцы «Нив», которых не устраивают «родные» колеса стараются заменить их на другие – с более широким протектором, низким профилем и меньшим радиусом. В ходе такой модернизации улучшаются одни характеристики, но могут ухудшиться другие. «Минусы» проявляются в основном из-за изменения плеча обкатки, которое увеличивается или уменьшается при установке дисков с другим вылетом (см. рис.). Из-за того, что на стандартные узкие диски невозможно установить широкую резину, возникает потребность в их замене. Напомним, что вылет колеса (ЕТ) – это расстояние от посадочной плоскости диска до его поперечной оси. У стандартных «нивовских» дисков вылет достаточно большой – 58 мм.

При установке дисков с меньшим вылетом плечо обкатки увеличивается. Колеса при этом больше выступают из колесных арок наружу, что имеет свои минусы во время движения. Во-первых, возникает эффект «затягивания»: при попадании колес с одной стороны в вязкую грязь или снег машину «уводит» в ту же сторону. Чтобы удержать автомобиль на заданной траектории движения, необходимо прикладывать на руле значительные усилия.

Во-вторых, нарушается пропорция между углами выворота колес. Из-за этого в поворотах ухудшается управляемость, на шину действуют большие боковые усилия – источник ускоренного износа протектора и подшипников ступиц. Устранить этот недостаток можно только изменением геометрии «трапеции» рулевого управления. На практике осуществить это достаточно сложно, более того – согласно требованиям правил дорожного движения, делать это запрещается.

В-третьих, увеличенное плечо обкатки отрицательно сказывается на устойчивости автомобиля при торможении, когда левые и правые колеса находятся на разных дорожных покрытиях. Машину сильнее тянет в ту сторону, где колесо имеет больший коэффициент сцепления. Чтобы избежать в этом случае увода, необходимо уменьшать усилие на тормозной педали, из-за чего увеличивается длина остановочного пути. А при экстренных торможениях возможна даже полная потеря курсовой устойчивости с заносом автомобиля.

В-четвертых, из-за большего плеча обкатки и большего пятна контакта протектора широкой резины с дорогой для вращения руля необходимо прикладывать значительно большие усилия. Так что запланировав установить широкую резину вместе с новыми дисками, при покупке последних следует внимательно отнестись к определению вылета колеса. Чтобы не пострадали управляемость и устойчивость, подбирать диски 16-го радиуса следует исходя из вышеуказанного значения вылета колеса (58 мм), а 15-дюймовые – согласно рекомендациям завода-изготовителя.

По результатам заводских испытаний, на модификации моделей ВАЗ-2121 допускается использование шин следующих размеров – 185 R16, 195/65 R15, 195/80 R15, 205/75 R15, 205/75 R15, 215/75 R15 и других «близких» размеров. При этом 15-дюймовые шины должны быть посажены на диски 5jx15 с вылетом 45 мм или 6jх15 с вылетом 35 мм (5 и 6 – ширина дисков в дюймах).

Стоит отметить, что управляемость и устойчивость автомобиля после установки широкой низкопрофильной резины (205/55...70) при соблюдении требуемого вылета колеса заметно лучше, чем со стандартными шинами. Кроме того, маленькие более легкие колеса – это меньший вес неподрессоренных деталей, меньшие силы инерции, увеличение тягового усилия на колесах. Все это способствует улучшению ходовых и динамических характеристик машины. Правда, при такой модернизации на кузов передаются большие ударные нагрузки от неровностей дороги, а из-за снижения дорожного просвета и шоссейного рисунка протектора проходимость «Нивы» ухудшается.

Установка дисков меньшего радиуса (13, 14), сопровождающаяся увеличением ширины резины, может привести к черканию обода о верхний рычаг поворотного кулака. 14-дюймовые распространенные «волговские» колесные диски имеют нулевой вылет (ЕТ=0), поэтому их установка вызывает значительное изменение плеча обкатки, что особенно негативно сказывается на управляемости автомобиля.

Подготовил Юрий ДацыкФото Андрея Яцуляка

↑ Наверх

avtotrec.ru

Какие колеса можно поставить на Ниву? Запоминай и выбирай — Все о авто

Некоторые автолюбители задаются вопросом, какие колеса можно поставить на Ниву. Чаще всего интересуются, можно ли поставить большие колеса. Причин для такого желания может быть достаточно много. Одни хотят получить более «жесткий» внешний вид, ведь авто на более крупных колесах выглядит более солидно. Других водителей интересует увеличение проходимости. Больший диаметр колес позволяет увеличить клиренс, также, такие колеса обычно обладают более высоким протектором. Как видите, причин для подбора дисков взамен штатных достаточно много. Давайте разберемся, какие колеса все же следует ставить на этот отечественный внедорожник.

Штатные размерыКакие колеса можно поставить на Ниву? Начнем с тех колес, которые устанавливаются, как базовый вариант. Заводами ставится резина ВлИ-5, ее типоразмер 175/80 R16. Основным ее преимуществом является хорошая проходимость, особенно на мокрой глине. Все, этим положительные особенности и заканчиваются. Недостатки штатной резины следующие:

  • Низкая управляемость по асфальту;
  • Высокий уровень шума при движении свыше 60 км/ч;
  • Присутствие камеры;
  • На морозе становится «колом».

Как видите, имеется большое количество недостатков. Все это заставляет нивоводов искать альтернативные варианты, благо на рынке их достаточно много.

ЗаменаВ качестве штатного варианта предлагается резина с диаметром R16. Но, при выборе аналогов возникают проблемы. Такой размер производится очень редко. Поэтому, водители часто ставят резину R15. Собственно, это не является нарушением. Производитель позволяет использовать такие покрышки на Нивах. Тут вполне можно выбрать наиболее подходящий для вас вариант.

При выборе обращайте внимание на дополнительные показатели. Использование слишком больших колес может потребовать внесения изменений в конструкцию автомобиля. Ниже рассмотрим основные вариации, возможные для использования на Ниве. Обратите внимание, что перечисленные варианты подходят для всего модельного ряда.

215/75 R15Обычно, такая резина встает на место без всяких доработок. Только нужно правильно подобрать диск. Его диаметр должен быть в пределах 27-28 дюймов. Обязательно уточните вылет диска. Подойдет вариант 35-58 мм. В такой комплектации можно свободно ставить колеса без всякого дополнительного вмешательства. Но, иногда могут возникать соприкосновения шин с корпусом. Происходит это в следующих случаях:

  • При большой загрузке автомобиля;
  • Во время поездок по большим ухабам;
  • При прохождении деталями подвески крайних точек.

Вот такие имеются недостатки у данной резины.

Установив подобную резину, вы получите большую проходимость, достигается это более высоким клиренсом, а также крупным протектором, характерным для этих покрышек. Также снижается расход топлива. Вам не придется делать лифтинг автомобиля, клиренс и так получается более чем внушительный. Таким образом, преимущества такой резины превышают все минусы.

Среди вседорожных вариантов этой резины выделяются Dunlop Grndtrek AT3 и Yokohama Geolandar. Эти шины прекрасно зарекомендовали себя на грязи, песке и неглубоком снегу. На сухом асфальте они несколько уступают аналогам, созданным конкретно для трасс. Для поездок по городу и грунтовым дорогам можно выбрать Cordiant Off Road или Kumho Road Venture. При поездках в глубоком снегу (при гололеде) подходят Nokian Hakkapeliitta SUV 7 и Michelin Latitude X-ice North. Эта резина сделана с учетом всех особенностей заснеженных дорог, для лучшего сцепления используются шипы. Также, на них применен скандинавский рисунок протектора, который обеспечивает максимально сцепление с дорогой в условиях большого снегового покрова. Все перечисленные вариации свободно устанавливаются на Нивы без всяких доработок.

Размеры 235/75 и 240/80 R15Если машина используется для поездок на природу (рыбалку, охоту), то имеет смысл заморочиться с установкой более солидной резины. Это позволит вам эксплуатировать автомобиль на любом бездорожье. Но, для установки придется производить некоторые доработки, иначе новые колеса просто не поместятся в колесные арки.

Первое, что следует сделать, это лифтинг подвески. Это увеличит дорожный просвет, и избавит вас от необходимости расширять арки. Для этого можно использовать комплект для лифтинга от АвтоВАЗа. В него входит все необходимое. Качество деталей достаточно высокое, также можно посмотреть предложения от компаний, производящих детали для тюнинга. Поднять машину мало. Необходимо доработать редуктора, имеющиеся не справятся с возросшей нагрузкой. Вместо штатного передаточного числа 3,9 устанавливают 4,44. Последнее, что нужно сделать – увеличить вылет диска. Для этого воспользуйтесь проставками из легких сплавов. Для большей надежности желательно установить в поворотном кулаке ступицу с двухрядными подшипниками, они более выносливы к нагрузкам.

Внедорожной резины этих типоразмеров на рынке предостаточно. Выбирайте вариант наиболее подходящий по стоимости, качество их примерно одинаково.

Заключение. Штатная резина Нивы не вполне соответствует современным требованиям к внедорожным и универсальным шинам. Поэтому, многих интересует, какие колеса можно поставить на Ниву. На самом деле, выбор достаточно большой, но если вы хотите сделать по-настоящему внедорожный автомобиль, то придется повозиться с доработкой подвески.

www.devover.ru

Можно ли на «Ниву» установить другие колеса?

Изначально на ВАЗ-2121 устанавливались шины размерностью 175/80 R16, имеющие внедорожный рисунок протектора с крупными грунтозацепами. Такие высокопрофильные шины, посаженные на 16-дюймовые диски, обеспечили тольяттинскому внедорожнику большой дорожный просвет – 22 мм при полной загрузке. Это соотношение оказалось настолько удачным для бездорожья, что «Нива» благодаря своей проходимости очень быстро завоевала популярность у жителей сельской местности, а также у охотников и рыбаков. Но на асфальтобетонных дорожных покрытиях «поведение» «Нивы» с такими колесами не впечатляет по многим показателям. В первую очередь, очень быстро надоедает шум, источником которого является внедорожный протектор. Во-вторых, в случае резких маневров в экстремальных ситуациях из-за деформации высокой боковины шины машина плохо слушается руля. В-третьих, выглядит машина со стандартными узкими и высокими шинами не очень эстетично.

Многие владельцы «Нив», которых не устраивают «родные» колеса, стараются заменить их на другие – с более широким протектором, низким профилем и меньшим радиусом. В ходе такой модернизации улучшаются одни характеристики, но могут ухудшиться другие. Минусы проявляются в основном из-за изменения плеча обкатки, которое увеличивается или уменьшается при установке дисков с другим вылетом. Из-за того что на стандартные узкие диски невозможно установить широкую резину, возникает потребность в их замене. Напомним, что вылет колеса (ЕТ) – это расстояние от посадочной плоскости диска до его поперечной оси. У стандартных «нивовских» дисков вылет достаточно большой – 58 мм.

При установке дисков с меньшим вылетом плечо обкатки увеличивается. Колеса при этом больше выступают из колесных арок наружу, что имеет свои минусы во время движения. Во-первых, возникает эффект «затягивания»: при попадании колес с одной стороны в вязкую грязь или снег машину «уводит» в ту же сторону. Чтобы удержать автомобиль на заданной траектории движения, необходимо прикладывать на руле значительные усилия.

Во-вторых, нарушается пропорция между углами выворота колес. Из-за этого в поворотах ухудшается управляемость, на шину действуют большие боковые усилия – источник ускоренного износа протектора и подшипников ступиц. Устранить этот недостаток можно только изменением геометрии «трапеции» рулевого управления. На практике осуществить это достаточно сложно, более того – согласно требованиям правил дорожного движения делать это запрещается.

В-третьих, увеличенное плечо обкатки отрицательно сказывается на устойчивости автомобиля при торможении, когда левые и правые колеса находятся на разных дорожных покрытиях. Машину сильнее тянет в ту сторону, где колесо имеет больший коэффициент сцепления. Чтобы избежать в этом случае увода, необходимо уменьшать усилие на тормозной педали, из-за чего увеличивается длина остановочного пути. А при экстренных торможениях возможна даже полная потеря курсовой устойчивости с заносом автомобиля.

В-четвертых, из-за большего плеча обкатки и большего пятна контакта протектора широкой резины с дорогой для вращения руля необходимо прикладывать значительно большие усилия. Так что, запланировав установку широкой резины вместе с новыми дисками, при покупке последних следует внимательно отнестись к определению вылета колеса. Чтобы не пострадали управляемость и устойчивость, подбирать диски 16-го радиуса следует исходя из вышеуказанного значения вылета колеса (58 мм), а 15-дюймовые – согласно рекомендациям завода-изготовителя.

По результатам заводских испытаний на модификации моделей ВАЗ-2121 допускается использование шин следующих размеров – 185 R16, 195/65 R15, 195/80 R15, 205/75 R15, 205/75 R15, 215/75 R15 и других «близких» размеров. При этом 15-дюймовые шины должны быть посажены на диски 5jx15 с вылетом 45 мм или 6jх15 с вылетом 35 мм (5 и 6 – ширина дисков в дюймах).

Стоит отметить, что управляемость и устойчивость автомобиля после установки широкой низкопрофильной резины (205/55...70) при соблюдении требуемого вылета колеса заметно лучше, чем со стандартными шинами. Кроме того, маленькие более легкие колеса – это меньший вес неподрессоренных деталей, меньшие силы инерции, увеличение тягового усилия на колесах. Все это способствует улучшению ходовых и динамических характеристик машины. Правда, при такой модернизации на кузов передаются большие ударные нагрузки от неровностей дороги, а из-за снижения дорожного просвета и шоссейного рисунка протектора проходимость «Нивы» ухудшается.

Установка дисков меньшего радиуса (13, 14), сопровождающаяся увеличением ширины резины, может привести к черканию обода о верхний рычаг поворотного кулака. 14-дюймовые распространенные «волговские» колесные диски имеют нулевой вылет (ЕТ=0), поэтому их установка вызывает значительное изменение плеча обкатки, что особенно негативно сказывается на управляемости автомобиля.

По информации газеты «Семь верст».

vechorka.ru