крути педали...

Переходим на лето: часто задаваемые вопросы. Летние шины сравнение за рулем


Летние шины — делаем правильный выбор — журнал За рулем

Руководитель шинной тест-группы «За рулем» Сергей Мишин накануне весенне-летнего переобувочного сезона ответил на вопросы наших читателей о летней резине.

Как выбрать правильные шины и не переплатить, как сориентироваться в маркировке шин, стоит ли покупать покрышки с пробегом? На эти и многие другие вопросы о зимней резине Сергей Мишин, руководитель шинной тест-группы журнала «За рулем», отвечал в режиме онлайн осенью. Весной мы открыли новый раунд шинной «горячей линии».

test_shin_2

Андрей: Хочу на Chevrolet Niva поставить Cordiant Off Road 205/70 R15. Машина часто бывает на бездорожье. Зимой на ней вообще никак?

Полагаю, что выражение «вообще никак» относительно этой шины можно использовать для любых твердых покрытий даже летом. То есть на асфальтовой дороге эти шины годятся для того, чтобы переехать от одного грязевого участка к другому. Зимой будет еще хуже. В глубоком снегу эти шины помогут, если погода не очень морозная. При сильном минусе резина замерзнет и задубеет, потеряв эластичность.

На скользком покрытии (лед, укатанный снег) на них ездить попросту опасно — они будут вести себя почти как слики. Количество кромок, которыми Cordiant Off Road может зацепиться за микронеровности, буквально мизерное. На снежной каше двигаться можно будет только шагом. Поедете чуть быстрее — машина начнет рыскать и может потерять управление.

Артем Артемов: Тесты не дают понять, сколько километров пробежит покрышка, а хотелось бы. Чем тверже резиновая смесь (по Шору), тем дольше проедет колесо, правильно? Кстати, ADAC как-то тестирует резину на износ?

Теоретически правильно при прочих равных условиях, но слишком уж утрированно. В какой-то степени верно лишь для экстремальных режимов с глубокими скольжениями.

В жизни при обычной езде часто бывает совсем не так. На износ влияет множество факторов, в частности распределение удельного давление в пятне контакта, химический состав резины протектора и т.п. Если бы все было так просто, «долгоиграющие» шины выпускали бы все шинные компании. А пока шины Michelin по величине ресурса догнать никто не может.

Для России актуален еще один момент — разбитые дороги. У нас шины чаще убиваются в ямах. Потому их ресурс зачастую ограничен вероятностью повреждения. Никакие тесты не дадут понять, сколько километров пробежит покрышка. Они лишь могут показать разницу в пробеге между разными шинами, причем в одних и тех же условиях. Тесты на износ с достоверными результатами — весьма дорогое удовольствие, которое отечественные издания не могут себе позволить, тем более в кризисные времена.

Shina

Артем Артемов: Легкосплавные диски, бывает, «рубят» шину — поможет ли решить данную проблему переход на более высокий индекс нагрузки? И чем грозит такой переход?

В какой-то степени поможет. В качестве примера могу привести иномарки, продающиеся в России: большинство из них сегодня имеет избыточный индекс нагрузки.

Страшного ничего не случится — автомобиль станет чуть жестче, менее комфортным. Но на вопрос, насколько при этом снизится вероятность пробоя боковины, вряд ли кто-то сможет ответить.

Вместе с тем излишне жесткие шины отрицательно повлияют на ресурс элементов подвески, поскольку нагрузка на них увеличится.

Жизненный опыт подсказывает, что самые прочные шины, как правило, Bridgestone. Но из-за толстой боковины они обычно и самые тяжелые, что отрицательно сказывается на топливной экономичности автомобиля.

Alexey: При сезонной замене колес шиномонтажники перепутали местами левые и правые колеса так, что они вращались в обратном от правильного направлении. Я ощутил лучшую устойчивость автомобиля и повышенный колесный шум. Скажите, кроме быстрого износа чем я рисковал с точки зрения безопасности?

Абсолютно ничем, если эти шины не направленные. При вращении шины в одном направлении, при троганиях и торможениях ее протектор со временем у

www.zr.ru

За рулем: Сравнительный тест летних шин 195/65 R15: добрая дюжина

"За рулем", март 2016: Сравнительный тест летних шин 195/65 R15: добрая дюжина.

 

Пятнадцатидюймовые покрышки довольно прочно обосновались в нише бюджетных автомобилей и продолжают вытеснять из нее более мелкие размеры. Для теста эксперты журнала "За рулем" выбрали размерность 195/65 R15, чаще всего встречающуюся на относительно доступных автомобилях классов В и С, и остановили взгляд на наиболее популярных покрышках. На испытаниях — двенадцать комплектов.

Перед стартомИспытания проводились в конце лета 2015 на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти, где собрали все новинки весенне-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30 ºС.Своеобразным водоразделом в ценовой линейке могут послужить хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco и новинка из Финляндии — шина Nokian Hakka Green 2.Дешевле их знакомые многим отечественные покрышки Nordman SX, Yokohama BluEarth AE01, Cordiant Sport 3 и новинка корейской фирмы Kumho — модель Ecowing ES01, произведенная в Китае. А самая доступная в этом тесте — шина Amtel Planet Evo, новинка сезона. Компания Pirelli посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным в России и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии.Более дорогие участники испытаний — весьма популярные шины Continental ContiPremiumContact 5, а также японские Toyo Proxes CF2 и Goodyear EfficientGrip Performance. В этой же ценовой группе еще две модели: впервые в тестах "За рулем" участвуют шины Michelin Energy XM2, произведенные в России, и японские Bridgestone Turanza T001.Отрадно, что пять моделей из двенадцати — отечественного производства.Под бюджетные шины нужно подобрать соответствующий автомобиль. Экспертам "За рулем" приглянулась Skoda Octavia второго поколения. В силу возраста это недорогая машина, но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что на руку экспертам: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.

Тестовые процедуры

Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров — и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» — анахронизм.Последовательность тестовых упражнений выстроена с учетом интенсивности износа шин. Начали эксперты с оценки экономичности, практически не сопровождающейся износом, а завершали «сухой» переставкой, в ходе которой асфальт сдирает плечевые зоны покрышек как наждак.Исследование поведения автомобиля на высокой скорости эксперты "За рулем" называют оценкой курсовой устойчивости. Нескольких кругов по десятикилометровому скоростному кольцу полигона на скорости 130 км/ч достаточно, чтобы понять, насколько четко держат шины заданное направление, как реагируют на боковой ветер и уклоны дороги, как ведут себя при объезде препятствия и смене полосы движения. Параллельно оценивали плавность хода и внутренний шум на высокой скорости. Почему именно 130 км/ч? Так ведь в нашей стране это максимально возможная скорость, установленная на некоторых участках платных дорог. К тому же на большинстве автомагистралей Правила позволяют держать 110, а если добавить «бесплатные» 20 км/ч превышения, то получаем те же 130 км/ч. Нет-нет, эксперты "За рулем" не за нарушение скоростного режима — но ведь так ездят многие, не правда ли?Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили шины Michelin — руль обутой в них Шкоды становится очень четким, с хорошо понятным «нулем». Понравились незамедлительные реакции на повороты руля и высокая информативность при корректировке курса.Когда шины и трансмиссия основательно прогрелись, автомобиль готов к оценке экономичности. Результат каждого замера — среднее арифметическое значений, полученных в двух заездах в противоположные стороны (чтобы нивелировать возможное влияние ветра). Для каждого комплекта шин упражнение приходится повторять от трех раз (при полном штиле) до пяти (в случае легкого ветерка).Замеры проводятся по нисходящей — сначала на высокой скорости, затем на низкой. Благодаря этому шины и трансмиссия плавно остывают и результаты замеров меньше скачут.На протяжении последних лет у основной массы шин показатели экономичности были одинаково хорошие. Однако Hakka Green второго поколения сделала невозможное — на скорости 60 км/ч обеспечила экономию горючего в размере 0,1–0,3 л/100 км относительно остальных покрышек. Настоящая «зеленая» шина!

Марка, модель 12 место  11 место 10 место 9 место
Kumho Ecowing ES01 Michelin Energy XM2 Bridgestone Turanza T001 Hankook Kinergy Eco
Страна изготовления Китай Россия Япония Венгрия
Индексы нагрузки и скорости 91Н 91Н 91V 91V
Рисунок протектора асимметричный асимметричный асимметричный асимметричный
Глубина рисунка по ширине, мм 6.7-6.9 7.2-7.5 7.6-7.9 7.4-7.7
Твердость резины по Шору, ед. 72 68 74 71
Масса шины, кг 8.7 8.3 8.6 8.3
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 180 баллов) м 26.6 28.7 28.2 26.5
баллы 167.1 154.9 157.7 167.8
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 160 баллов) м 40.3 42.2 41.6 40.0
баллы 152.9 146.0 148.1 154.0
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 160 баллов) км/ч 66.9 64.5 67.3 64.7
баллы 157.2 151.5 158.1 152.0
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 140 баллов) км/ч 68.1 64.6 67.8 66.5
баллы 139.8 132.6 139.2 136.5
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) баллы 48 48 48 56
Управляемость во время переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) баллы 42 48 42 42
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) баллы 30 45 35 35
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) баллы 5 6 7 5
Комфорт: Экспертная оценка
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) баллы 15 21 21 18
Плавность хода (Максимум 30 баллов) баллы 15 21 21 18
Экологичность: Замеры расхода топлива
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) л/100км 6.2 6.1 6.1 6.1
баллы 59 60 60 60
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) л/100км 4.5 4.4 4.4 4.5
баллы 47.8 48.9 48.9 47.8
Сумма начисленных баллов 874 877 879 887
Плюсы Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте Суперчеткое следование курсу; скромный расход топлива; понятная управляемость на сухом асфальте Высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте; скромный расход топлива Скромный расход топлива при скорости 90 км/ч
Минусы Замечания по поводу курсовой устойчивости; сложная управляемость на мокром покрытии; низкий уровень комфорта Плохие сцепные свойства; сложная управляемость на мокром асфальте Посредственные сцепные свойства; сложная управляемость на мокром покрытии Невысокий уровень комфорта; низкая скорость выполнения переставки на мокром покрытии

Закончив с экономичностью, эксперты делают круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оценивали плавность хода и уровень шума в салоне — в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.Перед возвращением на базу эксперты заруливают на 12‑процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оценивали возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.Эксперты "За рулем" напоминают, что «грунтовый» тест — факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Его ввели в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.

Мокрое делоСледующее испытание — торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.Начали тест… с зачистки покрытия. Выполнили десяток-полтора торможений на незачетных шинах — таким образом тщательно «подмели» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления — стабильным.По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряли при замедлении с 80 до 5 км/ч — поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог — заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Эксперты "За рулем" держали 83–85 км/ч — не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким — тормозили буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону — и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить — при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.Среднее количество торможений — шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было удивление экспертов, когда новые шины Hakka Green 2 обыграли их почти на столько же!

Марка, модель 8 место  7 место 6 место 5 место
Cordiant Sport 3 Yokohama BluEarth AE01 Continental ContiPremiumContact 5 Nordman SX
Страна изготовления Россия Россия Франция Россия
Индексы нагрузки и скорости 91V 91T 91H 91H
Рисунок протектора асимметричный симметричный асимметричный асимметричный
Глубина рисунка по ширине, мм 7.3-7.8 7.1-7.5 7.5-8.1 7.8-8.1
Твердость резины по Шору, ед. 71 69 76 73
Масса шины, кг 8.5 8.5 7.8 8.6
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 180 баллов) м 27.0 26.1 25.6 26.5
баллы 164.7 170.3 173.7 167.8
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 160 баллов) м 40.5 40.7 38.5 41.1
баллы 152.1 151.4 160 149.9
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 160 баллов) км/ч 67.3 66.6 67.9 64.8
баллы 158.1 156.5 159.5 152.2
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 140 баллов) км/ч 67.3 67.8 68.2 66.6
баллы 138.2 139.2 140 136.7
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) баллы 56 56 48 64
Управляемость во время переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) баллы 48 36 36 48
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) баллы 30 35 30 35
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) баллы 7 6 6 5
Комфорт: Экспертная оценка
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) баллы 18 18 18 21
Плавность хода (Максимум 30 баллов) баллы 18 18 18 21
Экологичность: Замеры расхода топлива
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) л/100км 6.3 6.1 6.2 6.2
баллы 58.1 60 59 59
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) л/100км 4.6 4.4 4.5 4.5
баллы 46.7 48.9 47.8 47.8
Сумма начисленных баллов 888 889 890 902
Плюсы Понятная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом покрытии; высокая скорость выполнения переставки на мокром покрытии Скромный расход топлива;  высокая скорость выполнения переставки на сухом асфальте Отличные сцепные свойства на сухом и мокром асфальте, высокая скорость выполнения переставки на сухом и мокром асфальте Понятная управляемость при экстремальном маневрировании
Минусы Неэкономичные; есть замечания в адрес курсовой устойчивости; невысокий уровень комфорта Невысокий уровень комфорта; сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом покрытии Сложная управляемость при экстремальном маневрировании,замечания в адрес курсовой устойчивости; невысокий уровень комфорта  Невысокая скорость на переставке на мокром покрытии; незначительные замечания по курсовой устойчивости и комфорту 

На износЭксперты "За рулем" перешли к более износным упражнениям. Первое — торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозили с 100 км/ч — соответственно, скорость подхода к точке торможения составляет 103–105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.В этом упражнении порадовал стабильностью Continental — много лет в тестах "За рулем" он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла — проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил — показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.В завершение — наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют однократной сменой полосы. Задача водителя — нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни — сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой — оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны — ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20‑ и 24‑метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12‑метровая.Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяется это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.На мокрой дороге и по скорости, и по управляемости впереди остальных оказались обновленные шины Nokian Hakka Green. Покрышки Continental по предельной скорости переставки оказались совсем рядом, но по управляемости заметно проигрывают.Самые интересные результаты получили на сухом асфальте — здесь лучшую скорость (68,2 км/ч) одновременно показали три шины: Amtel, Continental и Nokian, а результат Kumho (68,1 км/ч) всего на одну десятую скромнее.

Марка, модель 4 место  3 место 2 место 1 место
Toyo Proxes CF2 Amtel Planet Evo Goodyear EfficientGrip Performance Nokian Hakka Green 2
Страна изготовления Япония Россия Германия Финляндия
Индексы нагрузки и скорости 91H 91H 91V 95H
Рисунок протектора асимметричный асимметричный асимметричный асимметричный
Глубина рисунка по ширине, мм 7.2-8.4 6.4-6.9 7.8-7.9 7.7-8.1
Твердость резины по Шору, ед. 71 71 73 66
Масса шины, кг 8.8 8.2 7.4 7.8
Безопасность: Замеры сцепных свойств
Тормозной путь (80-5 км/ч) на мокром асфальте (Максимум 180 баллов) м 26.5 27.0 26.7 24.7
баллы 167.8 164.7 166.5 180
Тормозной путь (100-5 км/ч) на сухом асфальте (Максимум 160 баллов) м 38.7 40.4 38.9 38.6
баллы 159.2 152.5 158.4 159.6
Скорость выполнения переставки на мокром асфальте (Максимум 160 баллов) км/ч 66.7 67.5 67.5 68.1
баллы 156.7 158.6 158.6 160
Скорость выполнения переставки на сухом асфальте (Максимум 140 баллов) км/ч 67.0 68.2 67.8 68.2
баллы 137.5 140 139.2 140
Поведение: Экспертная оценка
Управляемость во время переставки на мокром асфальте (Максимум 80 баллов) баллы 56 64 64 72
Управляемость во время переставки на сухом асфальте (Максимум 60 баллов) баллы 36 48 42 48
Курсовая устойчивость и корректировка направления движения на высокой скорости (Максимум 50 баллов) баллы 40 30 35 40
Преодоление подъема по грунтовой дороге (Вне зачета) баллы 5 8 6 6
Комфорт: Экспертная оценка
Внутренний шум (Максимум 30 баллов) баллы 24 21 21 24
Плавность хода (Максимум 30 баллов) баллы 21 21 21 21
Экологичность: Замеры расхода топлива
Расход топлива при скорости 90 км/ч (Максимум 60 баллов) л/100км 6.1 6.1 6.1 6.1
баллы 60 60 60 60
Расход топлива при скорости 60 км/ч (Максимум 50 баллов) л/100км 4.4 4.5 4.4 4.3
баллы 48.9 47.8 48.9 50
Сумма начисленных баллов 907 908 915 955
Плюсы Высокие сцепные свойства на сухом асфальте; скромный расход топлива; высокая курсовая устойчивость; тихие Скромный расход топлива при скорости 90км/ч; понятная управляемость и высокие сцепные свойства при экстремальном маневрировании Отличные сцепные свойства на сухом асфальте; высокая скорость выполнения переставки; хорошая управляемость на мокром асфальте; скромный расход топлива Лучшее торможение на мокром асфальте и очень хорошее - на сухом; четкое следование курсу; понятная управляемость при экстремальном маневрировании; самые экономичные
Минусы Сложная управляемость при экстремальном маневрировании на сухом асфальте Замечания к курсовой устойчивости, незначительные замечания по шуму и плавности хода Незачительные замечания по курсовой устойчивости, управляемости при экстремальном маневрировании на сухом асфальте и комфорту Незначительные замечания касательно плавности хода

Кучно встали!Пожалуй, начать эпилог правильнее всего с поздравлений победителю теста, а это шины Nokian Hakka Green 2. Тем не менее все принявшие участие в испытаниях покрышки приятно удивили.Во‑первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во‑вторых, все шины показали себя весьма достойно, притом что цены у них более-менее доступные.Эксперты "За рулем" еще раз напомнают о системе итоговых оценок. Покрышки, набравшие более 850 баллов, они называют хорошими, 870 и более баллов — очень хорошими, а перешагнувшие рубеж 900 баллов — отличными. В нынешнем тесте ниже 870 баллов не опустился никто! Семь участников теста имеют очень хорошие результаты, пять — отличные.Самое приятное — видеть в отличниках недорогих «россиян» — шины Nordman SX и возрождающийся Amtel Planet Evo. Для кризисного времени — самые заманчивые предложения.

Материал теста подготовлен с использованием статьи издания "За рулем".

blacktyres.ru

Температура эксплуатации летних и зимних шин — сравнительный тест-драйв летней и зимней резины — журнал За рулем

Затевая эти испытания, мы и не предполагали, сколько пищи для размышлений могут дать всего несколько торможений! Для теста отобрали известные в России шины: Bridgestone Turanza GR-80, Continental ContiPrеmiumContact 2, KUMHO ecsta XT, Michelin Energy E3A, Nokian HAKKA V, Pirelli Dragon, Toyo CF1 PROXES. Для сравнения на холодном асфальте привлекли также зимнюю нешипуемую шину Michelin Х-Ice.

Температуру протектора контролируем электронным медицинским термометром.

Температуру протектора контролируем электронным медицинским термометром.

Мерилом сцепных свойств служил тормозной путь на сухом асфальте при разной его температуре, потому тест растянулся с июля по ноябрь. Но, разумеется, на одном и том же участке дороги и с одним и тем же экипажем — водителем и оператором. Асфальт здесь шершавый, с высоким коэффициентом сцепления. Автомобиль «Шкода-Октавия» с ABS. Торможение — со 100 до 5 км/ч, чтобы исключить влияние погрешностей в работе электроники на малых скоростях. Конечно, температурные условия менялись непосредственно в ходе замеров, потому мы пересчитывали полученные результаты через показатели шин сравнения (так называемых референт-шин). Корректировку проводили через два комплекта, приводя результаты к определенному значению температуры.

К сожалению, не удалось «подобрать» погоду с четкими интервалами в 10 или 20 градусов, из-за этого температурные точки на графиках чуть смещены от круглых значений, однако на закономерность тенденций это не повлияло.

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ФИНИШЕ

В общем случае тормозной путь зависит от сцепных свойств шин. При низких температурах на них влияет химический состав резиновой смеси протектора. «Замерзая», она ухудшает свои сцепные свойства. Подобный эффект, только наоборот, присущ спортивным и высокоскоростным шинам. Здесь специальные добавки повышают сцепные свойства шин при разогреве на высокой скорости. Вспомните формулу 1: до старта их шины поддерживают электрочехлами в горячем (более 100°С) состоянии.

Вот и первый вывод из нашей работы: с ростом температуры воздуха и дороги тормозной путь обычных шин увеличивается. Имейте это в виду, отправляясь летом в теплые края.

ЗАВИСИМОСТЬ ТОРМОЗНОГО ПУТИ (м) ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ АСФАЛЬТА(°С)

ЗАВИСИМОСТЬ ТОРМОЗНОГО ПУТИ (м) ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ АСФАЛЬТА(°С)

Кстати, из графика видно: не все шины меняют свойства одинаково. Одна шина просто не может быть лучшей во всем диапазоне температур. Характерный пример — «Мишлен» и «Континенталь»: одна лидирует в жаркую погоду, другая — при снижении температуры до +4°С.

Третий вывод: тесты летних шин не следует проводить при температуре, близкой к +10°С, — разница показателей здесь минимальна.

Следующий интересный момент: при температуре ниже +7°С сцепные свойства шин ухудшаются. Но не у всех! К тому же изменения не настолько страшны, чтобы при +5°С срочно «переобуваться». Начиная с температуры +11°С, мы «подключили» к летним шинам зимние Michelin Х-Ice. И вот результат — ухудшение тормозных свойств летних шин не такое уж страшное: зимняя даже при —5°С имеет гораздо больший тормозной путь, не говоря уже о плюсовой температуре. И никаких противоречий здесь нет — зимняя отыграет свое на льду и на снегу.

Думаю, наши результаты будут интересны любителям ездить на зимн

www.zr.ru

Сравнительный тест летних шин 195/65 R15: Добрая дюжина

Двенадцать комплектов летних шин размерности 195/65 R15 для недорогих автомобилей. Автор Сергей Мишин

15-дюймовые шины все прочнее обосновываются в нише бюджетных шин, вытесняя из нее более мелкие. Все больше компактных автомобилей производители выкатывают на рынок в такой или близкой к этой размерности. Ею не брезгуют даже бюджетные версии гольф-класса. Для теста мы выбрали дюжину моделей, наиболее популярных на рынке, из разных ценовых категорий – от 750 до 1740 гривен за покрышку.

Перед стартом

Испытания мы проводили в конце прошлого лета, собрав на полигоне все новинки грядущего весеннее-летнего сезона 2016 года. Воздух во время тестов прогревался до +20…+30º С.

Традиционно на верхней ценовой планке – Nokian: свежеиспеченная финская новинка Hakka Green 2 оценена в 1712 гривен за штуку. Подешевле, если применимо такое выражение, Continental: весьма популярные шины ContiPremiumContact 5 обойдутся аж в 1423 гривны за колесо. Также традиционно совсем недалеко ушли по части цены от признанных лидеров шины Toyo Proxes CF2 – их продают по1356 гривен.

Четыре участника нынешнего соревнования имеют практически одинаковые ценники – таковы Michelin Energy XM2, Bridgestone Turanza T001 (обе модели – впервые у нас на испытаниях), Yokohama BlueEarth AE01 и Goodyear EfficientGrip Performance: за них просят по 1253–1297 гривен за штуку. Эти шины и составили костяк среднего ценового класса теста. Тем интереснее разобраться, кто же из них в большей степени стоит своих денег.

Чуть дешевле знакомые и любимые многими Nordman SX – 1141 гривна за покрышку. К ним вплотную подбирается также хорошо известный на рынке Hankook Kinergy Eco (1083 гривны). Эту пару, пожалуй, тоже отнесем к серед-някам.

Ну, а выраженный эконом-класс открывает новинка корейского производителя – Kumho Ecowing ES01 (871 гривна), произведенная в Китае. Символически дешевле – новинка сезона Amtel Planet Evo (847 гривен). Компания Пирелли посчитала уходящий с рынка бренд хорошо раскрученным и решила вдохнуть в него новую жизнь, используя современные технические решения и технологии. Ну, а самыми дешевыми оказались шины Cordiant Sport 3 – продавцы оценивают их в среднем в 757 гривен за колесо.

Бюджетным шинам нужно подобрать соответствующий автомобиль. Нам приглянулась Škoda Octavia предыдущего поколения. В силу возраста это недорогая машина – но в идеальном состоянии. А еще у нее нет системы стабилизации, что нам на руку: электроника не будет мешать при выполнении упражнений.

Тестовые процедуры

Современные летние шины обкатки не требуют. Это подтверждают все производители: перед тестами достаточно проехать пару километров – и они готовы к испытаниям. Так что для летних шин не только процедура, но и само выражение «обкатка» – анахронизм.

Последовательность тестовых упражнений выстроена с учетом интенсивности износа шин. Начинаем с оценки экономичности, практически не сопровождающейся износом, а завершаем «сухой» переставкой, в ходе которой асфальт сдирает плечевые зоны покрышек, как наждак.

Исследование поведения автомобиля на высокой скорости мы называем оценкой курсовой устойчивости. Нескольких кругов по десятикилометровому скоростному кольцу полигона на скорости 130 км/ч достаточно, чтобы понять, насколько четко держат шины заданное направление, как реагируют на боковой ветер и уклоны дороги, как ведут себя при объезде препятствия и смене полосы движения. Параллельно оцениваем плавность хода и внутренний шум на высокой скорости. Почему именно 130 км/ч? Так ведь в нашей стране это максимально возможная скорость, установленная на некоторых участках платных дорог. К тому же на большинстве автомагистралей Правила позволяют держать 110, а если добавить «бесплатные» 20 км/ч превышения, то получаем те же 130 км/ч. Нет-нет, мы не за нарушение скоростного режима – но ведь так ездят многие, не правда ли?

Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили шины Michelin – руль обутой в них Шкоды становится очень четким, с хорошо понятным «нулем». Понравились незамедлительные реакции на повороты руля и высокая информативность при корректировке курса.

Когда шины и трансмиссия основательно прогрелись, автомобиль готов к оценке экономичности. Результат каждого замера – среднее арифметическое значений, полученных в двух заездах в противоположные стороны (чтобы нивелировать возможное влияние ветра). Для каждого комплекта шин упражнение приходится повторять от трех раз (при полном штиле) до пяти (в случае легкого ветерка).

Замеры проводятся по нисходящей – сначала на высокой скорости, затем на низкой. Благодаря этому шины и трансмиссия плавно остывают и результаты замеров меньше скачут.

На протяжении последних лет у основной массы шин показатели экономичности были одинаково хорошие. Однако Hakka Green второго поколения сделала невозможное – на скорости 60 км/ч обеспечила экономию горючего в размере 0,1–0,3 л/100 км относительно остальных покрышек. Настоящая «зеленая» шина!

Закончив с экономичностью, делаем круг по служебным дорогам. Здесь, на дорожных заплатках, швах, трещинах и специальных неровностях, еще раз оцениваем плавность хода и уровень шума в салоне – в более жестких условиях, максимально приближенных к реальным.

В этих упражнениях не с лучшей стороны на фоне других показали себя шины Kumho: на скорости 90–100 км/ч они издают неприятный низкочастотный гул, на дорожных неровностях досаждают тряска и вибрации.

Перед возвращением на базу заруливаем на 12‑процентный грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь субъективно (без замеров) оцениваем возможность шин стартовать и разгоняться по грунтовке (с пылью и песком). Упражнение отчасти напоминает оценку проходимости в глубоком снегу: эксперт пробует тронуться и ускориться с пробуксовкой и без нее; проверяет, насколько падает тяга при буксовании, сложно ли контролировать момент срыва колес в пробуксовку.

Напомню, что «грунтовый» тест – факультативный, его результаты в общий зачет не идут, а представляются только как дополнительная информация. Мы ввели его в программу испытаний по просьбе читателей, которых интересовали возможности шин на дорогах без твердого покрытия.

Мокрое дело

Следующее испытание – торможение на мокром асфальте, поскольку на нем, тем более с использованием АБС, шины изнашиваются минимально.

Начинаем тест… с зачистки покрытия. Выполняем десяток-полтора торможений на незачетных шинах – таким образом тщательно «подметаем» асфальт, удаляя с него наметенные ветром пыль, траву и совсем мелкие камешки. После такой процедуры асфальт становится чистым, а коэффициент сцепления – стабильным.

По методике, которой сегодня пользуются и шинные производители, и независимые эксперты, тормозной путь на мокром асфальте замеряем при замедлении с 80 до 5 км/ч – поскольку при скоростях, близких к нулю, АБС работает некорректно, порой допуская блокировку колес, что приводит к искажению результатов. Многие шинные компании на своих внутренних тестах устанавливают иной минимальный скоростной порог – заканчивают замеры на 7 и даже 10 км/ч.

Чтобы получить кучные результаты, важно не только начинать торможение в одной и той же точке, но и подходить к ней с одинаковой скоростью. Мы держим 83–85 км/ч – не по спидометру, а по высокоточному измерительному прибору VBOX. Коридор торможения должен быть очень узким – тормозим буквально след в след. Это крайне важно: десяток сантиметров (всего лишь половина ширины протектора) в сторону – и у покрытия уже другой коэффициент сцепления, а значит, результат уплывет.

Перед торможением испытатель должен быть уверен, что тормоза холодные, а значит, их эффективность максимальна. Поэтому после каждого замера колодки и диски нужно охладить – при возврате на исходную позицию водитель не пользуется тормозами, скорость гасит переходом на пониженные передачи. Кстати, еще и поэтому выбрали автомобиль с механической коробкой.

Среднее количество торможений – шесть. Иногда, если шины показывают нестабильные результаты, приходится добавлять еще пару заездов.

Покрышки Continental, как обычно, «привезли» ближайшим соперникам около метра сэкономленного тормозного пути. Но каково было наше удивление, когда новые шины Hakka Green обыграли их почти на столько же!

На износ

Переходим к более износным упражнениям. Первое – торможение на сухом асфальте. Методика, по сути, та же, что и на мокром, но тормозим с 100 км/ч – соответственно скорость подхода к точке торможения составляет 103–105 км/ч. Для последующего охлаждения тормозов приходится делать круг побольше.

В этом упражнении порадовал стабильностью Continental – много лет в наших тестах он стабильно тормозит лучше других. Nokian приблизилась к лидеру вплотную, но встать вровень не смогла – проигрыш составил мизерные 100 миллиметров. А Michelin расстроил – показал самые слабые тормозные свойства как на сухом асфальте, так и на мокром.

В завершение – наиболее интересное и показательное, но вместе с тем и самое сложное для пилота испытание: переставка, которую еще называют лосиным тестом. Задача водителя – нащупать максимально возможную скорость, при которой автомобиль успешно выполнит маневр и удержится на заданной траектории, то есть не собьет ни один из конусов, которыми обозначены входной и выходной коридоры. Заезды начинаются с заведомо проходной скорости, и с каждым следующим подходом ее увеличивают на 1–2 км/ч. В зачет идет не просто лучший результат, а тот, который можно повторить.

Это упражнение, с одной стороны, взято из реальной жизни – сколько на наших дорогах любителей суетиться между рядами! С другой – оно позволяет оценить поперечные сцепные свойства и уводные характеристики шин, способность каркаса противостоять резко возрастающим, буквально пиковым боковым нагрузкам и точность руления при экстремальном маневрировании.

Геометрические параметры переставки тоже не из пальца высосаны – ширина полос по 3,5 метра, как на реальной дороге. Но на первой полосе «дорожка» зажата конусами так, чтобы с каждой стороны автомобиль имел запас не более 100 миллиметров. Это заставляет испытателя использовать на входе одну и ту же траекторию. Длина перехода с левой полосы на правую составляет 12 метров. ГОСТ на испытания автомобилей регламентирует 12-, 16-, 20‑ и 24‑метровую переставки. А максимальные боковые нагрузки на шины обеспечивает именно 12‑метровая.

Сначала выполняется переставка на мокром асфальте, а под занавес повторяем это упражнение на сухом покрытии, где шинам достается больше, чем суммарно во всех предыдущих упражнениях.

На мокрой дороге и по скорости, и по управляемости впереди остальных оказались обновленные шины Nokian Hakka Green. Покрышки Continental по предельной скорости переставки оказались совсем рядом, но по управляемости заметно проигрывают.

Самые интересные результаты мы получили на сухом асфальте – здесь лучшую скорость (68,2 км/ч) одновременно показали три шины: Amtel, Continental и Nokian, а результат Kumho (68,1 км/ч) всего на одну десятую скромнее.

Кучно встали!

Пожалуй, начать эпилог правильнее всего с поздравлений победителю теста, а это шины Nokian Hakka Green 2. Тем не менее все принявшие участие в испытаниях покрышки нас приятно удивили.

Во‑первых, порадовали кучностью итоговых результатов. У шин, занявших последние семь мест, разница в итоговых баллах составляет менее двух процентов! Фактически это близко к погрешности измерений. Во‑вторых, все шины показали себя весьма достойно, при том что цены у них более-менее доступные.

Еще раз напомним о нашей системе итоговых оценок. Покрышки, набравшие более 850 баллов, мы называем хорошими, 870 и более баллов – очень хорошими, а перешагнувшие рубеж 900 баллов – отличными. В нынешнем тесте ниже 870 баллов не опустился никто! Семь участников теста имеют очень хорошие результаты, пять – отличные.  

Вместе с автором в испытаниях шин принимали участие: Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ, Валерий ПАВЛОВ и Дмитрий ТЕСТОВ.

Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию.

За Рулем №4 апрель 2016

Похожее

uzr.com.ua

За рулем: Сравнительный тест высокоскоростных летних шин 225/45 R17: заложники скорости

"За рулем", апрель 2016: Сравнительный тест высокоскоростных летних шин 225/45 R17: заложники скорости.

 

Экспертная группа ЗР протестировала 13 комплектов высокоскоростных летних шин размерности 225/45 R17: Nokian Nordman SZ, Viatti Strada Asimmetrico V-130, Michelin Primacy 3, Tigar Syneris, Continental ContiSportContact 5, Pirelli P Zero, Dunlop Direzza DZ102, Bridgestone Potenza S001, Nokian Hakka Blue, Toyo Proxes T1 Sport, Yokohama Advan Sport V105, Nexen N6000, Hankook K117 (Ventus S1 evo2). Это наиболее распространенная размерность шин для горячих версий моделей гольф-класса. А еще такая обувка популярна среди любителей тюнинга: эстеты переходят на низкий профиль из соображений красоты, гурманы — желая улучшить поведение машины на дороге.

Одно из типичных заблуждений: у скоростных шин тормозные свойства лучше. Это не так — сцепление не зависит от индекса скорости. Но «быстрые» покрышки прочнее на разрыв — они лучше противостоят центробежной силе, что обеспечивается дополнительным усилителем (брекерный слой), упрятанным под протектор по периметру шины.

Что, где, когда?

На тест эксперты журнала "За рулем" постарались собрать самую разномастную — и по брeндам, и по ценам — компанию. Цены на покрышки этой размерности различаются (в том числе из-за скоростных индексов) более чем в два раза.

Носителем тестовой обувки назначили седан Volkswagen Jetta. По платформе и начинке это Golf, который все шинники любят использовать на внутренних тестах.Вот уже второй десяток лет эксперты "За рулем" трут шины по асфальту вазовского полигона — не изменили традиции и на этот раз. Время проведения теста: август — сентябрь 2015 года. Эти месяцы в Тольятти выдались сухими и жаркими. Ниже плюс двадцати градусов температура по утрам не опускалась, но и за тридцатиградусную отметку днем не переваливала.Компания Nokian не успела к началу этих тестов с бюджетной новинкой Nordman SZ. А так как эта шина будет интересна многим, решили воспользоваться уже отработанной для опаздывающих схемой — испытали новую модель в январе на полигоне Gerotek в Южной Африке. В пару ей взяли модель Nokian Hakka Blue, уже протестированную в Тольятти, и, с поправкой на получившуюся разницу в данных российских и южноафриканских замеров, «подверстали» в общий зачет. Несмотря на то что температурные условия оказались практически такими же, как во время основного теста, место шине Nordman SZ решили не присуждать: «вне зачета». Как ни крути, ездили (и ходили) эксперты там вверх ногами относительно северного полушария; солнце движется над горизонтом справа налево и светит на асфальт (практически с таким же коэффициентом сцепления, как у дорог полигона АВТОВАЗа) снизу вверх.

Все по порядку

Для испытаний скоростных шин было решено использовать стандартную тестовую программу. Ведь даже самые быстрые из них ездят по тем же российским дорогам и работают в таких же условиях, что и модели с более скромными индексами скорости. И последовательность тестовых упражнений была сохранена. Сначала были проведены испытания, которые практически не влияют на износ протектора, а на финал оставили наиболее недружелюбную к протектору «сухую» переставку.

Начали с суперкороткой — один-два круга — обкатки по скоростному кольцу, совместив ее с оценкой курсовой устойчивости и комфорта. По четкости удержания курса на фоне других выделились шины Michelin, Nokian, Nordman и Pirelli. Что касается комфорта, отличились, показав очень хорошую плавность хода, Nokian и Nexen. Замечания по поводу шума есть ко всем участникам. Широкий протектор не может катиться тихо и обязан довольно громко шуршать. Наиболее весомые претензии к комфортности в целом адресованы шинам Dunlop, к шуму — покрышке Tigar, а к плавности хода — Viatti.Пока шины еще тепленькие, не мешкая провели замеры экономичности. В этих упражнениях явных лидеров и аутсайдеров не оказалось. Чуть экономичнее других Nexen и Yokohama, самую малость прожорливее остальных Bridgestone и Viatti.Завершила этот блок проверка способности шин преодолевать грунтовый подъем, имитирующий дачную дорогу. Здесь удивили Nokian и Nexen — эксперты "За рулем" и не предполагали, что среди высокоскоростных шин есть такие, которые на грунтовке чувствуют себя как рыба в воде.

Следующая серия испытаний — торможение на мокром покрытии и на сухом. По мокрому тормозили с 80 км/ч, причем начали тормозить в одной и той же точке, к которой подходили на скорости 83–85 км/ч. Точный измерительный комплекс VBOX настроили так, чтобы он измерял тормозной путь с 80 до 5 км/ч: цель экспертов — отсечь возможную блокировку колес или некорректную работу АБС на низкой скорости. Торможения повторяли шесть — восемь раз и обязательно остужали тормоза при заходе на исходную позицию.На сухой дороге тормозили по той же методике, вот только начальную скорость эксперты "За рулем", как и все шинники, подняли до 100 км/ч. В этом упражнении тормоза приходится охлаждать более тщательно, чем на мокром покрытии, поскольку скорость начала торможения и коэффициент сцепления посуху выше — и тормоза греются сильнее.На мокром асфальте право называться лучшим тормозильщиком заслужила Nokian, отыгравшая у ближайших конкурентов — Ханкука и Континенталя — всего 0,1 м тормозного пути. Хороший результат показали покрышки Pirelli, уступив лидеру лишь 0,3 м. На сухом асфальте пальму первенства завоевал Continental, который остановился на 0,3 м раньше, чем Hankook.

Несмотря на наличие АБС у Джетты (без подключения электронных ошейников сегодня уже практически никто не тормозит), после «сухого» торможения на протекторе обнаруживается легкий износ. Но всё это семечки по сравнению со следующими упражнениями.Смена полосы, именуемая у испытателей переставкой, на 12‑метровом отрезке — вот где шина изнашивается по-настоящему! После трех-четырех десятков «подходов» плечи покрышек будто рашпилем обработаны, а грани протектора у каждой шины скруглились по всей ширине. Зато были получены данные, позволяющие оценить комплекс поперечных сцепных свойств и уводных характеристик шин на городских скоростях. Ведь именно в городе водителя поджидает больше всего «сюрпризов», заставляющих резко менять полосу движения.На мокром асфальте рекорд поставил Hankook. На сухом лучшими оказались шины Pirelli, опередив «мокрого» лидера на 0,2 км/ч. Порадовало, что первая пятерка показала беспроблемную управляемость на переставке — лишь покрышкам Continental адресованы незначительные замечания, касающиеся выполнения этого упражнения на сухом покрытии.

Большая разница

Поздравления победителю — новые шины Hankook Ventus S1 Evo2, которые выпускаются в Венгрии. Справедливости ради эксперты отметили, что Nokian Hakka Blue и Pirelli P Zero, разделившие два следующих призовых места, уступили лидеру в общем зачете лишь один балл, или одну десятую процента! Прочие итоги оказались вполне ожидаемыми: ну не могут шины, различающиеся по цене более чем вдвое, показать близкие результаты. Недорогие покрышки обречены на проигрыш. Однако порадовало, что шесть протестированных моделей можно назвать отличными, две — очень хорошими, а еще пару — просто хорошими. Эксперты "За рулем" напоминают, что характеристика «отличные» присваивается шинам, набравшим 900 и более баллов, «очень хорошие» — более 870, а «хорошие» — более 850 баллов.

С другой стороны, тест не обнаружил прямой зависимости результатов от скоростного индекса. Есть ли смысл покупать высокоскоростные шины, если на наших дорогах можно разогнаться максимум до 130 км/ч? Разве что в случае, если приглянувшаяся модель доступна только в таком исполнении.Особого внимания заслуживает шина Nordman SZ, которая из-за опоздания не смогла побороться за место в зачете, но выступила очень достойно, набрав 900 баллов. И это при весьма привлекательной цене.Напоследок о печальном. Единственный представитель отечества с нерусским именем Viatti оказался в аутсайдерах, показав самые скромные результаты в большинстве дисциплин. Похоже, в этой размерности мы еще не готовы к импортозамещению.

Тестовая кухня

Процедура шинных испытаний значительно отличается от автомобильных. Принцип автомобильных тестов: чем больше повторов и чем больше пробег, тем точнее результат. В шинных же важен разумный баланс — в каждом упражнении число замеров должно быть достаточным, чтобы обеспечить высокую достоверность результатов, и при этом не чрезмерным, чтобы износ покрышки не повлиял на ее характеристики.И в каждом упражнении экспертов "За рулем" число повторов разное. Для оценки экономичности — от трех до пяти «подходов». В замерах тормозного пути с АБС (довольно износное упражнение) — от шести до восьми. На 12‑метровой переставке (самый изнашивающий тест) — обычно от пятнадцати до двадцати, но иногда случается и больше.

Весьма важный фактор, без которого получить достоверные результаты невозможно, — высокий профессионализм и опыт испытателей. Без знания процедурных нюансов можно, например, тормозить по десять-пятнадцать раз и получать необъяснимый разброс показателей.На испытаниях экспертов журнала "За рулем" поочередно присутствуют представители различных шинных марок. В последнее время на тестах буквально прописались технари компаний Continental, Hankook, Toyo, Nokian и Pirelli. Наблюдают, чтобы всё было честно. 

Материал теста подготовлен с использованием статьи издания "За рулем".

blacktyres.ru