крути педали...

Вокруг света › Nokian повторно изобрела шины с выдвижными шипами. Зимняя резина с прячущимися шипами


Nokian повторно изобрела шины с выдвижными шипами — ДРАЙВ

Леонид Попов, 18 февраля 2014. Фото: Nokian Tyres, Q Tires, Rick Bowmer /AP

Комплект необычных шин был испытан на Porsche Cayenne. Он действительно неплохо показал себя на льду, а на асфальте мог ездить в «мягком» режиме, не изнашивая дорожное полотно.

Давний вопрос — что лучше, зимние шины с шипами или без — в очередной раз решила компания Nokian, создавшая покрышки с шипами, которые выдвигаются после нажатия кнопки в салоне и прячутся обратно в шину, когда они не нужны. Свои нешипованные-шипованные шины фирма называет лишь концептом. Тем не менее Матти Морри, менеджер Nokian Tyres, уверяет: «Уникальная концепция шипов действительно может стать реальностью в один прекрасный день».

В качестве основы для опытных образцов были использованы шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV.

Жаль, финские шинники не уточняют, какая технология применена для приведения шипов в действие, — пневматика или, к примеру, электрика.

Сама идея выдвижных шипов гуляет по индустрии много лет. По меньшей мере с того времени, как выдвижные шипы появились на автомобиле Джеймса Бонда в фильме «Искры из глаз» (1987 год). (Позже такие шипы ещё появлялись в бондиане.)

Называя концепцию уникальной, а свои шипованные-нешипованные шины — первыми в мире, финны лукавят. Всё же первой воплотила в жизнь фантазию создателей фильмов о Джеймсе Бонде американская компания Q Tires. В 2007 году она продемонстрировала шины Celsius с выдвижными шипами. (Кстати, даже своё имя компания выбрала в честь персонажа бондианы — оружейника Q.)

В проекте Q Tires каждый шип был смонтирован на вершине крохотной пневматической камеры, изолированной от основного объёма шины. По радиосигналу срабатывал маленький электромагнитный клапан и впускал в эту камеру воздух из самой покрышки — шип выдвигался наружу на 1,5 мм над поверхностью шины. По другому сигналу открывался клапан, соединявший микроскопическую камеру с атмосферой, воздух стравливался, а шип проваливался внутрь протектора. Недостатком такого метода была необходимость подкачивать шины примерно каждые 25–30 циклов развёртывания и свёртывания шипов.

Американцы утверждали, что в серии двуликие шины будут дороже обычных на 30–40% и привлекут внимание тех автолюбителей, которые преимущественно ездят по асфальту и не хотели бы думать о регулярной замене шин в зимний сезон или возить с собой цепи противоскольжения. Первоначально компания рассчитывала наладить выпуск новинки в 2009 году, но из-за недостатка финансирования сроки несколько раз переносились, а потом фирма и вовсе оказалась банкротом.

Майкл О’Брайен, основатель Q Tires и изобретатель выдвижных шипов, столкнулся не только с финансовыми или техническими, но и с законодательными проблемами. Дело в том, что шина с выдвижными шипами — всё же шипованная, а в ряде штатов закон запрещает применять в тёплое время года шипованные покрышки.

Добавим, что свои концептуальные шины с подвижными шипами компания Nokian построила к 80-летию изобретения зимних шин. В 1934 году компания Suomen Gummitehdas Osakeyhtiö (позже ставшая Nokian Tyres) выпустила шины Kelirengas (в вольном переводе «шины для плохой погоды»), предназначенные для грузовиков. Эти шины специально были спроектированы для зимних условий: низких температур и заснеженной дороги. Они отличались от других покрышек того времени зубастым протектором с глубокими поперечными канавками, которые самоочищались в движении. Это изобретение позволило двигаться там, где раньше приходилось надеяться только на цепи. Правда, состав резины был обычный, то есть довольно жёсткий. Мягкие смеси, как и шипы, появились на зимних шинах только в 1950–1960-х.

Вы бы купили шины с выдвижными шипами?

  • 1.Да, шины как у Бонда — просто мечта
  • 2.Да, если будет доказана долговечность системы
  • 3.Нет, предпочту на зиму обычные шипованные шины
  • 4.Нет, предпочту нешипованные шины

Поделиться

Поделиться

Лайкнуть

Твитнуть

Отправить

www.drive.ru

Шины с плавающими шипами — развенчиваем миф

Идеальные зимние шины многим представляются так: во время движения по льду шипы есть, а при выезде на асфальт шипы убираются внутрь протектора этой самой шины. В результате таких метаморфоз автомобиль приобретает дополнительную устойчивость, снижается сопротивление качению, повышается рабочий ресурс шин невзирая на вид покрытия зимней дороги.

Попытки сделать такие шины проводились, но пока безуспешно. Экспериментальную партию такой зимней «резины» выпустил всемирно известный концерн Continental. Шипы в таких шинах были сделаны из стального стержня окантованного специальным полимером на мягком резиновом основании. Такой сложный конструкторский ход обеспечивал вдавливание шипа при движении по открытому дорожному покрытию, а при выезде на лед шип выходил из шины.

К сожалению, работа таких шипов на всех видах дорог оказалась невозможной. Не удалось подобрать рецепт мягкой резины удовлетворяющей требованиям безотказной работы, а полимерный цилиндр, в котором двигался шип, быстро забивался песком и грязью, и происходило заклинивание шипа.

Эффект от рекламы ноу-хау оказал воздействие как на сам Continental, так и на многих других производителей автомобильных шин. Под бренд «плавающего» шипа попало много разработок, которые не соответствовали своему названию. Сам Continental довольно долго поддерживал миф о разработанных им шипах в оболочке из пластмассы как о «плавающих». Конструкторы Nokian рекламировали свои разработки на основе мягкой резиновой подложки, которая, по их словам, регулировала высоту выступа шипа над поверхностью шины. Между прочим, технологию ошиповки на мягком резиновом основании кроме Nokian используют многие производители зимних шин.

На данный момент времени, не известно ни о каких независимых экспертных оценках эффективности и полезности вышеприведенных технологий. Утверждать можно лишь, что технология, разработанная Nokian и Continental, позволяет шипам увеличить «плавающие» свойства при правильной ошиповке, но это никоим образом не влияет на самоподстраиваемость шин под условия дорожного покрытия.

Вывод напрашивается сам. Важнейшим критерием шипования является ошиповка «правильными» шипами по рекомендуемой изготовителем технологии. Остальное – маркетинг.

protachki.ru

первая в мире зимняя шина с выдвижными шипами

Зимняя резина. Что лучше липучка или шипы?

Продолжая вечный спор — Что лучше липучка или шипы?

Общий экскурс.

Вопрос выбора «зимних шин интересует большинство автомобилистов. Некоторые еще не определились с выбором, некоторые же, установив новую резину, терзают себя вопросом, а правильный ли выбор они сделали. Как известно, по сезонной применяемости шины делятся на три класса: летние, зимние, всесезонные. Зимние шины могут выпускаться как в шипованном варианте, так и в нешипованном. Нешипованные зимние шины у нас в стране принято считать всесезонными. Это ошибочное суждение. Всесезонные покрышки являются отдельным классом шин, имеющим собственные конструктивные особенности и характеристики. По сути, это компромисс между зимними и летними шинами. В результате, всесезонные шины, как правило, несколько больше изнашиваютcя в летнее время и менее надежны на зимних дорогах.

«ШИПЫ

На асфальте шипы стираются и с этим действительно не поспоришь. Однако, не стоит это воспринимать как фактор, отталкивающий от приобретения шипованной модели. Шипы на современной авторезине имеют способность прятаться. Если шина находится на асфальте, то возникающее давление на шип прячет его в протектор, если же шина находится на льду, то возникает обратная ситуация. Поскольку лёд имеет меньшую плотность, чем асфальт, то шипы вдавливаются в лёд давлением колеса и весом автомобиля.

При движении автомобиля его шины нагреваются в связи с трением о поверхность дороги, деформации протектора и каркаса. В зоне контак¬та шины с дорогой всегда присутствует тонкий слой влаги вплоть до температуры окружающего воздуха минус 10°С и даже ниже. Поэтому на заснеженной дороге желательны шипы противоскольжения, задача кото¬рых — продавливать влажную пленку, играющую роль «смазки между шиной и дорогой, и обеспечить стабильный контакт колеса с дорогой. Одним из показателей работы шипа зимней шины является так назы¬ваемая сила прокола шипа — усилие, которое необходимо приложить к стержню шипа, чтобы он вместо установочных 1,5 мм выступал над поверхностью протектора на 0,5 мм, являющейся оптимальной высотой работы шипа в реальных условиях деформации шины под нагрузкой.

«ЛИПУЧКА

Особенности шин сезонной применяемости связаны с составом резинотехнической смеси, из которой изготовлена шина, а также с дизайном рисунка протектора. По сути, при создании «липучки шинники решили две основные задачи – обеспечение безопасность на мокрой дороге и высокие сцепные свойства на снегу. Для этого необходимо сделать шину и мягкой (чтобы обеспечить высокие сцепные свойства), и одновременно достаточно жесткой – чтобы сохранить управляемость на высоком уровне. В то время как летние шины «дубеют уже при температурах ниже +5.+7 градусов, протектор хорошей зимней шины является более мягким, что позволяет достичь хорошего сцепления шины с обледенелой и заснеженной поверхностью при низких температурах. В результате тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч, на зимних шинах составит примерно 70 метров. В то же время, автомобиль, «обутый в летние шины, остановится только через 110 метров. Но на сухом асфальте или при повышении температуры такая резина начинает перегреваться, и, «обмягчав, плывет при торможении, в поворотах, практически гарантируя автомобилю замедленные, нечеткие реакции и значительное увеличение тормозного пути. На шипованной резине всю работу по обеспечению сцепления берут на себя металлические или керамические элементы. Залог успешной работы не шипованной зимней резины – в уникальном химическом составе резинотехнических смесей, который позволяет некоторым молекулярным связям, образующим эти смеси, ломаться, а затем восстанавливаться. В результате при нагреве температура заставляет работать только внешнюю кромку резинового слоя — в глубине резина протектора остается достаточно холодной, жесткой. И эта прогрессивная жесткость позволяет одновременно обеспечить высокие сцепные свойства на зимних покрытиях и достойную управляемость на асфальте. В дизайне бегового слоя протектора отличия между зимней и летней шиной более заметны. Протектор зимней шины имеет более расчленённый рисунок, что позволяет шине самоочищаться при движении. Повышение сцепления шины с поверхностью и, как следствие, повышение управляемости на заснеженных, покрытых льдом, а также мокрых зимних дорогах достигается так же наличием «ламелей (специальные тонкие прорези, рассекающие поверхность отдельного блока протектора). Современная скоростная зимняя шина имеет ярко выраженный направленный рисунок протектора. Направленный рисунок обеспечивает лучший отвод воды, снега и грязи из пятна контакта шины с дорогой.

Что лучше шипы или липучка?

Чтобы выяснить, какая резина лучше: "липучка" или шипованная, необходимо подробно рассмотреть все преимущества и недостатки этих типов автомобильной резины.

Шипованная резина.

Данный тип автопокрышек рекомендуется жителям пригородных или загородных областей, требующих повышенного уровня проходимости. Иными словами, там, где дороги отличаются большим количеством крутых поворотов и виражей, а покрыты они либо рыхловатым снегом, либо гололедом. В подобных условиях легко увидеть преимущества шипованной авторезины: небольшой тормозной путь; отличное сцепление автошин с дорогой; превосходная устойчивость на дороге; полное отсутствие заносов на поворотах. Если лед начал постепенно подтаивать, то без шипов не обойтись. Главное преимущество шипованной авторезины перед шинами-"липучками" заключается в том, что автомобиль способен быстрее развивать скорость на обледеневшей дороге, чем такой же автомобиль, но с "липучками" и, поэтому, значительно лучше тормозит. Недостатки шипованных автопокрышек — это слишком большой уровень шума и увеличенный расход топлива, а при очень сильном морозе (-30-50º за Цельсия) шипы превращаются в бесполезный атрибут, потому что лед, образовавшийся на дороге, становится слишком твердым, и его никакими шипами не возьмешь, как бы ни старался. Кроме этого, шипы время от времени выпадают, несмотря на все новейшие доработки и усовершенствования. В данном случае выигрывает " липучка ", за счет подходящей структуры материала и специфического протектора. Ещё одним слабым местомшипованных покрышек является тот факт, что шипы абсолютно бесполезны на чистой и мокрой поверхности (что довольно часто случается в зимний период). Если их использовать на такой дороге, то значительно ухудшится управление автомобилем, тормозной путь увеличится в разы, а сами автошины будут быстрее изнашиваться.

Шины -" липучки ".

Авторезина -" липучка " рекомендуется жителям мегаполисов, редко покидающих свой город. Преимуществом данного типа авторезины является материал, из которого изготовлена "липучка". Он намного мягче той резины, которую используют для изготовления шипованной автопокрышки, что обеспечивает лучший контакт с дорогой. При температуре около -30º за Цельсия "липучка" более эластичная и мягкая. Шины — "липучки" решают проблему с шумом — автомобиль, оснащенный такими автопокрышками, практически не создает шум при движении. Оптимизирован и расход топлива. "Липучки" отлично тормозят на сухом асфальте или дорогах, покрытых шаром снега. Благодаря современным технологиям производства авторезины — "липучки", улучшено управление автомобилем на любом дорожном покрытии. Но и подобные автошины имеют свои недостатки, а именно: при повышенной солнечной активности в зимний период года на дорогах формуется тонкая пленка воды, что вызывает тр

carwheelblog.ru

Шины с автоматическими шипами. Они существуют!

Они реально существуют! Я видел своими глазами их работу. Шипы на шинах и правда выдвигаются и убираются автоматически. А когда я рассказывал про это в социальных сетях мне не верили. Кто-то посоветовал снять видео, и я это сделал.

Эти уникальные шины нам показали на закрытом полигоне компании Nokian tyres недалеко от финского города Ивало, что севернее полярного круга. На этом полигоне компания тестирует зимние шины, предназначенные для суровых северных условий. Технические специалисты компании еще накануне пообещали показать нам шины с автоматическими шипами, и мы все очень ждали этот момент. И вот они...

С виду самая обычная зимняя шина, установленная на самом обычном автомобиле Porsche Cayenne прошлого поколения. Надпись HAKKAPELIITTA SUV тоже не выдает чего-то необычного, такая серия шин уже давно продается в рознице.2

Необычное начинаешь замечать, если присмотреться к шипам. Видите, каждый шип не просто всажен в резину, а вставлен в металлический сердечник, или как там его... 3

В салоне автомобиля есть кнопочка, которая светится зеленым. На ней обозначение чего-то, похожего на шип. Водитель нажимает на кнопку, она гаснет, и...4

...оп! все шипы на всех четырех колесах втягиваются внутрь шины. Круто!5

Как сообщил нам глава службы технической поддержки клиентов компании Nokian Матти Морри (Matti Morri), этот комплект шин существует в единственном экземпляре. Более того, это единственные такие шины во всем мире. Больше никто не сделал автомобильную резину, в которой шипы могли бы выдвигаться и убираться сами за секунду.

У самой Nokian же эта технология пока что в стадии рабочего прототипа. В ближайшие годы компания не собирается выпускать их серийно и продавать. В том виде, в котором они сделаны и работают сейчас, они стоят нереальных денег. За эти деньги их просто никто не купит. Такие вещи делаются на далекую перспективу. В идеале, специалисты компании хотели бы добиться того, чтобы шипы сами вылезали и убирались в зависимости от покрытия, без необходимости нажимать на кнопку. Например, на льду и утрамбованном снегу шипы бы вылезали, а на голом асфальте и снежной каше убирались бы.

Лично мне стало любопытно, каким образом "шипы" узнают о нажатии кнопки и какие силы приводят шипы в движение. На эти вопросы Матти отвечал просто и с юморком: "Автоматически" :)

Чтобы нагляднее продемонстрировать работу автоматических шипов, я снял и смонтировал видео. В самом начале машина запускает шипы прямо в процессе разгона, после первых секунд пробуксовки на голом льду тестовой площадки:

А вот официальный видеоролик самой компании Nokian об этой технологии:

Ну что, как думаете, перспективная технология? Нужна она или нет?

* Подпишитесь на обновления блога, впереди еще много интересного!* Добавьте меня в друзья в соц. сетях, там тоже есть ссылки на посты:

* О сотрудничестве с моим блогом можно прочитать здесь.

* Поделитесь ссылкой с друзьями:

unis.livejournal.com

Топ-5 зимних шин с особыми качествами

Эти шипованные шины отличаются самым необычным наполнителем в резиновой смеси – измельченной скорлупой грецкого ореха. Эта технология под фирменным названием "Microbit" создает множество абразивных частиц, которые увеличивает сцепление на льду. По собственному опыту можно сказать, что шина показывает надежное сцепление на зеркально-гладком льду при морозе за -30 градусов, когда шипы не прокалывают твердый лед, и основная нагрузка приходится именно на резину. Из других тестов тоже видно, что Observe G3 Ice в основном "ледяная" шина – на этой поверхности ее характер раскрывается лучше всего. Этому также способствует и удачно подобранное расположение шипов, и специальные выштамповки вокруг них в протекторе. К слову, нешипованные модели бренда Toyo Observe GSi-5 и Observe Garit GIZ тоже используют технологию "Microbit" и лучше всего проявляют себя на обледенелой поверхности и асфальте. Заснеженные участки они тоже преодолевают без особых проблем.

Самая дружелюбная: Goodyear UltraGrip Ice Arctic

{175042}

Во время зимних тестов эта шипованная шина порадовала хорошей прогрессивностью, то есть плавной размытой границей потери сцепления, когда даже новичку несложно распознать надвигающуюся опасную ситуацию. Впрочем, неприятные моменты особо не грозят – по результатам испытаний шина находится ближе к вершине рейтингов, в частности, показывает хорошее поперечное сцепление на льду. В глубоком снегу шина и вовсе чувствует себя вольготно и уверенно гребет по целине. Этому во многом способствует рисунок протектора, который достоин звания самого внешне эффектного в данном обзоре – направленный, подчеркнуто "геометричный", выложенный из прямоугольных блоков с гребенчатыми краями. Подходящий вариант для регулярных вылазок зимой на дачу по нечищеной дороге.

Самая умная: Michelin X-Ice North 3

{175045}

На законодательное ограничение числа шипов французы отреагировали максимальным повышением их эффективности, назвав систему "умным шипом". Основой служит термоактивная резиновая смесь, которая располагается под внешним слоем протектора. С понижением температуры резина под шипом твердеет, обеспечивая ему плотную опору, и прокалывающая сила шипа возрастает, при потеплении смесь становится мягче, и шип сильнее утапливается в протекторе. Вокруг шипа находятся шесть микро-"колодцев", которые удаляют ледяную крошку. Эта шина, впрочем как и большинство мишленовских моделей, обладает отличной сбалансированностью характеристик: пусть какое-то отдельное свойство не дотягивает до рекордных величин, но зато все они находятся на одинаково высоком уровне. На любом покрытии можно себя чувствовать надежно и безопасно.

Леонид Пащенко

autorambler.ru

Как сохранить шипы в зимних шинах — советы ЗР — журнал За рулем

4 ноября 2017 года

Чтобы шипы служили дольше, шины нужно грамотно обкатать и правильно эксплуатировать. Делимся секретами.

Про обкатку

Шипы монтируют в уже сваренную шину — их вдавливают в отлитые в резине отверстия. После ошиповки покрышке положено отлежаться сутки-двое при комнатной температуре. За это время резина плотно обхватывает каждый шип и затекает во все их закоулки.

Материалы по теме

Однако даже хорошо отлаженный шиповальный автомат имеет допуск на выступание шипов над поверхностью протектора. Поэтому одни шипы сидят глубже, другие, наоборот, чуть больше выступают. Задача обкатки — помочь каждому шипчику встать на законное место как следует. При движении автомобиля шипы начинают слегка шевелиться в резине и стремятся принять правильное положение в отлитом отверстии. Естественно, в такой период надо избегать проскальзывания колес при разгоне и торможении, а также боковых скольжений. Чем аккуратнее обкатка, тем дольше будут служить шипы.

Идеальные условия — заснеженные дороги и скорость не выше 90–100 км/ч. В таких условиях за 800–1000 км шипы садятся на место под действием внутреннего трения резины. На асфальте и льду обкатка завершится быстрее, поскольку шипы взаимодействуют с жесткой поверхностью. Достаточно проехать 500–700 км, но при этом желательно не разгоняться быстрее 80 км/ч.

В любых условиях лучше разбить обкатку на несколько поездок протяженностью от 150 до 300 км, с перерывами на час-два для остывания резины, чтобы шипы зафиксировались в нужном положении. При более коротких поездках шины на морозе почти не прогреваются, поэтому общий пробег обкатки увеличится.

Исключение составляют разве что «шиповки» Continental IceContact 2. Это единственные в своем роде шины — с шипами, вклеенными в резину в процессе вулканизации. Такое решение позволяет ограничить обкатку сотней-­двумя километров, после чего они готовы похвастаться высоким сцеплением на льду, стабильным на всем протяжении эксплуатации.

Осторожно — шипы!

www.zr.ru

«За рулем»: Спецтест шин с разной величиной выступания шипов | Colesa.ru

Большинство шинников считает оптимальным выступание шипов над резиной 1,2-1,3 мм.. Тем не менее, в магазинах можно встретить «шиповки» некоторых компаний, ошипованных по разному: иногда шипы практически прячутся в резине, а где-то торчат, возвышаясь над ней до двух миллиметров.

Эксперты «ЗР» решили проверить, на что и как влияют отклонения величины выступания шипов в ту или иную сторону. Помочь им в этом исследовании взялась компания Continental AG, чьи специалисты подготовили три версии покрышек Barum Norpolaris с разным выступанием шипов – 1,3 («норма»), 0,8 («уменьшенный») и 1,8 («увеличенный») миллиметров.

Эти шины были выбраны, поскольку в них применяются обычные круглые шипы. «Бриллиантовые», используемые в шинах Continental и Gislaved, квадратные (Nokian) и треугольные (Kumho) могут иметь другие зависимости, а в большинстве зимних шин используются именно круглые шипы.

Как испортить «шиповку»?

Первые нюансы выяснились в процессе шипования. Заглубить или недопосадить «гвозди» оказалось делом отнюдь не простым. Поскольку в шинах Barum Norpolris, как и практически во всех современных, «гнезда» под шипы «отливают» в процессе «выпекания» покрышек, - для этого в пресс-форме сделаны соответствующие штырьки-выступы. Потому для заглубления шипов пришлось прилагать повышенные усилия при их монтаже. Но в процессе обкатки и испытаний они стремятся занять правильное положение, поскольку снизу их подталкивает сжатая резина.

«Выпустить» шипы тоже не просто – любые недожатые при обкатке займут свое законное место на нужной глубине. Для гарантии повышенного выступания континенталевцам пришлось подкладывать под каждый шип резиновые пыжи, нарубленные из полумиллиметровой резины.

Другое дело, когда под шипы сверлятся отверстия в готовой шине (старая технология, отживающая свой век) – здесь отклонения в глубине отверстий приведут к тому, что шип либо провалится, либо будет излишне торчать.

Все вышесказанное относится к шипам с правильным «вылетом» твердосплавной вставки над его корпусом.

Второй вариант возможных отклонений возможен из-за применения несоответствующих по высоте шипов либо некондиционных, в которых вставка выступает над корпусом не так как требуется.

Проверка на льду

В тестах использовался, в основном, VW Golf V, который гоняли в двух вариантах – с электроникой (ESP и ABS) и без. В качестве базовых шин использовали более дорогие Continental ContiWInterViking 2. Результаты замеров приведены в таблице 1, удельные изменения – в таблице 2.

Более когтистые покрышки лучше цепляются за лед – здесь мы никакого открытия не сделали. Но выяснили, насколько именно. В принятых нами рамках (+ 0,5 мм) – каждая дополнительная десятая часть миллиметра выступа улучшает продольное сцепление примерно на 3 %. Наименьшему влиянию подвержен режим торможения с ABS – 2,4 %. Обратите внимание – в торможении юзом наиболее когтистые Barum Norpolaris смогли обыграть более породистые Continental ContiWinterViking 2.

На поперечное сцепление величина выпускания когтей влияет меньше – 0,9-1,4 % на каждую «десятку». Причем при включенной электронике влияние больше. Самое примечательное – и здесь более когтистыйе Barum Norpolaris вновь обыгрывают Continental, причем и с электроникой, и без. Причины понятны – у последних покрышек шипы ориентированы так (поперек), чтобы в первую очередь улучшить продольные сцепные свойства.

Единственный минус на льду, который мы смогли найти у излишне торчащих шипов когтей – осложнение управляемости за счет запаздывания реакций автомобиля на повороты руля и неприятно резких срывов в скольжение. Потому оценка управляемости снижена до 6 баллов.

Теперь о версии с «поджатыми» когтями

В тех же пределах (половина миллиметра) налицо снижение сцепления – 2,1-3,3 % на каждые 0,1 мм – в разгоне и торможении с электронными помощниками. Причем, в случаях с ABS и ESP от уменьшения выступа шипов сцепные свойства теряют от 3,0 до 3,3 % на каждую десятую долю миллиметра. А вот потери для машины без электронных «ограничителей» чуть меньше – 2,1-2,4 % на каждую «десятку» миллиметра. Поперечные свойства тоже ухудшаются, но не так заметно – 0,5-1,3 % на каждые 0,1 мм. Поведение автомобиля на льду «размазанное», отличается вялыми реакциями. Чувствуется, что больше работает резина, чем шипы. Оценка управляемости – тоже 6 баллов.

Чем плохи выпущенные когти?

Получается, что на льду, как ни крути, выгоднее выпускать когти побольше. А если придется тормозить на мокром асфальте?

Здесь увеличенные шипы при наличии ABS слегка удлиняют тормозной путь, без электроники практически настолько же снижают его.

Уменьшение выступа слегка укорачивают тормозной путь только при ABS, а на эффективность торможения с заблокированными колесами никак не влияет.

Так что же, можно выпускать когти?

Не стоит торопиться с выводами – самое неприятное кроется в последних строчках таблицы замеров – суммарное число выпавших шипов или потерявших твердосплавную вставку на всем комплекте после всех испытаний. В случае «стандартного» и «уменьшенного» выступа количество потерь после проведенных тестов одинаково – 10 шипов на все четыре колеса. А при «увеличенном» выступе потери …удваиваются! Причем, за счет передних колес. Таким образом, что при увеличении выступа на каждые 0,1 мм потери шипов составляют 20 %.

Да, увеличение выступа шипов улучшает сцепные свойства на льду, но несколько осложняет управляемость. Но главная беда – быстрое выпадение или повреждение шипов в передних колесах, что в итоге приводит к ухудшению сцепных свойств.

Рекомендации «За рулем»

Покупая «шиповки», обращайтесь в авторизированные шинные центры. А уж если жизнь заставляет покупать покрышки в сомнительном месте, обратите внимание на величину выступания шипов. Носить с собой специальный мерительный инструмент и мерить выступание «гвоздиков» из резины не нужно. Чтобы понять, насколько качественно ошипованы покрышки, достаточно внимательно их осмотреть. Особенно, если вы вооружены знаниями, полученными при прочтении этой статьи.

Текстовка

 

Таблица 1.

Результаты замеров испытаний в процентах:

Таблица 2.

Удельное изменение характеристик шин в процентах на каждую десятую мм отклонения выступания шипов:

colesa.ru