Износ шин. Как определить пригодность шин к эксплуатации
какая износостойкость летом, зимой и в межсезонье?
Какой срок эксплуатации автомобильных шин. Сроки годности, хранения и службы
Автомобильная шина это резиновая упругая оболочка, которую устанавливают на дисковый обод. Именно она напрямую контактирует с поверхностью дорожного полотна и непосредственно предназначена для уменьшения небольших колебаний на дорогах, а также компенсации изъянов траектории колес. В процессе эксплуатации подвергается сильным нагрузкам разнообразного характера, поэтому естественно имеет свой срок службы на который влияет ряд факторов.
Далее мы подробно поговорим про:
Срок годности шин по ГОСТу
Срок годности – период, на протяжении которого, компания, гарантирует возможность применения товара по назначению и несет полную ответственность за дефекты, которые возникли по его вине.
Покупая шины нужно смотреть чтобы, с момента производства прошло не более трех лет. Дату изготовления и любую другую информацию очень легко узнать, она указана на маркировке шины среди общей информации о размерах, конструкции, индексах скорости и грузоподъемности.
Дата производства шины
Российским законодательством установлен срок службы шин автомобиля по гарантии согласно ГОСТ 4754-97 и ГОСТ 5513 – 5 лет со дня изготовления, но для покрышек в первую очередь главным показателем является качество продукта, а не время его использования.
Согласно ГОСТу, средний срок годности шин нужно рассчитывать в таком порядке:
- ZR. Так обозначаются скоростные варианты, эти изделия можно использовать при скоростях свыше 240 километров в час. Изделие полностью должно сохранить свои свойства на протяжении 6 лет.
- H – используют при максимальной скорости 210 километров в час, служат до 5 лет.
- S – максимальная скорость – 180 километров в час. Можно использовать до 4-5 лет.
Специалисты рекомендуют производить замену покрышек до того, как у них выйдет срок годности. Некоторые автолюбители считают, что если резина редко используется, при этом ее возраст уже составляет 5-6 лет, но это ошибочное мнение! Ведь из-за того, что в шинах в процессе эксплуатации и хранения появляются дефекты, связаны с ее окислением и растрескиванием, — в критический момент она может вас подвести.
Срок хранения шин
Срок хранения – определенный период, на протяжении которого товар при соблюдении установленных правил хранения и эксплуатации должен сохранить все свои свойства. Если срок хранения истек, то это совсем не означает, что товар непригоден для использования, но его технические характеристики могут снизиться.
Шины могут стареть с помощью физических и химических процессов, эта гипотеза относится к шинам, которые не используются или мало используются. Чтобы предотвратить сам процесс старения, в резиновую смесь добавляют специальные вещества, которые помогают противодействовать вредным для использования химическим соединениям с кислородом и озоном. Такие действия гарантируют, что при должном сроке хранения шин она будет соответствовать определению новой покрышки.
Нужно отметить, что гарантийный срок хранения не является сроком эксплуатации. Сроки хранения в течении пяти лет устанавливают, не из-за того, что после этого шина испортится, а из-за того, что по закону производитель не имеет права установить меньший срок гарантии, что и является защитой для конечного потребителя.
За последние годы многие американские эксперты считают, что срок хранения и эксплуатации автомобильных шин нужно ограничить 10 годами. В свою очередь немецкие эксперты полагают, что сроки годности автошин нужно ограничить 6 годами, это относиться и к новым шинам.
Правила и нормы хранения пневматических шин по ГОСТ 24779-81:
- Упаковка, транспортировка и специально оборудованные места для хранения должны препятствовать воздействию кислорода, света, тепла, озона, органических растворителей, минеральных масел, смазочных материалов, топлива, кислоты и щелочи на шины.
- Шины не должны соприкасаться с медными или корродирующими веществами, также они не должны подвергаться нагрузке, перегибам и стоять на опоре с резко выступающими неровными поверхностями.
- Если хранить шины в тёмном, сухом и прохладном помещении, то их старение значительно будет замедлено, и наоборот если в помещении влажно и есть перепады температурного режима, то процесс старения ускоряется.
- Шины, которые предназначены для ремонта и восстановления протектора, должны быть хорошо помыты и просушены.
- Хранение шин должно быть при температуре не выше 35 °C и не ниже 25 °С. Нужно избегать прямого контакта с источником тепла, не оставлять на прямых солнечных лучах при влажности менее 80 %.
- Если шины хранятся на улице, то они должны быть прикрыты непрозрачным водонепроницаемым покрытием и приподняты над поверхностью земли, для обеспечения надежной вентиляции, во избежание образования паровой бани.
- Категорически запрещено хранение шин на мокрой, жирной/масляной, загрязненной бензином или нефтепродуктами поверхности.
- Так само не желательно сохранять их вблизи источников тепла или возле открытого огня.
- Не нужно хранить шины на отражающих поверхностях (например снег, песок) или поглощающие тепло покрытиях (таких, как черный асфальт).
- Не рекомендуется хранить шины возле электромотора или с другими источниками озона. Уровень не должен превышать 0,08 ppm.
- Нельзя хранить шины возле химикатов, растворителей, топлива, масла углеводов, краски, кислоты, дезинфицирующих средств.
- Не использовать шину как рабочую поверхность или стеллаж для инструментов. Нельзя класть горящую сигарету на шины.
Полный список правил и рекомендаций по правильному хранению шин читайте в статье “Как хранить автомобильную резину”.
Известные бренды импортных шин, такие как: Bridgestone, Michelin, Goodyear и Dunlop служат до 10 лет и более со дня изготовления, этот срок считается общепринятым во всем мире. А вот общий срок годности и хранение на складе, с даты выпуска, шин Continental составляет не больше 5 лет.
Хотя, как уже разобрались, очень многое значат условия хранения покрышек, не только новых, но и тех, которые сняли с авто до следующего сезона. Например, срок годности шин nokian составляет от 3-5 лет, при условии проверки не менее 1 раза в год, после 5 лет использования.
К сожалению законодательством не установлены допустимые сроки хранения шин на складе, но специалисты считают, что покрышка, которая там пролежала около 5 лет, все еще приравнивается к новой.
Срок службы шин и эксплуатации
Срок использования покрышек автомобиля – это промежуток времени, на протяжении которого изготовитель дает гарантию на шины и несёт полную ответственность за любые дефекты, которые будут выявлены во время их эксплуатации. Со слов производителей шины должны служить минимум до десяти лет, хотя на практике их замену приходится выполнять примерно каждые 5-6 лет, в некоторых случаях и того меньше.
Факторы, которые влияют на срок эксплуатации резины
Существует много различных факторов которые влияют на износ автомобильных шин, основные из них представлены ниже:
- От автомобиля и его грузоподъемности: какой максимальный груз может перевозить авто и смогут ли его выдержать ваши шины (показывает индекс допустимой нагрузки). Обратите внимания что в зависимости от этого параметра существуют определенные нормы пробега автомобильных шин по дорожному полотну:
- Для легковых авто: грузоподъемность до 2 тонн, пробег 45 тысяч километров.
- Для грузовых автомобилей: грузоподъемность от 2 до 4 тонн, 60 тысяч километров.
- Грузовые авто с грузоподъемностью свыше 4 тонн – от 65 до 70 тысяч километров.
- В зависимости от размера шин. Автопокрышки с низким профилем чаще всего на камнях постукивают о диск, поэтому и меньше служат. Если резина широкая, то на поворотах трение увеличивается, особенно в зимнее время.
- Манера вождения водителя. Шина быстро изнашивается, если автолюбитель часто использует резкий тормоз или же наоборот быстро разгоняется.
- Состояние дорог, по которым вы каждый день ездите.
- От расстояния, которое вы проезжаете и частоты использования.
- Качество шин играет очень важную роль, например, резина изготовлена в Китае – недолговечна, в то время как резина от известных м
carwheelblog.ru
как определить, индикатор износа, срок годности, норма пробега, ресурс
Шины постоянно находятся в контакте с дорожным полотном. Будь это асфальт, грунтовая дорога или непролазное болото, износа избежать никогда не получается. В связи с этим возникает постоянная необходимость следить за состоянием покрышек с целью не пропустить момент, когда протектора практически не останется, и замена должна будет производиться срочно. Сегодня мы узнаем, имеет ли автомобильная шина срок годности, сколько он составляет, и как узнать и проверить, как долго сможет прослужить покрышка до своего полного износа.
Главный вопрос
Время службы шины — величина непостоянная. Факторов, которые могут так или иначе влиять на износ шин и срок их годности, существует целое множество, и понять, почему покрышка так быстро пришла в негодность, не всегда достаточно просто.
Но одно остается совершенно ясным: с целью своевременной проверки остатка срока годности нормой является регулярная проверка, не стал ли критическим износ шин, и своевременная замена, когда этот износ подходит к критической отметке.
На старых моделях покрышек допустимый срок годности можно определить визуально, по остаточной высоте протектора. Канонический минимальный остаток, являющийся нормой, при котором эксплуатация все же разрешается, составляет порядка 1.6 мм. Однако крайне не рекомендуется доводить износ шин до такого критического порога, чтобы лишний раз не подвергать себя опасности, особенно на мокром асфальте или гололеде.
Вообще говоря, раньше срок годности покрышки, согласно нормам, проверялся так: к протектору прикладывали линейку и проверяли его высоту. Если она составляет 2 мм и выше, то изделие еще послужит, и никакой опасности уйти в занос еще нет. А вот в том случае, если величина уже приближается к 1 мм, это серьезный повод принять меры: срок годности подошел к критической отметке.
А еще износ шин может быть неравномерным, что, безусловно, не является нормой. Причин для такого явления немало. Основной причиной, которая при использовании приводит к выеданию внутренней или наружной части шин, является неправильно выставленный сход-развал. Такая причина вызывает мгновенное снижение срока годности покрышки и сводит его к минимуму за считаные месяцы. Во избежание этого следует производить тщательную проверку автошины на предмет изношенности. Нормой является проверка раз в месяц, но не лишним будет проводить ее и чаще.
Норма проверки остаточного срока годности каждым водителем выбирается самостоятельно. Дело в том, что пробег шин и норма километража за одну и ту же единицу времени может быть различным, а потому и процент изношенности может изменяться различным образом.
Современные технологии
Проверка остаточной высоты протектора при использовании линейки уже давно не является нормой. Современные производители постарались и произвели на свет такую технологию, как индикатор износа шин. Такой индикатор позволяет более точно прогнозировать пробег шин и степень их изношенности.
Как же выглядит подобный индикатор, позволяющий определить пробег шин? Как он помогает своевременно определить критический износ шин, когда покрышка уже не способна выполнять свои функции?
На самом деле все достаточно просто. Дело в том, что протектор современных покрышек имеет достаточно сложное строение, которое меняется тогда, когда увеличивается пробег шин. И устроен он таким образом, что при достижении критической высоты в протекторе обнажаются канавки, которые обычно располагаются поперечно. За счет этого рисунок протектора изменяется и явно дает понять владельцу, что шина уже израсходовала свой ресурс, и срок ее годности остается минимальным.
Интересно, что в современных моделях покрышек индикатор нормы износа обычно выполняется двухуровневым. Это позволяет определить износ заранее и избежать неприятной ситуации, когда покрышку необходимо менять в срочном порядке, но средств или возможности приобрести ее в ближайшее время нет.
Индикаторы, которые показывают износ автомобильных шин, обычно бывают двух видов, в зависимости от того, на какую степень изношенности они рассчитаны. Индикатор первого вида, как правило, предупреждает об износе, который достигает порядка 4 мм. Он не является критическим, и машина сможет проехать еще порядка нескольких тысяч километров. Второй вид индикатора является указателем на то, что износ уже приблизился к критическому. В этом случае придется раскошелиться на новые покрышки, во избежание аварийных ситуаций на дороге.
Что может влиять на износ покрышек, и какие еще могут быть причины быстрого стирания протектора? Оказывается, на этот фактор влияет не что иное, как манера вождения. Чем более агрессивен вид манеры вождения, тем вероятнее, что шина подвергнется быстрому износу, и менять ее придется довольно скоро. Если же манера вождения спокойная, и водитель не слишком часто прибегает к экстренному торможению, то ресурс автомобильной шины может значительно увеличиться.
Подводя итоги
Пробег шин не всегда пропорционален износу, хотя эти две величины все же связаны. Чтобы максимально увеличить ресурс покрышки и сделать износ протектора шин минимальным, стоит водить более плавно и размеренно. Это приведет не только к экономии на самой резине, но и к увеличению ресурса всех узлов автомобиля, который прослужит значительно дольше.
portalmashin.ru
Эксплуатация автомобильных шин: нормативная база изменилась
ТКП 299-2011 устанавливает нормы и правила обслуживания пневматических шин, предназначенных для установки на транспортные средства категории М, N, О (далее – автомобильные шины). ТКП 299-2011 распространяется на обслуживание и ремонт автомобильных шин, осуществляемые организациями, эксплуатирующими автомобильные шины, а также наорганизации, производящие их обслуживание и ремонт.
Определение пневматической шины не изменилось
Пневматическая шина – упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая газом или воздухом под давлением (подп. 4.1 п. 4 ТКП 299-2011). По сравнению с Правилами № 52 определение понятия "пневматическая шина" не изменилось.
Как и ранее, шины классифицируют:
– по назначению;
– способу герметизации;
– конструкции;
– форме профиля поперечного сечения;
– габаритам;
– в зависимости от эксплуатационного назначения.
Приемка шин – согласно Положению № 1290
Приемку шин следует производить в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290. В ТКП 299-2011 нет норм, в которых изложен порядок приемки шин. Ранее общие положения, касающиеся приемки шин, были приведены в гл. 4 Правил № 52.
ТКП 299-2011 не содержит норм, разъясняющих порядок транспортировки и хранения шин. Ранее они были изложены в гл. 4 Правил № 52. В подп. 6.1 п. 6 ТКП 299-2011 лишь указано, что транспортирование и хранение шин должны быть произведены в соответствии с ГОСТ 24779 – 81 "Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение".
Учет работы автомобильных шин
Отдельные положения ТКП 299-2011 очень важны для постановки учетной работы бухгалтера. Сравним их с аналогичными нормами Правил № 52 в нижеприведенной таблице.
Необходимо установить эксплуатационные нормы пробега шин
Владелец транспортного средства обязан установить эксплуатационные нормы пробега шин на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели (п. 10.1 п. 10 ТКП 299-2011). Аналогичность конструкции определяют по обозначению шины. В целях избежания претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем эксплуатационные нормы пробега утверждать приказом руководителя.
Ранее владельцам транспортных средств (руководителям автотранспортных организаций) разрешалось снижать или повышать нормы пробега шин с учетом условий эксплуатации (п. 132 Правил № 52). Величины снижения или повышения нормы пробега шин следовало предусматривать приказом руководителя предприятия (владельца транспортных средств). Рекомендуемые нормы снижения были определены пп. 133–135 Правил № 52.
Теперь до установления эксплуатационной нормы пробега шин владелец транспортного средства должен использовать временные эксплуатационные нормы, приведенные в приложении М (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011). При отсутствии в приложении М шин, используемых владельцами транспортных средств, разработку норм следует производить в соответствии с методикой по определению эксплуатационных норм пробега автомобильных шин, утвержденной Минтрансом.
Ранее в п. 138 Правил № 52 было предусмотрено, что по автомобильным шинам, для которых не утверждены нормы эксплуатационного пробега, владельцы транспортных средств по согласованию с БелНИИТ "Транстехника" устанавливают временные нормы на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели с последующим их утверждением в определенном порядке.
Временные эксплуатационные нормы снижены для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ (подп. 10.3 п. 10 ТКП 299-2011).
В частности, временные эксплуатационные нормы снижаются для шин производства Республики Беларусь и стран СНГ:
– для шин легковых, легких грузовых автомобилей, микроавтобусов – на 10 %;
– автобусов – на 20 %;
– грузовых автомобилей – на 30 %.
Предусмотрены дополнительное снижение и повышение временной эксплуатационной нормы при работе в определенных условиях.
Техническое обслуживание шин
Ранее было предусмотрено, что техническое обслуживание шин следовало производить при каждом (первом и втором техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2)) автомобиля. На автотранспортном предприятии приказом назначались ответственные лица за проведение работ по шинам (п. 69 Правил № 52). В ТКП 299-2011 аналогичная норма отсутствует. Однако ответственные за проведение работ по шинам лица также должны быть назначены в целях соблюдения контроля за состоянием шин.
Шины снимают с эксплуатации при высоте протектора, достигшей минимально допустимых значений, установленных действующим законодательством РБ и составляющих:
– для шин легковых автомобилей – 1,6 мм;
– шин грузовых автомобилей – 1,0 мм;
– шин автобусов и троллейбусов – 2,0 мм;
– шин на прицепах и полуприцепах – такая же, как и для шин автомобилей, с которыми они работают.
Замер остаточной высоты протектора, как и ранее, нужно производить в местах его наибольшего износа.
Для контроля затрат, участвующих при налогообложении прибыли, следует учитывать, что при подготовке автомобилей к переходу на зимнюю или летнюю эксплуатацию необходимовыполнить полный объем работ по ТО-2 (подп. 7.11 п. 7 ТКП 299-2011).Ремонт, восстановление и снятие с эксплуатации
Как и ранее, ремонту местных повреждений подлежат шины, снятые с эксплуатации из-за проколов, порезов и других механических повреждений каркаса и покровных резин, если их размеры не превышают установленных норм (подп. 11.1 п. 11 ТКП 299-2011).
При необходимости снятия шин с эксплуатации следовало принять решение о направлении их в ремонт для устранения местных повреждений, на восстановление наложением протектора или о сдаче в утиль. Акт (карточка учета) о снятии шин с эксплуатации должен был утвердить руководитель (главный инженер) предприятия. Такие положения были установлены в п. 105 Правил № 52. В ТКП 299-2011аналогичные нормы отсутствуют. Однако для целей фиксации снятия шины с автомобиля рекомендуем составлять акт с заключением комиссии с обязательной отметкой в графе "Причины снятия шины с эксплуатации" карточки учета автомобильной шины.
Шины, сдаваемые на восстановление, направляют с сопроводительной ведомостью по установленной форме в 2 экземплярах, один из которых после приема шин и определения класса восстановления шиноремонтная организация возвращает владельцу, сдавшему шины на восстановление (подп. 11.6 п. 11 ТКП 299-2011). Обращаем внимание, что устранена сложность, которая существовала ранее. Она заключалась в том, что в момент оформления сопроводительной ведомости владелец шины должен былопределить класс восстановления. Однако фактически класс восстановления определяла шиноремонтная организация. Учитывая данный факт, новая форма сопроводительной ведомости (приложение Р к ТКП 299-2011) по сравнению с ранее применявшейся формой не содержит графы "Класс восстановления".
Форма акта-рекламации не изменилась
В Правилах № 52 гл. 7 называлась "Уход за автомобильными шинами". В ТКП 299-2011гл. 7 аналогичного содержания называется "Обслуживание автомобильных шин".
Владелец транспортных средств определяет пригодность шин к дальнейшей эксплуатации, производству местного ремонта, восстановлению наложением протектора, списанию в утиль. При выходе из строя шин ранее гарантий изготовителя необходимо руководствоваться указаниями разд. 12 "Рекламация" (подп. 7.1 п. 7 ТКП 299-2011).
Как и ранее, при выходе шин из строя (новых, восстановленных и отремонтированных) ранее гарантий изготовителей комиссия автотранспортной организации по учету и списанию шин устанавливает причины (производственные или эксплуатационные) преждевременного выхода шин из строя.
При преждевременном выходе шин из строя по производственным причинам комиссия составляет рекламационный акт по установленной форме. Форма акта приведена в приложении Т к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее применявшейся форме. Шину, подлежащую рекламации, направляют соответственно изготовителю шины или шиноремонтной организации вместе с карточкой учета работы данной шины и рекламационным актом.
При выходе шин из строя по эксплуатационным причинам комиссия составляет заключение, в котором указывает причину выхода шины из строя, предложения о возможности сдачи шины в ремонт, на восстановление или о списании в утиль. Одновременно определяют лиц, виновных в преждевременном выходе шин из строя, для принятия мер в соответствии с действующими положениями. Форма заключения приведена в приложении У к ТКП 299-2011 и полностью соответствует ранее использовавшейся форме заключения.
Обратим внимание, что в ТКП 299-2011 теперь указано, что рекламации на новые и восстановленные шины по производственным дефектам могут быть предъявлены в течение гарантийного срока службы и эксплуатации шин. Рекламации по качеству ремонта местных повреждений шин могут быть предъявлены в течение года после ремонта.
Организация, получившая рекламацию, должна рассмотреть ее и в соответствии с действующим законодательством направить владельцу 1 экземпляр заключения комиссии по рассмотрению рекламации на шину.
Шиноремонтная организация при выходе шин из строя ранее гарантийного пробега из-за некачественного ремонта обязана безвозмездно произвести повторный ремонт или восстановление. При невозможности выполнения этого условия шиноремонтное предприятие доплачивает заявителю стоимость недопробега шины.
www.gb.by