крути педали...

Ретро автомобили – "Колесо фортуны". Мишлен братья


ПОРА ВЫПИТЬ! История Michelin - Brenik

Однажды Эдуард Мишлен, проходя мимо витрины собственного магазина, вдруг увидел в сложенных горкой шинах фигуру человека. Так возникла одна из самых гениальных рекламных идей всех времен и народов.Известный художник О’Галоп по заказу Эдуарда Мишлена изобразил «закутанного» в шины человека в очках и с сигарой в зубах. В руке он держал кружку с пивом, а латинская надпись на рисунке гласила: Nunc est bibendum! («Пора выпить!»). Это, по замыслу художника, отсылало к тогдашнему слогану Michelin – «Мишленовские шины преодолевают все преграды» (в оригинале – «проглатывают залпом»). Но воспротивились заказчики: рекламировать алкоголь для водителей, – как-то не комильфо. Кружка исчезла, рука «шинного человека» просто застыла в своего рода приветствии. А имя «Бибендум» осталось.

Наверное, почти все из читателей хотя бы раз в жизни видели знаменитый логотип компании Michelin – человечка, созданного из стопки шин по имени Бибендум. В начале XXI века ряд авторитетных журналов, посвященных рекламе, признали Бибендума самым известным логотипом в мире. Однако, французская компания Michelin знаменита не только своим лого. Она прославилась еще и тем, что внедрила в мир множество инновационных идей, среди которых: сменные и радиальные шины.

Как все начиналось?

Michelin – это семейный бизнес. Его истоки лежат еще задолго до появления на свет основателей компании – братьев Андре и Эдуарда Мишленов. Их дед Аристид был одним из руководителей завода, занимающегося производством разного рода металлоконструкций. После его смерти на фабрике начались серьезные проблемы. Было уволено несколько руководителей. И в 1886 году 33-летний Андре Мишлен вернулся из Парижа в свой город детства Клермон-Ферран, чтобы возглавить фабрику.

Андре обладал незаурядными способностями. Кроме того, он был высокообразованным человеком. Он закончил «Эколь Сентраль», получив там специальность инженера (стоит отметить, что тогда это было одно из лучших технических учебных заведений страны). Это не считая того, что у него еще было и архитектурное образование.

Вскоре к Андре присоединяется и его младший брат Эдуард, закончивший к этому моменту академию художество во Франции. Немного выправив положение фабрики, в 1888 году братья переименовывают ее в Compagnie Générale des Établissements Michelin. Этот год и считается официальной датой основания самой знаменитой компании по производству шин в мире.

Надо сказать, что изначально фабрика занималась всем, чем только можно: тормозные колодки Silent, различные клапаны, водопроводные трубы, газовые трубы, ремни и многое другое. Это далеко не полный ассортимент компании Michelin конца 19 века. Настоящий успех к компании пришел, когда ее основатели обратили внимание на такое транспортное средство, как велосипед. Тогда он только набирал свою популярность. При этом обычно в велосипеды ставили несъемные шины, которые просто напросто приклеивались к ободу. Michelin произвела революцию в этом деле, представив первые съемные велосипедные шины.  

Успех к ним пришел после того, как велогонщик Шарль Террон выиграл знаменитую гонку «Париж-Брест-Париж» на велосипеде, оснащенном шинами Michelin. Затем последовала историческая гонка компании, в которой на участке трассы «Париж – Клермон-Ферран» было разбросано множество гвоздей. Естественно, все велосипеды были оснащены съемными шинами Michelin. Нет ничего удивительного в том, что эта гонка заставила заговорить о компании весь веломир.

Однако не стоит думать, что после этого события в Michelin стали заниматься исключительно производством шин. Конечно, нет! В конце 19 века в компании представили повозку Éclair, способную передвигаться без помощи лошадей (некий прообраз автомобиля). Интересно то, что данная повозка была оснащена пневматическими шинами (а это уже изобретение Джона Бойда Данлопа, не правда ли, знаменитая фамилия?).

В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег, организованный французским журналистом Пьером Жиффаром. Конечно, он сильно отличался от того, что сегодня принято называть автопробегами. Максимальная скорость, которую тогда могли развивать автомобили, составляла всего 21 километр в час, что только на 4 километра выше скорости велосипеда. Однако после этого заезда братья Мишлен поняли, за каким средством передвижения стоит будущее шин. Они начали всерьез заниматься их производством для автомобилей. При этом лучшей рекламой своей продукции они посчитали подобные автопробеги, постепенно перераставшие в гонки.

Бибендум

 

Рождение самого известного логотипа в мире бизнеса естественно имеет красивую легенду, похожую на правду. Однажды Эдуард Мишлен на одной из выставок увидел сложенную друг на друга гору шин. Естественно, учитывая тот факт, что у него еще и было образование художника, нет ничего удивительного в том, что воображение само дорисовало картину – голову, руки, ноги. Эдуард воскликнул, что из этой горы шин может получиться отличный человек-логотип. Братья  не долго думая обратились к знаменитому карикатуристу того времени О’Гэллапу, который и нарисовал первый варианта Бибендума. Точнее, не совсем нарисовал. Все дело в том, что у него уже была похожая работа, которую он предложил одному пивовару в Мюнхене. Тот отказался. К счастью, для Michelin. Так, появились первые изображения с Бибендумом, на которых он изображался с кружкой пива. Суть заключалась в том, что в этой кружке якобы находились гвозди, которые легко проглатывал этот персонаж. Естественно, шины Michelin так же легко преодолеют любые преграды на дороге.

Ассоциация с одной стороны неплохая, но с другой – алкоголь плохо связывался с ездой на автомобиле, так что в будущем компания откажется от кружки пива. А Бибендум станет легендарным персонажем, которого можно будет увидеть на автозаправках, гоночных трассах, в автомобильных журналах и других местах.

Надо отметить, что еще некоторое время в 1890-е годы компания занималась в основном поставкой шин для велосипедов и фиакров. Фиакр представлял собой коляску, передвигавшуюся за счет лошадей. Однако Мишлены прекрасно понимали, что уже в ближайшее время подобные средства передвижения станут неактуальны. Они видели перспективу именно в автомобиле, а потому старались приспособить под него свои пневматические шины.

Впрочем, многочисленные участия в гонках показывали, что шины Michelin пока не готовы к автомобилю. Их машины приходили среди последних. Ситуация накалялась. В это самое время братья стали расклеивать интересные объявления по всей Франции, суть которых заключалась в том, что уже через 10 лет все автомобили перейдут на надувные шины. Так утверждала компания Michelin. Они ошибались. Это случилось уже через 5 лет.

А в самом конце 19 века оборот компании братьев Мишлен составит 6 миллионов франков. Это уже был не большой новаторский семейный бизнес. Компания перерастала в большое дело мирового масштаба.

Собственно, мировую известность компания приобретала во многом за счет великолепной рекламной кампании, использовавшей постоянно образ Бибендума. За все работы отвечал лично О’Гэллоп. Обычно художник в своих работах обыгрывал четыре темы: техническое совершенство шин Michelin, карикатура на известных исторических личностей, которых, естественно, изображал сам Бибендум, тема автомобильных гонок и рекламы с социальным подтекстом (в начале XX века!). В целом, О’Гэллоп создал порядка 300 рисунков для компании Michelin.

Стоит отметить, что в 1906 году открывается первый завод Michelin во Франции, а Бибендум становится известным на весь мир. Особенно, два года спустя, когда был открыт завод в США.

Гиды Michelin

Вначале XXI века компания Michelin старается популяризировать путешествия на автомобилях, а потому выпускается специальный желтый «Гид Мишлен». Это был каталог, в котором были описаны все значимые автозаправки, отели, рестораны и некоторые другие места, способные заинтересовать автомобилиста. Изначально гид был бесплатным, так как спрос на него был невысок, в связи с тем, что самих владельце автомобилей было не так много. Но со временем ситуация изменилась и вскоре он уже стал продаваться.

В 1906 году компания Michelin пошла дальше и организовала специальное туристическое агентство, которое занималось организацией маршрутов автомобилистов. В середине XX века компания Michelin выпустит специальный красный гид по Европе, в котором будут содержаться самые лучшие с точки зрения экспертов компании отели и рестораны Европы. Интересно то, что эти эксперты войдут в историю своей неподкупностью. Более того, рестораторы и владельцы отелей никогда не знали, в какой день посетит их эксперт от Michelin. Да что там день! Они даже не знали, что их уже посетил эксперт, так как все подобные мероприятия осуществлялись анонимно.

 

Сам каталог отбирался очень строго, а потому некачественный с точки зрения обслуживания отель или ресторан просто не мог попасть в гид Michelin. Естественно, в гиде присутствовал и Бибендум. Правда, не очень настойчиво.

Новый подход к рекламе

Я думаю, что вы уже поняли, какое влияние на индустрию рекламы оказали братья Мишлен. Но оно не ограничивается только введением популярного персонажа, и популизации своего продукта, за счет сопутствующих услуг. В 1901 году компания Michelin стала первой, которая выкупала у печатных изданий страницы для рекламы по своему усмотрению, размещая на них продуманные рекламные сообщения.

Реклама Michelin в печати станет регулярной. Более того, она станет любимой читателями, так как компания сможет все время удивлять их выходками своего забавного персонажа Бибендума, с юмором сообщающего о новых разработках компании в области шинопроизводства. За журналами следуют различные каталоги и брошюры, распространяемые по всей Европе.

Michelin достаточно быстро начинает захват Европы. Проблемы возникли только с Великобританией, где достаточно сильной поддержкой правительства пользовалась компания Dunlop. Но даже она не смогла справиться с очарованием Бибендума. Серьезные проблемы у компании возникали в годы мировых войн. Но тогда вся европейская промышленность испытывала кризис.

В середине XX века компания Michelin удивила мир еще одной разработкой – шинами Michelin X. Данные шины разрабатывались по абсолютно новой технологии, позволявшей им служить в два раза дольше предыдущих моделей. Это была радиальная шина. Единственной проблемой Michelin в то время станет то, что компания просто не сможет успевать за спросом. И так будет продолжаться более 10 лет, за которые Michelin будет строить все новые и новые заводы.

Выводы

 

За свою историю компания Michelin стала известна, как один из крупнейших производителей шин для автомобилей, велосипедов и самолетов. Компания прославилась за счет своих инновационных разработок, которые просто перевернули мир. Кроме того, Michelin была одной из первых, кто сумел создать популярного рекламного персонажа, ставшего символом компании на более чем 100 лет.

Пожалуй, единственное место, где компания не смогла толком закрепиться – это гонки Формула-1, где властвуют Bridgestone и Good-Year. Компания ушла из «формулы» в 2005 году. Впрочем, она участвует в других видах автогонок (в том числе и «24 часа Ле-Мана»), и даже организует свои, среди электромобилей.

Сегодня компанией должен был руководить представитель уже третьего поколения Мишленов, со времен основания компании. Но, увы, Эдуард Мишлен-младший, возглавивший компанию в 1999 году не так давно погиб. Он утонул на своей яхте. Никаких подробностей этого происшествия до сих пор нет.  К счастью, у Эдуарда были дети, которые в будущем должны возглавить компанию, делами которой сегодня руководит  Мишель Ролье, приходящийся Эдуарду двоюродным братом.

Собрано частично с разных источников.

Читайте также:

brenik.livejournal.com

Мишлен братья. Ретро автомобили – "Колесо фортуны"

Что означает мишленовская звезда? :: SYL.ru

Что мы знаем о высокой кухне? Большинство наших соотечественников имеют о ней весьма отдаленное представление, оно формируется благодаря зарубежным фильмам и красочным глянцевым журналам. Естественно, что непременным атрибутом высокой кухни, характеризующим ее, является загадочная мишленовская звезда. Что это такое? И почему она ценится шеф-поварами на вес золота?

История рождения золотой мишленовской звезды

Удивительно, но к созданию справочника Мишлен повара не имеют абсолютно никакого отношениями. Родоначальниками "Красного путеводителя" (так называют гид Мишлен) стали два брата - Эдуард и Андре. Предприимчивые юноши в конце девятнадцатого века сумели запустить производство шин для велосипедов. Эта деятельность начала приносить им существенный доход буквально с первых дней открытия завода. Автомобильный бум закрепил положение братьев Мишлен в данном сегменте рынка, они начали выпуск автомобильных шин и всячески рекламировали новомодные авто в целях процветания своего бизнеса.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого века Андре Мишлену пришла в голову мысль рекламировать автомобильные путешествия по странам Европы. А для того чтобы водителям было проще ориентироваться во встречающихся по пути достопримечательностях, кафе и отелях, он создал справочник, где разместил массу интересной и полезной для автомобилистов информации. Первый справочник был издан в красном цвете, что и определило его дальнейший дизайн. Все последующие справочники Мишлен выпускались именно в красном цвете, он стал отличительным знаком гида.

Кстати, некоторые заведения общественного питания Андре Мишлен помечал небольшой золотой звездой. Она означала, что в кафе или ресторане счет за ужин будет значительно выше среднего уровня, принятого по стране. Можно сказать, что это и была первая в истории высокой кухни мишленовская звезда.

Трансформация "Красного путеводителя"

Задуманный в качестве рекламного проекта гид Мишлен первоначально раздавался автомобилистам бесплатно. В 1920 году справочник стали продавать за небольшие деньги, в этот период времени рейтинг ресторанов, собранный в нем, стал занимать более пятидесяти процентов всей информации. Что, в свою очередь, навело братьев Мишлен на мысль о кардинальной смене направленности справочника. В итоге в 1926 году вышел первый выпуск гида, состоящий полностью из информации о ресторанах. Изначально заведения обозначались только одной звездой, но спустя четыре года было добавлено еще две звезды. С этого момента оценочная система ни разу не менялась, причем для многих ресторанов считается ценным уже одно упоминание заведения в гиде Мишлен. Данный факт обеспечивает ему популярность и толпы гостей, ведь к мнению гида прислушиваются абсолютно все гурманы. Почему же на протяжении десятков лет мишленовские звезды являются заветной мечтой шеф-поваров? Попробуем разобраться.

Гид Мишлен сегодня: краткая характеристика справочника

В настоящий момент гид Мишлен - это единственный в мире справочник, который дает беспристрастную оценку деятельности ресторанов. Благодаря мишленовским звездам гурманы всегда знают, куда необходимо пойти, чтобы испытать очередной кулинарный восторг. Ведь, придя в ресторан, указанный в гиде, вы можете быть абсолютно уверены, что получите обслуживание высокого класса, а блюда, поданные вам, окажутся сродни высокому искусству.

До сих пор со справочником Мишлен не было связано ни одного скандала, специалисты приезжают в ресторан тайно и не оглашают своего присутствия до самого конца вечера. Оценка всегда дается беспристрастно по совокупности различных факторов, которые до сих пор держатся в тайне. Инспекторов Мишлен невозможно подкупить, их репутация во все времена остается безупречной. Причем мишленовская звезда является единственно признанной во всем мире шкалой оценки таланта шеф-поваров.

Что означают звезды Мишлен?

Рестораны с мишленовскими звездами - это гордость страны. Ведь известны случаи, когда гурманы приезжали в страну только ради посещения заведения, имеющего три звезды Мишлен. Во всем мире таких ресторанов немного - чуть более шестидесяти. Ведь получить даже одну звезду крайне сложно, а две или три кажутся многим шеф-поварам просто несбыточной мечтой. Причем каждый ресторатор знает, что получение звезды не гарантирует пожизненного владения ею. Инспекторы посещают указанные в своем справочнике заведения регулярно, они могут отнять мишленовскую звезду или добавить еще одну к рейтингу. Что же означают эти звезды? Как правильно читать справочник?

На самом деле мишленовская шкала является четырехступеньчатой, но первый уровень довольно часто игнорируют эксперты высокой кухни, хотя такие заведения тоже заслуживают особого внимания гостей. Оценочная система выглядит следующим образом:

1. Упомянутые в справочники рестораны

Кухню в таких заведениях нельзя назвать высокой, но вы получите наслаждение от качественных блюд и приятной атмосферы. Обслуживание в таких ресторанах тоже всегда является предметом гордости его владельца.

2. Одна звезда

Если в вашем путешествии попадется данный ресторан, то смело заходите внутрь. Вас ожидает отличная кухня и крайне предупредительный персонал. Обстановка в таких заведениях идеально сочетается с общей концепцией.

3. Две звезды

Такое заведение можно назвать практически идеальным. Поэтому его стоит посетить, отклонившись от своего основного маршрута.

4. Три звезды

В такой ресторан стоит приезжать специально, бронирование столиков ведется за полтора-два месяца до визита. Можно сказать, что гости испытают невероятное наслаждение от кухни и обслуживания. Счет за ужин, впрочем, тоже вас удивит.

Просматривая гид Мишлен, имейте в виду, что подобные заведения - это дань роскоши. Вне этого списка существует масса прекрасных заведений, в которых путешественники могут получить вкусную еду в приятной атмосфере и великолепное обслуживание.

Критерии получения звезды Мишлен

До сегодняшнего дня никто, кроме инспекторов, не знает, какие нюансы учитываются при составлении отчета о визите в ресторан. Известно только, что их более четырнадцати. К тому же инспекторы никогда не ограничиваются одним визитом. Например, перед получением одной звезды ресторан посетят не менее четырех разных инспекторов Мишлен. Две звезды невозможно получить без десяти посещений, а вот заведения с тремя мишленовскими звездами могут похвастаться целыми межнациональными делегациями. Данный подход позволяет сохранить объективность инспекторов.

Виды гида Мишлен

Если вам кто-нибудь скажет, что появились рестораны в России с мишленовскими звездами, то не верьте. К сожалению или радости, инспекторы Мишлен еще не добрались до нашей страны. До сих пор она никак не упомянута в знаменитом "Красном путеводителе".

Эксперты Мишлен не слишком любят приступать к изучению новых стран. Изначально выпускался только один вид гида - по странам Европы. В него входили следующие страны:

  • Франция;
  • Испания;
  • Португалия;
  • Австрия и т.д.

Причем европейские заведения были внесены в разные справочники, эта тенденция сохраняется до сих пор. Со временем Мишлен добрался до американских заведений, выпустил гид по Нью-Йорку, Сан-Франциско и другим крупным городам. Большим открытием для гурманов оказался Токио. Данный город побил все французские рекорды по количеству заведений с мишленовскими звездами. Сейчас в гиде сто девяносто один ресторан из Японии, причем ежегодно появляются несколько новых десятков претендентов на получение звезды. Мишленовская звезда в России пока еще остается несбыточной мечтой шеф-поваров, работающих над созданием своего имени в мире высокой кухни.

Звезда Мишлен: особенности обладания

Обладание звездой Мишлен накладывает определенные обязательства. К примеру, заведение не может никаким образом выставлять звезду напоказ или упоминать о ней где-либо на территории ресторана. За такую рекламу инспектор вполне может лишить вас заветного золотого знака. Путешественники и гости города должны узнавать о рейтинге заведения только из гида Мишлен. Другого варианта не предусматривается.

Повара с мишленовскими звездами могут забрать их с собой, перейдя в другой ресторан. Да-да, рейтинг присуждается шеф-повару, а не заведению. Поэтому любой ресторатор заинтересован в том, чтобы у него работал звездный повар. Ведь данный факт сразу же поднимает ресторан в глазах гурманов и ценителей высокой кухни.

Рестораны с мишленовскими звездами в Москве: перспективы появления

Что мешает инспекторам Мишлен приехать в нашу страну? Объективных препятствий у них нет. Но вот большинство экспертов считают, что Россия далека от высокой кухни. Здесь люди делают выбор в по

carwheelblog.ru

Братья Мишлен зажигают звёзды | Журнал «Интервью: Люди и события»

Лидер мировой шинной индустрии, концерн Michelin имеет более чем вековую историю, в которой нетипично всё — от неожиданного возникновения до безоговорочного авторитета в деле, далёком от производства покрышек.

Текст: Дмитрий Пушкарев

Рекламный парадокс

Андре Мишлен в 1900 году задумал создать справочник, который мог бы пригодиться в дороге. Эдакий гид по отелям, ремонтным мастерским, платным автомобильным стоянкам, ресторанам и кафе. Постепенно функция путеводителя с картой автодорог отошла на задний план, а вот рестораны и качество их кухни стали основным содержанием. Возникла идея указывать рейтинг ресторанов, помечая звёздочками лучшие. В 1926-м наилучшим кухням присваивали почётную звезду. В 30-х добавились ещё две. Так, одна звезда означала (это актуально и сегодня), что кухня — превосходная, и есть смысл зайти по дороге. Две звезды — кухня настолько хороша, что есть смысл свернуть с пути. Три звезды означают, что кухня — выше всяких похвал, а повар — гений, и посему есть смысл предпринять отдельное путешествие в этот ресторан. Сегодня Красный Гид Мишлена — самый авторитетный источник информации о лучших ресторанах мира, а звезда Мишлена — высочайшая награда для европейского ресторатора. Даже простое упоминание ресторана в справочнике — это уже указание на высокое качество его кухни. Если же ресторан имеет одну звезду Мишлена — это очень серьёзная награда. Звёзды присуждаются каждый год, раздаются очень скупо и легко снимаются. В течение года неизвестные никому гурманы-эксперты путешествуют по заведениям, чтобы оценивать качество блюд. Под наблюдением оказываются не только претенденты на звёзды, но и те, у кого они уже есть. Дело в том, что ни один ресторан не может получить звезду навсегда. Зато может лишиться знака отличия, если кухня перестаёт соответствовать «звёздному» статусу.

В 2009 году в парижском Мишленовском гиде отмечено 26 ресторанов с тремя звёздами, 73 — с двумя звёздами и 449 — с одной звездой. Всего же в мире насчитывается 72 шеф-повара, чьи заведения могут похвастаться тремя почётными знаками. Первый гид вышел в 1900 году тиражом 35 тысяч экземпляров.

Наследство

Знай Андре и Эдуард Мишлен заранее, что они станут пионерами шинного производства, они бы немало изумились. Старший Андре был инженером, блестящим выпускником «Эколь Сентраль» — лучшего технического учебного заведения Европы. Благодаря второму образованию — архитектурному — он занимался внедрением металлических крепежей в различные конструкции. Младший же был одержим только живописью. Братья не помышляли ни о каких совместных проектах. Так бы тому и быть, если бы дедушка Аристид Барбье не оставил внукам в наследство предприятие, производящее сантехнические продукты, а также тормозные колодки, ремни и прочую мелочь. Предприятие в наследство — не так плохо, особенно, если оно прибыльно! Но фабрика в глухой провинции Клермон-Ферран была на грани краха. Тем не менее, Андре занял должность временного управляющего, спасая семейное дело. Эдуарду тоже пришлось забыть о мольберте и кистях. 28 марта 1889 года братья встали у руля предприятия с новым названием Michelin & К.

Тише едешь — дальше будешь

Общие продажи фабрики были ничтожно малы. Лишь две позиции на удивление бойко расходились: резиновые детские мячи и тормозные колодки, которые придумал Андре. Вместо железа и чугуна на рабочих поверхностях он предложил использовать каучук. На Всемирной выставке 1889 года инновация имела резонанс: при торможении новые колодки не издавали скрежета и поэтому были запатентованы Michelin & К под названием The Silent — «Тихие». Это был первый большой успех. А в 1891 году велосипедист Шарль Террон, использовавший съёмные пневматические шины Michelin, одержал победу в марафоне Париж — Бордо — Париж. Триумф! Шампанское! Хвалебная пресса! Дальше братья придумали замечательный по простоте и гениальности пиар-ход: устроить гонку Париж — Клермон-Ферран, усыпав трассу гвоздями. Участникам предложили новинку — съёмные велосипедные шины. Им колющие препятствия были нипочём. О чуде инженерной мысли пошла молва по всему миру. В последующие два года 10 тысяч владельцев велосипедов предпочли шины Michelin. Доходы братьев возросли многократно.

В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег, организованный французским журналистом Пьером Жиффаром. Конечно, он сильно отличался от того, что сегодня принято называть автопробегом. Максимальная скорость, которую тогда могли развивать автомобили, составляла 21 км/час, что на 4 км/час было выше скорости велосипеда. За этим средством передвижения стояло будущее шин. Вскоре фабрика в Клермон-Ферране полностью изменила ассортимент продукции, предлагая теперь надувные шины для любого средства передвижения: от автомобиля до детской коляски.

Триумф Бибендума

Оставалось придумать для продукции фирменный символ, товарный знак, чтобы бренд Michelin стал узнаваемым. Идея пришла в голову Эдуарду, когда он наблюдал за тем, как рабочий выкладывал автомобильные покрышки для рекламного стенда. Воображение художника дорисовало стопке шин ручки, ножки и голову. Но сам образ создал не Мишлен, а художник-карикатурист Мариус Российон благодаря стечению обстоятельств. Один пивовар из Мюнхена отказался от рекламного плаката, созданного карикатуристом, где был изображен король пивоваров Гамбринус в окружении пьянчуг, потрясающих пустыми кружками. «Nunc est bibendum!» — «кричали» они. («Если пить, так сейчас!», ода эпикурейца Горация). Пузатый, весь в складках жира, Гамбринус мгновенно перевоплотился в «шинного человечка». Так на свет появился Бибендум. Культовый логотип, прославивший своих создателей и принесший им огромное состояние. Вместо кружки с пивом ему дорисовали кубок с гвоздями, которые он легко проглатывал, ни разу не «проколовшись»... Но всё же кубок, хоть даже и с гвоздями, не должен был ассоциироваться с безопасным во всех отношениях персонажем. И «шинный человечек» остался «с пустыми руками».

Впервые в истории рекламы была развернута столь массовая и агрессивная кампания такого прозаического продукта, как шины. Бибендум каждый понедельник появлялся в газетах в самых невероятных образах: то ангела-хранителя автомобилистов в облаках, то аккордеониста, наигрывающего танцовщице, то римского императора. При этом Бибендум давал всевозможные рекомендации для монтажа надувной покрышки, «презентовал» новые модели и даже «советовал», как сдать экзамены на водительские права. «Понедельники» повторялись в течение 13 лет! К тому времени на шинах Michelin были одержаны практически все победы во всех возможных вело-, мото- и автогонках. А Бибендум «переселился» на чайные кружки и столовые приборы, шоколад и мыло, не говоря уже о его «прописке» в ремонтных мастерских и гаражах. Он был и с сигарой в зубах, и в пенсне, и в цилиндре, и вообще, про Бибендума уже можно было снимать кино. «Шинный человечек» стал первым виртуальным рекламным персонажем на рубеже XIX-XX веков.

Сегодня Бибендума знает весь мир. Ему уже перевалило за 100 лет, но он ничуть не постарел.

interviewmg.ru

История Michelin

Первым толчком к появлению фирмы Michelin стало банальное письмо, которое в 1886 г. получил из родного Клермон-Феррана инженер Андре Мишлен. В нем сообщалось, что небольшая семейная мануфактура по выпуску пожарных помп, мячей и других резиновых изделий вот-вот обанкротится и дела требуют его немедленного присутствия. Естественно, молодой человек бросился домой – спасать фамильный бизнес. Правда, была при этом одна закавыка: он и понятия не имел о том, как надо работать с каучуком. Так что пришлось постигать все тонкости производства с нуля.

Конечно же, работать одному было нелегко, и Андре попросил о помощи брата Эдуарда. Тот, будучи профессиональным художником, к такому повороту в жизни готов не был, тем не менее через какое-то время все же согласился. И вскоре они уже вместе начали наводить порядок в фирме, которая постепенно стала выходить из кризиса. А в 1889 г. в Клермон-Ферране на ее базе появилось и новое предприятие – Michelin & Со., которое и возглавили Андре и Эдуард Мишлен. Правда, проблем оставалось еще много. И главным стал вопрос о том, а что, собственно, делать дальше: основной продукцией компании в тот период были резиновые мячи и бесшумные тормозные колодки, но на такой мелочовке много не заработаешь.

Его величество случай

Весной 1889 г. по Клермон-Феррану проезжал некий велосипедист. На его бисиклете стояли пневматические шины Данлопа. Именно в Клермоне он пропорол пневматик и, узнав о существовании в городе резиновой фабрики, обратился туда за помощью. Братья Мишлен помогли спортсмену, а Эдуард, которого заинтересовали пневматики, стал размышлять над их усовершенствованием. Пневматическая шина Данлопа крепилась к колесу намертво и менялась вместе с колесом. Эдуарду же пришла в голову мысль сделать шину съемной, чтобы при проколе можно было менять только ее.

Изобретя новинку, братья Мишлен придумали простой, но действенный способ заставить мир обратить на нее внимание. Признание их детищу могла принести победа в крупной велогонке. Риск в этом был немалый: если победит кто-либо из конкурентов, то изобретение будет похоронено, едва родившись. А значит, ставку надо было делать на фаворита состязаний. Но ведь не каждый гонщик согласится рискнуть репутацией и гонораром ради сомнительного удовольствия опробовать чью-то идею. Дело в том, что лучшие пневматики в то время выходили из строя, пройдя два десятка километров. Дистанция больших гонок – более 1000 км. Так кто же согласится их использовать?! Лучше уж растрясти кости на цельнорезиновых шинах, чем бесконечно менять надувные.

Гвоздем сезона 1891 г. стала сентябрьская велогонка Париж – Брест – Париж протяженностью 1200 км. И после долгих уговоров братья все же уломали известного спортсмена Шарля Террона использовать их продукт. Наверное, до старта он корил себя за мягкотелость. Но не после финиша: Террон выиграл соревнования! С того момента и началось восхождение шин Michelin к мировой известности. Благодаря победе в гонке и грамотной рекламной кампании съемные пневматические шины заинтересовали многих.

Важной вехой в истории фирмы стал 1894 г., когда она начала выпуск пневматических шин для фиакров. Извозчики и их клиенты быстро оценили достоинства новинки – комфорт и бесшумность в сравнении с железными колесами просто поражали. К тому же резиновые покрышки не портили мостовых, и вскоре все парижские фиакры “переобули” в мишленовскую “резину”.

А следующий, 1895 г., открыл историю настоящих автогонок. Первое состязание проходило на маршруте Париж – Бордо – Париж, участие в нем приняли несколько десятков экипажей. По условиям автомобили должны были завершить пробег не позднее установленного времени. На старт под № 46 вышел и автомобиль братьев Мишлен, оснащенный съемными пневматическими шинами. И хотя первым к финишу тогда пришел Эмиль Левассор, братья смогли уложиться в установленный регламентом срок. Для них это было равносильно победе, поскольку их шина доказала свою пригодность для использования на новом, перспективном транспортном средстве.

А уже в 1899 г. бельгиец Камиль Женатци на электромобиле “Вечно недовольная” с шинами Michelin установил мировой рекорд скорости, преодолев рубеж 100 км/ч. Это дало новый толчок производству автошин в Клермон-Ферране. Завод начал развиваться: число работников с 1895 по 1905 гг. увеличилось с 300 до 3000 человек.

Эра Бибендума

Пора вспомнить и о забавном персонаже по имени Бибендум, который уже более века служит символом марки Michelin. В ходе подготовки к выставке в Лионе в 1894 г. ответственный за оформление стенда сложил шины разного диаметра в виде колонн по обе его стороны. Глядя на это, Эдуард Мишлен сказал брату: “Если добавить руки, получится человечек”. И через некоторое время из-под кисти художника О’Галопа, нанятого братьями, тот появился. Имя “шинному толстячку” придумали благодаря древнеримскому поэту Горацию, который, призывая друзей на пир, восклицал: “Nunc est bibendum!”, что в вольном переводе с латыни означало: “А теперь время выпить!”

Изречение очень подходило к словам Андре Мишлена, который, описывая работу пневматической шины, говорил, что она “выпивает” неровности дороги. Окончательный эскиз Бибендума был утвержден в апреле 1898 г., а уже в июне публика увидела его в Париже на автосалоне. Посетителей на стенд Michelin привлекал огромный картонный барельеф – в его цоколе стоял граммофон, из которого раздавались стихи, песенки, монологи. А на велосипедном салоне в декабре того же года публику развлекал специально нанятый актер, одетый в шинные “доспехи”.

Образ Бибендума, разбитного гуляки и эпатажника, сопровождал рекламные акции Michelin на протяжении многих лет. Разумеется, он не раз менялся. Как и сама компания. Из молодой, агрессивной фирмы она превращалась в крупную, уверенную в себе компанию с филиалами по всему миру: в России, Юго-Восточной Азии, Африке, Латинской Америке. Девизом марки стало: “Мы выпускаем шины только одного качества – высшего!”

К началу Первой мировой войны Michelin приобрела мировую известность и стала одним из крупнейших в Европе производителей шин. Правда, с началом боевых действий шинное производство пришлось свернуть и переквалифицироваться на выпуск авиационной продукции. Но после заключения мира Бибендум вновь принялся рекламировать шины из Клермон-Феррана.

Компания развивалась, разрабатывала и выпускала новые типы шин, служившие в самых тяжелых условиях. Так, знаменитые рейды автомобилей Citroen по Африке и Азии в 20-х и 30-х годах прошлого века оказались удачными еще и потому, что машины участников, наряду с гусеницами Кегресса, были оборудованы и мишленовскими шинами. Вклад, который фирма внесла в историю техники, переоценить невозможно, ведь именно ее специалисты изобрели и внедрили шины для поездов метро и железных дорог. Благодаря их деятельности появились покрышки радиальной конструкции. Шины Michelin широко используются в авиации и спорте, ими были оснащены “Шаттлы”, доставлявшие американских астронавтов в космос, и болиды “Формулы-1”.

Сегодня Michelin – это более 70 предприятий в двух десятках стран, где работает свыше 120 тыс. человек, выпускающих ежегодно около 200 млн шин, которые продаются на 170 рынках. В 2004 г. доля группы на мировом рынке превысила 20%. Компания не только проводит исследования в области шинного производства и охраны окружающей среды, но и участвует в общественных и благотворительных фондах, акциях и мероприятиях. Ее главный принцип – “Прогресс и ответственность”. 

Автор Константин Владимиров, обозреватель журнала "Автопанорама" Издание Автопанорама №1 2014 Фото фото фирмы-производителя

www.motorpage.ru

Автомобильные истории: «Мишлен»

4 апреля 1931 года скончался Андре Мишлен, французский инженер и промышленник, учредивший вместе с братом Эдуардом компанию по производству автомобильных покрышек Michelin. Фирма известна многим еще и по выпуску ресторанного гида. Как возник этот неожиданный симбиоз, разбиралась автор diletant. media Марина Максимова.

Братья Мишлен не имели никакого отношения ни к ресторанам, ни к автомобильной промышленности. Именно так начинается эта необычная история. Старший Андре хоть и был инженером по первому образованию, но занимался внедрением металлических крепежей в различные конструкции. Младший — Эдуард был художником. Все стало меняться, когда дедушка оставил им в наследство фирму, выпускающую разные детали: тормозные колодки, клапаны, трубы, ремни. Предприятие было убыточным. 28 марта 1889 года братьям пришлось встать у руля компании с новым названием Michelin & К, чтобы спасти семейный бизнес.

Братья Мишлен

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что один вид товара расходится очень хорошо — тормозные колодки. Вместо железа и чугуна на рабочих поверхностях Андре предложил использовать каучук. Инновацию оценили: при торможении новые колодки не издавали скрежета и поэтому были запатентованы Michelin & К под названием The Silent — «Тихие». Это был первый большой успех. А в 1891 году велосипедист Шарль Террон, использовавший съёмные пневматические шины Michelin, одержал победу в марафоне Париж — Бордо — Париж.

Основатели Michelin не имели отношения к автопромышленности

Здесь стоит отметить, что раньше велосипедные шины приклеивали к ободу, Андре Мишлен сделал их съемными. Новинка была так практична, что вскоре большинство владельцев велосипедов стали предпочитать шины Michelin. С этого момента слово «убыточный» к бизнесу братьев не относилось. Вскоре фабрика в Клермон-Ферране полностью изменила ассортимент продукции, предлагая теперь надувные шины для любого средства передвижения: от автомобиля до детской коляски.

Даже не автомобилисты знают символ компании Michelin — это человечек из автомобильных покрышек.

Бибендум символизирует гладкую дорогу и комфортную езду

Знаменитый Бибендум появился у компании не сразу. Эдуард Мишлен как-то увидел, как на одной из выставок декорировали рекламный стенд — там были стопками сложены покрышки. Он решил, что, если к этой груде «добавить» руки и ноги, то получится человечек.

В Michelin первыми придумали съемные шины для велосипеда

Однако воплотил идею в жизнь через 4 года не он, а художник-карикатурист Мариус Россиллон. Он показал Андре свой рекламный набросок, на котором была изображена полная, пузатая фигура короля пивоварения Гамбринуса. Он держал огромную кружку пива и произносил слова древнеримского поэта Горация на латинском языке: «Nunc est bibendum» («Пить — так сейчас!»). Эта картинка должна была стать рекламой Мюнхенского пивоваренного завода, но клиент отказался от нее. Андре сразу согласился заменить фигуру персонажем из шин. Вместо кружки с пивом ему дорисовали кубок с гвоздями, которые он легко проглатывал, ни разу не «проколовшись».

Изначальный вариант Бибендума

Первый официальный рекламный постер был изготовлен в 1898 году. Но в дальнейшем от бокала и фразы пришлось отказаться, поскольку они намекали на алкоголь, а за рулем пить нельзя.

Между тем, российские автомобилисты знакомы с маркой Michelin уже давно. В 1898 году в Санкт-Петербурге вышла первая отечественная книга, посвященная автомобилям: «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бензиновыми и электрическими двигателями». Издателем стал Н. Песоцкий. Компании Michelin там были посвящены целые две главы.

До 2006 года компания Michelin, так же как и Bridgestone, была поставщиком шин для Формулы-1. Она выиграла более 100 Гран-при и семь чемпионатов мира с самыми крупными марками автомобилей. Однако после громкого скандала летом 2005 года, когда во время Гран-при США из соображений безопасности были сняты с гонок все болиды с шинами Michelin — а это 14 машин, — компания демонстративно покинула Королевские гонки.

Michelin ушла из Формулы-1 после громкого скандала

Знаменита компания Michelin еще и двумя гидами: красным и зеленым. Первый рекомендует хорошие рестораны, второй рассчитан на путешественников. Но это уже другая история.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

"Пежо-Молния" братьев Мишлен! : diecast_43

После того как Эдуард Мишлен (один из создателей одного из известнейших производителей автомобильных шин в мире компании Michelin), попытался помочь случайно проезжавшему мимо его предприятия в Клермон - Ферране велосипедисту починить  пневматическую шину Dunlop ( что кстати потребовало от него более 20 часов времени и  большого упорства, так как пришлось сначала прочесть шестидесятистраничную инструкцию, а затем выполнить все операции по приклеиванию шины на место на обод колеса велосипеда) он твердо понял – необходимо создать съемную шину, чтобы любой смог в течении 15 минут установить новую взамен вышедшей из строя!

Братья Мишлен. Эдуард (слева) и Андре (справа).

Через два года Эдуард получил патент, а его быстро сменяющиеся пневматические шины (любой мастер компании делал это меньше чем за две минуты и готов был научить этому любого желающего) показали себя в 1891 году с наилучшей стороны на велосипеде победителя велогонки «Париж-Брест-Париж» Шарля Террона. Съемная пневматическая шина мгновенно завоевала велосипед, чуть позже в 1894 году колеса конных фиакров Парижа и других французских городов.

Шарль Террон со своим велосипедом

Тут бы многие и остановились, ведь прибыль баснословная, работы не початый край. Идет стройка новых производственных помещений в  Клермон – Ферране, открытие торговых домов во множестве городов Франции, однако братья Эдуард и Андре Мишлен не остановились. Они стали искать применение съемных шин на новинке конца XIX века – автомобиле. Братья Мишлен наблюдали за перипетиями состязаний автопробега «Париж-Руан» 1894 года и по его окончании, вслушиваясь в полемику графа Де Диона, барона Ван Цюилена ( кстати будущего президента Автомобильного клуба Франции), газетного магната Гордона Бенетта, гонщика  и конструктора автомобилей Эмиля Левассора и других увлеченных автомобилистов, твердо решили принять участие в гонке на скорость, протяженностью 1200 км по маршруту «Париж-Бордо-Париж».

Андре Мишлен убеждал своего брата:  «Мы должны работать не над вчерашними и даже не над сегодняшними идеями, а над завтрашними перспективами. Автомобиль окончательно вытеснит лошадь, как только окажется на шинах! Чем сложнее проблема, тем у нас больше шансов решить ее первыми. Наш автомобиль должен был быть оснащен не жесткими резиновыми шинами, а съемными пневматическими! Впервые в мире!»

Для братьев Мишлен это была сложная цель, ведь вес автомобиля больше чем велосипеда или фиакра, да и дороги за городом менее приспособлены для пневматических шин, чем в пределах городских улиц.

По воспоминаниям технического главы предприятия Michelin Эдуарда Мишлена, сначала в гонке хотели выставить автомобиль Benz, который в Клермон – Ферране все называли «Ласточка» (L'Hirondelle). К сожалению не ясно какой Benz точно, Velo, Vicotria или Vis-à-vis. Автомобиль пригнал из Парижа  Андре Мишлен, его оснастили съемными пневматическими шинами и он отправился назад в столицу Франции, распугивая грохотом своего двигателя сельских обывателей и пасущийся скот. Однако до Парижа «Ласточка» своим ходом не добралась, двигатель вышел из строя из-за попавшей в него воды, как в наши дни сказали бы из-за гидроудара.

Братьев это расстроило, однако от намеченной цели они не отказались. Теперь решили установить вместо родного сломанного двигателя на шасси Benz, четырехсильный лодочный двигатель Daimler, прославившие своего изобретателя приемлемой надежностью. Инженеры Michelin долго мучились, но все же автомобиль, получивший прозвище «Паук» (L'Araignée) поехал, однако, толи из-за ошибок в конструкции, толи из-за неопытности водителя, уехал он не далеко, дважды врезался в деревья, нанося травмы как механику с водителем, так и самому себе. Автомобиль полностью разбили.

Однако и это не остановило братьев Мишлен. В третьей попытке они приобрели подержанное шасси Peugeot с двигателем мощностью в половины лошадиной силы. Инженеры Michelin демонтировали родной двигатель и установили имевшийся двигатель Daimler. Так как он был больше, сзади появился объемный ящик – двигательный отсек. Автомобиль стал тяжелее, и очень трудно управляем. Eго не возможно  было удержать на прямой, поэтому он постоянно двигался зигзагами, за что и получил прозвище -  «Молния» (L'Éclair).  Перед гонкой «Париж-Бордо-Париж»  «Молния»  дважды попадал в аварии и сотрудники  Michelin наотрез отказались управлять и в гонке, боясь за свою жизнь. Братья Мишлен решили участвовать  самостоятельно.

«Молния»

На  «Молнии» с установленными съемными пневматическими шинами и дополнительными фарами они выехали 11 июня 1895 года на Марсово поле, где проводился осмотр автомобилей перед стартом гонки в Версале. Авто братьев Мишлен имел номер 46 - последний, среди всех зарегистрированных участников, за ручкой управления восседал младший брат – Андре Мишлен, Эдуард находился рядом в качестве механика.

Братья Мишлен и «Молния»

В результате, первым финишировал в гонке Эмиль Левассор, он на своем автомобиле Panhard-Levassor с прозвищем «Пам-Пам» преодолел 1200 км дистанции за 48 часов 47 минут, со средней скоростью 24,6 км\ч. Эмиль, после финиша воскликнул, вспоминая о скорости : «Это безумие! Я разгонялся до скорости 30 км\ч».  (Именно эти слова в качестве эпитафии поместили на памятнике Эмилю Левассору после его гибели в 1897 году в гонке «Париж-Марсель»)

Первый приз Левассор   не получил,  его машина не соответствовала регламенту - не являлась четырхместной. Первый приз получил Пол Коечлин, выступавший на Peugeot и финишировавший на 6 часов позже Левассора.

Братья Мишлен приехали к финишу последними, через более чем двое суток после  Левассора, потратив на прохождение дистанции 100 часов.  Более пяти десятков раз они меняли съемные пневматические шины конструкции Эдуарда Мишлена ( не потому что шины были плохи, дело в том, что на сельских дорогах в те времена валялись тонны гвоздей, выпавших из лошадиных копыт, к которым прибивали подковы). Над ними смеялись публика и журналисты, но братьев это не волновало, они доехали до финиша, в отличие от множества других участников сошедших с дистанции! Братья Мишлен доказали, что пневматические шины на автомобиле, могут также успешно применяться как на велосипедах и фиакрах! Через пять лет никто в этом уже не сомневался, это стало нормой и, совершенствуясь в деталях, используется до сих пор!

«Молния» в прессе после гонки

Сегодня  «Молнию» можно увидеть в музее Michelin в Клермон-Ферране (тут есть неплохой пост о нем) .

«Молния» в музее

Она не всегда там стоит, но и путешествует по миру, например в США, когда праздновался ее сто двадцатый юбилей в 2015 году.  Я не уверен, но мне кажется это все же реплика.

В 2006 году в качестве бонуса для коллекционеров компания Altaya, выпускавшая с 2005 по 2008 год серию копий автомобилей в масштабе 1\43 под названием Collection Michelin ( с моделями входившими в эту серию можно познакомиться тут, тут или тут)  выпустила копию «Молнии», правда не вариант автомобиля, участвующего в гонке ( на модели нет номера 46 и больше рекламы), а тот что находится в экспозиции музея  Michelin.

Прекрасная и единственная известная мне копия этого легендарного автомобиля в масштабе 1\43. Вот она.

Конечно это уровень журналки,  но ничего более проработанного на данный момент в 43 масштабе нет.

Существуют другие работы, например копия, выполненная в одном экземпляре ветераном Michelin Жаком Тачетом, представленная им на очередной встрече пенсионеров любителей масштабного моделизма Michelin в августе 2012 года.

Жак Тачет и его модель

Однако она гораздо крупнее и точно недоступна другим коллекционерам и любителям автомобильной истории.  Если кто-то видел копии     «Молнии» от других производителей в масштабе 1\43, пишите в личку, буду очень признателен. Кому интересен мой обзор книги Константина Шляхтинского "Русские страницы мишлен" прошу сюда  

diecast-43.livejournal.com

Мишленовская звезда – что же это? |

Рейтинг Мишлен считают библией гастрономической индустрии, Святым Граалем шеф-поваров и критиков. Сколько раз мы упоминали этот термин в своих статьях, но никогда не пытались объяснить его. Сегодня для новичков-любителей высокой кухни мы решили рассказать о рейтинге Мишлена и его звездах.

Рейтинг Мишлен

Начнем с истории

Говорят, что Франция изобрела гастрономию, а рейтинг Мишлена ее официально зарегистрировал. Идея путеводителя родилась в 1900 году в автомобильном секторе. Братья Мишлен, основатели одноименной компании-производителя шин для автомобилей подумали, что было бы интересно создать каталог с практической информацией о том, где можно поесть и поспать в дороге. С тех пор рейтинг стал невероятно популярным и одним из самых влиятельных в мире.

Критерии присуждения звезды Мишлена 

В 1926 году братья Мишлен решили изменить направление своего путеводителя, в результате чего он преобрел исключительно гастрономических характер.  Говорят, что эксперты оценивают заведение по 14 критериям и все они являются коммерческой тайной. Однако известен главный – кухня. Атмосфера, обслуживание, интерьер и ценовая ниша – вторичны. Один лишь факт упоминания ресторана в Красном гиде, даже без присуждения звезды, является признанием мастерства шефа и может послужить мощным толчком к коммерческому успеху.

  • 1 звезда  -  отменная кухня
  • 2 звезды – отличная кухня, достойная того, чтобы ее включили в маршрут
  • 3 звезды – великолепная работа шефа, ради которой можно отправиться в отдельное путешествие.

Мишлен награждает звездами скорее не рестораны, а  шефов. Поэтому звезда может перейти от одного ресторана к другому, если шеф решит уйти.

Как это работает?

Мишлен награждает лучшие рестораны звездами с помощью специальных анонимных посетителей, которые ездят по всему миру и оценивают различные заведения по всем возможным пунктам: от вазочки с цветами на столе до точки готовности блюда, винного погреба и возможности припарковать машину. Затем эти данные собирают и формируют отчет, который и определяет рейтинг лучших заведений в мире.Максимальное количество звезд, которое может получить ресторан – три. Перед тем, как получить свою первую звезду, кандидата ожидает минимум четыре визита международных инспекторов. Вторая звезда присуждается за 10 визитов. А третья – после тщательного осмотра ресторана делегацией международных экспертов.

Кому важен рейтинг Мишлена и его звезды?

Каждому уважающему себя гурману или же любителю высокой кухни, но, в первую очередь, он необходим шеф-поварам. Система оценки Мишлена является единственной признанной во всем в мире шкалой, которая позволяет осмотреть и сравнить лучшие заведения на планете.

Какую роль в этом играет Интернет?

Мишлен понимает, что времена изменились, и что социальные сети перевернули влияние рейтинга с ног на голову. Сейчас развивается много различных интернет-проектов, где пользователи сами могут оценивать заведения по всему миру, смотреть отзывы, выбирать. Но не следует путать массовые заведения и высокую кухню. Как бы там ни было, традициональная и современная классификация существуют и взаимодополняют друг друга. Каждый выбирает сам, что ему больше по душе. Иммено поэтому, мы стали питаться лучше, мы выбираем продукты и заведения, мы проверяем информацию, интересуемся, читаем рейтинги. Именно Интернет помог нам дорасти до этого!

Давид Муньос с супрогой на церемонии Мишлен

Подводя итог, хотелось бы еще раз напомнить список испанских шеф-поваров, отмеченных самой высокой наградой Мишлена – тремя звездами Мишлена

После исчезновения elBulli Феррана Адриа и смерти Санти Сантамариа в Испании осталось только шесть ресторанов, удостоенных 3-х здезд Мишлена, среди которых El Celler de Can Roca братьев Рока, Sant Pau Карме Рускальеда, Akelarre Педро Субиханы, Arzak Хуана Мараи Арсак, DiverXo –Давида Муньоса и Martín Berasategui – Мартина Берасатеги. Три басконца, два каталанца и один мадридец.

На эту же тему

chef-espanol.ru