крути педали...

Штампованные колёсные диски. Стальной диск


Информация о стальных штампованных дисках - что полезно знать

Колеса даром / Диски / Полезная информация / Стальные колесные диски

Среди дисков нет более распространенной конструкции, чем штампованный стальной диск. Он состоит из штампованного обода и такой же тарелки (самого диска).

Диск (тарелку) делают из листа стали по спецпрофилю (для увеличения жесткости). Колесный обод тоже штампуют из стали. Части соединяют вместе с помощью точной контактной сварки. В конце процесса стальной диск защищают специальным покрытием. Оно может быть эмалевым, порошковым и т.д.

Плюсы стальной штамповки

Стальной диск — это самая распространенная деталь автомобилей, выходящих с заводов в различных уголках мира. Секрета популярности здесь нет, есть экономическая целесообразность: стальные диски — это низкая цена и простота изготовления. Все знают, что такое простой стальной штампованный диск. А многие еще и знают о его больших плюсах. Их, минимум, два. Стальной диск не разрушается даже при очень сильном ударе. Сминаясь, он остается работоспособной частью машины, поглощает энергию удара, берет на себя основной урон, превращаясь в своеобразный барьер. Благодаря этому, механизмы рулевого управления и подвески получают лишь небольшие повреждения.

Вторым замечательным качеством стального диска стала возможность привести деформированное колесо в исходное состояние после восстановительных работ.

Минусы стальной штамповки

С виду подобные диски не вызывают каких-то особенных чувств. Чтобы сделать колеса более интересными или оригинальными их закрывают продающимися в каждом магазине колпаками. Или вообще оставляют все без изменений. Особенно при установке на автомобили для работы, перевозящие, скажем, грузы в труднодоступные или просто отдаленные районы. Это тот самый случай, когда и не нужно ничего придумывать.

Другое дело, если у Вас красивая машина, купленная не только для перевозок, но и для создания или укрепления определенного имиджа. Здесь стальная штамповка может все испортить. Вместе с непритязательной внешностью стальной диск имеет еще один неприятный недостаток — большой вес. При эксплуатации он ухудшает характеристики автомобиля. Для снижения веса нужно делать стенки диска тоньше. Что недопустимо, так как это отрицательно сказывается на прочности диска, нарушая условие достаточного сопротивления деформациям.

Стальной диск имеет и третий недостаток: он не может серьезно противостоять коррозии. Из-за слабой сопротивляемости материала коррозия начинает быстро прогрессировать, как только разрушается защитное покрытие стального диска.

Выбор штампованных дисков

На российском рынке сегодня есть огромный выбор штампованных дисков из стали. Что выбрать? Экземпляры отечественного производства или иностранного? Здесь лучше решать самому покупателю.

www.kolesa-darom.ru

Стальные колесные диски

Стальные колесные диски благодаря их дешевизне и простой конструкции применяются во многих автомобилях и других колесных транспортных средствах. Обычно их включают в самую дешевую стандартную комплектацию многих моделей легковых автомобилей.

Часто стальные колесные диски выглядят слишком простыми и не притязательными по сравнению с более дорогими легкосплавными собратьями — алюминиевыми или магниевыми колесными дисками. Поэтому их часто снабжают пластиковыми колпаками, которые часто  имитируют крутые и навороченные спицевые легкосплавные колесные диски.

Первые автомобильные колеса/колесные диски

Самые первые автомобильные колеса были деревянными и были похожи на колеса железнодорожных вагонов. С увеличением скоростей и нагрузок возникла потребность в колесах из более прочных материалов и конструкций. Около 1900 года появились первые спицевые колеса. Их первоначальная конструкция включала стальную ступицу и бесчисленные стальные спицы, которые соединяли ступицу с ободом. Появление стальных колес совпало с изобретением надувных шин, что обеспечило упругое взаимодействие автомобиля с дефектами дороги и обеспечило больший комфорту водителю и пассажирам. Конструкция стальных колесных дисков практически не менялась в течение почти столетия – разве что менялись стали и технологии их изготовления.

Рисунок 1 – Стальное штампованное колесо, 1910 год (источник – autosteel.org)

Рисунок 2 – Спицевое стальное колесо, 1920 год (источник – autosteel.org)

Конкуренты стальных колесных дисков — легкосплавные колесные диски

Новшества в колесных дисках коснулись в первую очередь материалов – вместо стали в них стали применять легкие металлические  сплавы, в основном, алюминиевые. Алюминиевые колесные диски изготавливают двумя методами — литьем и ковкой-штамповкой.

См. подробнее:Кованые алюминиевые колесные дискиЛитые алюминиевые колесные дискиАлюминиевые колесные диски

Особенности стального колесного диска

Каждый колесный диск, так или иначе, имеет три конструкционных элемента: ступицу, спицы и обод. Иногда они причудливо переходят друг в друга или поглощают один другого. Стальной колесный диск обычно состоит двух или более отдельных деталей из листовой стали, которые соединены между собой сваркой, клепкой или болтами. Поэтому он, конечно, тяжелее, чем алюминиевый и, тем более, магниевый, колесный диск таких же размеров. Это делает его менее экономным по расходу топлива, более медленным при ускорениях и более трудным в обслуживании.

Если за стальным колесным диском не следить и не красить его, то он заржавеет и от этого скорее погнется или покоробится. Главное преимущество стальных дисков перед алюминиевыми – их дешевизна. Это одно, по сути, и дает то, что они остаются популярными среди как производителей, так и водителей.

Рисунок 3 – Стальные колесные диски с 1935 по 1980 год (источник – autosteel.org)

Летом – алюминиевые, зимой — стальные

Многие владельцы автомобилей, особенно заднеприводных автомобилей, предпочитают имеет два комплекта колес – один комплект легкосплавный – алюминиевый — с высокачественными шинами для лета, и стальной комплект колесных дисков с зимними шинами. Поскольку стальные колесные диски прочные и относительно дешевые зимой их часто применяют с зимними шинами. В более жестких зимних условиях стальные колесные диски представляют собой оптимальный по цене вариант для езды по снегу, льду и дорогам, посыпанным солью без боязни повредить красивую поверхность алюминиевых дисковых колес. Стальное колесо на многих машинах применяют как запасное в сборе с шиной, даже если обычно машина имеет легкосплавные колеса.

Кроме того, понятно, стальные колесные диски понижают центр тяжести автомобиля и от этого  вождение авто становится больше похожим на вождение танка. Очевидно, что летом это совсем нежелательно. Однако зимой это может быть существенным физическим и психологическим преимуществом. Более тяжелые колеса заставляют шины вгрызаться в снег, что делает машину более управляемой на заснеженной дороге, а чувство дополнительной жесткости и тяжести машины, говорят, придает водителю уверенности на снежной и скользкой дороге.

Рисунок 4 – Современные стальные колесные диски (источник – autosteel.org)

Изготовление стальных колесных дисков

Стальные колесные диски изготавливают из листовой стали. Путь от стального листа до готового колесного диска довольно долог. Сначала тот элемент, что включает ступицу  и спицы, его то, кстати, и называют колесным диском в зарубежной литературе, и обод, изготавливают отдельно, разными технологическими процессами.

Колесный диск (еще без обода) изготавливают из листовой стали, которая поставляется в бухтах, по технологии глубокой высадки в несколько операций формовки и прошивки. Обод изготавливают на отдельной технологической линии также из листовой стали в бухтах. Бухту разматывают и режут на заготовки. Каждую заготовку сгибают и сваривают в круглую «бочку». Эту «бочку» затем профилируют на специальных машинах, чтобы создать знакомый нам профиль обода колесного диска. На сборочной линии диск (ступицу и спицы) впрессовывают в обод и приваривают точечной сваркой друг к другу. Готовый колесный диск проверяют на соответствие требованиям качества и затем на его поверхность наносят защитно-декоративную окраску или покрытие.

Толщина листовой стали в колесных дисках

Толщина листовой стали, которую применяют для изготовления колесных дисков, зависит от назначения изделия, его размеров и марки стали. Обычная толщина стального листа для колесных дисков легковых автомобилей составляет 3-4 мм, причем в ободе чуть тоньше, в диске – чуть толще. В больших колесных дисках для, скажем колесных тракторов, толщина листа может достигать, говорят, до 6,5 мм. С другой стороны, применение «хитрых» легированных сталей позволяет снижать толщину стального листа в колесных дисках где-то до 1,4 мм.

Марки листовой стали в колесных дисках

До 80-х годов прошлого века почти все стальные диски изготавливали из низкоуглеродистых сталей, таких как сталь 10 и сталь 15, причем марки стали в ободе и диске немного различаются. В настоящее время многие стальные колесных диском продолжают изготавливать из низкоуглеродистых сталей. Вместе с тем, растет количество стальных колесных дисков из низколегированных сталей, таких как 10ЮА, 15ЮА, 08ГСЮТ(Ф), 07ГФЮ. В ограниченном количестве стальные диски изготавливают и из легированных сталей.

Стальные колесные диски — самые дешевые

Стальные колесные диски обычно почти в два раза дешевле алюминиевых, что дает дополнительный довод иметь их в качестве второго комплекта.

steel-guide.ru

Штампованные стальные диски для легковых автомобилей

В России штампованные стальные колесные диски – явление довольно распространенное. И хотя легкосплавные диски постепенно вытесняют их, в историю стальные колеса уйдут еще не скоро. Мы решили рассказать вам о штампованных дисках максимально подробно. Раскроем все их плюсы и минусы, а также поговорим об особенностях выбора и эксплуатации. Итак, приступим.

Штампованные колесные диски изготавливают из стали и имеют составную конструкцию. Из листа стали специальными пресс-формами выбиваются две заготовки – внутренняя и внешняя части диска, которые затем вальцуются и свариваются между собой.

Конечно же, у штампованных дисков есть свои достоинства и недостатки. Технология штампования достаточно проста, дешева, но в то же время несовершенна, так как не обеспечивает идеальную геометрию колесного диска, что усложняет процесс балансировки колеса и приводит к снижению точности управления автомобилем.Помимо этого, есть у штампованных дисков и ряд других недостатков. В частности, они имеют гораздо больший вес, нежели легкосплавные литые диски, что приводит к повышению расхода топлива и дополнительным нагрузкам на неподрессоренные части подвески, способствуя их более быстрому износу. Отрицательно большая масса дисков сказывается и на динамических характеристиках автомобиля.Еще один минус штампованных стальных дисков – малый выбор вариантов внешнего оформления: все штампованные диски выглядят скучно и старомодно.Ну и, наконец, последний минус – это подверженность коррозии (из-за плохой заводской покраски и/или при получении сколов и царапин).

Впрочем, для большинства автовладельцев, отдающих предпочтение штампованным колесам, все это играет второстепенную роль, а положительные стороны стальных дисков видятся гораздо предпочтительнее.Во-первых, штампованные колесные диски обладают отличной пластичностью, в результате чего достаточно устойчивы к сильным ударам и снимают за счет этого часть нагрузки с элементов подвески, предохраняя ее от перегрузок.Во-вторых, даже в случае повреждения штампованные диски не ломаются, а гнутся, что обеспечивает их ремонтопригодность и дальнейшую эксплуатации без необходимости покупки новых дисков.Ну и, в-третьих, штампованные диски гораздо дешевле литых, а уж тем более кованых, что делает их самым доступным предложением на рынке.

При выборе стальных штампованных колесных дисков в первую очередь стоит обратить внимание на качество лакокрасочного покрытия. Самым надежным выбором будут диски, окрашенные порошковой эмалью, распыляемой под действием электрического тока. Такое покрытие более прочное, плотное, чаще имеет ярко-белую окраску и отлично защищает диск от воздействия воды, дорожных реагентов и мелких повреждений, получаемых, например, от отлетевших камушков из-под колес встречного транспорта.Также при выборе дисков стоит обязательно проверить их на наличие трещин или сколов в лакокрасочном покрытии, ибо в местах подобных повреждений диск начнет ржаветь уже в ходе первого сезона эксплуатации.Кроме того, как минимум визуально следует проверить ровность плоскости бортов диска, но лучше всего это сделать в шиномонтаже на специализированном оборудовании.

Что касается правил эксплуатации, то при балансировке колес со штампованными дисками не следует использовать клеевые грузики от легкосплавных дисков, так как на стальном диске они очень плохо держатся.Также не стоит забывать о регулярной чистке колесных дисков. Штампованные колеса рекомендуется тщательно промывать со всех сторон как минимум перед началом зимнего и летнего сезонов, так как скапливающаяся в нишах грязь может приводить к дисбалансу масс различных частей колеса, что чревато появлением вибраций руля и кузова, которые по неопытности некоторые водители списывают на проблемы с подвеской.Для предотвращения коррозии поверхностей диска рекомендуется проводить регулярные осмотры и подкрашивать (или покрывать антикоррозийными составами) появившиеся сколы и трещины. Особенно это касается внутренних бортов бескамерных колес, где появившаяся ржавчина приводит к снижению герметичности.И последнее, не следует перетягивать крепежные болты, иначе это чревато быстрым разбитием посадочных гнезд диска при частом монтаже/демонтаже колеса.

auto.ironhorse.ru