Сравнение шипованных и нешипованных шин. Сравнение нешипованной и шипованной зимней резины
Сравнение шипованных и нешипованных шин
Очень часто приходится слышать от своих знакомых или клиентов, что с наступлением зимы они переобулись в шипованные шины. Спрашиваю зачем в шипованные? Отвечают: "так ведь зима, зимой только на шиповке можно ездить. Да и в Финку зимой только на шипованных шинах пускают, на летних завернут на границе обратно".
Это я к тому рассказываю, что у многих наших автомобилистов исторически сложилось мнение, что зимняя шина отличается от летней, только наличием шипов. И что нешипованная шина зимней быть не может. Раньше так и было, но теперь технологии производства шин шагнули далеко вперед, и нешипованные, они же фрикционные, зимние шины превосходят шипованные практически во всех режимах зимней эксплуатации, исключая лишь подтаявший лед.
Сейчас существует огромный выбор шин для зимы, в продаже есть десятки моделей шипованных шин, нешипованных шин, и даже всесезонных. Надо сказать, что всесезонки не очень годятся для нашего Питерского климата. Их использование может быть оправдано где-нибудь в Европе в условиях их мягких зим, когда большую часть времени приходится ездить по асфальту, и лишь изредка по внезапно выпавшему снежку. По сравнению с реально зимними шинами, всесезонные проигрывают в сцепных свойствах на льду и снегу в полтора два раза. Использовать всесезонные шины в наших условиях можно лишь по причине нехватки денежных средств для покупки двух комплектов резины или поддавшись каким-нибудь рекламным обещаниям.
Те же автомобилисты, кто справедливо считает, что для зимы нужны зимние шины, становятся перед выбором: шипованные или фрикционные? В первую очередь должен уточнить, что в Европе нет требования на использование в зимнее время шипованных шин. Существует требование на обязательное использование зимних, то есть и нешипованная зимняя шина вполне подходит для поездок по Финляндии, Норвегии, Швеции и т.п. Однако существует обратное требование - запрет на использование шипованных шин, во все время, кроме зимы. Он связан с тем, что шипованные шины портят дорожное покрытие, и когда в их использовании уже нет необходимости, власти не разрешают перемалывать шипами асфальт и портить нанесенную дорожную разметку. Для каждой страны периоды разрешенного использования шипованных шин введены индивидуально, их можно найти в интернете.
Теперь, что касается использование шипованных и нешипованных шин в наших условиях. Для любой зимы подойдет нешипованная она же фрикционная шина. Иногда их называют липучки, потому, что за счет специально сконструированного протектора, они как бы прилипают к дорожному покрытию. раз уж зацепиться на льду нечем, приходится к нему прилипать. Нешипованные зимние шины хороши как на асфальте, так и в глубоком снегу. Они намного лучше держат дорогу на льду, по сравнению с всесезонками, и тем более с летними шинами. Если большую часть времени планируется ездить по городу, по его асфальтовым дорогам, иногда покрытым снежной кашей, а иногда с небольшими участками льда, можно смело обуваться в нешипованные шины.
Если же, в основном, приходится ездить за городом, где дороги не чистят и не обрабатывают химикатами, где они покрыты льдом или твердым гладким замерзщим снегом, шипованные шины будет самым разумным выбором. Современные шипованные шины имеют несколько рядов шипов, вставок из твердого закаленного металла, которые расположены специальным образом на поверхности протектора. Раньше шипы делались круглыми, но сейчас они изготавливаются и других форм, например финская компания Nokian, которая в рекламе не нуждается разработала шестигранные якорные шипы с широким основанием, которые делают более эффективными продольное и поперечное сцепление шины при движении по скользкой дороге. В дополнение к новым шипам Nokian разработала технологию названную ”Медвежий коготь” (Bear Claw Technology). Ее суть заключается в особой форме шипованной шашки протектора, которая при торможении позволяет удерживать шип вертикально, обеспечивая его наилучший контакт с покрытием.
С другой стороны шипы уменьшают пятно контакта шины на сухом или мокром асфальте, а сами шипы за него зацепляются не очень хорошо. Из-за этого тормозной путь на асфальте увеличивается по сравнению с нешипованными липучками. Шипы подвержены естественному износу, особенно на асфальте. Они могут вылететь, неудачно за что-нибудь зацепившись. Такая шипованная шина без шипов, естественно, теряет свои свойства и становится подобна если не летней, то почти всесезонной, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Зимние нешипованные шины - мой выбор для всех моих авто вот уже несколько лет. Только давным давно ставил на Жигули пятерку шипованые шины, но тогда не было других. Сейчас и на Гелике и на Бэхе 765 и на Исузу стоят нешипованные липучки. Проблем никаких, даже если в начале лета не т времени переобуть машину, так и продолжаю ездить на зимних. Сцепление отличное и едет автомобиль мягче. А мой знакомый, который живет в области ставит на зиму шиповку на свою Гранд Витару, ему по асфальту нечасто приходится ездить. Так что выбор шипованне ставить зимние шины или не шипованные полностью зависит от того, где больше будете ездить.
automobile-help.ru
Сравнение шипованных и нешипованных шин
Приход зимы традиционно знаменуется для отечественных автовладельцев подготовкой автомобиля к неблагоприятным дорожным условиям. От правильного выбора зимней резины напрямую зависит безопасность водителя, поведение автомобиля на заснеженной или обледенелой дороге. Поэтому к выбору зимних шин необходимо подходить очень внимательно. Еще пару десятилетий назад шипованная резина являлась практически безальтернативной для суровых условий русской зимы. Однако, технический прогресс не стоит на месте и усиленная работа компаний-производителей над получением новых видов резиновой смеси и улучшением сцепных свойств зимних нешипованных шин привели к тому, что сегодня подобные шины порой ни в чем не уступают шипованной резине, а по ряду эксплутационных свойств могут и превосходить. Теперь у автовладельцев появился большой выбор зимних шин для своего автомобиля. Тем не менее, следует помнить, что различные виды зимней резины проявляют свои положительные свойства в конкретных дорожных условиях. Поэтому, выбирая авторезину в зимний сезон, необходимо отталкиваться, прежде всего, от того, в каких дорожных условиях она будет использоваться.
Наличие шипов в шинах направлено на то, чтобы обеспечить лучшее сцепление на плотном снегу или льду, существенно сократив тормозной путь автомобиля. Чем больше будет шипов на шине, тем лучше будет вести себя машина на зимней дороге, поскольку сократится тормозной путь и снизится вероятность пробуксовки. Традиционно для большей эффективности шипы располагаются не на одной линии, а хаотично разбросаны по всей поверхности шины. Расположение шипов в шинах также подбирается специалистами таким образом, чтобы каждый ряд шипов работал при любом режиме движения автомобиля – разгон, торможение, поворот. Достоинства шипованных шин широко известны. Они обеспечивают отличное сцепление с дорогой в самых сложных дорожных условиях. Однако, есть и недостатки. На мокром и сухом асфальте уменьшение площади контакта, вызванное выступанием шипа, оборачивается обратным эффектом – снижением управляемости и увеличением тормозного пути. Кроме того, использование шипованной резины обеспечивает заметный шум от соприкосновения шипов с асфальтом, увеличение расхода топлива и более интенсивное разрушение дорожного покрытия. Тем, кто выезжает в зимнее время в европейские страны, шипованная резина не принесет должного удовольствия, ведь во многих государствах Евросоюза использование подобных шин запрещено законодательством. Наконец, еще одна неприятная особенность зимних шипованных шин заключается в том, что шипы имеют обыкновение стачиваться или даже вылетать, в результате чего подобная резина быстро теряет свои высокие эксплуатационные качества. По этим причинам, несмотря на очевидные достоинства шипованных шин, все большее число автовладельцев сегодня начинают задумываться о приобретении нешипованной резины.
В основе успешной работы нешипованной зимней резины или «липучки» лежит уникальный химический состав резино-технических смесей, который позволяет некоторым молекулярным связям, образующим эти смеси, ломаться, а затем быстро восстанавливаться. Нешипованная резина должна обеспечивать, с одной стороны, безопасность на мокрой дороге, а с другой — высокие сцепные свойства на снегу. Поэтому главная задача при разработке и производстве таких шин заключается в том, чтобы сделать их одновременно мягкими (чтобы обеспечить высокие сцепные свойства) и жесткими (для сохранения высокой управляемости). При соприкосновении с дорогой работает только внешняя кромка резинового слоя — в глубине резина протектора остается достаточно холодной и жесткой. Компании-производители постоянно работают над улучшением состава резиновых смесей для обеспечения более высоких сцепных свойств шины на зимних покрытиях и повышения управляемости автомобиля на асфальте. Высокий уровень сцепления шины с поверхностью зимней дороги также достигается за счет наличия специальных «ламелей» — тонких прорезей, рассекающих поверхность отдельного блока протектора. Направленный рисунок протектора зимней нешипованной шины обеспечивает эффективный отвод воды, снега и грязи из пятна контакта, и, как следствие, лучшую управляемость на дороге.
Как уже было сказано выше, выбор шипованной или нешипованной резины, прежде всего, определяется условиями ее эксплуатации. В условиях гололеда или укатанного снега на скользких городских улицах с помощью шипов достигается существенное увеличение коэффициента сцепления зимних шин с дорогой. В суровых обледенелых условиях зимней эксплуатации свойства шипованных шин пока превосходят свойства нешипованных. Шипованные шины рекомендуются при частых поездках за город по заснеженным или покрытым ледяной коркой трассам. В этих дорожных условиях наличие шипов значительно повысит общую управляемость автомобилем, а, следовательно, обеспечит большую безопасность водителя и пассажиров. Для водителей, предпочитающим спокойный режим управления автомобилем и желающим подстраховать себя на скользкой дороге в случае гололеда или внезапно выпавшего снега, шипованная резина также является оптимальным вариантом.
При езде по заснеженным дорогам и мягкому, глубокому снегу на управляемость автомобиля влияет не столько наличие шипов, сколько рисунок протектора и состав зимней резины. Поэтому если на Ваших дорогах по большей части лежит мягкий снег, то стоит задуматься о покупке нешипованной резины. Нешипованные шины также рекомендуются для эксплуатации в условиях чистого асфальта, при отсутствии слякоти и льда. В такой ситуации при использовании шипованной резины существенно уменьшается пятно контакта колеса с дорогой, что, в свою очередь, приводит к уменьшению коэффициента сцепления и ухудшению управляемости автомобилем. Нешипованные шины, наоборот, здесь проявляют свои лучшие свойства. Таким образом, в городских условиях, где дороги посыпаны солью и выпадает редкий снег, зимние нешипованные шины будут наилучшим вариантом.
При перепечатке материала полностью или частично сохранение ссылок в тексте и активная ссылка на проект (AnyTyres.ru — тесты зимних и летних шин) обязательны.
www.anytyres.ru
Покрышки Nokian Hakkapeliitta - Сравнение шипованных и нешипованных зимних шин
В этом сезоне "Nokian Tyres" сломала давнюю традицию. На рынках северных стран появилась новейшая модель зимней покрышки "Hakkapeliitta", но... без шипов. Прежнее имя, новая роль. Похоже, финны намекают, что по ходовым качествам новинка не уступает старым добрым шипованным "Hakkapeliitta". Так ли это? Для ответа на этот вопрос корреспондент "Клаксона" отправился за Полярный круг, в Лапландию, на ультрасовременный полигон "Nokian Tyres".
Мистер "Кью"
Новинка обозначается литерой "Q" (по-английски читается "Кью"). "Hakkapeliitta Q" создавалась специально для России и стран Скандинавии как вероятная альтернатива шипованной покрышке. Поэтому организаторы теста не ограничились одной лишь пробой "Hakkapeliitta Q". Как точка отсчета, как опора для сравнения нам были предоставлены автомобили-двойники, обутые в классические "Hakkapeliitta 1", которые были и остаются одним из лучших образцов зимней шипованной резины.
Условия для проведения теста были идеальными: в нашем распоряжении оказался практически весь полярный полигон "Nokian Tyres", где имеются все типы зимних дорог. В качестве "носителей" покрышек организаторы выбрали переднеприводные седаны "VW Passat". На сегодняшний день это самый распространенный тип автомобилей.
- Начнем с торможения, - выдохнув в морозный воздух клуб пара, сказал инструктор, а затем... Этот господин начал насиловать мое подсознание, куда давно и намертво вбиты две вещи, касающиеся грамотного торможения. Первая - торможение должно быть плавным и прогрессирующим. Второе - нельзя тормозить на нейтрали. Инструктор требовал сделать все наоборот: выключить передачу и резко ударить по тормозу. Только тогда в полной мере проявятся истинные качества покрышек.
Через минуту я, наконец, сообразил, что - да! - все правильно. Если не поставить автомобиль на "нейтраль", в процессе торможения будет замешан двигатель. У разных моторов разные тормозные моменты: шесть цилиндров тормозят по-другому, нежели четыре, а дизели - это вообще чемпионы по остановке автомобилей...
Сначала тормозим на "Hakkapeliitta Q". Стрелка спидометра добралась до отметки "60". Впереди простирается длинная ледяная гладь. Выжимаю педаль сцепления, переключаюсь на нейтраль (о, боги!) и резко бью по педали тормоза. Под скрежет АБС мой "Passat", словно громадная хоккейная шайба, с шелестом заскользил по замерзшему озеру...40, 60, 80 метров... Наконец, на 105-метровой отметке машина застывает. Повторяю заезд. Результат почти такой же, ровно 100 метров. Пересаживаюсь в автомобиль, обутый в шипованную "Hakkapeliitta 1". Торможение ощутимо эффективнее. Мой лучший результат таков - 80 м. Подобный исход был предрешен. Здесь трудно придумать что-либо новое. Нешипованные покрышки, пусть даже наиновейшие, в торможении на льду однозначно уступят шипованным.
Напоследок я вновь сел за руль "Passat", обутого в "Hakkapeliitta Q". И опять повторил упражнение. Правда, длина тормозного пути меня сейчас не интересовала. Сейчас, давя на педаль тормоза, я постарался объехать воображаемого пешехода. О, это уже интересно! Даже на чистом льду автомобиль более-менее повинуется водителю. Возможно, здесь скрывается одна из изюминок "Hakkapeliitta Q", отличающая ее от других нешипованных зимних покрышек...
Эту поговорку лишний раз подтвердили испытания на извилистой ледяной трассе. Сражение с поворотами начинаем с нешипованной "Hakkapeliitta Q". Разогнавшись под 40 км/ч, я попытался прописал вираж, но... Реакция на руль - нулевая. Автомобиль несет прямо на снежный барьер. Отпускаю газ и рулем пытаюсь "поймать" машину.. Поздно! Через мгновение "Passat", подскакивая и поднимая снежную пыль"перелетает бортик и развернувшись на на триста шестьдесят, застывает на месте. Так, начинаем сначала. Вытерев взмокший лоб, пробую еще раз пройти этот участок, но уже на 30 км/ч. Машину немного сносит, но траектория легко выправляется поворотом руля и педалью газа.
Теперь пересаживаюсь на шипованную "Hakkapeliita 1". Опять разгоняюсь до 30 и ...без труда прохожу опасный поворот. Шипы прекрасно удерживают машину. Повторяю маневр на 40 км/ч. Если при такой скорости на "Hakkapeliitta Q" я вылетел с дороги, то сейчас, на "Hakkapeliitta', миновал поворот вполне благополучно. На обочине я вновь оказался, когда скорость прохождения подобралась к 60...
Позже, разбирая с коллегами подобнее критические ситуации, мы пришли к мнению, что езда на шипованной резине требует определенных навыков. "Пересев" на шипы и ощутив под собой более надежную опору, не стоит успокаиваться. Да, шипованные срываются в занос позже. чем нешипованные. Однако и реакция у них на руль и на газ оказывается более острой. автомобиль становится строже в управлении. В итоге сокращается время, отводимое водителю на исправление ошибок. От него требуется большее мастерство.
У нешипованной "Hakkapeliitta Q" срыв в занос на льду происходит раньше, однако реакция автомобиля на управление более плавная. У водителя больше времени на осмысление ситуации. Словно вам надо поймать падающий шарик, но в данном случае он летит вниз чуть медленнее. Такой сговорчивый характер "Hakkapeliitta Q" обусловлен применением технологии "Spiral Sipe System" ("Система спиральных ламелей"). Суть ее в том, что каждая шашка протектора "Hakkapeliitta Q" формируется из множества плоских, со спиральным изгибом элементов (ламелей), которые словно "присасываются" к дороге. За счет их большого количества (около 2.000) обеспечиваются хорошая устойчивость на прямой и плавность ходовых характеристик.
На обычной зимней дороге - например, укатанный снег со вдавленной в него гравийной крошкой, - разница между "Hakkapeliitta Q" и "Hakkapeliitta 1" практически нивелируется. Повороты все "Passat" проходили примерно одинаково. Правда, до того момента, когда на вираже не окажется пятна наледи. Здесь "шиповки" вновь на высоте.
Снежная крутизна - не для шипов
Забавно, но в реальной жизни часто создаются ситуации, которые категорически запрещают "создавать" в тепличных условиях автошкол. Например, нельзя останавливаться на крутом и скользком подъеме (последующее трогание проблематично и опасно). Однако заторы, неразумно размещенные светофоры и нерадивые дорожники частенько загоняют нас в подобную ситуацию. Давайте ее проимитируем.
Скользкая крутизна - не для шипов. К такому выводу я пришел, когда попытался тронуть обутый в шипованные покрышки "Passat" на крутом заслеженном склоне. Ну, прям подъем перед переездом в родных Мытищах наутро после снегопада... Колеса, приводимые в движение двухлитровым высокооборотным двигателем, упрямо не желали цепляться за укатанный снег. Стальные "когти" шипов впустую полосовали и рыхлили его. Машина медленно отползала назад, к откосу. Я не стал дальше испытывать судьбу: дернул за "ручник" и вызвал "техничку". С ее помощью стронулся с места и, набрав скорость, одолел затяжной подъем.
Затем пересел в автомобиль с нешипованной "Hakkapeliitta Q" и на середине подъема опять начал искать приключений. Остановился и попытался тронуться. И тронулся! Не с первой попытки, но довольно быстро. Сейчас сказалось преимущество более мягкого протектора "Hakkapeliitta Q , его способность "присасываться" к покрытию. Будь склон обледенелый, то, на мой взгляд, без шипованных покрышек преодолеть его удалось бы едва ли.
Наконец, тесты на спецплощадках закончены. Но это еще не все. Предыдущие заезды были лишь прелюдией к завершающему этапу испытаний. Им стала гонка по 15-километровой лесной трассе полигона.
- Теперь вы можете попробовать обе модели покрышек на реальной дороге, - наставлял нас перед стартом тест-менеджер Еэро Миккола. - Здесь все вперемешку: и лед, и снег, и гравий... Трасса незнакомая, так что будьте осторожны.
Каков вывод?
Вышеупомянутая "гонка" по разнокалиберным дорогам подкрепила, в общем, уже сформировавшийся вывод. Новая "Hakkapeliitta Q" - превосходная модель нешипованной обуви для автомобиля. Очередной сдвиг в эволюции зимних покрышек. Однако нельзя ожидать от нее революционно новых ходовых качеств. И нельзя рассматривать в качестве стопроцентной замены традиционным "шиповкам". Например, у "Hakkapeliitta 1" остается явное преимущество перед "Hakkapeliitta Q" при вождении по льду. На шипованной резине легче и безопаснее проходятся повороты с наледью.
При выборе резины учтите, что "Hakkapeliitta 1" в итоге неплохо ведут себя на чистом асфальте. Это одна из немногих моделей покрышек, в которых используется система "плавающих" шипов. Принцип ее действия состоит в том, что при плюсовой температуре (когда вероятен голый асфальт) шипы утапливаются в протектор. А когда на, дворе мороз (и следует ожидать снега и льда), они выползают наружу.
Правда, в больших российских городах чистый асфальт часто сочетается С сильными морозами, что сводит на нет преимущества "плавающих" шипов. Поэтому для горожан предпочтительнее"новейшая "Hakkapeliitta Q". Она удобнее в условиях мегаполисов, где мостовые посыпают солью и выпавший снег нередко превращается в мокрую кашу.
В провинциях, где больше заснеженных дорог, я бы сохранил верность шипованной "Hakkapeliitta 1". Эта модель резины также выгоднее в районах с неустойчивым климатом, где температура постоянно плавает вокруг нуля и дороги периодически покрываются льдом.
Юрий ВАСИЛЕНКО
passatvolkswagen.ru