Шипованные и нешипованные зимние шины. Зимняя резина нешипованная
Шипованные и нешипованные зимние шины
Споры о том, какие шины лучше всего использовать в зимний период, никогда не стихают. Автолюбители и эксперты приводят множество факторов, говорящих об их правоте. Для начала рассмотрим шипованные и нешипованные (липучки, фрикционные) покрышки отдельно, каждый вид, выделив их основные достоинства и недостатки во взаимодействии с дорожным покрытием при различном состоянии зимней дороги.
Шипованные шины
Определение «шипованные шины говорит о наличии на рабочей поверхности протектора определённого количества металлических шипов, расположенных в заданном производителем порядке. При начале движения, во время движения и в момент торможения шипы под действием массы автомобиля вдавливаются в покрытие дороги, тем самым обеспечивают сцепление с дорогой.
На твёрдом насте и ледовой корке (до температурных показателей -15°C) шипованные покрышки, имеющие более рельефный рисунок, показывают лучшие показатели сцепления с дорогой, и значит, обеспечивают более безопасную езду. При более низких температурах лёд становится слишком твёрдым и шипы уже не состоянии вдавиться на необходимую глубину и сцепление ухудшается.
При движении по чистому асфальту металлические шипы из блага превращаются в зло. Металл очень хорошо скользит по асфальту и уменьшает сцепление шины, автомобиль становится менее управляемым. Особенно сильно ощущается проскальзывание шины в момент поворота на заднеприводных автомобилях при отсутствии пассажиров на заднем сидении или багажа. На мягкой, рыхлой снежной дороге шипы вообще не оказывают воздействия на сцепление с дорогой, и движение происходит только за счёт рисунка протектора и эксплуатационных свойств резины покрышки.
Также следует учитывать и постоянный повышенный шум, стирание выступающих частей шипа или их полную потерю и разрушение асфальтового покрытия дороги при взаимодействии покрышки и асфальта.
Нешипованные шины (липучки)
У нешипованной (фрикционной) покрышки процессы, происходящие при соприкосновении с дорожным покрытием, более разнообразные и сложные, чем у шипованной. Когда часть колеса начинает оказывать давление на дорогу, лёд и твёрдый снег частично преобразуются в воду, которая и создаёт скольжение. Но мягкая резина шины-липучки, которая имеет специальный состав резины, обеспечивающий мягкость всей покрышки при отрицательных температурах, а также множественные прорези (ламели) на протекторе, всасывает воду в полости и дорога становится опять сухой, то есть нескользкой. Вода, не подвергающаяся давлению за счёт отрицательной температуры воздуха, опять начинает замерзать, примораживая отдельные участки протектора к дороге.
Одновременно с этим те же полости протектора при соприкосновении с неровностями дорожного покрытия раскрываются и при последующем движении закрываются, создавая зону пониженного давления (вакуума). Рабочая поверхность покрышки присасывается к дороге. Все эти процессы происходят при кажущемся сухом и чистом асфальте. Как бы ни был визуально чист асфальт, на нём всегда присутствует в небольшом количестве вода, создающая эффект скольжения.
При большой скорости эти процессы не успевают протекать в должном объёме и сцепление с дорогой уменьшается. Также следует отметить, что шины-липучки очень плохо переносят температуру воздуха плюсовых значений (рекомендуемая температура эксплуатации от -5°C). Они теряют эластичность, и при соприкосновении с жёстким асфальтом происходит постепенное разрушение протектора.
А что в итоге?
Состав резины, эксплуатационные характеристики и рисунок протектора у обоих видов шин схожи. Но шипованные шины более жёсткие и рельефные для обеспечения достаточной прочности и надёжной фиксации шипов. Все эти факторы снижают комфортность езды, повышают шум и меньше сглаживают неровности дороги.
Мировые лидеры по производству шин пользуются заслуженной славой, так как используют при изготовлении более сложные составы резиновой смеси. Добавляют вулканический песок или натуральный каучук и более тщательно разрабатывают рисунок протектора, используя компьютерное моделирование, практические испытания, и постоянно отслеживают отзывы потребителей.
Используя достоинства каждой шины, ведущие производители зимней резины (Continental, Michelin, Bridgestone и другие) начали разработку универсальной покрышки, в которой шипы при ухудшении сцепления с дорогой и возникновении аварийной ситуации будут выдвигаться, создавая дополнительное сцепление, и втягиваться при стабилизации движения или нормализации условий дорожного покрытия.
Подводя итог, можно сказать, что шины-липучки более комфортны и имеют лучшие эксплуатационные качества при езде по асфальтированным и чистым дорогам города. Единственная опасность ухудшения сцепления с дорожным покрытием возникает при торможении перед светофорами, так как практически всегда этот пятачок укатан до состояния чистого льда.
Смотрите также
tyres-master.ru
Зимние шипованные шины
«Шипованная или нешипованная зимняя резина? - спор об этом идет среди автолюбителей вот уже больше полувека и по степени актуальности ничуть не уступает гамлетовскому "Быть или не быть?". Итак, что же такое шипы - гарант безопасности или источник проблем?
Кстати, у автомобилистов середины XX века таких вопросов даже не возникало, потому что первые зимние шины были именно шипованными. Причем, от летних покрышек они отличались лишь наличием на поверхности резины особых выступающих элементов, обеспечивающих лучшее сцепление на льду или плотно укатанном снеге. Достойный аналог шипованным шинам – нешипованная резина-"липучка" - появился лишь спустя несколько десятилетий, в 1990-х годах.
Эволюция шипованных шин
По большому счету, шипы старше самих автомобилей: еще в XIX веке кузнецы придумали вбивать гвозди в кожаные накладки на колесах карет и повозок. Об улучшении управляемости автомобилем в зимнее время впервые задумались в Скандинавии в 1930-е годы. Тогда же в северных европейских странах появились праобразы современных шипованных шин: в обычную резину вкручивались небольшие болты-шипы и фиксировались при помощи гаек. Основное преимущество – повышение устойчивости и управляемости автомобиля на зимней дороге. Главные недостатки – увеличение массы колеса и не очень большой ресурс.
Постепенно стало понятно, что металлические шипы отлично помогают на твердой скользкой повехности, а вот в рыхлом снегу они бесполезны. Кроме того, при соприкосновении с асфальтом шипы портили дорожное покрытие. В результате в Японии и некоторых европейских странах с мягким климатом использование шипованной резины было запрещено.
Ведущие шинные компании предлагали водителям разные альтернативы. Dunlop, например, решил использовать «эффект щетки и выпустил шины с кусками стальной проволоки в протекторе. Еще одной оригинальной идеей была шина с «присосками – отверстиями в зоне пятна контакта, которые создавали вакуумное разрежение и улучшали сцепление.
Также в качестве альтернативы шипам были предложены принципиально новые фрикционные шины (в народе их прозвали «липучки), изготовленные из резины нового состава и буквально «прилипающие к дорожному покрытию.
Параллельно возникла идея заменить металлические шипы пластмассовыми. Основным недостатком этого материала оказалась его недостаточная прочность: пластмасса быстро изнашивалась при нагрузках и разрушалась от перепада температур. Позже решено было использовать для изготовления шипов алюминий, который по массе сопоставим с пластмассой, а по прочности – со сталью. Для продления срока службы алюминиевых шипов их покрывали тефлоном.
Чтобы уменьшить разрушительное воздействие шипованной резины на дорожное покрытие, в некоторых моделях шин стали использоваться «подушечки, установленные под каждым шипом. Когда шип попадает на твердую поверхность, он убирается внутрь покрышки и не изнашивается вследствие контакта с асфальтом.
Современные шипованные шины
Шипы на современных зимних шинах состоят из двух частей: корпус из мягкой стали или алюминиевого сплава и твердосплавная рабочая вставка.
По способу крепления в резине все шипы можно разделить на однофланцевые и многофланцевые. Однофланцевые шипы – самые простые и дешевые, по форме напоминают гвоздик или заклепку с прямой «ножкой. Двухфланцевые или трехфланцевые стоят дороже, но, при этом, надежнее «сидят в покрышке за счет рельефности штифта. Однофланцевые и двухфланцевые шипы сегодня применяются, в основном, на легковых автомобилях, а трехфланцевые – на грузовиках и спецтехнике.
Форма шипов у разных фирм может различаться. Чаще всего устанавливаются круглые шипы, реже – овальные или квадратные. А фирма Nokian, например, предлагает своим покупателям покрышки с шипами в форме бриллианта.
Количество и расположение шипов тщательно просчитывается для достижения оптимальных показетелей сцепления. Чаще всего на шину приходится 90-120 шипов. В идеале, в зоне пятна контакта одновременно должно находиться от 8 до 12 шипов.
Шипованная резина: за и против
Спор о шипованной резине является одним из самых острых среди автомобилистов. Аргументы «за – сокращение тормозного пути, улучшение управляемости, исключение пробуксовки колес, повышение устойчивости автомобиля на льду или плотном снеге. Однако не стоит забывать, что шипованная резина – это не панацея от всех неприятностей зимнего вождения. Например, на расчищенном от снега и льда асфальте шипованная резина ведет себя хуже, чем нешипованная, а в снежной каше наличие шипов не влияет на качество сцепления.
При контакте с асфальтом шипы не только пробивают глубокие колеи, но и приводят к образованию вредной пыли, которая, по словам медиков, может вызвать заболевания дыхательных путей. К недостаткам можно также отнести повышенный уровень шума и более высокий расход топлива автомобиля.
Как только шипы начинают приходить в негодность или вылетать из посадочных мест, колесо необходимо заменить. Шипованная резина, лишившаяся шипов, не станет «липучкой и не сможет обеспечить должного уровня безопасности, поэтому ее дальнейшая эксплуатация может привести к ДТП.
Несомненно, шипованная зимняя резина обладает целым рядом преимуществ, однако в полной мере их можно оценить только при определенных условиях эксплуатации. В условиях городской бесснежной зимы или при частом мокром снеге даже самые современные и дорогие шипованные шины не будут иметь преимуществ перед нешипованными аналогами.
blamper.ru
Зимние шины 2013-2014 (тесты лучших новинок
Впереди очередной зимний сезон, а значит настало самое время задуматься о покупке новых зимних шин. Производители также заранее подумали о грядущей зиме, так что число новинок на рынке просто впечатляет. Дабы помочь вам с выбором, мы собрали всю самую интересную информацию о лучших новинках, а также готовы поделиться с вами рейтингом зимних шин, составленным на основе тестирования, проведенного специалистами журнала «За Рулём.
Финские шины всегда славились своим качеством. Вот и шины Nokian Hakkapeliitta 8 сходу возглавили рейтинг шипованной резины, показав лучшие результаты по 13-ти показателям из 16-ти в тестах проведённых «За Рулём. По сравнению с прошлогодними колесами Hakkapeliitta 7, у Nokian Hakkapeliitta 8 почти на 50% возросло число шипов противоскольжения, а также изменился рисунок их расположения на протекторе, в результате чего ни один шип не перекрывает соседний. Кроме того, новая форма шипов позволяет избежать сильного отклонения шипа при нагрузке, обеспечивая максимальное сцепление с дорогой. Благодаря этому, шины Nokian Hakkapeliitta 8 дают возможность достичь наиболее высокого уровня сцепных свойств колес как на льду, так и на заснеженном покрытии. Помимо этого, шины Hakkapeliitta 8 гарантируют отличную проходимость для кроссоверов и легкую управляемость на асфальте.
Шины Bridgestone Blizzak Spike-01 – это еще один яркий представитель в череде новинок предстоящего зимнего сезона 2013-2014 года. Эти шины создавались практически с нуля с применением целого ряда новых технологий проектирования и производства, что вывело качество покрышек на новый уровень. Прежде всего, отметим применение новых, устойчивых к перегрузкам крестообразных шипов Cross-Edge Pin с функцией самоочистки ламелей от снега и ледяной пыли. Также на Blizzak Spike-01 был применен новый рисунок протектора с перекрестными канавками, имеющими расширенные пересечения, и добавлены плечевые канавки, увеличивающие внедорожные качества покрышек.
Покрышки Bridgestone Blizzak VRX не менее технологичны, хоть и относятся к классу нешипованной зимней резины. Для их создания была применена улучшенная резиновая смесь Multi-Cell Compound, а протектор разрабатывался при помощи нового поколения проектного программного обеспечения. Шины Blizzak VRX задумывались, прежде всего, как эффективное средств борьбы со снегом, а потому протектор получил два специализированных рисунка – стреловидный для равномерного сцепления с дорогой и перекрестные канавки особой формы, обеспечивающие прочный захват на заснеженных поверхностях. Оба рисунка расположены ассиметрично относительно друг друга, что значительно повышает эффективность внедорожных качеств покрышек Blizzak VRX.
Шины Michelin X-Ice North 3 (которые «почему-то не приняли участия в тестировании «За Рулём) одни из немногих, специально разработанных для суровых и морозных зимних условий с дорогами, постоянно покрытыми льдом или снегом. Новая форма шипов, а также их улучшенная фиксация, позволяют обеспечить надежное сцепление с дорогой как на снежном покрытии, так и на накатанном льду. Кроме того, шины Michelin X-Ice North 3 отлично противодействуют возможным заносам автомобиля, при этом не оказывая отрицательного воздействия на управляемость и курсовую устойчивость. Третье поколение этих шин совмещает в себе множество новых инновационных разработок Michelin (система «умный шип (Smart Stud System) включает в себя новую термоактивную резиновую смесь в протекторе шины ThermoActive Tread Compound, а так же технологию отвода ледяной крошки (Ice Powder Remover) и конический шип Michelin). В результате мы получаем сокращение тормозного пути на льду на 10% и 25% улучшение фиксация шипов… ну а более прочная боковина в новом поколении Michelin X-Ice North обеспечивает больший уровень безопасности на более длительный период эксплуатации.
Еще одна шипованная новинка сезона 2013-2014 года – Pirelli Ice Zero. Данная резина отличается применением совершенно новой технологии ошиповки «Pirelli Dual Stud, в основе которой лежит двойной удлиненный сердечник из карбида вольфрама, плоская наружная поверхность, препятствующая преждевременному износу, и широкая разнонаправленная база в основании шипа для оптимизации распределения нагрузки и снижения подвижности. Сам шип покрышек Pirelli Ice Zero имеет двунаправленную форму «двойной коготь, позволяющую более эффективно «вгрызаться в обледенелое покрытие дороги, обеспечивая высокий уровень проходимости даже при плотном и высоком снежном слое.
Новые шины Pirelli Formula Ice созданы для обеспечения непревзойденного сцепления с обледеневшей дорогой и эффективного торможения на заснеженном покрытии. Их новые облегченные шипы из алюминия с шестигранным высокопрочным сердечником и усиленным основанием отлично справляются с перегрузками, а также обеспечивают необходимый уровень тяги при езде по заснеженному бездорожью. На зимних шинах Formula Ice применено более частое расположение шипов, нежели на стандартной зимней покрышке, благодаря чему новинка обеспечивает лучшие показатели в плане экстренного торможения на зимней дороге. Новый направленный рисунок протектора с широкими поперечными канавками и двунаправленным центральным ребром обеспечивает отличную управляемость на любом покрытии, а также быстрое отведения снега или воды из зоны контакта покрышки с дорогой.
Завершим обзор новинок предстоящего зимнего сезона шведскими шинами Gislaved Nord Frost 100, спроектированными в сотрудничестве с немецкой фирмой Continental и позиционирующимися как шины премиум-класса. Любопытен тот факт, что в шинах Nord Frost 100 разработчики вынуждены были не увеличивать, а сокращать количество шипов из-за новых требований Евросоюза. В результате, на свет появилась передовая технология производства «трехлучевых шипов «Tikka Spikes с усиленной конструкцией основания. Кроме того, изменилась схема расположения шипов на протекторе и их ориентирование относительно друг друга. В итоге, шины Gislaved Nord Frost 100 демонстрируют просто впечатляющие показатели надежности торможения на дорогах, покрытых снегом или льдом, а также обеспечивают отличную маневренность и курсовую устойчивость автомобиля в зимних дорожных условиях. Правда отметим, что за это придется расплачиваться слегка увеличенным расходом топлива. Значительному преобразованию подвергся и рисунок протектора покрышек Nord Frost 100: центральное ребро с косыми канавками выполнено из более жесткой резиновой смеси, что гарантирует устойчивость на дороге, а боковые зоны снабжены большим количеством диагональных канавок специальной формы для более эффективного вывода мокрого снега.
Итак, с перечнем основных новинок зимних шин сезона 2013/2014 на российском рынке мы познакомились, теперь пришло время определиться с рейтингом, основанным на результатах углубленного тестирования, проведенного специалистами журнала «За Рулём. Вдаваться в технические подробности и рассказывать о методиках проведения тестирования мы не будем, с этими данными вы сможете самостоятельно ознакомиться в сентябрьском номере журнала «За Рулём. Мы же приведем окончательный рейтинг, разделив его отдельно на шипованные и нешипованные шины (тестам подвергались шины R14 175/65).
Лучшие шипованные зимние шины 2013-2014 (по результатам тестов «За Рулём):
- Nokian Hakkapeliitta 8
- Continental ContiIceContact
- Michelin X-Ice North 2
- Gislaved NordFrost 100
- Nordman 4
- Kama Euro 519*
- Cordiant Polar 2
- Amtel Nordmaster ST
* Новые зимние шины Kama Euro 519 тестировались вне официального зачета, так как представляют опытную партию шин от известного российского производителя и, на момент тестирования, в розничную продажу еще не поступили.
Лучшие нешипованные зимние шины 2013-2014 (на основании тестов «За Рулём):
- Nokian Hakkapeliitta R2
- Michelin X-Ice 3
- Continental CVC 5
- Nordman RS
- Bridgestone Bizzak Revo GZ
- Pirelli Winter IceControl
- Cordiant Winter Drive
- Yokohama iceGUARD IG50
В заключении еще раз напомним, что с подробной информацией о методиках тестирования и точными результатами данного рейтинга зимних шин Вы можете ознакомиться в сентябрьском номере журнала «За Рулём.
Обсудитьauto.ironhorse.ru