крути педали...

Параметры дисков на авто – основные характеристики при выборе. Одна из характеристик колесного диска


Параметры дисков на авто – основные характеристики при выборе. Одна из характеристик колесного диска

Колесные диски на авто: параметры и характеристики

1698 Просмотров

Внешний вид автомобиля складывается из целого ряда параметров. Многочисленные разновидности тюнинга, взаимозаменяемые детали экстерьера и всевозможные доработки своего железного коня составляют единый облик машины. Колесные диски — одна из важнейших составляющих облика автомобиля, и сегодня мы научимся грамотно подбирать автомобильные диски, а также разбираться в их параметрах и особенностях конструкции.

Правильный выбор

Диски, устанавливаемые на автомобиль, должны строго соответствовать тем требованиям, которые в документации выдвигает сам производитель. Почему это важно? Во-первых, стоит задуматься о том, какие перегрузки станет испытывать силовой агрегат, если ему придется волочить на себе лишний десяток килограмм в районе оси. Мало того, достанется и подвеске, ведь именно она примет на себя львиную долю нагрузки, доставляемой колесом в сборе.

Колесные диски, подобранные правильно, позволят не только продлить жизнь двигателю автомобиля и его ходовой части, но и значительно сэкономить топливо. Расход при применении нестандартных дисков может быть более чем в два раза выше по сравнению со штатными колесами.

А еще стоит учитывать, что колеса нестандартного размера могут повлиять на показания жизненно важных для водителя приборов. В первую очередь, речь идет о спидометре. В связи с тем, что тросик спидометра связан с коробкой передач, а вычисляется скорость исходя из частоты вращения колес, показания прибора при изменении диаметра обода банально изменятся и будут разительно отличаться от реальных.

Размеры обода

Колесные диски характеризуются, прежде всего, размерами обода. В отличие от остальных, именно эти показатели влияют на ходовые качества и состояние деталей при длительных пробегах. Практика показывает, что именно применяя те колесные диски, размер обода которых не соответствует штатному, автомобилист обеспечивает себя множеством проблем.

Теперь разберемся, что это такое. Ширина обода — это расстояние между передней и задней частью диска. По сути дела, это и есть ширина диска, которая при маркировке всегда выражается в дюймах.

Почему эта величина так важна и что она дает? Во-первых, именно ширина обода диска определяет размеры покрышек, которые удастся на него установить. Нетрудно догадаться, что это означает: чем выше показатель, тем более толстая шина может быть установлена.

Отклоняться от заводской величины крайне не рекомендуется. Во-первых, при увеличении ширины обода, тут же возрастет и масса колеса в сборе. Как было отмечено выше, это приведет к неизбежному повышению расхода топлива, значительному ухудшению динамических показателей и усиленному износу деталей подвески и рулевого управления.

Второй, но не менее важный показатель, которым обладают все, без исключения, автомобильные диски — это диаметр обода. Как можно было догадаться, данная величина подразумевает расстояние между крайними точками внешнего радиуса диска. В первую очередь, отметим, что, как и ширина, от этого показателя зависит, какую покрышку удастся установить на автомобиль. Чем больше радиус обода, тем большего размера в итоге окажется и шина.

Отклонение от заводских показателей приведет не только к увеличению аппетита железного коня, но и неизбежному искажению показаний спидометра. Важно это или нет — каждый решает сам. Тем не менее, как показывает практика, подобная халатность приводит к большому количеству штрафов за превышение скорости, что не играет на руку владельцу.

Вылет

Еще один из параметров, который важно учитывать при подборе и приобретении колесных дисков — это их вылет. Если в случае с параметрами обода все было более-менее понятно и логично, то этот показатель неизвестен большинству владельцев и при выборе диска ставит автомобилистов в тупик.

В первую очередь, отметим, что вылет характеризует, насколько диск будет выступать за пределы кузовной арки. При этом он может не только выступать, но и углубляться в пространство кузова. В этой связи вылет может быть и положительным, и отрицательным, в зависимости от того, в какую сторону идет отклонение.

Есть некоторая тонкость, которую не стоит забывать: вылет, которым обладают диски для автомобиля, измеряется по-особому. Так, по определению, эта величина составляет расстояние между задней плоскостью диска и воображаемой осью симметрии.

Что это означает? Оказывается, для измерения необходимо брать не ширину диска, а его половину: мысленно разделив плоскость диска напополам и измерив расстояние между воображаемой плоскостью и задней частью, которая направлена в сторону днища, можно вычислить искомую величину.

Чем чревато отклонение вылета диска от того, что указал завод-изготовитель легкового авто? Во-первых, диск станет либо слишком сильно выпирать за пределы кузова, либо же чрезмерно утопать в нем. В первую очередь, это приведет к потере управляемости и устойчивости. Нетрудно догадаться, что езда с таким сомнительным тюнингом может привести к печальным последствиям.

Во-вторых, диск с увеличенным вылетом не даст колесам поворачиваться до упора: колесо станет задевать колёсную арку. Все это не может не сказаться на состоянии самого авто, поэтому перед выбором и покупкой колесных дисков стоит удостовериться, что показатели приобретаемой модели полностью соответствуют заданным заводом-изготовителем.

Расположение крепежных отверстий

Показатели, относящиеся к расположению, диаметру и конфигурации крепежных отверстий легкового автомобиля, крайне важны. Во-первых, диск с неправильно подобранными данными попросту не встанет на ступицу. Нередко выходит так, что владельцу приходится рассверливать диск или делать дополнительные отверстия в металле.

Однако стоит отметить, что это крайне неразумно и опасно. Во-первых, невозможно достичь идеала, и центрирование полученных отверстий всегда будет отличаться от того, что должно быть на заводских комплектующих. Во-вторых, штатные отверстия на диске всегда расположены таким образом, чтобы обеспечить максимальную долговечность металла и срок службы. Нарушение этих данных чревато ускоренным износом металлических деталей, а также риском внезапной потери управляемости, которой действительно стоит опасаться.

Одна из величин, которой обладает колесный диск — это количество крепежных отверстий. Этот показатель отвечает за количество крепежных болтов, которые применяются для полного, надежного крепления колеса на ступице.

Как правило, количество крепежных отверстий колеблется от 4 до 6 на одно колесо. Важно знать, что крепежные болты всегда должны заполнять все, без исключения, отверстия диска: в случае нехватки одного или более болтов, двигаться на автомобиле дальше категорически запрещается, во избежание потери управления.

Каждое отверстие имеет свой диаметр, выраженный в миллиметрах. Эта величина совпадает с параметрами отверстий, высверленных в самой ступице. Если диаметр по каким-либо причинам не совпадает, категорически не рекомендуется рассверливать их до необходимого показателя: нарушение центрирования приведет к ощутимому биению на руле. К этому же плачевному результату приведет установка диска с диаметром отверстий, превышающим штатный.

Кроме того, важно учитывать такой показатель, как расстояние от центрального отверстия под ось ступицы до рассверленных крепежных отверстий, выражаемое в миллиметрах. В отличие от диаметра отверстия, такой диск не удастся ни коим образом модифицировать так, чтобы он подошел под автомобиль, для которого он не предназначен.

Вообще говоря, конструкция ступицы такова, что ни при каких обстоятельствах не удастся установить нештатный диск. Если диаметр будет слишком велик и окажется больше радиуса ступицы, крепежные болты будут висеть в воздухе, а в противном случае упрутся в металл ступицы

carwheelblog.ru

Описание характеристик и разновидностей колесных дисков. / Автостиль

Описание характеристик и разновидностей колесных дисков 

Разновидности дисков

Колесные диски делятся на две большие группы: 1. Стальные диски 2. Легкосплавные диски

Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными дисками.

Достоинства:

  • + невысокая цена;
  • + довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.

Недостатки:

  • большая масса;
  • невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн;
  • невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем меньше нагрузка на подвеску и кузов при прохождении неровновтей дороги, что положительно сказывается на управляемости, долговечности элементов подвески и общей плавности хода). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь. По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые. Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.

Недостатки:

  • литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид;
  • литой диск довольно хрупкий: при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

Кованый диск. Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый — 7,8 кг, а кованый алюминиевый — 6,8 кг. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса. Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью производства, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству характеристик кованым нет равных.

Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин.

Маркировка дисков.

На диске должно быть указано:

  • Товарный знак или наименование производителя.
  • Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0407 означает, что диск выпущен на 4-ой недели 2007 года.
  • Вылет колеса (некоторые американские фирмы почему-то игнорируют это требование; европейцы указывают вылет всегда).
  • SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам (по-русски ОТК, многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно-цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством).
  • Отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних дефектов — раковин).
  • MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг).

Кроме этого на диске может быть указано:

  • PCD 100/4 — параметр крепления диска;
  • MAX PSI 50 COLD — означает, что для данного диска давление в шине не должно превышать 50 футов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см). словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.
  • Номер плавки.
  • Способ производства. Если диск кованый — FORGED («Кованый»). Эта надпись не предусмотрена никакими стандартами, выбивается на диске исключительно для престижа.

Полный размер, по которому специалист или Вы сами сможете понять, подходит данный диск на тот или иной автомобиль. Схема колесного диска выглядит следующим образом: 6,5JxR15 ET33 4*98 D58.1. 6,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.

Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5–1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0–1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.

J — расшифровка этих символов довольно сложна. Эти символы служебные, они важны не для потребителя, а для производителя и продавца. Мы коротко коснемся их лишь потому, что, будучи внесенными в размерную надпись, они привлекают внимание покупателя и вызывают массу вопросов. Расшифровка — в каталогах. J — закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы, закругления и т. п.). В зависимости от конкретной конструкции может быть написано JJ, JK, K или L.

h3 — закодированная информация о форме кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска. Конструкций хампов много. Есть простой хамп H (Hump), двойной h3, плоский FH (Flat Hump) ассиметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump)… Иногда обходятся и без хампов; на ободе делают специальную полку SL (Special Ledge), параметры которой выверены так, что шина надежно держится, ни за что, кроме закраины обода, не «цепляясь»

15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.

ET33 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

4*98-диаметр расположения отверстий крепления (обозначается PCD — Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. В данном случае, 4*98 — 4 отверстия на диаметре 98 мм.

Предупреждение! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.

Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия 'уведет' и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет 'бить', кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.

D-диаметр центрального отверстия диска (устойчивого международного обозначения нет). У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему — его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.

avtostil-tver.ru

Колесные диски на авто: параметры и характеристики

1734 Просмотров

Внешний вид автомобиля складывается из целого ряда параметров. Многочисленные разновидности тюнинга, взаимозаменяемые детали экстерьера и всевозможные доработки своего железного коня составляют единый облик машины. Колесные диски — одна из важнейших составляющих облика автомобиля, и сегодня мы научимся грамотно подбирать автомобильные диски, а также разбираться в их параметрах и особенностях конструкции.

Правильный выбор

Диски, устанавливаемые на автомобиль, должны строго соответствовать тем требованиям, которые в документации выдвигает сам производитель. Почему это важно? Во-первых, стоит задуматься о том, какие перегрузки станет испытывать силовой агрегат, если ему придется волочить на себе лишний десяток килограмм в районе оси. Мало того, достанется и подвеске, ведь именно она примет на себя львиную долю нагрузки, доставляемой колесом в сборе.

Колесные диски, подобранные правильно, позволят не только продлить жизнь двигателю автомобиля и его ходовой части, но и значительно сэкономить топливо. Расход при применении нестандартных дисков может быть более чем в два раза выше по сравнению со штатными колесами.

А еще стоит учитывать, что колеса нестандартного размера могут повлиять на показания жизненно важных для водителя приборов. В первую очередь, речь идет о спидометре. В связи с тем, что тросик спидометра связан с коробкой передач, а вычисляется скорость исходя из частоты вращения колес, показания прибора при изменении диаметра обода банально изменятся и будут разительно отличаться от реальных.

Размеры обода

Колесные диски характеризуются, прежде всего, размерами обода. В отличие от остальных, именно эти показатели влияют на ходовые качества и состояние деталей при длительных пробегах. Практика показывает, что именно применяя те колесные диски, размер обода которых не соответствует штатному, автомобилист обеспечивает себя множеством проблем.

Теперь разберемся, что это такое. Ширина обода — это расстояние между передней и задней частью диска. По сути дела, это и есть ширина диска, которая при маркировке всегда выражается в дюймах.

Почему эта величина так важна и что она дает? Во-первых, именно ширина обода диска определяет размеры покрышек, которые удастся на него установить. Нетрудно догадаться, что это означает: чем выше показатель, тем более толстая шина может быть установлена.

Отклоняться от заводской величины крайне не рекомендуется. Во-первых, при увеличении ширины обода, тут же возрастет и масса колеса в сборе. Как было отмечено выше, это приведет к неизбежному повышению расхода топлива, значительному ухудшению динамических показателей и усиленному износу деталей подвески и рулевого управления.

Второй, но не менее важный показатель, которым обладают все, без исключения, автомобильные диски — это диаметр обода. Как можно было догадаться, данная величина подразумевает расстояние между крайними точками внешнего радиуса диска. В первую очередь, отметим, что, как и ширина, от этого показателя зависит, какую покрышку удастся установить на автомобиль. Чем больше радиус обода, тем большего размера в итоге окажется и шина.

Отклонение от заводских показателей приведет не только к увеличению аппетита железного коня, но и неизбежному искажению показаний спидометра. Важно это или нет — каждый решает сам. Тем не менее, как показывает практика, подобная халатность приводит к большому количеству штрафов за превышение скорости, что не играет на руку владельцу.

Вылет

Еще один из параметров, который важно учитывать при подборе и приобретении колесных дисков — это их вылет. Если в случае с параметрами обода все было более-менее понятно и логично, то этот показатель неизвестен большинству владельцев и при выборе диска ставит автомобилистов в тупик.

В первую очередь, отметим, что вылет характеризует, насколько диск будет выступать за пределы кузовной арки. При этом он может не только выступать, но и углубляться в пространство кузова. В этой связи вылет может быть и положительным, и отрицательным, в зависимости от того, в какую сторону идет отклонение.

Есть некоторая тонкость, которую не стоит забывать: вылет, которым обладают диски для автомобиля, измеряется по-особому. Так, по определению, эта величина составляет расстояние между задней плоскостью диска и воображаемой осью симметрии.

Что это означает? Оказывается, для измерения необходимо брать не ширину диска, а его половину: мысленно разделив плоскость диска напополам и измерив расстояние между воображаемой плоскостью и задней частью, которая направлена в сторону днища, можно вычислить искомую величину.

Чем чревато отклонение вылета диска от того, что указал завод-изготовитель легкового авто? Во-первых, диск станет либо слишком сильно выпирать за пределы кузова, либо же чрезмерно утопать в нем. В первую очередь, это приведет к потере управляемости и устойчивости. Нетрудно догадаться, что езда с таким сомнительным тюнингом может привести к печальным последствиям.

Во-вторых, диск с увеличенным вылетом не даст колесам поворачиваться до упора: колесо станет задевать колёсную арку. Все это не может не сказаться на состоянии самого авто, поэтому перед выбором и покупкой колесных дисков стоит удостовериться, что показатели приобретаемой модели полностью соответствуют заданным заводом-изготовителем.

Расположение крепежных отверстий

Показатели, относящиеся к расположению, диаметру и конфигурации крепежных отверстий легкового автомобиля, крайне важны. Во-первых, диск с неправильно подобранными данными попросту не встанет на ступицу. Нередко выходит так, что владельцу приходится рассверливать диск или делать дополнительные отверстия в металле.

Однако стоит отметить, что это крайне неразумно и опасно. Во-первых, невозможно достичь идеала, и центрирование полученных отверстий всегда будет отличаться от того, что должно быть на заводских комплектующих. Во-вторых, штатные отверстия на диске всегда расположены таким образом, чтобы обеспечить максимальную долговечность металла и срок службы. Нарушение этих данных чревато ускоренным износом металлических деталей, а также риском внезапной потери управляемости, которой действительно стоит опасаться.

Одна из величин, которой обладает колесный диск — это количество крепежных отверстий. Этот показатель отвечает за количество крепежных болтов, которые применяются для полного, надежного крепления колеса на ступице.

Как правило, количество крепежных отверстий колеблется от 4 до 6 на одно колесо. Важно знать, что крепежные болты всегда должны заполнять все, без исключения, отверстия диска: в случае нехватки одного или более болтов, двигаться на автомобиле дальше категорически запрещается, во избежание потери управления.

Каждое отверстие имеет свой диаметр, выраженный в миллиметрах. Эта величина совпадает с параметрами отверстий, высверленных в самой ступице. Если диаметр по каким-либо причинам не совпадает, категорически не рекомендуется рассверливать их до необходимого показателя: нарушение центрирования приведет к ощутимому биению на руле. К этому же плачевному результату приведет установка диска с диаметром отверстий, превышающим штатный.

Кроме того, важно учитывать такой показатель, как расстояние от центрального отверстия под ось ступицы до рассверленных крепежных отверстий, выражаемое в миллиметрах. В отличие от диаметра отверстия, такой диск не удастся ни коим образом модифицировать так, чтобы он подошел под автомобиль, для которого он не предназначен.

Вообще говоря, конструкция ступицы такова, что ни при каких обстоятельствах не удастся установить нештатный диск. Если диаметр будет слишком велик и окажется больше радиуса ступицы, крепежные болты будут висеть в воздухе, а в противном случае упрутся в металл ступицы или тормозной барабан.

Последнее, что необходимо знать из параметров для грамотного выбора колесных дисков — это диаметр центрального отверстия под ступицу. Как правило, этот показатель соизмерим с радиусом расположения крепежных отверстий, и ошибиться в его выборе достаточно сложно.

Подводя итоги

Грамотный выбор колёсных дисков крайне важен для каждого автомобилиста. От правильно подобранных размеров обода и крепежных отверстий зависят не только ходовые характеристики авто, но и безопасность передвижения, что особенно важно в эру высокоскоростных автомобилей и городов с интенсивным движением.

portalmashin.ru

Колесные диски: особенности, новинки, советы по выбору

Колесный диск — важнейший элемент экстерьера любого автомобиля, который помимо эстетического значения выполняет и массу утилитарных функций. Расскажем, что нового предлагается на рынке дисков, и как сделать правильный выбор во всем многообразии предложений

Фото автора и фирм-производителей

Когда мы обращаем внимание на какую-нибудь деталь грузовика безотносительно его марки, чаще всего это оказываются диски

Для начала разберемся с понятиями. В справочной литературе «диском» называется соединительный элемент между ступицей и ободом. Поэтому мы будем использовать технически грамотное определение «колесо» и подразумевать под этим понятием колесный диск и обод в сборе (без шины).

Итак, автомобильное колесо включает в себя обод и диск. Обод, внешняя часть колеса, представляет собой цилиндр сложного профиля, предназначенный для установки на нем шины. Обод может быть разъемным и неразъемным. Разъемный обод, который еще недавно считался визитной карточкой тяжелого грузовика, уступает место более жестким и технологичным неразъемным конструкциям. Неразъемные ободья отличаются малой массой и легко поддаются герметизации.

Легкое стальное колесо Gen35 от Maxion Wheels разработано специально для тяжелых грузовиков

Если говорить о дисковой части колеса, то она, как правило,  Выполняется выгнутой наружу. Это вызвано компоновочными соображениями, а еще сложный профиль способствует увеличению поперечной жесткости диска. В плоскости диска в обязательном порядке имеются крепежные отверстия и центральное отверстие для монтажа колеса на ступицу. Помимо этого просверливается еще ряд отверстий-окон, выполняющих сразу несколько функций: декоративная привлекательность, разнообразие дизайна, уменьшение массы и вентиляция тормоза.

Колесо автомобиля включает в себя внешнюю часть (обод) и диск

Ряд полезных сведений отражается в маркировке колеса. Международное обозначение включает в себя характеристики обода, расположенные в определенной последовательности: ширина обода по посадочным полкам в дюймах; буквенное обозначение формы закраины; пометка «х» для неразъемных и «–» для разъемных ободьев; посадочный диаметр в дюймах; буквенное обозначение типа посадочной полки. Также на колесе проставляются дата изготовления, максимальная статическая нагрузка (в кгс или фунтах), знак соответствия при обязательной сертификации (по ГОСТ Р50460) и величина вылета обода (в мм). Последнее означает расстояние от продольной плоскости симметрии обода до привалочной плоскости диска. Наиболее распространенные обозначения: OFFSET, ET и DEPORT.

Новинка Alcoa с покрытием Dura-Bright EVO более устойчива к коррозии, чем предшественник

Вылет для колес транспортного средства рассчитывается производителем. И соблюдение этого параметра при изготовлении или подборе колеса является важным условием его безопасного расположения в колесной арке. К тому же разность расчетной и реальной величин образует своего рода плечо, и сила, действующая на него, нагружает элементы подвески и поворотный механизм. Результатом может стать опасное отклонение автомобиля от курса. Допущение составляет порядка ±5 мм.

Кованые алюминиевые колеса примерно в два раза легче стальных штампованных

Вкратце о требованиях, предъявляемых к колесу. Эта деталь, в первую очередь, должна быть прочной, чтобы выдерживать не только стандартные нагрузки, но и пиковые, во время внештатных ситуаций: наезды на препятствия, аварии и т. д. Поэтому при подборе колеса следует помнить, что обозначенная на нем предельная статическая нагрузка как минимум должна быть не меньше четверти максимальной массы снаряженного автомобиля, указанной в сопроводительных документах.

Второе важнейшее требование, предъявляемое к колесам, — их малый вес. Колеса входят в состав неподрессоренных частей автомобиля, и уменьшение их массы благотворно сказывается на работе подвески. По расчетам специалистов, снижение массы колеса (неподрессоренных частей) на 1 кг при определенных скоростных режимах эквивалентно изменению массы кузова (подрессоренных частей) на 15 кг. То есть только для шести колес грузовика облегчение составит порядка 90 кг.

При вращении тяжелого тела гироскопический эффект проявляется в полной мере, поэтому колесо с пониженной массой проще повернуть, что, в свою очередь, снижает нагрузку на рулевой привод. Да и разгон/торможение осуществляется за меньшие промежутки времени у колес с малой инерцией вращения. Таким образом, при облегчении колеса мы имеем целый комплекс положительных изменений, вплоть до снижения расхода топлива и повышения безопасности движения.

Другим важным моментом является точность исполнения колеса — отсутствие у него радиальных и осевых биений. Например, по ГОСТ 37.001.429-98 для колес, производимых в России, отклонения на участках, максимально удаленных от оси вращения, не должны превышать 1 мм в радиальном направлении и 0,7 мм в осевом.

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ

В зависимости от того, каким способом и из какого материала изготовлены колеса, существенно отличаются их технические характеристики, внешний вид и цена. Стальные колеса изготавливают штамповкой, а легкосплавные — литьем или ковкой.

Сталь является самым дешевым конструкционным материалом. Поэтому стальные колеса вплоть до середины 20 века монопольно властвовали на дорогах, да и сейчас по годовому объему выпуска в мире они с большим отрывом удерживают лидирующее место. Все составные части колеса выштамповываются из стального листа, вальцуются и привариваются друг к другу. Поскольку сталь не обладает коррозионной стойкостью, колеса, изготовленные из нее, покрывают грунтовкой, эмалью и лаком. Главными достоинствами этих колес считаются традиционно невысокая цена и достаточная пластичность материала, позволяющая колесу при ударе не лопаться, а деформироваться. Последнее обстоятельство — важный аргумент в пользу безопасности, потому что колесо не разрушается полностью, сохраняя какое-то подобие своей геометрии и вероятность отсутствия разгерметизации шины.

Главными достоинствами стального колеса считаются невысокая цена и достаточная пластичность материала

Из недостатков штампованных колес обычно называют их увеличенную массу, недостаточную геометрическую точность изготовления, слабую коррозионную устойчивость и не слишком разнообразный дизайн. На российском рынке стальных штампованных колес основную конкурентную борьбу ведут немецкие производители и предприятия, расположенные на территории СНГ. Вот некоторые из них: KFZ, Mefro, Hayes Lemmerz, Maxion Wheels, КрКЗ (Кременчугский колесный завод), ЧКПЗ (Челябинский кузнечнопрессовый завод), Группа «ГАЗ».

Что касается технологии алюминиевого литья, то ее стали использовать для производства колес с 1960-х годов. Позже в ход пошел и магний. Отливки, изготовленные методом гравитационного литья, могли иметь самый разнообразный дизайн, отличались плавностью линий и требовали лишь незначительной доводки режущим инструментом. Алюминиевые и магниевые сплавы легче и прочнее стали, что позволяет снизить массу колеса на 15–20 % и значительно увеличить прочностные характеристики. Немаловажно и то, что теплопроводность легких сплавов выше, чем у стали, в несколько раз. Это обстоятельство способствует существенно лучшему отводу тепла от тормозных механизмов. Другие преимущества легкосплавных литых колес заключаются в высокой демпфирующей способности и хорошей коррозионной устойчивости алюминия. Обратная сторона медали — высокая цена, определяемая используемым материалом, и то, что при сильных динамических нагрузках они не мнутся, а колются, так как отливка имеет кристаллическую структуру. Правда, в последнее время разработчики активно борются с этим неприятным явлением. Российский рынок литых легкосплавных колес существенно более разнообразен, нежели его «стальной собрат». Основная конкурентная борьба происходит между российскими (Каменск-Уральский металлургический завод, ООО «КиК»), немецкими (Artec, BBS), итальянскими (Alessio) и турецкими компаниями, и объективно выделить среди них однозначного лидера весьма сложно.

Ковка, или так называемая объемная штамповка — на данный момент вершина конструкторской мысли в сфере производства колес для автомобилей. Впервые эта технология была разработана и применена в России в середине 1980-х на заводе «ВИЛС». Поковка, получаемая путем поэтапной деформации заготовки, обрабатывается и доводится полностью на металлорежущих станках. Точная механическая обработка гарантирует идеально круглую форму колеса, исключает биение. Но для осуществления этих действий требуется дорогостоящее, сложное и мощное оборудование (усилие пресса достигает 8000 тонн). Между тем, преимущества полной механообработки изделия налицо: прочность выше, чем у стальных колес, в 2,5 раза и превышение в 2 раза уровня требуемых по ГОСТу пластических свойств. Слоистая структура металла (вместо зернистой у литых колес) обеспечивает конструкции максимальную прочность.

Масса полезных сведений о колесе отражена в маркировке

Именно поэтому кованые колеса под воздействием предельных динамических нагрузок не колются, а сминаются, и никаких трещин не возникает. Также происходит уменьшение массы по сравнению с литыми колесами на 15–20 % (со стальным штампованными — на 40–55 %). Кстати, именно этот пункт приобретает особую актуальность в контексте объявленного увеличения штрафов за перегруз.

Единственный недостаток кованых колес — их высокая цена плюс ограниченность в дизайнерском разнообразии (внешне они чуть проигрывают литым). Добавим, что основными поставщиками кованых легкосплавных колес на российском рынке являются компания Alcoa, Белокалитвинское металлургическое производственное объединение (БКМПО), Красноярский металлургический завод (КРАМЗ) и Ступинская металлургическая компания (СМК).

НОВИНКИ РЫНКА

Компания Alcoa, создатель кованых алюминиевых колес и мировой лидер в области их разработки, в этом году представила самые прочные и простые в эксплуатации колеса для грузовых автомобилей — Dura-Bright EVO. Сохранив все преимущества своего предшественника — модели Dura-Bright с технологией XBR (специальная обработка, придающая блеск поверхности), новое колесо с покрытием Dura-Bright EVO демонстрирует совершенно новый уровень эксплуатационных характеристик. Колесо с покрытием Dura-Bright EVO в 10 раз более устойчиво к коррозии, вызванной солью на дорогах и атмосферными осадками. Кроме того, новое изделие в 3 раза более устойчиво к воздействию химикатов, включая кислоту, входящую в состав агрессивных моющих средств для грузовых автомобилей. Эти характеристики позволяют использовать более широкий ассортимент моющих средств, сохраняя при этом целостность колесного диска и его блеск. Колеса Dura-Bright EVO уже поступили в продажу в Европе, ожидается, что к 2015 году эта продукция поступит и на рынки других стран. Интересно, что сегодня в производственном портфеле Alcoa имеется еще две модели кованых колес для тяжелых грузовиков: Dura Flange с защитным покрытием зоны обода (делает колеса наиболее подходящими для транспорта, работающего с тяжелыми грузами в условиях бездорожья) и Work Horse без вентиляционных отверстий (для защиты тормозов строительной техники от песка и грязи).

Каждое колесо Alcoa изготавливается из цельной заготовки, полученной из высокопрочного алюминиевого сплава

Maxion Wheels — глобальный производитель автомобильных колес, образованный при слиянии компаний Hayes Lemmerz и Iochpe-Maxion продолжает работу по непрерывному улучшению характеристик выпускаемой продукции. В качестве примера можно назвать новую модель стального колеса размера 22,5x8,25. Вес новинки 37,5 кг, что на 1 кг меньше, чем вес моделей предыдущего поколения. При этом максимально допустимая нагрузка на колесо, при которой возможна его эксплуатация, выросла на 200 кг и составляет 3750 кг. Новая модель успешно прошла все испытания на соответствие требованиям стандартов Европейской ассоциации производителей колес (EUWA).

Вместе с тем новая модель колеса является взаимозаменяемой со старыми моделями и может устанавливаться, в том числе, и на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации долгое время. Новинка уже доступна на российском рынке.

5koleso.ru

Параметры дисков на авто – основные характеристики при выборе

Колесные диски имеют огромное количество различных параметров, которые играют роль в обеспечении безопасной езды и надежности подвески. Поэтому при их выборе рекомендуется обращать внимание не только на размерность, вылет или расположение крепежных элементов, но и на другие характеристики, рассмотрим их в статье.

1 Основные характеристики современных колесных дисков

Каждый диск независимо от материала и способа изготовления имеет стандартизированные параметры, которые признаны и соблюдаются производителями дисков во всем мире. Одни параметры более важны, другие не столь критичны при выборе, однако обращать внимание стоит на все.

Посадочная ширина обода автодиска (Rim Width) – важный технический параметр, который обозначается цифрами и показывает количество дюймов (6,5; 7,5; 8 и т. д.). Он напрямую влияет на ширину и выбор шины, так как на каждом скате существует своеобразная вилка ширины обода, на который может устанавливаться та или иная покрышка. Например, если у вас уже есть шины, и вы собираетесь выбрать диски под них, то ширина обода не должна превышать средний показатель допустимой ширины. Как правило, посадочную ширину можно вычислить с помощью специального калькулятора, который предоставляют многие компании-производители в режиме онлайн.

Посадочная ширина обода автодискаРекомендуем к прочтению:

Техническая информация о колесном диске (конструкция, форма, высота закраин обода) обозначается латинскими буквами J, JJ, JK, KB, P и т. д. В нашей стране наиболее распространены варианты J и JJ для переднеприводных и полноприводных автомобилей соответственно. Параметр влияет на устойчивость установленной резины к смещению в сложных дорожных ситуациях. Эти обозначения взаимозаменяемы, однако перед установкой все же рекомендуется просмотреть инструкцию производителя конкретной модели авто.

Конструкция полок ободов и выступов диска обозначается буквами H, AH, CH , BH и т. д. Показатель необходим при установке бескамерных покрышек на авто и влияет на степень фиксации боковых бортов при различных воздействиях (резкий поворот, неровная дорога и т. д.). Если индекс обозначен одной буквой H, это означает, что выступы есть лишь на одной части обода, наличие второй буквы говорит о выступах с двух сторон. Этот параметр необходим при установке специальных версий покрышек, например, RunFlat, при выборе простых шин на авто он не столь важен.

Бескамерная покрышка на авто

Очень важны параметры крепления дисков к колесной ступице. Они обозначаются цифрами, например, 6х118, где 6 – количество крепежных элементов на диске (болтов), а 118 – диаметр центра окружности. Некоторые производители обозначают этот параметр отдельно – PCD (Pitch Circle Diameter). Важно понимать, что определенных стандартов для этого параметра не существует, поэтому некоторые диски могут быть универсальными с разницей в расстоянии между отверстиями креплений до 1 миллиметра.

Устанавливать, например, оригинальные автомобильные диски от FIAT на модель Renault с аналогичными показателями радиуса и количества болтов не всегда правильно и не рекомендуется производителем. Можно сказать, что и модели от отечественных моделей Жигулей садятся на ступицы различных иномарок с показателем крепления 4х100, однако проводить такие манипуляции рекомендуется в крайнем случае.

2 Диаметр центрального отверстия

Диаметр измеряется в D и должен полностью соответствовать диаметру ступицы колеса. Диаметр выполняет центровочную функцию, кроме того, этот показатель показывает величину нагрузки на крепления колеса. При неправильной центровке, то есть при несоответствии двух диаметров, центровку можно проводить с помощью специальных колец или конических и сферических болтов.

Специальные кольца для центровки дисков

Внутренний и внешний диаметр центровочного кольца должны полностью соответствовать диаметру ступичного цилиндра, иначе центровка будет неправильной.

Диаметр ступичного цилиндраУниверсальные колесные диски имеют центровочные кольца, это сделано для удешевления производства, так как оригинальные комплекты часто стоят очень дорого. Но наилучшая посадка обеспечивается при установке оригинального диска, рекомендованного производителем авто.

3 Вылет колесного диска и X-Factor

ET 45 (Offset, Deport и др.) – расстояние между центральной осью и плоскостью приложения оси диска. Этот параметр рассчитывается производителем авто индивидуально для каждой определенной модели. Вылет диска бывает положительным и отрицательным, в этом случае все зависит от положения привалочной плоскости к центральной линии обода.

Положительный вылет дискаУменьшение показателя ET приведет к увеличению колеи, так как колеса на дисках будут выступать за пределы колесной арки (есть риск износа ступицы и подшипников подвески, но улучшится дорожное сцепление). В случае увеличения вылета – обратный эффект и уменьшение колеи, но при этом также возникает риск соприкосновения с элементами тормозной системы автомобиля. Лучше всего придерживаться рекомендованных значений вылета –это обеспечит оптимальную нагрузку на элементы подвески и поворотный механизм.

Рекомендованные значения вылетаСуществует также «условный» показатель XFactor (X), который регулирует расстояние между плоскостью крепления и задней поверхностью диска. Необходим, если некоторые элементы тормозной системы автомобиля выступают за привалочную плоскость колеса. На стандартных дисках такого параметра может и не быть.

1k

УЖЕ ПОДЕЛИЛИСЬ

kareliyanews.ru