крути педали...

Применение шипов противоскольжения. Грузовая шипованная резина


Грузовые шипованные шины: маркировка, требования и особенности

Собственники легковых автомобилей уже давно привыкли к сезонной смене резины. С грузовым транспортом все сложнее. Еще до недавнего времени подвергалось сомнению само существование грузовых зимних шин. Водители ставили всесезонные и использовали их до полного износа.

Такая резина дешевле, исключает необходимость сезонной замены. Единственный, но существенный недостаток – она не может обеспечить качественного сцепления с дорожным покрытием в сложных зимних условиях. А значит, под угрозой не только сроки доставки грузов, но и безопасность на дорогах. Сейчас ситуация меняется.

Маркировка зимних грузовых шин

В нашей стране сложилось мнение, что к категории «зимней» можно отнести любую резину с маркировкой M+S. Эта аббревиатура расшифровывается как Mud and Snow и в переводе означает «грязь и снег». На первый взгляд, все логично и это, судя по метке, действительно зимняя резина, но далеко не каждая модель имеет зимние свойства. Маркировка всего лишь означает, что шины на грязи и в снегу работают лучше стандартных и, что важно, не так «дубеют» при отрицательных температурах, как летние. При этом знак M+S вовсе не является подтверждением, что резина будет обеспечивать полный контроль машины на льду.

В 2012 году Европейский союз и Организация Объединенных Наций ввели новые правила маркировки шин. Этот стандарт называется 3PMSF и расшифровывается как Three-Peak Mountain Snow Flake. Он вводит новую маркировку для зимних шин: снежинку и три пика на заднем плане. Чтобы получить право ее наносить, резину требуется протестировать и подтвердить ее эффективность на снежном покрытии. С 1 января 2015 года аналогичное требование введено Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Обязательный переход на зимние шины узаконен во многих европейских странах. При этом временной период, когда это необходимо сделать, задается в зависимости от климатических особенностей. Так, в Германии на зимней резине надо ездить с 1 декабря до 1 апреля, а в Австрии – с 1 ноября до 15 апреля.

Отличительные характеристики зимних шин

Зимние грузовые шины при отрицательных температурах на обледенелом или заснеженном покрытии должны иметь минимальный тормозной путь, а также обеспечивать хорошее сцепление с дорожным покрытием и управляемость автомобиля. С этой целью для их изготовления используются резиновые смеси, сохраняющие эластичность в холодное время года. Протектор таких шин имеет большее количество ламелей. У некоторых моделей дополнительно есть площадки для установки шипов.

Результаты испытаний зимних шин

Чтобы увидеть на практике отличия зимних грузовых шин, Национальная ассоциация дилеров шин (Federpneus, Италия) и Ассоциация производителей резины (Assogomma, Италия) провели испытания. В ходе тестирования сравнивалось поведение резины трех видов – летней, M+S и 3PMSF – на заснеженном покрытии. Автомобили, укомплектованные ими, должны были за минимальное время преодолеть одинаковое расстояние. Лучший результат показало транспортное средство с шинами 3PMSF. Автомобилю с резиной M+S потребовалось на 10 % больше времени. Явным аутсайдером стали летние шины. Автомобилю с ними понадобилось на 30 % больше времени.

Ошиповка зимних грузовых шин

Россия – большая страна, и у нас есть регионы, в которых в зимнее время резина без шипов просто бесполезна. Казалось бы, нет ничего проще: поставить шипованные шины. Вот здесь и начинаются сложности. Известные европейские производители авторезины подходят к вопросу ее изготовления с собственными мерками. У них другие представления о зиме, возможном количестве осадков, температуре и подходах к уборке дорог. В некоторых странах шипы и вовсе считаются вредными для дорожного покрытия, а их использование даже на легковых автомобилях запрещено.

Использование шипованных шин запрещено в Болгарии, Венгрии, Германии, Македонии, Нидерландах, Польше, Португалии, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии и других государствах.

В поисках решения изготовители грузовых шин стремятся использовать технологии, которые применяются при выпуске нешипованной резины для легковых автомобилей. Для улучшения сцепных свойств они увеличивают количество ламелей протектора.

В результате сложилась такая ситуация: грузовые шипованные шины не выпускались, а ошиповать большинство моделей фрикционных 3PMSF не получалось. Из-за большого количества ламелей для установки фланца диаметром 12 мм в протекторе попросту нет места. При этом сами грузовые шипы производились и успешно продавались в Европе еще с 60-х годов. Подобное положение дел сохранялось довольно долго. Но и здесь ситуация в конце концов начала меняться.

Зимние грузовые шины, которые подходят для ошиповки

Сейчас крупные производители выпускают несколько видов грузовых шин, подходящих для ошиповки. Из зимней резины можно выделить Hakkapeliitta Truck E, которую изготавливает компания Nokian Tyres. Из всесезонной: Bridgestone M729, Cordiant DR-1, Continental HDR2 или Goodyear RHD II - все эти шины имеют на боковине маркировку M+S и пригодны к установке шипов.

Заключение

Безусловно, европейские шинные компании по многим направлениям добились успеха и служат ориентиром для отечественных производителей. И стоит брать пример с заводов Финляндии и Франции, успешно испытавших грузовые шипы и отладивших их производство еще в 60-х годах, запустив в эксплуатацию даже раньше легковых. Однако далеко не во всех странах зима накрывает ледяным покрывалом дороги, поэтому не стоит ожидать массового применения шипов по всей их территории.

Россия же кардинально отличается от Европы климатическими условиями. Во многих регионах у нас более снежные, холодные и длительные зимы. При этом коммунальные службы не могут похвастать высоким качеством уборки дорог от снега и льда за пределами крупных городов. Отсюда вывод – то, что медленно приживается в теплой Европе, у нас может быть необходимостью.

Ошипованная грузовая резина на обледеневшей трассе становится настоящим спасением. Да, такие шины недешевы. Да, требуется смена комплектов зима-лето. Но с ними меньше вероятность стать виновником ДТП или забуксовать на подъеме. А значит, сокращаются ненужные потери времени и перебои в поставках грузов. Шипованные зимние шины – это преимущество в скорости и безопасности перед теми, кто пытается экономить и круглогодично эксплуатирует один комплект резины.

Кроме того, по статистике, эксплуатация грузовых шин, соответствующих сезону, положительно сказывается на динамике расхода. В сфере грузоперевозок всегда значительные пробеги и зимние шины могут принести ощутимую экономию топлива.

Можно отметить, что сейчас на рынке стали появляться не только шины, подходящие для ошиповки, но и даже с заводской разметкой под нее или с уже готовыми отверстиями (например, Nokian Hakkapeliitta Truck E). Это говорит о том, что выводы крупных производителей авторезины совпадают с нашими, они прислушиваются к российскому потребителю, оставляют возможность выбора шипов за потребителем. Шипованные зимние грузовые шины – все-таки реальность, а не миф. Какие для них нужны шипы и как их выбрать – читайте в статье.

avtoshipovka.ru

Применение шипов противоскольжения. Грузовые автомобили. Шины

Применение шипов противоскольжения

Для улучшения сцепления шины с дорожным покрытием зимой (на скользких дорогах, на участках раскатанного снега и в гололедицу применяют шины противоскольжения (шипованные шины). Они безусловно хороши на обледенелых дорогах и на снегу – тормозной путь минимален, вероятность заноса маленькая.

Устанавливают шипы обычно на зимнюю резину, реже на всесезонные шины, желательно, чтобы шины были предназначены для ошиповки. На таких шинах нанесены отдельные крупные нерассеченные квадратики (шашки). Такие квадратики имеют свою маркировку, в них заводским способом сделаны отверстия под установку шипов. «Шашка», в которую предполагается устанавливать шип, должна быть не менее 10 – 12 мм в ширину и столько же в ширину. В неподходящих по размеру «шашках» шипы держаться не будут. Эксперименты показали, что на шину 175/70R13 оптимальное количество шипов должно быть около 120, в три ряда по каждому краю протектора.

Покрышку, предназначенную для ошиповки, желательно ошиповать сразу же, не дожидаясь пока в отверстия набьется мусор, песок, грязь и сделают отверстия непригодными для установки шипов. Частичная ошиповка шин не дает нужного результата при движении на скользских дорогах, сцепные свойства такой автопокрышки будут недостаточными. Кроме того, такое колесо утрачивает свою первоначальную балансировку, а полностью ошипованное – сохраняет. Ошипованные шины необходимо менять сразу же, после прошествии сезона. Лучше использовать шины с заводской ошиповкой. От ошипованных шин дорожное покрытие быстро приходит в негодность. Разрушая покрытие шипы поднимают канцерогенную асфальтовую пыль. На твердом покрытии шипы быстро изнашиваются и плохо держаться в своих гнездах. Практически во всем мире введен запрет на использование ошипованной резины.

Устанавливать шипы лучше всего в мастерских по техобслуживанию транспорта. При демонтаже колес, даже если не указано вращение колеса на маркировке, надо запомнить и сохранить направление его вращения, чтобы шипы не разболтались в своих гнездах. Например, для шипов Р8 и Р9 диаметр отверстия в протекторе шины должен быть 3, 5 мм, а глубина обеспечивать оптимальную высоту шипа над протектором шины. Шип, который будет выступать больше, в шине не удержится, а меньше – не эффективен. Остаточная толщина слоя протектора между нижним фланцем шипа и брекером должна быть не менее 2 мм.

Лучше ошиповать все четыре колеса.

В течение 200 км скорость автомобиля, с ошипованными шинами, не должна превышать 60 км/ч, избегая резких маневром и торможений, а затем – не превышая 140кмч.

Экспериментальным путем удалось выявить, что шипы установленные менее чем в пять рядов, или расположенные менее чем в 3 мм от края протектора, неэффективны.

Автомобиль, с ошипованными автопокрышками производит больше шума при езде, расходует больше топлива. В снежном месиве эффективность шипов слабая, на сухом или влажном твердом дорожном покрытии шипованные шины проигрывают обычным, так как пятно контакта шины с дорогой уменьшается, а тормозной путь увеличивается до 10%. При движении по скользкой дороге тормозной путь сокращается на 70%, что является основным преимуществом ошипованной автопокрышки.

Шипы встречаются разной формы, но основой у всех шипов служит твердоплавный стержень, закрепленный в корпусе из мягкой стали (рис1, вид а, вид б). Корпус шипа изнашивается вместе с протектором шины и постепенно выпускает шип, что позволяет долго сохранять работоспособность шипа. Шипы с впаянным в корпус стержнем эффективны до 30 тысяч км пробега, шипы с запрессованным в корпус стрежнем – до 15 тысяч км. Стержень шипа покрывается специальным гальваническим сплавом (обычно черного цвета), что предохраняет его от коррозии, отсутствие такого или же признаки коррозии на стрежне шипа – явный брак.

Однофланцевые шипы меньше нагреваются при трении шины о дорожное покрытие при движении машины и за счет этого лучше держаться, поэтому они предпочтительные для скоростных автомобилей. Двухфланцевые шипы универсальные. Для тяжелых и быстрых машин рекомендованы шипы с большим фланцем (9 мм).

В конце прошлого века в России стали применяться трубчатые титановые шипы ТТ. По внешнему виды их можно перепутать с обыкновенными двухфланцевыми шипами, но они имеют ряд конструктивных особенностей.

Корпус титанового шипа изготовлен и стали, для снижения веса его сделали трубчатым. В нем закреплена трубчатая вставка из титанового сплава. С дорожным покрытием такой шип соприкасается не штырьком, а кольцевой поверхностью. Площадь контакта за счет такого соприкосновения с дорогой увеличивается в несколько раз больше, чем у обычного традиционного шипа. Контакт сцепления получается надежнее , давление меньше, разрушающее воздействие на дорожное покрытие ниже, масса шипа вдвое меньше. Трубчатый титановый шип на полмиллиметра короче своего фланцевого родича. Это связано с особенностями установки таких шипов: фланцевые шипы должны выступать над поверхностью протектора на 1, 3 – 1,7 мм, титановые на 0,8 – 1,2 мм.

Достоинством титановых шин является лучшее сцепление на льду. Поведение автомобиля, оборудованного такими шинами, отличается высокой стабильностью движения, тормозные свойства примерно на 5% выше, чем у обычной ошипованной резины, уровень шума практически остается тем же, поперечные сцепные свойства улучшаются на 8%.

При торможении «юзом» шипы не вылетают из резины. К недостаткам таких шин можно отнести повышение расхода топлива примерно на 2% и увеличение тормозного пути на асфальтовом покрытии на 3% (средняя скорость движения автомобиля 90 км/ч). На чистом твердом покрытии, при торможении, возникает опасность блокировки колес и заноса, так как стальные шипы хорошо скользят по асфальту.

В настоящее время появилась достойная альтернатива ошипованной резине. Современные технологии позволили создать зимнюю нешипованную шину, способную удерживать сцепление с дорогой не хуже, чем ошипованные. Как наиболее удачный вариант шин нового поколения можно назвать модели компании компании Goodyear – Ultra Grip 5 и Eagle Ultra Grip.

Часть шины, представляющая собой тонкий слой эластичной резины, расположенная между бортом и плечевой зоной и являющаяся продолжением протектора на боковых стенках каркаса называется боковиной. Боковины предохраняют протектор от влаги и механических повреждений. На боковинах нанесены маркировка и обозначение шин.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Применение шипов противоскольжения. «Грузовые автомобили. Шины»

 

Для улучшения сцепления шины с дорожным покрытием зимой (на скользких дорогах, на участках раскатанного снега и в гололедицу применяют шины противоскольжения (шипованные шины). Они безусловно хороши на обледенелых дорогах и на снегу – тормозной путь минимален, вероятность заноса маленькая.

Устанавливают шипы обычно на зимнюю резину, реже на всесезонные шины, желательно, чтобы шины были предназначены для ошиповки. На таких шинах нанесены отдельные крупные нерассеченные квадратики (шашки). Такие квадратики имеют свою маркировку, в них заводским способом сделаны отверстия под установку шипов. «Шашка», в которую предполагается устанавливать шип, должна быть не менее 10 – 12 мм в ширину и столько же в ширину. В неподходящих по размеру «шашках» шипы держаться не будут. Эксперименты показали, что на шину 175/70R13 оптимальное количество шипов должно быть около 120, в три ряда по каждому краю протектора.

Покрышку, предназначенную для ошиповки, желательно ошиповать сразу же, не дожидаясь пока в отверстия набьется мусор, песок, грязь и сделают отверстия непригодными для установки шипов. Частичная ошиповка шин не дает нужного результата при движении на скользских дорогах, сцепные свойства такой автопокрышки будут недостаточными. Кроме того, такое колесо утрачивает свою первоначальную балансировку, а полностью ошипованное – сохраняет. Ошипованные шины необходимо менять сразу же, после прошествии сезона. Лучше использовать шины с заводской ошиповкой. От ошипованных шин дорожное покрытие быстро приходит в негодность. Разрушая покрытие шипы поднимают канцерогенную асфальтовую пыль. На твердом покрытии шипы быстро изнашиваются и плохо держаться в своих гнездах. Практически во всем мире введен запрет на использование ошипованной резины.

Устанавливать шипы лучше всего в мастерских по техобслуживанию транспорта. При демонтаже колес, даже если не указано вращение колеса на маркировке, надо запомнить и сохранить направление его вращения, чтобы шипы не разболтались в своих гнездах. Например, для шипов Р8 и Р9 диаметр отверстия в протекторе шины должен быть 3, 5 мм, а глубина обеспечивать оптимальную высоту шипа над протектором шины. Шип, который будет выступать больше, в шине не удержится, а меньше – не эффективен. Остаточная толщина слоя протектора между нижним фланцем шипа и брекером должна быть не менее 2 мм.

Лучше ошиповать все четыре колеса.

В течение 200 км скорость автомобиля, с ошипованными шинами, не должна превышать 60 км/ч, избегая резких маневром и торможений, а затем – не превышая 140км\ч.

Экспериментальным путем удалось выявить, что шипы установленные менее чем в пять рядов, или расположенные менее чем в 3 мм от края протектора, неэффективны.

Автомобиль, с ошипованными автопокрышками производит больше шума при езде, расходует больше топлива. В снежном месиве эффективность шипов слабая, на сухом или влажном твердом дорожном покрытии шипованные шины проигрывают обычным, так как пятно контакта шины с дорогой уменьшается, а тормозной путь увеличивается до 10%. При движении по скользкой дороге тормозной путь сокращается на 70%, что является основным преимуществом ошипованной автопокрышки.

Шипы встречаются разной формы, но основой у всех шипов служит твердоплавный стержень, закрепленный в корпусе из мягкой стали (рис1, вид а, вид б). Корпус шипа изнашивается вместе с протектором шины и постепенно выпускает шип, что позволяет долго сохранять работоспособность шипа. Шипы с впаянным в корпус стержнем эффективны до 30 тысяч км пробега, шипы с запрессованным в корпус стрежнем – до 15 тысяч км. Стержень шипа покрывается специальным гальваническим сплавом (обычно черного цвета), что предохраняет его от коррозии, отсутствие такого или же признаки коррозии на стрежне шипа – явный брак.

Однофланцевые шипы меньше нагреваются при трении шины о дорожное покрытие при движении машины и за счет этого лучше держаться, поэтому они предпочтительные для скоростных автомобилей. Двухфланцевые шипы универсальные. Для тяжелых и быстрых машин рекомендованы шипы с большим фланцем (9 мм).

В конце прошлого века в России стали применяться трубчатые титановые шипы ТТ. По внешнему виды их можно перепутать с обыкновенными двухфланцевыми шипами, но они имеют ряд конструктивных особенностей.

Корпус титанового шипа изготовлен и стали, для снижения веса его сделали трубчатым. В нем закреплена трубчатая вставка из титанового сплава. С дорожным покрытием такой шип соприкасается не штырьком, а кольцевой поверхностью. Площадь контакта за счет такого соприкосновения с дорогой увеличивается в несколько раз больше, чем у обычного традиционного шипа. Контакт сцепления получается надежнее , давление меньше, разрушающее воздействие на дорожное покрытие ниже, масса шипа вдвое меньше. Трубчатый титановый шип на полмиллиметра короче своего фланцевого родича. Это связано с особенностями установки таких шипов: фланцевые шипы должны выступать над поверхностью протектора на 1, 3 – 1,7 мм, титановые на 0,8 – 1,2 мм.

Достоинством титановых шин является лучшее сцепление на льду. Поведение автомобиля, оборудованного такими шинами, отличается высокой стабильностью движения, тормозные свойства примерно на 5% выше, чем у обычной ошипованной резины, уровень шума практически остается тем же, поперечные сцепные свойства улучшаются на 8%.

При торможении «юзом» шипы не вылетают из резины. К недостаткам таких шин можно отнести повышение расхода топлива примерно на 2% и увеличение тормозного пути на асфальтовом покрытии на 3% (средняя скорость движения автомобиля 90 км/ч). На чистом твердом покрытии, при торможении, возникает опасность блокировки колес и заноса, так как стальные шипы хорошо скользят по асфальту.

В настоящее время появилась достойная альтернатива ошипованной резине. Современные технологии позволили создать зимнюю нешипованную шину, способную удерживать сцепление с дорогой не хуже, чем ошипованные. Как наиболее удачный вариант шин нового поколения можно назвать модели компании компании Goodyear – Ultra Grip 5 и Eagle Ultra Grip.

Часть шины, представляющая собой тонкий слой эластичной резины, расположенная между бортом и плечевой зоной и являющаяся продолжением протектора на боковых стенках каркаса называется боковиной. Боковины предохраняют протектор от влаги и механических повреждений. На боковинах нанесены маркировка и обозначение шин.

litresp.ru