Списание автошин: особенности процедуры. Пробег зимней резины для списания
нормы изношенности, индикаторы пробега шин
Покрышки автомобиля изнашиваются быстрее, чем любой другой элемент автомобиля по причине регулярного контакта с дорожным покрытием, которое не всегда бывает идеальным. Безопасность движения очень зависит именно от покрышек, которые нужно вовремя менять во избежание ДТП.
Причины износа шин
Существует немалое количество факторов, влияющих на износ шин:
- Качество трасс. На этот фактор мы не можем повлиять, поэтому приходится мириться и принимать его как данное.
- Стиль вождения. От манеры езды зависит не только износ шин, но и другие технические параметры.
- Нерегулярный техосмотр. Несвоевременное проведение техобслуживания влечет за собой более быстрый износ шин.
- Давление воздуха в шинах. Иногда неправильный показатель давления может сказываться на износе.
- Несоблюдение индексов скорости. Каждая покрышка имеет определенный индекс скорости, который обязательно нужно учитывать во время езды.
Эксплуатация изношенных шин
В целях экономии некоторые автомобилисты отказываются менять изношенные покрышки до наступления пикового момента или первой аварии. Чем это чревато, кроме опасности управления таким транспортным средством?
- Если автомобильные шины изношены хотя бы наполовину, при высокоскоростной езде это может обернуться аварией.
- Особенно опасны изношенные зимние шины. Ламели, отвечающие за «врезание в снег, изношенные наполовину и более, ухудшают качество сцепления.
- Во время движения по мокрому асфальту изношенные шины влияют на аквапланирование, а также увеличивается тормозной путь.
Когда приходит время смены шин?
Слишком изношенные шины влияют на увеличение тормозного пути, высокую вероятность заносов, ухудшение сцепления с дорогой, могут вызвать ДТП. Во избежание этого нужно вовремя их менять.
Определить тот факт, что подошло время замены можно визуально:
- Смотрим на высоту протектора. Если она меньше 1,6 мм (для грузовых автомобилей 1 мм), это прямое свидетельство того, что настало время замены. Как показывает практика, менять шины, в среднем, следует каждые 50 тыс. км.
- Изучаем характер износа, ведь он может быть разным (центральный, боковой, асимметрический). Если износ неправильный, это говорит о наличии неисправности технической части авто. Если износилась центральная часть шины, это говорит о высоком давлении, боковая часть – низком давлении.
- Изучаем глубину канавок. Если на одной шине встречается разница более чем на 5 мм, нужно немедленно принять меры, иначе этот недостаток может сказаться на управляемости автомобилем.
В России действует единая норма износа шин: для зимней резины – 4-5 мм, для летней – 1,6 мм. Эти показатели считаются предельными, поэтому лучше не доводить шины до такого состояния. Данные нормы были установлены в Европе с 1992 года и используются по сей день.
Определяем пробег шин
Самый простой способ определить пробег – посмотреть на протектор и убедиться, что он выступает за резиновый столбик, который расположен между канавками. Если протектор сравнился с этим столбиком, шина полностью износилась.Индикатор износа можно найти непосредственно на поверхности шины. Для этого изучите боковую сторону шины, там должна быть соответствующая метка в виде треугольника или знака «TWI.
Для определения степени износа производители шин часто используют цифровые индикаторы. Как правило, используется 8 цифр, при этом большая выдавливается на минимальную глубину, а меньшая - на максимальную. В результате эксплуатации они постепенно стираются. Когда стерлась последняя цифра, это говорит о полной изнашиваемости покрышки.
Кроме того, определить высокий уровень износа можно по цвету шины. Со временем, стираясь, протектор приобретает яркий оттенок, который не спутаешь с новой шиной. Если вы заметили, что ваша шина обрела яркий оттенок, это одно из свидетельств критичного износа покрышки.
Для получения более точных данных можно использовать специальный инструмент для измерения износа. Для этого используется индикатор с миллиметровым делением, которым нужно замерить глубину канавок в нескольких местах.
Если такого прибора не оказалось под рукой, всегда можно воспользоваться подручными средствами:
- Линейка (штангенциркуль). Использовать штангенциркуль удобно, ведь с его помощью проще измерить глубину канавки, опустив и зафиксировав щуп.
- Монета. Американцы вывели методику измерения степени износа однодолларовой монетой, на которой изображен Джордж Вашингтон. Чтобы определить степень износа, нужно опустить монету в канавку шины и с перпендикулярной линии зрения посмотреть на ее поверхность: если видны волосы президента на монете, шина слишком изношена. Точно такую же систему замера можно повторить с двухрублевой монетой, опустив ее в канавку головой орла вниз. Проделав это действие на примере изношенной шины, голова орла будет хорошо просматриваться.
Процент износа покрышек
По мере уменьшения ресурса шины увеличивается процент ее износа. В случае повреждения борта процент износа может увеличиться до 10%. Если на поверхности протектора просматриваются сколы или трещины, это добавляет еще 25% износа. В случае расслоения каркаса процент износа шин будет равен 100.
Если брать временной промежуток, то за 3 года процент износа достигает 10%. Если эксплуатация шины превышает 5 лет, износ шины будет равен 50%.
Как избежать быстрого износа шин?
- Двигайтесь на средней скорости. Высокоскоростная езда влечет за собой быстрый износ, так как шины нагреваются до высоких температур.
- Соблюдайте индекс перегрузки шин. При перегрузе шины сильно нагреваются и быстрее изнашиваются.
Вовремя менять покрышки рекомендуется во избежание аварий, повреждений автомобиля, ухудшения сцепления с дорожным покрытием.
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru
bycars.ru
Списание автошин: особенности процедуры
На балансе почти любого бюджетного учреждения имеются автомобили. Они используются как для осуществления основной деятельности предприятия, так и для предоставления платных услуг. Ведение учета автомобильных шин и их последующее списание является далеко не простым процессом. При установке всесезонных автошин их демонтаж не производится до их полного износа или повреждения. В отличие от других запасных частей автомобиля учет и списание шин имеет ряд особенностей. На них и остановимся более подробно.
Как выполняется списание?
В общей стоимости приобретенного автомобиля уже отражена стоимость шин. Эксплуатируются они в составе автомобиля, поэтому правила эксплуатации и списания шин в обязательном порядке прописаны в соответствующих эксплуатационных нормах. Учет же автомобильных шин, находящихся на складе проводится по таким видам:
- Камеры;
- Покрышки;
- Ободные ленты;
- Размеры;
- Сорт;
- Техническое состояние.
Для более удобного ведения учета следует завести специальную карточку, где будут фиксироваться все вышеперечисленные показатели на автомобильные шины. В нем же необходимо прописывать гаражный номер покрышки, госномер автомобиля и указывать завод, изготовивший автошину. Помимо этого в карточке должны быть отражены:
- Дата монтажа и демонтажа;
- Пробег;
- Причина выхода из строя шины;
- Норма пробега с момента приобретения до полного износа.
Отражение всей информации в письменном виде поможет детально восстановить при необходимости всю историю автопокрышки.
Что важно учесть?
Автопокрышки, которые были сняты с транспортного средства в утиль или для проведения ремонта должны быть приходованы на склад только с соответствующими накладными. Учет их должен быть отражен в карточке. Производится данная процедура ответственным за это лицом согласно товарно-транспортной накладной или же товарной накладной вида ТН-2, выписанной поставщиком в установленном порядке. Что касается отпуска покрышек, то их со склада могут отправлять только по требованию механика. Причем, в карточке должна быть зафиксирована данная информация и указано что новая шина выдается вместо снятой и уже оприходованной. Если же она отправляется в утиль, то в карточке учета должны быть проставлены подписи комиссии, главного инженера и непосредственного руководителя организации.
Что делать в случае с новыми и восстановленными шинами?
При выходе их строя раньше гарантийного срока новых, отремонтированных и восстановленных шин комиссией должны быть установлены причины такой проблемы. В случае, если причины потери работоспособности обусловлены производственными факторами составляется акт рекламации. Далее покрышки отправляются изготовителю вместе с картой учета и составленным актом рекламации. Производитель автомобильных шин в течение месяца рассматривает документ и высылает предприятию один экземпляр заключения. Если выход из строя был по вине изготовителя, то он производит бесплатную замену автопокрышки.
Смотрите видео о том, как списать автошины и аккумуляторы:
Опубликовано: 07 декабря 2017
automend.ru
Учет автомобильных шин
Порядок учета автомобильных шин зависит от того, приобретены ли они вместе с транспортным средством или отдельно от него.
ВИКТОРИЯ ЖМУЛИНА, старший аудитор ООО « ВИТ-аудит
Шина — один из основных элементов ходовой части транспортного средства. Шины, за исключением приобретенных вместе с основным средством, учитываются в составе материально-производственных запасов. Особенности данных материальных ценностей напрямую влияют на порядок их учета и документального оформления. Шины постоянно подвергаются повышенному износу и довольно часто выходят из строя гораздо раньше окончания срока их эксплуатации. Кроме этого, изношенные шины могут быть как восстановлены, так и утилизированы, что имеет разные учетные последствия. Шины также обладают определенными сезонными свойствами, диктующими периодичность их использования в процессе эксплуатации автомобиля.
Приобретение шин отдельно от автомобиля
В соответствии с п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.03 №91н, единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. Инвентарным признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Так как использование шины, приобретенной вместе с автомобилем, отдельно от него невозможно, то в первоначальную стоимость автомобиля включается, в том числе, стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой.
То есть шины, в том числе запасные, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе основного средства и отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы. Когда стоимость автомобиля полностью сформирована, бухгалтером оформляется запись
Дт01 «Основные средства — Кт08 «Вложения во внеоборотные активы.
Приобретение шин отдельно от автомобиля
Предприятия автомобильного транспорта располагают отраслевой Инструкцией по учету доходов и расходов, которая утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.03 №153. Согласно данной инструкции стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и стоимость автомобильных шин включаются в состав материальных расходов (п. 42). По этой же статье учитываются расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, но лишь в пределах норм, утверждаемых Минтрансом, что закрепляется в учетной политике организации (п. 43). Сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин включаются в состав прочих расходов (п. 97).
Согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-5 «Запасные части учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.
Согласно п. 42 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н, материалы являются видом запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля, необходимо учитывать в составе материалов. При этом цена шин не оказывает влияние на порядок их учета.
Документальное оформление
Для учета шин применяются межотраслевые формы первичной документации по учету МПЗ, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а. К таким формам относятся: приходный ордер (форма №М-4), лимитно-заборная карта (форма №М-8). Организация для учета работы шин может помимо унифицированных форм первичных документов самостоятельно разработать и применять в хозяйственной деятельности свою документацию, отвечающую требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете (п. 100 Методических указаний по учету МПЗ). При этом формы документов, разработанные организацией самостоятельно, необходимо закрепить в учетной политике. Однако организации могут воспользоваться и существующим опытом. Например, Приказом Минсельхоза России от 16.05.03 №750 утверждены специализированные формы первичной учетной документации для предприятий АПК, в том числе карточка учета работы шин (форма №424-АПК), которая ведется с момента поступления шин и до момента их списания (утилизации). Также можно воспользоваться карточкой учета работы автомобильной шины, являющейся приложением к Приказу Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.08 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта. В приложении № 12 к ранее действовавшим Правилам эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденным Распоряжением Миктранса России от 21.01.04 №АК-9-р, также приведена форма карточки учета работы шины.
В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле, в том числе дефекты, характер и размер повреждений. Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке. Ежемесячно в каждую карточку вносится фактический пробег.
При замене шины на ходовых колесах запасной шиной водитель обязан сообщить лицу, ответственному за учет работы шин, дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные также фиксируются в карточках.
Если шина снимается с эксплуатации, в карточке учета указываются дата демонтажа, полный пробег, причина снятия, определяемая комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу), место, где будет производиться ремонт, восстановление или утилизация шины. При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета работы шины подписывается членами комиссии, которые производят осмотр шины. В данном случае карточка учета является актом списания шины. На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.
При утилизации шин (полный износ, неисправное повреждение) помимо стандартного оформления карточки учета работы шин составляется акт на их списание (утилизацию). Данный документ оформляется комиссией, назначенной руководителем предприятия. В акте на списание (утилизацию) указывается причина списания шины: недопустимая остаточная высота рисунка протектора; разрушение, не подлежащее ремонту (разрыв, продольный прорез и т. д.).
Списание стоимости шин в расходы организации
Стоимость шин организация имеет право списывать в расходы при наступлении следующих обстоятельств:
• в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения;
• в момент установки на автомобиль;
• равномерно по мере использования.
В зависимости от выбранного способа отражения стоимости шин в составе затрат организации меняется и отражение в учете утилизации шин. Остановимся на каждом способе учета подробнее.
1. Списание стоимости шин в затраты в момент фактического выбытия по причине износа или повреждения.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов: на субсчете 10-5 учитываются наличие и движение приобретенных автомобильных шин в запасе и обороте. Из вышеизложенного прямо вытекает необходимость использовать субсчета второго порядка, например 10-5-1 «Шины в запасе, 10-5-2 «Шины в обороте. Тогда при приемке шин со склада в эксплуатацию оформляется бухгалтерская запись: Дт10-5-1 — Кт10-5-2, а при списании шин с учета по причине непригодности к эксплуатации: Дт20, 23, 25, 26 — Кт10-5-2.
Однако при использовании такого варианта нарушается методология бухгалтерского учета, и вот почему. Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации (Приказ Минфина РФ от 06.10.08 №106н) учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). При списании шин вследствие их непригодности к эксплуатации данное требование не соблюдается.
Кроме этого, такой способ учета искажает себестоимость оказываемых услуг, выполняемых работ, поскольку стоимость шин будет списана в отчетном периоде, в котором фактическая их эксплуатация была минимальной.
Таким образом, данный вариант учета шин не рекомендуется к применению. Для бухгалтеров, все-таки применяющих такой порядок списания стоимости шин, рассмотрим его отражение на примере.
2. Списание стоимости шин в затраты в момент их установки на автомобиль.
Согласно п. 93 Методических указаний по учету МПЗ по мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство (20, 23).
В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
• расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
• сумма расхода может быть определена;
• имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Эта уверенность имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Кроме этого замену шин, приобретенных вместо непригодной авторезины, поступившей в составе автомобиля, можно считать ремонтом машины, следовательно, на основании п. 27 ПБУ 6/01 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором ремонт завершен.
На основании вышеизложенного применение данного варианта учета шин можно считать обоснованным.
Однако независимо от того, числятся автомобильные шины на балансовом учете или уже нет, бухгалтеру придется отслеживать их движение. Ведь в процессе эксплуатации шины может возникнуть необходимость ее ремонта, а после того, как ресурс шины выработан, руководству предприятия приходится решать вопрос о необходимости восстановления отработанной резины либо ее утилизации. И в том, и в другом случае шины передаются третьим лицам, специализирующихся на восстановлении (утилизации) шин. для этого организации необходимо наличие точных сведений об их количественной и стоимостной оценке. Также необходимо помнить, что при утилизации шин образуются отходы производства, и организации следует применять методики их учета, закрепленные в бухгалтерском и налоговом учете. При этом количество образовавшихся на предприятии отходов непосредственно влияет на размер экологических платежей.
Для того чтобы контролировать сохранность используемых шин, списанных с баланса, советуем организовать их забалансовый учет на дополнительно введенном счете, например на счете 012 «Шины, переданные в эксплуатацию. Данный забалансовый счет следует включить в рабочий план счетов организации.
3. Списание стоимости шин равномерно по мере их использования.
При выборе данного способа отражения стоимости шин в составе расходов организации соблюдается принцип соответствия доходов и расходов, закрепленный в п. 19 ПБУ 10/99, существует экономическая обоснованность при применении данного варианта учета (шины списываются в периоде их фактического использования).
Вариант равномерного списания шин также допускается нормативными актами по бухгалтерскому учету. В частности, в силу п. 94 Методических указаний по учету МПЗ стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией, в течение периода, к которому они относятся.
Кроме этого, для бухгалтеров крупных транспортных компаний списание стоимости шин на затраты в момент их ввода в эксплуатацию может существенно повлиять на показатель прибыли.
Таким образом, применение данного варианта учета стоимости шин и их списания является наиболее оптимальным (см. пример 2).
Списанные шины, использование которых возможно в хозяйственных целях или которые подлежат сдаче в виде отходов (подлежат утилизации), приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на
внутреннее перемещение материальных ценностей (п. 129 Указаний по учету материально-производственных запасов). Остающиеся от списания шин отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты организации. Согласно Плану счетов наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитываются на счете 10, субсчет 6 «Прочие материалы, как отходы.
В целях исчисления налога на прибыль под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению (п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
Автомобильные шины, не подлежащие дальнейшему использованию, при налогообложении прибыли также являются возвратными отходами, и их оценка при реализации на сторону производится по цене реализации (подп. 2 п. 6 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
Поступления от продажи изношенных автомобильных шин признаются прочими доходами, для учета которых Планом счетов предназначен счет 91, субсчет 1 «Прочие доходы.
Реализация возвратных отходов согласно 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогом на добавленную стоимость. Налоговая база по НДС определяется как стоимость таких отходов, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 1 ст. 154).
В целях исчисления налога на прибыль доходы от реализации возвратных отходов учитываются в составе доходов от реализации (ст. 249 Налогового кодекса РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).
digest.wizardsoft.ru
Нормы пробега автомобильных шин. Советы автомобилистам
Нормы пробега автомобильных шин не только разные для легковых и грузовых автомобилей, еще эта норма разная для каждого типа шин. Например, норма пробега у покрышек фирмы «Пирелли составляет около 70 000 км, а для точно таких же покрышек от компании «Данлуп не выше 65 000 км. Причем эти нормы указанны заводом-производителем. Но не только завод-производитель указывает срок хождения покрышек, еще этим занимаются законодательные органы.
Если взять на вооружение полезные советы и рекомендации от сотрудников ГИБДД, то можно выяснить, что высота протектора у летней шины должна быть не меньше 2 мм, а у зимней покрышки не менее 4 мм. Согласитесь, покрышки с такой высотой протектора в простонародье называют «лысой, поэтому вряд ли кто-нибудь будет доводить свои шины до такого состояния. Так как покрышки с таким протекторам скользят в мокрую погоду, а это приближает к ДТП.
Если поискать в интернете разные советы автомобилистам, то обнаружится, что нужно использовать покрышку до износа протектора. Сразу такие рекомендации сложно усвоить и нужно обращаться к законодательному разрешению, которое указанно выше.
Некоторые бывалые люди дают советы отталкиваться от состава вашей резины. То есть вам нужно узнать состав веществ, из которых сделана ваша покрышка. Потом узнать количество используемого при производстве покрышки каучука. Исходя из полученных знаний, можно сказать, что чем больше каучука, тем дольше служат шины, но никаких формул эти знатоки не приводят.
Есть ли общие эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин?
Конечно, есть, но вот только они разнятся примерно в 5000 – 10 000 км. Причем все эти нормы прописаны законодательством РФ. Вот, например, для легковых и грузовых автомобилей, грузоподъемность которых не превышает двух тонн, норма 45 000 км. Но это больше похоже на нормы пробега автомобильных шин отечественного производства. Так как пробег для зарубежных покрышек начинается от показателя в 60 000 км. Получается что для каждого производителя своя норма. Но не все так просто, еще следует учитывать условия, в которых эксплуатировалась шина. А это, между прочим, самый серьезный показатель при высчитывании нормы пробега. То есть вы должны честно рассказать, как вы используете свои покрышки. Например, вы трогаетесь с места с пробуксовками или без; вы намеренно резко тормозите или нет. Некоторые советуют рассчитать пробег по данным. Но как сделать расчет? Какие данные нужны?
Существует также интересная формула по высчитыванию пробега шин. Вам нужно знать норму предписанную заводом и умножить ее на эксплуатационный коэффициент, который равен 0,95, если покрышка эксплуатировалась в городском режиме.
После проведения этих расчетов можно узнать точные нормы пробега автомобильных шин на вашей машине.
Расскажите об этой статье друзьям:
Friend me:
к нашему сайту.
sovety-tut.ru