крути педали...

Что такое липучка, она же зимняя фрикционная шина. Фрикционная зимняя резина


Фрикционные шины или шипованные. Что выбрать?

среда, 14 сентября 2016 г. 13:41:26 Europe/Moscow

Эксплуатация автомобиля зимой создает водителю дополнительные проблемы, и подготовка к ней должна начинаться задолго до первых снегопадов. Если говорить об автомобильных шинах, то специалисты MICHELIN рекомендуют задуматься о смене летних шин на зимние уже при температуре воздуха +7 градусов Цельсия. Если, конечно, у вас шины не из сегмента «Лето+ — MICHELIN CrossClimate, которая  дает возможность также безопасно передвигаться по первому снегу и ненастью, во время межсезонья до –5 градусов Цельсия. Объяснение этому простое — летние шины на холодном асфальте имеют значительно меньшее сцепление, а утренние заморозки и вовсе сводят его на нет. Для большинства автолюбителей выбор зимних шин очевиден, но часть водителей до сих пор еще не определилась. Попробуем помочь разобраться в ситуации. Зимние шины можно разделить на две группы: шины с шипами противоскольжения и шины фрикционные (или «липучки, как говорят водители). Шины каждой группы имеют свои преимущества и особенности.

Особенности шипованных шин

К преимуществам шин с шипами относятся отличные сцепные свойства на обледенелых и заснеженных покрытиях. К этому можно добавить хорошую проходимость по рыхлому снегу. Подавляющее большинство современных шин с шипами изготовлено для экстремальных зимних условий, о чем свидетельствует специальная маркировка в виде горы с тремя вершинами расположенная на боковине. Ранее использовалась маркировка M+S (аббревиатура, образованная первыми буквами слов «грязь и «снег), но теперь эти буквы встречаются даже на шинах с летним рисунком.

К особенностям шипованных шин можно отнести зависимость их «зимнего ресурса от состояния шипов. Поэтому существуют определенные эксплуатационные требования и ограничения. Например, необходимость обкатки новых шин в начальный период эксплуатации (первые 800 –- 1000 км пробега). В этот период нужно избегать резких разгонов и торможений, также рекомендуется не ездить со скоростью свыше 70 км/ч. При дальнейшей эксплуатации для шин с шипами действует ограничение скорости —– не более 130 км/ч.

Одновременно с совершенствованием рисунка протектора и состава резиновой смеси происходит изменение конструкции шипов противоскольжения. Сейчас большинство производителей зимних шин использует оригинальные шипы, которые устанавливаются непосредственно на заводе. Это подразумевает стопроцентный контроль за процессом ошиповки.

Наиболее эффективны и долговечны двухфланцевые шипы. Такими шипами оснащена флагманская зимняя модель компании MICHELIN —– X-Ice North 3 шина для суровой зимы .Протектор шины — двухслойный с более жестким внутренним слоем. Этот слой прочно удерживает корпус шипа и служит базой для наружного слоя резины с повышенным сцеплением.

Опыт эксплуатации шипованных шин подсказывает, что при бережном отношении они служат достаточно долго. Возникновение большинства проблем, связанных с быстрым износом и потерей шипов, объясняется агрессивной или неумелой ездой. Особенно вредны пробуксовки колес, способные за считанные секунды лишить шины значительного количества шипов, а оставшиеся шипы сделать менее работоспособными.

Согласно действующим правилам дорожного движения автомобиль на шипованных шинах должен быть оснащен соответствующим знаком «Ш, который предупреждает других водителей о необходимости держать дистанцию.

Особенности фрикционных шин

Если в шинах с шипами взаимодействие протектора и скользкого покрытия складывается из двух составляющих —- сцепления за счет шипов и трения резины, то во фрикционных шинах используется только последний фактор. Термин «фрикционные и означает, что такие шины обеспечивают сцепление с зимней дорогой только за счет сил трения.

Механизм работы протектора фрикционной шины сводится к удалению (стиранию или впитыванию) тонкой водяной пленки, возникающей между разогретой резиной и обледенелой поверхностью, после чего наступает эффективное полусухое или сухое трение. Например, в шипованной зимней шине MICHELIN X-Ice 3 за удаление воды отвечают пилообразные ламели и специальные микропомпы, а необходимое трение обеспечивает резиновая смесь Flex-Ice с высоким содержанием силики.

Толщина образующейся водяной пленки зависит от температуры окружающего воздуха и структуры льда, поэтому сцепные свойства фрикционных шин зависят от климатических условий. Чем ниже температура зимой, тем эффективней работа фрикционных шин.

Потенциально «зимний ресурс фрикционной шины выше, чем у шины с шипами, но и он, как правило, ограничен износом до половины глубины протектора. Несмотря на мягкий состав резины и большое количество щелевидных прорезей (ламелей), современные фрикционные шины обладают высоким ресурсом. С учетом того, что такие шины можно «поставить пораньше и снять попозже, они выглядят очень привлекательно для зимней эксплуатации, особенно в условиях города, где основное дорожное покрытие — асфальт. Отсутствие шипов благоприятно влияет на комфорт и на уровень шума шин, а также на долговечность самого дорожного покрытия.

Число приверженцев шин без шипов неуклонно растет. Этому способствуют усовершенствования автомобилей, направленные на улучшение управляемости в экстремальных дорожных ситуациях. Тем не менее, водитель не должен надеяться только на автоматику. Зимняя дорога зачастую состоит из участков с разным сцеплением, поэтому езда зимой требует особого отношения и повышенной внимательности.

Рекомендации по выбору типа зимних шин

Существуют определенные рекомендации по выбору того или иного типа зимних шин. Например, владельцам автомобилей с задним приводом можно порекомендовать шины с шипами. Начинающим водителям также лучше использовать шины с шипами. Как ни странно, эта же рекомендация относится и к водителям со спортивной манерой вождения. Только не следует забывать, что агрессивная эксплуатация приводит к выпадению шипов.

Самым доступным способом проверки сцепления установленных шин является торможение на тестовом участке дороги. Для этого нужно выбрать безопасный участок в начале маршрута и проверить на нем, как ведет себя автомобиль при торможении. Периодически выполняя эту несложную процедуру, можно приучить себя адекватно оценивать состояние дороги и избегать рискованных ситуаций. Любителям комфортной езды в большей степени подойдут фрикционные шины. При этом автомобили с передним и полным приводом лучше приспособлены к этому типу шин. Следует еще раз напомнить, что работоспособность шин без шипов на льду зависит от окружающей температуры. В интервале температур от 0 до –15 градусов Цельсия по эффективности торможения на льду они уступают шипованным шинам.

tyreplus.ru

Рекомендации по выбору зимних фрикционных шин

В зимнее время года автовладельцы должны использовать специальные зимние покрышки, которые позволяют обеспечить необходимое сцепление со скользкой дорогой. В настоящее время распространение получили два типа зимних покрышек - шипованные и фрикционные. Расскажем поподробнее о том, что же представляют собой зимние фрикционные шины и как правильно их выбрать.

Что такое фрикционные шины?

Фрикционными называют шины-липучки, которые обеспечивают качественное сцепление с заснеженной дорогой и на голом льду. Основное предназначение таких покрышек - это использование именно на покрытых снегом дорогах. Фрикционные шины имеют специальный протектор с выраженными блоками-грунтозацепами, что и позволяет им глубоко врезаться в поверхность снега, обеспечивая качественное сцепление со скольким покрытием. Такие протекторы и грунтозацепы разделены между собой специальными ламелями. Располагаются ламели под прямым углом, что позволяет качественно отводить влагу и обеспечивает сцепление с мокрой снежной кашей. В настоящее время используется симметричный и несимметричный протектор фрикционных шин, который имеет направленный или ненаправленные рисунок.

Следует сказать, что в Европе в зимнее время года использование таких фрикционных шин является обязательным. При этом помните, что шипованная зимняя резина на законодательном уровне запрещена в большинстве стран Евросоюза, поэтому если вы планируете отправиться в Европу зимой в путешествие, то в обязательном порядке придется установить на свой автомобиль такие фрикционные покрышки.

зимние фрикционные шины

Преимущества зимних фрикционных покрышек

Если говорить о преимуществах зимней резины данного типа, то отметим следующее:

  • 1. Для изготовления таких покрышек используется специальная резина, которая не дубеет при отрицательных температурах, что позволяет эффективно работать покрышкам даже при сильном морозе.

  • 2. При эксплуатации такие колеса издают минимум шума, что делает поездки на автомобиле более комфортными.

  • 3. Такой тип колес идеально подходит для передвижения по мягкому рыхлому снегу.

  • 4. Фрикционные шины могут быть установлены на автомобиле еще в середине осенью, намного раньше зимних шипованные покрышек. Это объясняется тем, что тут используется прочная износоустойчивая резина, которая не стирается даже при ее использовании на голом асфальте.

  • 5. У большинства моделей протектор является самоочищающимся, что предотвращает скольжение и улучшает сцепление с дорогой в пятне контакта.

Преимущества зимних фрикционных покрышек

Недостатки фрикционных покрышек

Если говорить о недостатках зимних шин данного типа, то выделим:

  • 1. Невозможность их использования в качестве всесезонных. На тёплом асфальте может отмечаться неравномерный износ, да и сами покрышки при их использовании в теплое время года стираются буквально за несколько сезонов.

  • 2. Фрикционные шины показывают в сравнении с шипованными посредственное сцепление с укатанным снегом и ледяным покрытием.

Как правильно эксплуатировать шины-липучки

При эксплуатации покрышек данного типа следует помнить о том, что первые несколько сотен километров после их установки на автомобиль происходит так называемая обкатка фрикционной зоны. Ламели затачиваются в направлении движения, что существенно сокращает тормозной путь и улучшает сцепление со скользкой дорогой. Именно в первые несколько сот километров пробега не рекомендуется резко тормозить или быстро разгоняться, что может привести в последующем к быстрому повреждению протектора.

При эксплуатации таких фрикционных покрышек не рекомендованы резкие маневры, что может привести как к быстрому истиранию протектора, так и повреждению фрикционной зоны. Устанавливая покрышки на автомобиле следует соблюдать направление движения, что и станет гарантией полностью безопасного управления автомобиля в зимнее время года, а протектор у таких шин будет отличаться максимальной долговечностью.

Как правильно эксплуатировать шины-липучки

Как правильно выбрать зимние нешипованные шины

Выбирая фрикционные покрышки, необходимо отдавать предпочтение зимним шинам, изготовленными ведущими производителями. А вот любая экономия приведет к тому, что автомобиль будет скользить на заснеженной дороге, а сами покрышки и их протектор будет быстро истираться, и в итоге придётся приобретать новые зимние шины буквально через 2-3 сезона.

Если говорить о самых лучших зимних фрикционных покрышках, то можем отметить следующие:

Nokian Hakkapeliitta. Этот финский производитель специализируется на производстве зимних покрышек. Нешипованные шины от Nokian зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Они сочетают доступную стоимость, отличную надежность, долговечность и полную безопасность при эксплуатации автомобиля в зимнее время года. Этот финский производитель использует последние достижения в области производства зимних покрышек, что и позволяет гарантировать их отличные эксплуатационные характеристики. Благодаря имеющемуся выбору можно подобрать фрикционные шины от Nokian как на небольшие городские малолитражки, так и на полноразмерные внедорожники.

Nokian Hakkapeliitta

Также можем порекомендовать вам модель фрикционных шин Michelin X-Ice 2 и X-Ice 3. Такие модели покрышек имеют доступную стоимость и пользуются популярностью у российских автовладельцев. Благодаря использованию инновационной формулы резины удается обеспечить ее великолепную износоустойчивость, при этом такие покрышки обеспечивают хорошее сцепление с сухим асфальтом, заснеженной дорогой и голом льду.

Michelin X-Ice 2

Bridgestone Blizzak DM V2 - это популярная у отечественных покупателей модель зимних фрикционных шин, которая появилась относительно недавно и отличается улучшенными показателями сцепления со скользкой дорогой. Покрышки имеют доступную стоимость и отличаются великолепным показателями износоустойчивости. Покупателям предложат такую зимнюю фрикционную резину с типоразмерами от 14 до 20 дюймов. Это позволит подобрать ее для колесных дисков различного диаметра.

Bridgestone Blizzak DM V2

Заключение

Фрикционные шины – это специальная разновидность зимних нешипованных покрышек, которая обеспечивает качественное сцепление с заснеженной и обледенелой дорогой. Имеющийся сегодня выбор позволит вам подобрать зимние шины под ваш автомобиль, а преимущества таких покрышек неоспоримы, что и делает их популярными у покупателей. Правильно подобрав такую зимнюю резину, вы будете полностью уверены в безопасности использования вашего автомобиля в зимнее время года.

10.10.2017

cartechnic.ru

Шипованные или фрикционные шины? / Nokian Tyres

При выборе между шипованными и фрикционными шинами необходимо в первую очередь учитывать свои потребности. Оба типа шин износостойки и имеют великолепные характеристики. Узнав больше об отличиях между ними, вы сможете выбрать тот тип шин, который больше вам подходит.

Заснеженные или обледенелые дороги?

Если зимой вам приходится ездить по обледенелым дорогам чаще, чем по заснеженным, выбирайте шипованные шины. Шипованные шины особенно хороши для тех, кто живет у побережья, где дороги зимой обычно покрываются льдом. Фрикционные шины лучше подходят для передвижения по снегу.

Влажный лед и утрамбованный снег

С фрикционными шинами требуется особенно внимательно вести себя на перекрестках и в других местах, где может появиться мокрый лед или плотно утрамбованный снег. Шипованные шины больше фрикционных подходят для использования на мокром льду и плотно утрамбованном снегу.

Тихие шины

Если вы предпочитаете тихие шины, вам следует выбрать фрикционные шины. Осенью фрикционные шины можно устанавливать раньше шипованных. Установив фрикционные шины, вы уже можете не волноваться из-за изменчивости дорожных условий. Они также подходят для использования весной, когда температура меняется удивительно быстро.

Непредсказуемая осенняя погода

Осенью фрикционные шины можно устанавливать раньше шипованных. Установив фрикционные шины, вы уже можете не волноваться из-за изменчивости дорожных условий. Они также подходят для использования весной, когда температура меняется удивительно быстро.

Можно ли использовать фрикционные шины круглый год?

Грубые весенние дороги повышают износ шин любого типа, а фрикционные шины рассчитаны на использование преимущественно в зимних условиях. Фрикционные шины, неравномерно износившиеся на грязных весенних дорогах, не идут ни в какое сравнение с хорошими летними шинами, поэтому мы не рекомендуем использовать фрикционные шины в качестве всесезонных. Летние шины являются наиболее безопасным и экономичным выбором для езды летом. 

www.nokiantyres.ru

что это такое, преимущества и недостатки

Каждый владелец автомобиля, раз в пару-тройку лет сталкивается с необходимостью покупки нового комплекта колёсных шин для зимней эксплуатации.

липучка, или фрикционная шина

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

В последнее время рынок автомобильной сезонной резины – радует разнообразием своих предложений, благодаря которому каждый автовладелец без особого труда может купить для своего современного или раритетного «железного коня идеальный вариант. Однако, прежде, чем покупать автомобильные покрышки не будет лишним изучить их технические и эксплуатационные характеристики, а также ознакомиться с рекомендациями специалистов и экспертов.

 

 

Советуем почитать: Несколько правил обкатки новой резины

 

 

Какую зимнюю резину выбрать

 

Основная отличительная особенность автомобильной резины для эксплуатации в холодное и снежное время года, это наличие или отсутствие шипов на их поверхности. Резина, не имеющая шипов, отличается мягкостью, большим количеством бороздок протектора, как поперечных, так и продольных, а также их глубиной, благодаря чему, происходит лучшее сцепление с обледеневшим дорожным полотном. Такие автомобильные покрышки в последнее время, очень часто в разговоре стали называть «липучками, из-за того, что во время движения действительно возникает впечатление того, что шины прилипают к поверхности зимней дороги. В свою очередь, профессионалы называют не шипованную резину – фрикционной.

 

Преимущества фрикционной «липучки

 

Эксперты рекомендуют отдавать предпочтение фрикционной резине тем водителям, которые зимой осуществляют свои поездки в городских условиях. «Липучки демонстрируют идеальные сцепные характеристики с дорожным полотном, покрытым льдом, накатанным снегом или «снежной кашей, а также обработанным реагентами. Прекрасно ведут себя фрикционные покрышки на мокром и сухом асфальтовом или бетонном покрытии. Многочисленные тесты на экстремальное вождение, проводимые при существенных минусовых температурах (ниже 25 градусов по Цельсию) показали не только отличное сцепление «липучек с поверхностью дороги, но и подтвердили предположение, что мягкая фрикционная резина остаётся таковой тогда, как шипованная начинает напоминать твёрдый пластмасс.

 

липучка, или фрикционная шина

Фрикционные шины или шипованные?.

 

Среди советов экспертов можно найти и рекомендации по использованию фрикционной зимней резины на автомобилях с передним приводом. Кроме того, такой вид сезонных шин, является отличным вариантом для мягкой зимы европейского типа, которая в наших краях наблюдается в середине осени и весны. Правда, следует отметить, что самые лучшие свои характеристики такая резина начинает демонстрировать при температуре ниже «плюс пять градусов по Цельсию. Фрикционную резину стоит порекомендовать покупать и эксплуатировать ещё и тем автовладельцам, кто не очень хочет слышать и ощущать характерный шум в качестве фона, создаваемый шипованной зимней резиной.

 

Не забудьте о правиле : Перестановка шин местами: продление жизни покрышек

 

Слабые стороны ….

 

Как показывает практика, к вождению автомобиля на «липучках сложнее привыкать новичкам, которые в нештатных ситуациях чаще всего склонны выжимать педаль тормоза, и если их автомобиль не имеет ABS-системы, то эффективность тормозов снижается в разы.

 

липучка, или фрикционная шина

фрикционные шины: что это такое, преимущества и недостатки

 

Кроме того, не рекомендуется использовать фрикционную резину, если зимой часто приходится выезжать за пределы больших городов, на загородных трассах лучше всего использовать сезонные покрышки с шипами. В условиях гололёда эффективнее и надёжнее использовать шипованную резину, которая при торможении использует не только имеющиеся протектор и ламели, но ещё и свои шипами.

Другие записи по теме:

autowestnik.ru

Как работает "липучка" (фрикционные зимние шины)?

Честно говоря, ответ на этот вопрос будоражил и мое сознание некоторое время назад. Ну хорошо, есть на зимней шине ламели, и что? Резина по льду так же хорошо скользит, как и мокрое мыло по умывальнику, физику, как говорится, не обманешь. С другой стороны, здравый смысл подсказывал, что не могут топовые производители шин выпускать откровенную пустышку, а значит есть решение, о котором я просто не догадываюсь. Именно эти мысли и “заставили” меня более подробно разобраться в вопросе.

“Липучка”

Все вы прекрасно знаете, что зимние шины делятся на две основные группы – шипованные и нешипованные шины. С шипами все понятно: по снегу гребет протектор, по льду – шипы, обеспечивая стабильное и прогнозируемое сцепление колес с дорогой.

112233

С нешипованными шинами, в народе их еще называют “липучками”, дело обстоит несколько сложнее. Забегая вперед, отмечу, что слабое место липучки – лед, но давайте все по порядку.

67867867

Рыхлый снег

Когда авто едет по снежной целине, основное тяговое усилие обеспечивается за счет агрессивности протектора и его глубины. В месте контакта образуется спрессованный слой, часть которого находится в межблоковом пространстве протектора, с помощью него и происходит зацеп. Важно, чтобы шины хорошо самоочищалась и протектор мог “переварить” раз за разом большие порции снега, не закапываясь. В данном случае ламели играют второстепенную роль, хотя их вклад тоже важен.

5676765

Ламели – это мелкие прорези на блоках профиля шины. Основная их задача – раскрываться в пятне контакта в определенном направлении, повышая мягкость и податливость протектора “обхватывать” дорожное полотно. Таким образом обеспечивая лучшее тяговое усилие шины.

555

Снежная каша

Бывает разной в зависимости от условий: от очень водянистой до весьма плотной. Основная задача шины эффективно ее отводить, чтобы авто резко не теряло управляемость. За это в зимней шине (липучке) отвечает протектор, а именно продольные и V-образные канавки, через которые естественным путем вытесняется и “выплевывается” снежный кисель.

Укатанный снег

Данный вид покрытия весьма коварен, ведь бывает разной толщины и часто скрывает под собой лед. При преодолении шиной укатанного снежного покрова, на первый план выходят ламели, протектор и мягкость шины.

22444566

Ламели позволяют лучше обхватывать поверхность, в то время как протектор позволяет оптимально углубляться до “нужной” плотности снега. В совокупности это позволяет топовым “липучкам” показывать отличный результат.

Лед

Для фрикционной резины это самое большое испытание, ведь простая резина отлично скользит по поверхности льда.

5475675676

Почему так происходит? Все просто. Гладкая и плотная по своей структуре резина соприкасается с гладким льдом. В процессе взаимодействия сверхтонкий верхний слой льда мгновенно тает, образовывая тончайшую водяную пленку. В результате условия для скольжения становятся просто идеальны.

Какие фишку придумали производители шин, чтобы фрикционные шины имели право на жизнь?

  1. Микрочастицы

Суть данной технологии заключается в том, что в специальную эластичную смесь резины добавлено несметное количество микроскопических частиц. Они впиваются в пятне контакта в обледенелое покрытие, словно миллионы маленьких шипов. Такая технология, кстати, используется в шинах Nokian Hakkapeliitta R2. Подробней на фото (не реклама).

Nokian-Cryo-Crystal-consept-Nokian-HKPLR2-720px

2. Микропоры

Идея данной технологии заключается в том, чтобы максимально избавиться от водяной микропленки (той самой, что улучшает скольжение на любой поверхности, особенно на льду) и буквально присосаться к поверхности. Кстати, отсюда и пошло название “липучка”.

Как это возможно? Представьте, создается мягкий пористый состав резины, на поверхности которого в большом количестве хаотично “разбросаны” микропоры. В момент наезда протектора на дорожное полотно, водяная микропленка тут же вытесняется в имеющиеся в резине микропоры, причем закупорившись, создается эффект присоски. Таким образом резина максимально взаимодействует с поверхностью, значительно повышая фрикционные свойства.

Такая технология используется, к примеру, в шинах Bridgestone.

Как видите, прогресс не стоит на месте и “липучка” медленно, но уверенно становится все лучше и лучше. Но если быть максимально объективным, на чистом льду, при определенных условиях, “липучка”, увы, не сможет соревноваться с шипами. Брутальное железо (шипы) решает.

Итоги

Уверен, вы поняли как в принципе работает “липучка”. Хочу обратить ваше внимание на то, что отличные зимние шины – это шины, имеющие как минимум хорошие сцепные свойства на всех возможных вариантах зимней дороги. Такая сбалансированность – это симбиоз правильно подобранной резиновой смеси, протекторов, множества разновидностей ламелей, технологий и конструкции шины. Как правило, такой правильный “букет” наблюдается у топовых шинных производителей, а значит хорошие зимние шины априори не могут быть дешевыми. Так что при выборе зимних шин не ведитесь на красивые истории продажников, мол, есть вот такая бюджетная шина, о которой никто, кроме них, не знает, она за мизерные деньги аналогична топовым моделям ведущих шинных производителей. Не давайте себя “лопшать” и помните, что хорошие шины – это в первую очередь ваша безопасность.

Система Orphus

veddro.com

Какая резина лучше шипованная или липучка

Рубрика: Диски и шины  |  Дата публикации: 7 ноября 2016  |  Один комментарий

 Фрикционная резина или липучка? В чем ее отличие от обычной резины? И в чем отличие липучки от шипованной резины?

shipovannaya-resina-ili-lipuchka

Многие водители инстинктивно не доверяют таким зимним шинам – ведь шипов на ней нет, как она будет цепляться за лед?

Но оказывается все дело в составе фрикционки. Поверхность таких шин сделана из особого состава. Она имеет множество микропор – их задача в отводе мелкой водяной пленки, которая появляется при соприкосновении горячей резины и льда. Верхний слой липучки с шероховатостью, за счет этого нет скольжения по льду. Вернее, почти нет. По сравнению с шипами, этот слой (фрикционный) цепляется за лед благодаря специальному составу и всевозможным прорезям. Понятно, что шипы за счет своей твердости сделают это лучше. На 15-20%. И при температуре до -20 градусов Цельсия. При температураж ниже 20 поведение вечно спорящих резин сравнивается. Шипы уже не способны расколоть твердый лед, а резина шипованных шин при морозе сильнее дубеет и не подстраивается под  дорожное покрытие. А вот липучка, благодаря спецсоставу резины остается мягкой и полностью сохраняет свои свойства.

И нужно отметить, что рисунок протектора – направленный, имеющий множество ламелей — прорезей, способных создавать более сильное тяговое усилие.

То есть проблемное место липучки – это лед. На снегу она отлично себя чувствует, так же, как и шипованная шина. Ведь на снегу важна высота протектора, не фрикционный слой и не шипы. А вот в теплую погоду, с лужицами и снежной кашей – она лучше всех. Нет металлических вставок – сцепление лучше. Улучшен отвод каши и воды из-под колеса. И еще она бесшумная по сравнению с шипованной.

Поэтому в большинстве европейских странах шипованная резина запрещена законом – необходимости в ней практически нет, а дорожное покрытие страдает.

Итак, если вы живете в малоснежной местности, а особенно, если в городе, дороги которого, естественно, поливают реагентами при наледях, то необходимости в шипах у вас просто нет. Зато вам придется постоянно сталкиваться со снежной кашей – а фрикционка справится с ней намного эффективнее, чем шипованная шина.

drivedrom.ru

Выбор типа зимней резины: шипованная и фрикционная

 

Выбор типа зимней резиныКаждому, кто хоть раз покупал зимнюю резину, а таких, хотелось бы надеяться, подавляющее большинство, знакомы муки выбора между шипованной покрышкой и так называемой «липучкой. Последняя получила широкое распространение в Европе, где автомобильной безопасности уделяют немалое внимание, однако насколько обосновано ее применение в наших дорожно-климатических условиях?

Европейская зима напоминает нашу позднюю осень – холодную, противную, но самое главное – сухую и бесснежную. Действительно, в таких условиях шина без шипов демонстрирует себя великолепно, однако мы берем резину не на осень, и даже не для переезда в Европу, поэтому давайте поговорим предметно.

Зимняя «управляемость

«Мороз и солнце и, конечно, снег – за это и любит зиму большинство людей. И именно за это ее не следует любить водителям.

Во-первых, скапливающийся на проезжей части снег довольно быстро превращается в прочную корку, а затем и в лед. Обе эти поверхности схожи по свойствам – они чрезвычайно скользкие, притом, снег еще и не стабилен: он может трескаться, срываться. Одним словом, картина не самая радостная. Во-вторых, при падении температуры воздуха автомобильная покрышка также меняет свои свойства. Разработанная для теплых летних условий резиновая смесь «дубеет, пятно ее контакта с дорогой уменьшается, в результате чего сцепление падает. В третьих, яркое зимнее солнце в течение дня прогревает поверхность дороги, образуя на без того скользкой поверхности тонкий слой воды.

Говорить о полном контроле автомобиля в таких условиях вряд ли будет уместным. Скорее речь пойдет о том, как сохранить максимум от былой летней управляемости. Пойдем по порядку.

Грубая сила: шипы

Роль шипа в зимней покрышке состоит в том, чтобы разрушать снежно-ледовую поверхность, «вгрызаться в нее, обеспечивая машине сцепление. Наверняка, все замечали, что каждый шип на протекторе размещается в отдельном посадочном гнезде. Сделано это специально – в момент, когда шип попадает на дорогу, окружающая его пластичная резина продавливается, позволяя ему выступить наружу, за счет чего достигается двойной эффект – параллельно с разрушающим воздействием шипа сохраняется максимальное пятно контакта покрышки.

Таким образом, гибкость применяемой резины играет огромную роль. Если она не среагирует на давление, то выступ шипа будет слишком мал для достижения достаточного эффекта. При этом использовать слишком мягкую резину производители также не могут – она попросту не удержит корпус шипа. Особенно печально все выгляди при температуре за -20: пригодная для удержания шипа резиновая смесь становится настолько твердой, что тормозной путь ее начинает стремительно расти.

Технологичное решение: липучка

Липучка, а иначе говоря, фрикционная шина, действует несколько иначе – она не разрушает снежно-ледовую корку, а пытается «ухватиться за нее. Для достижения обозначенной цели при производстве фрикционных шин применяют резиновую смесь, сохраняющую эластичность даже при температуре ниже -25 градусов.

Рисунок протектора в данном случае также имеет ряд особенностей: на ламели и плечевую область наносится множество бороздок, обеспечивающих эффективный отвод воды и снега из рисунка протектора, при этом поверхность боковых сторон ламелей – идеально гладкая, что не позволяют снегу задерживаться в углублениях.

Шипованная или фрикционная?

Поскольку с основными особенностями обоих типов зимних покрышек мы разобрались, то самое время определиться, что же подойдет именно для нашего случая. Исходя из позиции инженеров Nokian, главный критерий – это индивидуальные предпочтения в вождении, однако безоговорочно согласиться с ними нельзя. Может для Финляндии все обстоит именно так, однако у нас в стране не меньшую, а возможно даже и большую роль играют дорожно-климатические условия.

С одной стороны – это обильные снегопады, после которых дорога покрывается укатанной снежной коркой. На таком покрытии эффективность торможения шипованных шин может превышать показатели их тихих конкурентов почти на 90%.

фрикционная зимняя резина

С другой стороны – на улицах наших городов снег убирают не только с помощью спецтранспорта, но и путем применения химических реагентов, которые не только активно растворяют замерзшие осадки но и покрывают дорожной полотно тонкой жирной пленкой. Для мягкой резины такие условия особых проблем не создают, чего нельзя сказать о шипованных шинах. Изготовленные из металла шипы великолепно скользят по масляной пленке, увеличивая длину тормозного пути в среднем на 10%.

Казалось бы, городской житель должен предпочесть более комфортную и безопасную для городских улиц «липучку, однако все не так просто. Вряд ли хоть один город в нашей стране вправе похвастаться дорожной сетью, полностью свободной от снега, поэтому и быть уверенным в том, что за следующим поворотом не ждет ледяная корка или снежное полотно, категорически не следует. Как видите, несмотря на тишину фрикционных покрышек, они не гарантируют стабильного сцепления, вынуждая водителя постоянно контролировать состояние дорожного полотна, быть в напряжении, так что о комфорте здесь говорить не совсем уместно.

А что до европейской популярности липучек, то вызвана она, прежде всего, полным или частичным (зависит от конкретной страны) запретом на шипы, а никак не стремлением к безопасности.

avtooverview.ru


Смотрите также