крути педали...

Типология автомобильных шин: шины летние, зимние, всесезонные и повышенной проходимости. Зимние повышенной проходимости шины


Шины повышенной проходимости и их особенности

В данной статье мы поговорим о шинах повышенной проходимости. 

Для машин с внедорожной направленностью имеется собственная линейка шин. Ведь даже обладая полным внедорожным арсеналом в виде полного привода, пониженных ступеней, а также блокировок, машина не способна противостоять бездорожью с обычными шоссейными покрышками.

 

 

Шины повышенной проходимости (виды)

Существует несколько основных типов шин повышенной проходимости, отличающихся конструкцией протектора:

{typography list_number_bullet_red}1. С универсальным рисунком;||2. С зимним рисунком;||3. Грязевые покрышки.{/typography}

Покрышки, имеющие универсальный протектор повышенной проходимости, имеют обозначение на боковине АТ (ALL TERAIN). Такой протектор имеет достаточно широкие поперечные и продольные прорези, которые обеспечивают хорошее сцепление с мягким грунтом, а также эффективное самоочищение шины от грязи. 

По сравнению с шоссейными моделями, такие шины обеспечивают намного более высокую проходимость. {typography legend_blue}Улучшенные качества на бездорожье приводят к некоторым недостаткам при эксплуатации на обычных дорогах. Износ протектора описанных покрышек увеличивается на 10-15 %. Кроме того, несколько возрастает шумность при езде, особенно на высоких скоростях.{/typography}

Шины повышенной проходимости, имеющие зимний протектор, оснащены специальными блоками, площадь которых в месте контакта с дорожным покрытием достигает 60-70 %. Такие шины предназначены для заснеженных, рыхлых, грязных дорог. В таком случае данные покрышки во многом превосходят дорожные и универсальные модели.

{typography legend_blue}Как и в случае с универсальными шинами, зимние имеют повышенный износ на асфальтовом покрытии. Кроме того, в результате значительного увеличения сопротивления качению, возрастает шумность и расход горючего.{/typography}

Грязевые шины предназначены для постоянной езды на проселочных дорогах и полному бездорожью. Обычно они маркируются обозначением MT (MUD TERRAIN).

Такие шины имеют небольшую площадь контакта, но взамен оснащены высокими грунтозацепами. Они отлично справляются с мокрым черноземом, снегом и пр.

Конечно, эксплуатировать такие покрышки лучше исключительно в указанных условиях. {typography legend_blue}При езде по асфальту, благодаря небольшой площади контакта, износ возрастает в 2 раза. Настолько же возрастает сопротивление качению, что приводит к резкому ухудшению управляемости.{/typography}

Как видим, существует несколько типов шин повышенной проходимости.

Универсальные покрышки лучше использовать тем, кто ездит в городе и иногда выезжает на природу.

Зимние шины лучше применять по сезону, а грязевые предназначены для настоящих «гурманов», любящих колесить по откровенному бездорожью.

Шины повышенной проходимости

auto-observer.ru

Шины высокой проходимости - Страница с информаций по шинам

Шины повышенной проходимости (50%-дорога, 50%-бездорожье,100%-активный отдых) - прочные шины для уверенного передвижения по пересеченной местности. Существует несколько видов протекторов шин повышенной проходимости

 

Универсальный рисунок протектора шины.

 

Имеют маркировку АТ и расшифровывается как ALL TERAIN. Это протектор, на котором канавки между составляющими элементами довольно широкие в продольном и поперечном направлениях. Такая модель протектора обеспечит неплохое сцепление с мягким грунтом, он в большой степени выигрывает у дорожных (шоссейных) шин, так как способен лучше очищаться от грязи, оставляя на земле рельефный след.

 

Но есть и свои минусы, износ такого протектора на твердом покрытии увеличивается на 10—15 процентов в сравнении с дорожными шинами (здесь для сопоставления берется пробег автомобилей с равными скоростями), кроме этого, существенно увеличивается шумность при эксплуатации таких шин на асфальтовых дорогах; используя такие виды покрышек нужно ездить на меньшей скорости.

 

Зимний протектор шин.

 

Представляет собой определенного вида блоки, общая площадь которых в пятне контакта протектора покрышки с дорогой приблизительно равна 60—70 процентам. Зимние шины лучше всего эксплуатировать на рыхлых, грязных, мокрых и снежных дорогах, где шины с универсальным и дорожным протекторами не гарантируют достаточно хорошего сцепление с дорожным покрытием.

 

На сухом и твердом покрытии износ зимних шин становится неравномерным и происходит еще интенсивнее, чем с универсальным или дорожным протектором. Очень хорошо это заметно в летнее время, когда температура шины возрастает. Также заметно возрастает сопротивление качению, что приводит к повышенному расходу топлива и шумность. Многие модели зимних шин предусматривают установку шипов в специальные отверстия.

 

Грязевые шины.

 

Маркируются как MT - MUD TERRAIN. Рассчитаны на постоянную эксплуатацию автомобиля по бездорожью и на проселочных дорогах. Шины для грязи характерны широким и глубоким шагом рисунка протектора, разработанным с тем, чтобы захватывать грязевые поверхности. Большой открытый шаг рисунка протектора позволяет грязи быстро очищаться с поверхности шины при движении.

 

Шины для грязи обычно шире, чем другие шины - для того, чтобы распределить вес транспортного средства по большему участку контакта, и препятствовать транспортному средству погружаться в грязь слишком глубоко. Рисунок протектора обеспечивает не большую площадь сцепления пятен контактов с дорожным покрытием и большую высоту грунтозацепов. Рекомендуемое применение таких шин: мокрый чернозем, влажная луговина и снежная поверхность, такие шины беспрепятственно справляются с этими видами дорожного покрытия.

 

Но при применении на твердых покрытиях дороги износ протектора шины почти в два раза больше по сравнению с дорожными шинами. Связано это с тем, что в шинах повышенной проходимости площадь пятна контакта с поверхностью дороги вдвое меньше ровно настолько же снижается и безопасная скорость движения по сравнению с рекомендованными скоростями для дорожных или универсальных шин. Сопротивление качению и шумность также в несколько раз больше в сравнении с шинами с дорожным протектором.

Вездеходные шины.

 

Вездеходные шины используются на тракторах и грузовиках. Такие шины часто имеют очень жёсткие боковые стены для большего сопротивления проколам, при путешествии по бездорожью. Шаг протектора на них имеет более широкий интервал, чем у всесезонных шин.

 

В вездеходной категории шин, большинство шин разработаны прежде всего для использования на всех дорогах и любых типах дорожных покрытий, при любых погодных условиях - особенно это касается тех шин, которые первоначально продаются с транспортным средством.

Руководствуясь всем вышеперечисленным, специалистами НИИ шинной промышленности были сделаны следующие рекомендации:

  1. При условии, что автомобиль постоянно эксплуатируется в городских условиях или за городом на дорогах с усовершенствованным покрытием, пользуйтесь покрышки с дорожным рисунком.
  2. Если эксплуатация происходит в смешанных условиях, где преобладает сухой климат (в городских и сельских дорожных условиях), пользуйтесь шинами с универсальным рисунком; в условиях сырой, дождливой погоды —шинами с зимним рисунком протектора.
  3. При постоянной эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья и на сельских проселочных дорогах используйте грязевые шины.

Дата публикации: 2011-09-19; Категория: Автошины

avtashan.ru

Зимние шины для бездорожья — что можно поставить, смотрим шипованные и нешипованные модели

Перемещение в зимнее время за пределами дорог — удовольствие не из легких. Осуществить его на обычной малолитражке или моноприводном кроссовере не так-то и просто. В статье речь пойдет выборе шин для передвижения по бездорожью, на автомобилях, для которых не страшен ни снег, ни лед, ни грязь.

А в чем сложность собственно

Казалось бы, устанавливай грязевые шины на свой авто, и рассекай по заснеженным полям и лесным неубранным дорогам. Либо покупай универсальные A/T и не забирайся в самые дебри. Но не тут-то было, одинаково хорошо работающего и в мороз и летом решения нет. A/T универсален к дорожному покрытию, но не к сезону. Иначе промышленность бы не «заморачивалась» с зимними и летними шинами.

А настоящий M/T при температуре близкой к нулю на мокром асфальте просто не тормозит. Такая резина задубевает и перестает быть эластичной. На укатанном снегу или льду грязевые шины скользят, как хоккейная шайба во время игры.

Наглядно бесполезность M/T шин зимой можно увидеть в этом ролике:

Может быть, грязевая резина хорошо бы работала в слякоти и воде, цепляясь под ней за холодный грунт. Но такая зима России не свойственна. Мороз в РФ — это температура ниже, чем минус 10, и в таких условиях о воде и грязи речь не идет.

Возможно, она бы и работала лучше, если стравить ее до минимума, но ведь до места прокатки на ней еще нужно доехать по асфальту, за который она отказывается цепляться.

Большинство участников различных OFF-road форумов предпочитают зимние шины. К тому же сдуть можно и их.

Колеса желательно устанавливать максимально большого размера. Низкий автомобиль быстро соберет перед собой большой сугроб по снежной целине и встанет, на больших шинах машина пройдет, естественно, больше. Резину нужно выбирать высокопрофильную, которая, если ее сдуть, работает подобно гусенице, сильно повышая проходимость автомобиля и снижая его шансы зарыться по самые «уши».

Зимняя резина для бездорожья должна иметь мелкий и частый рисунок, но более глубокий и агрессивный, чем у обычной зимней шины.

Кроме того, резина для зимних экспедиций не должна бояться стравливания давления и ударов. В общем, не все шины для внедорожников справятся с этой задачей. Шипы на них — дополнительный плюс.

Так что же выбрать?

Рассмотрим наиболее подходящие модели шин для зимнего бездорожья.

Нешипованные

Yokohama Geolandar I/T G072

Японская фрикционная шина для внедорожников и спортивных кроссоверов. Хорошое большое пятно контакта способствует повышению управляемости и курсовой устойчивости. Новый профиль плечевых блоков с изменяющимися углами наклона противодействует боковому сносу и способствует увеличению срока ее службы. С помощью объемных 3Д-ламелей повышается сцепление со льдом и влажным дорожным покрытием. Хорошо подойдет на большие внедорожники, типа Toyota LC 200, LC Prado, Chevrolet Tahoe и подобные.

На практике шина реально проходимая по снежной целине, в каше и по рыхлому снегу, хорошо поднимается на ледяную горку. Покрышка устойчива к деформации и долго изнашивается.

Dunlop Grandtrek SJ-6

Английские нешипованные зимние шины для внедорожников, пикапов и кроссоверов с V-образным симметричным направленным рисунком. У шины большое контактное пятно, что большой плюс при передвижении по зимнему бездорожью. При этом пятно будет иметь десятиступенчатый профиль. Низкое сопротивление качению еще одно ее положительное качество.

Множественные кромки, формируемые блоками протектора, позволяют шине цепляться за любое, даже самое скользкое покрытие. Шина отлично гребет по неустойчивому сыпучему грунту. С помощью массивных плечевых четырехугольных блоков легко преодолевается глубокий снег.

Владельцы внедорожников отмечают износоустойчивость и проходимость этих шин в грязи, в снегу и на льду.

Bridgestone Blizzak DM-Z3

Можно сказать, что эта шина создана с учетом преимущественной эксплуатации на снежном покрытии. Разработчик впервые применил особую компьютерную технологию, которая разработала протекторный рисунок максимально продуктивный на снежной поверхности.

Агрессивный и направленный протекторный рисунок и инновационный дизайн боковины — японские инженеры добились увеличения управляемости одновременно с увеличением проходимости. Трехмерные блоки новой формы позволяют протектору глубже проникать в снег, повышая проходимость.

Резина очень износостойкая, неплохо держится на льду. Некоторые автолюбители выигрывали на ней джип-спринты, включающие участки со снежной целиной и грязью.

Жалоб на шумность не выявлено.

Yokohama Geolandar I/T-S G073

Зимняя нешипованная модель. С помощью новейших технологий разработчиками были улучшены характеристики сцепления со льдом и снегом. Резина мягкая, с мощным центральным ребром и зигзагообразными стенками. Инженеры заявляют о сбалансированности сцепления снегу, на мокрой и сухой поверхности. Для преодоления снежной целины шина оснащена мощными плечевыми блоками с дополнительными зацепами. Японцы улучшили показатели очистки шины от снега и слякоти. По заявлению производителя эта резина обладает максимальным кромочным эффектом и проходимостью в снегу и слякоти.

Любители покатать по пересеченной местности зимой подтверждают — эти шины выгребают везде, где угодно. А вот к поведению на льду у автомобилистов есть нарекания. Но, не стоит ждать от «липучки» качеств шипованной резины.

Kumho I`ZEN RV KC 15

Эта резина от корейского производителя создана для внедорожников и полноприводных кроссоверов, которые передвигаются преимущественно по снежным дорогам. Протектор ассиметричный с большим количеством блоков. В плечевых зонах находятся зигзагообразные ламели, которые улучшают сцепление со снежным покрытием.

Как бюджетный, это вполне сносный вариант, по отзывам автовладельцев 3,5 из 5 баллов. Многим не нравится ее сцепление со льдом и укатанным снегом. Хвалят шину за мягкость и малошумность.

Michelin Latitude X-Ice Xi2

Эта модель создавалась специально для стран, где дороги всегда покрыты снегом. Инновационный протекторный рисунок V-образной формы хорошо цепляется за лед и мокрый асфальт. Часть ламелей заменили микропорами, что способствовало сокращению тормозного пути автомобиля. На рыхлом снегу протектор образует эффект гусеницы, что сильно повышает проходимость внедорожника.

На практике резина довольно тихая, хорошо гребет в сугробах. Но вот на льду и в слякоть тормозить надо очень осторожно, иначе можно догнать впередиидущий автомобиль.

Шипованные

Nokian Hakkapeliitta 8 SUV

Одно из самых дорогих предложений на рынке. Модель предназначена исключительно для авто повышенной проходимости. Наличие шипов позволяет шине двигать по льду, как по асфальту. И точно также тормозить. Причем наличие шипов не делают эти покрышки шумными. Неоспоримыми достоинствами этой модели является управляемость на льду и снегу. В многочисленных тестах Хаккапелита 8 занимала первые места.

По отзывам автовладельцев шина по снегу «гребет как положено». Недостатками кто-то называет шумность. Но тут почему-то мнения противоречивы 50 на 50: кто-то считает ее тихой.

Michelin Latitude X-ice North

Эта резина предназначена для внедорожников и пикапов, которым нужна повышенная проходимость зимой. Протектор шины — симметричный V-образный, дающий шине множество преимуществ, среди которых эффективное торможение на льду и снегу. Отличную тягу в снегу и на льду обеспечивают многочисленные острые грани, образованные блоками протектора. Двунаправленные ламели добавляет еще острых граней протектору, и шина еще эффективнее работает в снегу.

По отзывам резина очень износостойкая, показывает высокую проходимость по глубокому снегу и каше, в сильные морозы не дубеет, дорогу держит хорошо.

Nokian Hakkapeliitta LT2

Шипованные шины для легкогрузового транспорта. Отлично подходит и для тяжелых джипов, многие устанавливают на отечественный УАЗ-Патриот. Хорошо гребут по снегу, и также хороши на шоссе. Очень износостойкая модель с усиленным каркасом. Выделить по отзывам какие-то типичные недостатки не представляется возможным.

TOYO Open country I/T

Глядя на протектор этой шины понимаешь, что вот она — зимняя шина для бездорожья! Агрессивный направленный симметричный рисунок со 120 шипами не дает автомобилю застрять в любых зимних приключениях. Шина одинаково хорошо прорубает целину, преодолевает скользкие горки и держится на трассе. Резина не дубеет на сильном морозе, не теряет интенсивно шипы, Из недостатков выделяется шум и неустойчивое поведение на скорости в снежной каше.

Cooper Discoverer M+S

Эти американские шины с опциональной ошиповкой предназначены для мощных внедорожников, владельцы которых часто передвигаются по снегу и льду. Современные решения снижают риск аквапланирования на мокром асфальте, сокращают торможение на ледяной поверхности и эффективно очищают шину от забившегося снега. Настоящая резина для бездорожья.

Модель очень популярна у отечественных владельцев внедорожников. Хвалят ее за то, как она «гребет» по снегу, ведет себя на трассе, за хорошую износоустойчивость. Из недостатков отмечается жесткость и шумность.

shiny-info.ru

Шины повышенной проходимости и их особенности

В данной статье мы поговорим о шинах повышенной проходимости. 

Для машин с внедорожной направленностью имеется собственная линейка шин. Ведь даже обладая полным внедорожным арсеналом в виде полного привода, пониженных ступеней, а также блокировок, машина не способна противостоять бездорожью с обычными шоссейными покрышками.

 

 

Шины повышенной проходимости (виды)

Существует несколько основных типов шин повышенной проходимости, отличающихся конструкцией протектора:

{typography list_number_bullet_red}1. С универсальным рисунком;||2. С зимним рисунком;||3. Грязевые покрышки.{/typography}

Покрышки, имеющие универсальный протектор повышенной проходимости, имеют обозначение на боковине АТ (ALL TERAIN). Такой протектор имеет достаточно широкие поперечные и продольные прорези, которые обеспечивают хорошее сцепление с мягким грунтом, а также эффективное самоочищение шины от грязи. 

По сравнению с шоссейными моделями, такие шины обеспечивают намного более высокую проходимость. {typography legend_blue}Улучшенные качества на бездорожье приводят к некоторым недостаткам при эксплуатации на обычных дорогах. Износ протектора описанных покрышек увеличивается на 10-15 %. Кроме того, несколько возрастает шумность при езде, особенно на высоких скоростях.{/typography}

Шины повышенной проходимости, имеющие зимний протектор, оснащены специальными блоками, площадь которых в месте контакта с дорожным покрытием достигает 60-70 %. Такие шины предназначены для заснеженных, рыхлых, грязных дорог. В таком случае данные покрышки во многом превосходят дорожные и универсальные модели.

{typography legend_blue}Как и в случае с универсальными шинами, зимние имеют повышенный износ на асфальтовом покрытии. Кроме того, в результате значительного увеличения сопротивления качению, возрастает шумность и расход горючего.{/typography}

Грязевые шины предназначены для постоянной езды на проселочных дорогах и полному бездорожью. Обычно они маркируются обозначением MT (MUD TERRAIN).

Такие шины имеют небольшую площадь контакта, но взамен оснащены высокими грунтозацепами. Они отлично справляются с мокрым черноземом, снегом и пр.

Конечно, эксплуатировать такие покрышки лучше исключительно в указанных условиях. {typography legend_blue}При езде по асфальту, благодаря небольшой площади контакта, износ возрастает в 2 раза. Настолько же возрастает сопротивление качению, что приводит к резкому ухудшению управляемости.{/typography}

Как видим, существует несколько типов шин повышенной проходимости.

Универсальные покрышки лучше использовать тем, кто ездит в городе и иногда выезжает на природу.

Зимние шины лучше применять по сезону, а грязевые предназначены для настоящих «гурманов», любящих колесить по откровенному бездорожью.

Шины повышенной проходимости

auto-observer.ru

Зимние шины с повышенной проходимостью и шины с шипами: плюсы и минусы |

Найти идеальные зимние шины, которые бы показывали превосходные результаты на любом из дорожных покрытий невозможно. Каждый из их видов специально предназначен для определенных условий езды. Поэтому нельзя добиться их полной универсальности. В поиске наиболее подходящей резины, стоит обратить внимание на шины yokohama, представленные в широком ассортименте. Автомобилисты смогут подобрать для своего четырехколесного друга наиболее подходящий вариант.

Если автолюбителям предлагают универсальные зимние покрышки, стоит обратить внимание, что они будут иметь меньше достоинств, нежели их аналоги. Необходимо выбирать изделия, которые обладают средними показателями для различных дорожных условий. Найти товар с подходящей характеристикой можно, посетив сайт www.sibtyre.ru с большим выбором покрышек проверенных производителей. В первую очередь водителю придется сделать выбор между шипованными и нешипованными шинами.

Необходимы ли шипы?

Зимняя резина с шипами обладает некоторыми характерными особенностями, с какими стоит ознакомиться перед приобретением.

Преимущества применения:

  • достижение хороших показателей сцепления на льду или укатанном снегу, что позволяет получить легкую управляемость;
  • высокие показатели динамичности, возможность уверенно разгоняться и минимальный тормозной путь.

Однако наличие шипов еще не гарантирует того, что они будут иметь перечисленные преимущества. Большое значение также имеют и другие факторы:

  • качество дорожного покрытия;
  • температура воздуха;
  • конструктивные особенности покрышек;
  • рисунок протектора;
  • химический состав резины.

Безусловно, зимние шипованные шины имеют и недостатки:

  • ухудшается сцепление на мокром и сухом асфальте, что способствует усложнению управляемости при данных дорожных условиях и увеличению степени износа резины;
  • увеличение тормозного пути на сухом асфальте;
  • не рекомендовано использовать неопытным водителям на рыхлом снегу.

Из этого можно сделать вывод, что стереотип, о том, что шины с шипами более безопасны, является заблуждением. Чтобы достичь надежности в процессе вождения, стоит знать, какими сильными и слабыми сторонами обладает зимняя резина данного типа. Благодаря наличию опыта в данном вопросе можно избежать массы ошибок. Если водитель имеет недостаточно знаний и практических навыков в вождении в зимний период, он может оказаться в затруднительной ситуации.

Повышенная проходимость

Выбирая шины с высокой проходимостью, стоит обратить внимание на то, что они должны обладать глубокие и широкие ламели, которые ориентированы поперек изделия, а также крупные блоки протектора. Подобный рисунок протектора способствует более эффективному забору снега и может применяться в условиях полного бездорожья.

Данный вид зимних шин пользуется большим спросом, так как водители нередко сталкиваются с плохим качеством дорожного полотна. Кроме того в зимнее время дорожные службы не справляются со своевременной уборкой снега, слой которого в результате может превратиться в снежные отвалы с внушительной высотой. Однако шины с высокой проходимостью имеют следующие недостатки:

  • сложность управления машиной на асфальте;
  • высокий уровень шума;
  • неэффективность торможения на сухом дорожном покрытии.

Автомобилистам следует найти компромисс и самостоятельно выбрать зимние шины. При этом следует учитывать, какие дорожные условия преобладают в зимнее время в их регионе. Рекомендовано выбирать продукцию от ведущих производителей, хорошо зарекомендовавших себя на автомобильном рынке.

obzorcars.ru

Средства повышения проходимости автомобилей зимой

При эксплуатации автомобилей зимой их проходимость может быть ограничена снежными заносами на проезжей части дорог и ледяными переправами, значительным обледенением участков дорог, в том числе благоустроенных, особенно при наличии на них подъемов и спусков, участками снежной целины. Одно из средств повышения проходимости автомобилей — увеличение габаритных размеров шин.

Увеличения габаритных размеров шин достигают одновременным увеличением диаметра и ширины шины, увеличением ширины профиля шины без увеличения диаметра.

Для серийных автомобилей с формулой 4X2 наибольшее применение получили шины высокой проходимости с увеличенной шириной профиля при сохранении наружного диаметра. К ним относятся:

  • арочные шины
  • широкопрофильные шины

Широконрофильная шина и пневмокаток являются как бы растянутыми по ширине обычными шинами с высокими криволинейными боковыми стенками.

Арочная шина — шаровая оболочка без двух шаровых сегментов, кромки которой по месту отсечения указанных сегментов заделаны в бортовой части обода. При такой конструкции сечение принимает форму арки, которая обусловливает повышенную жесткость каркаса шин этого типа и малую интенсивность увеличения площади контакта при снижении внутреннего давления.

Недостатком отдельных типов арочных шин является увеличенное удельное давление по выступам грунтозацепов из-за малой насыщенности рисунка, что обусловливает плохую устойчивость автомобилей на обледенелых и скользких дорогах. Кроме того, арочная шина при заезде в замерзшую колею, проложенную автомобилями с обычными шинами, из-за большой ее ширины катится по острой кромке колеи и быстро отказывает в работе.

Однако удельное давление по всей площади отпечатка у арочных шин низкое, что существенно увеличивает проходимость автомобилей, оборудованных такими шинами, при движении по снежной целине и мягкому грунту.

Лучшими качествами при использовании на автомобилях в зимних условиях обладают широкопрофильные шины с комбинированным рисунком протектора, ширина которых не превосходит сдвоенных серийных шин.

Пневмокатки на колесных снегоходных автомобилях, обеспечивающие существенное повышение проходимости по снежной целине, пока находят ограниченное применение, так как требуют конструктивных изменений автомобиля создания устройств для поворота и привода колес.

Наибольший эффект в повышении проходимости автомобилей по снегу достигается при одновременном увеличении ширины профиля шин и регулировании внутреннего давления.

Наряду с повышением проходимости значительно улучшается топливная экономичность и динамические качества автомобиля вследствие малого сопротивления качению тонкокаркасных широкопрофильных шин.

Из индивидуальных средств повышения проходимости наиболее широкое применение получили мелкозвенчатые цепи.

В целях дальнейшего повышения скорости и безопасности движения автомобилей при эксплуатации по зимним дорогам все более широкое применение находят специальные типы зимних шин, дополнительно оснащённые металлическими шипами.

Сцепление шины с поверхностью дороги зависит от характера рисунка и конструкции, протектора, величины удельного давления шины на поверхность дороги, типа и состояния дорожного покрытия. На сцепление шины с дорогой особенно оказывает влияние промежуточная среда, т.е. снег, вода, слой жидкой глины и др.

Характер снежного покрова определяет тип и форму рисунка протектора шины. Так, при движении автомобиля по глубокому снегу лучшие качества по сцеплению обеспечивают шины, имеющие крупный рисунок протектора. При движении по неглубокому снежному покрову, т.е. до 100 мм, лучшее сцепление обеспечивают шины с мелким рисунком протектора.

Учитывая переменный характер покрытия зимней дороги оптимальными шинами являются шины с комбинированным рисунком протектора, состоящего в средней части из мелкого рисунка и по краям из крупного. Для лучшего оцепления такой шины с поверхностью зимней дороги ее снабжают дополнительными средствами противоскольжения — металлическими шипами, которые при правильном подборе служат весьма эффективным средством улучшения оцепления шины с .поверхностью зимней, особенно скользкой дороги.

Шины с шипами противоскольжения имеют пробег до списания около 30—35 тыс. км в условиях загородной езды и около 50 тыс. км в условиях городской езды. Для увеличения тяговой способности грузовых автомобилей шипами снабжают шины ведущих колес, а при наличии двойных колес (парных), в первую очередь, внутренние колеса. Лучше оснастить шипами все задние колеса. На легковые автомобили устанавливают шины с шипами одного типа (на 4 колеса).

При езде по дорогам без покрытия в глубоком снегу наружные шины не оснащаются шипами, так как может возникнуть необходимость монтировать цепи на эти шины. Цепи же и шипы на одной и той же шине не применяются, так как цепи могут повредить шипы.

На тяжелых автомобилях-самосвалах грузоподъемностью более 10—12 т шипы противоскольжения применяются реже. В результате применения шипов противоскольжения в значительной степени сокращается тормозной путь и улучшается устойчивость автомобиля по обледенелой дороге.

Исследованиями, проведенными в НИИАТе в 1966—1967 гг. Ю, Михайловым, установлено, что у автомобилей ГАЭ-53А, имеющих шины с шипами, тормозной путь при скорости 30 км/ч составил 21 м, а у автомобилей, шины которых не имели шипов, достигал 39,5 м. На ледяной дороге автомобили с шинами без шипов теряли управляемость при движении со скоростью выше 16 км/ч, а у автомобилей, оборудованных шинами с шипами, потеря управляемости и боковые заносы наблюдались при скорости движения свыше 30 км/ч. При движении по дороге с твердым покрытием в сплошной гололед при температуре окружающего воздуха минус 1°С автомобили с шинами, оборудованными шипами, полностью обеспечивали движение и маневренность при скорости порядка 60 км/ч, в то время как автомобили с шинами без шипов вынуждены были снизить скорость движения до минимальной или остановиться.

Установка шипов в шинах увеличивает коэффициент сцепления на льду с 0,1 до 0,2, а на укатанной снежной дороге — с 0,2 до 0,35.

Из-за устранения буксования колес, лучшей маневренности и управляемости, повышения безопасности движения автомобилей, шины которых оборудованы шипами, средние скорости увеличиваются на 8—10%.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Типология автомобильных шин: шины летние, зимние, всесезонные и повышенной проходимости | Информационно-справочный портал Беларуси

Все мы прекрасно знаем, что летом можно ходить в кроссовках или босоножках, ботинки на толстой подошве - обувь зимняя, а демисезонные туфли позволяют себя сравнительно сносно чувствовать в любое время года. Точно так же и автомобильные шины условно подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Однако, в отличие от обуви, "сезонность" шин влияет не столько на комфорт пассажиров автомобиля, сколько на их безопасность. Поэтому выбор резины, соответствующей погодным условиям ее эксплуатации, является весьма важным, ответственным делом.

По "сезонному" параметру шины различаются, главным образом, типом рисунка протектора - наружной части шины, обеспечивающей ее сцепление с дорогой. Этот рисунок - результат не эстетических изысков конструкторов, производители стремятся разработать такой "орнамент", который позволил бы шине наилучшим образом работать в тех или иных условиях на дороге.

Летние шины имеют более "гладкий" рисунок - менее рельефные выступы, меньшая ширина и глубина канавок - что позволяет такой резине обеспечивать хорошую управляемость, низкий уровень шума и экономию топлива во время движения по ровным дорогам с твердым покрытием. Летние шины изготавливаются из резины более твердого состава, чем зимние, поэтому они более износостойки. В то же время на снегу и льду сцепные свойства летних шин резко падают: протектор сразу забивается снегом и грязью, резина "дубеет" и теряет необходимую "цепкость". При падении температуры до 5-8 °С стоит подумать о переходе на зимние шины.

Летние шины производятся с дорожным и более "грубым" универсальным протектором. Сегодня в классе летней резины выделяется также категория дождевых шин. Они позволяют значительно уменьшить вероятность аквапланирования - скольжения шины по водяной пленке, покрывающей мокрую дорогу, в результате чего автомобиль становится неуправляемым. Протектор дождевых шин по периметру разделен широким водоэвакуационным каналом, куда отводится вода из-под участка резины, контактирующего с дорогой. Это позволяет шине сохранять надежное сцепление с дорожным покрытием. Водоэвакуационных каналов может быть и два, особенно на широких низкопрофильных шинах.

В отличие от летнего, зимний рисунок протектора призван в первую очередь обеспечивать хорошие сцепные свойства шины на снегу и льду. Отсюда обозначение таких шин символами "M+S" - от "Mud+Snow" ("Грязь+Снег") - или пиктограммой "снежинка". Зимний протектор значительно более рельефный, с широкими и глубокими канавками и большим количеством мелких прорезей. Однако зимние шины не рассчитаны на использование летом. На сухом асфальте они, из-за высокого сопротивления качению, ухудшают управляемость автомобиля, вызывают повышенный расход топлива и сильно шумят. При этом износ таких шин на твердом покрытии происходит весьма интенсивно. Зимняя резина эффективна при температуре на улице от 5 °С и ниже.

Зимние шины бывают нешипованными и шипованными. Последние на обледенелой дороге наиболее эффективны, однако на сухом асфальте шипы, наоборот, ухудшают сцепление колес с дорожным покрытием. Впрочем, современные технологии позволяют максимально сблизить эксплуатационные качества шипованной и нешипованной резины.

Шины со всесезонным протектором - компромиссный вариант для тех, кто не желает "переобувать" свою машину со сменой поры года. Такие шины несут на боковине обозначение "AS" или "AW" - от "All saison" ("Любой сезон") или "All weather" ("Любая погода"). Рисунок протектора здесь похож на летний, но с большей рельефностью и глубиной канавок, большим количеством мелких прорезей. Это позволяет "всесезонкам" в некоторой степени сочетать "летние" и "зимние" характеристики - именно в некоторой степени, поскольку похвастаться высокими эксплуатационными свойствами такая резина, увы, не может. На асфальте она шумит больше и изнашивается быстрее, чем летняя, и в то же время проигрывает зимней по сцепным качествам на снегу и льду. При этом из-за большей сложности изготовления всесезонные шины дороже сезонных. Самая "рабочая" температура для всесезонной резины - от 10 °С до -10°С.

Возрастание требований к качеству автомобильной резины привело к тому, что сейчас в мире отходят от использования "всесезонок". Однако идея универсальной шины живет. Производители продолжают делать попытки создать такую шину, которая позволяла бы максимально расширить возможности ее эксплуатации. Например, появляются летние и дождевые шины с ограниченной возможностью их использования зимой или, наоборот, зимние шины с водоэвакуационным каналом. Причем производители подчеркивают отличие таких шин от скомпрометировавших себя "всесезонок".

В особую группу можно выделить шины повышенной проходимости, рассчитанные, в основном, на владельцев внедорожников. Рисунок протектора такой шины разреженный, с крупными недеформирующимися элементами, по краям она снабжена мощными грунтозацепами.

www.interfax.by